Андреев Л. «Кусака». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Л.Н.Андреев. Портрет работы В.А.Серова, 1907 г.
 
 
Иллюстрация Л. Г. Виноградовой к рассказу А. Н. Андреева "Кусака"
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ
(1871 – 1919)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 44
Л. Н. АНДРЕЕВ. «КУСАКА»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборатории Леонида Андреева». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев.

I. Краткий рассказ о писателе

Актуализация имеющихся знаний о Л. Н. Андрееве
:

— Какие произведения Л. Н. Андреева вам знакомы?

Какие из них вы читали самостоятельно? Расскажите о них кратко.

— Перескажите самые яркие эпизоды из рассказов Л. Н. Андреева «Весной», «Петька на даче», «Гостинец» (по группам).

Чем вас тронули эти рассказы? Какие проблемы в них поднимаются?

Краткий рассказ учителя о Л. Н. Андрееве с показом изображений дома-музея в Орле и включением сообщений учащихся о музее, портретах писателя и памятниках ему.

II. Чтение и обсуждение статей учебника «Леонид Николаевич Андреев» и «В творческой лаборатории Леонида Андреева» (см. статьи ниже)

— Какие писатели отмечали литературный талант Л. Н. Андреева?

— Кого защищал писатель в своих произведениях?

— Какие воспоминания детства и юности писателя отразились в его рассказах?

— Как характеризует Л. Н. Андреева то, что «он любил огромное» и «его дом был всегда многолюден»?

— Как Л. Н. Андреев писал свои произведения? Что удивляло К. И. Чуковского в его творческом процессе?

— Как Л. Н. Андреев помогал литераторам? Почему он «так деятельно отзывался сердцем на чужие печали».

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

II. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев

Групповая работа:

Группа 1. Глава I.


О чём этот рассказ? (Ответ дайте в двух-трёх словах.)

Прочитайте выразительно первый абзац главы.

Можно ли, не зная названия рассказа и его сюжета, понять, что речь идёт именно о собаке?

Можно ли предположить, что речь идёт о человеке? Обоснуйте свой ответ.

Оговорился ли писатель, сказав, что «у неё не было собственного имени», а не клички?

Какое сходство можно заметить между собакой и пьяным мужиком: во внешности, в поведении?

Прочитайте выразительно предпоследний абзац главы.

*Какие человеческие черты проступают в облике собаки? Что общего в душах мужика и собаки?

Какое время года изображено в главе I? Случайно ли это? Докажите своё мнение.

Озаглавьте главу I.

Группа 2. Глава II.

Перескажите кратко главу II.

Какие важные смыслы исчезают при кратком пересказе?

Почему Кусака вцепилась в платье Лёли: от злости, от страха, потому, что ненавидела людей, или по другой причине?

Что олицетворяет собой образ Лёли: красоту, молодость, доброту и др.? Продолжите этот смысловой ряд.

Прочитайте выразительно абзац со слов «Ночью собака подкралась...» до конца абзаца. Чьи ощущения передаёт писатель: собаки или человека? Обоснуйте свой ответ.

*Почему дачная природа делала людей добрее?

Расскажите, как Кусака привыкала к дачникам.

*Почему в ней становилось всё меньше черт злого человека и всё больше — доброй собаки?

Прочитайте выразительно последний абзац. Как понять выражения «у неё отняли её непримиримую злобу» и «ей больно было от непривычной ласки»?

Какое время года изображено в главе II? Случайно ли это? Докажите своё мнение.

Озаглавьте главу II.

Группа 3. Глава III.

Что, по мнению автора, необходимо для собачьего счастья? Что изменилось во внешности и в душе Кусаки?

Как Кусака «благодарила» людей за их доброту?

*Почему автор подчёркивает, что её любовь к людям была «бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях»?

Прочитайте выразительно последний абзац главы.

*Каков его обобщённый смысл?

Какое время года изображено в главе III? Случайно ли это? Докажите своё мнение.

Озаглавьте главу III.

Группа 4. Глава IV.

Прочитайте по ролям главу IV.

Какие необычные образы создаёт автор, рисуя природу?

*Как и почему меняются картины природы? Как изменения погоды передают состояние Кусаки?

Какие «человеческие» черты снова появляются в Кусаке? («...Смутно предчувствуя беду».)

*Какую роль играет эпизод с Илюшей?

Почему изображение мира людей начинается с образа пьяного мужика, а заканчивается образом Илюши? Каков этот мир?

Какое время года изображено в главе IV? Случайно ли это? Докажите своё мнение.

Озаглавьте главу IV.

Группа 5. Глава V.

Прочитайте выразительно главу V.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какой смысл имеет кольцевая композиция рассказа?

Какой изображена Кусака?

Сравните описание собаки с описанием в главе I.

*Какой символический смысл имеют выражения «свет ещё долго боролся с тьмою... но скоро уступил и он» и «казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь...»?

Прокомментируйте прямой и переносный смысл предложения «Наступила ночь».

*Докажите, что Кусака снова становится похожей на злого человека.

*Как это помогает понять смысл рассказа?

III. Гуманистический пафос произведения

Обобщающая беседа:


Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

О чём выла собака?

*Какую роль играет в рассказе образ времени?

Практическая работа

Вариант 1.


Составьте план сообщения «История Кусаки».

Сравните его с вариантом, предложенным учителем:

— Зло порождает зло.
— Злая, как люди.
— Страх, злоба и недоверие.
— Месть за обиды.
— Победа тепла и смеха над дикостью и страхом.
— Обретение имени, хозяев и возможности им служить.
— Она стала настоящей собакой.
— Приливы любви.
— Равнодушие и предательство.
— Боль и обида осенней ночи.
— Снова как человек.
— Отчаяние.

*Оцените вариант учителя и обоснуйте свои замечания.

*Вариант 2.

Проследите, в каких главах и в каком контексте встречается в рассказе слово смех и изображение веселящихся людей.

Какой это смех? Каковы причины этого веселья и смеха? Почему это важно для понимания идеи рассказа?

Заполните цитатную таблицу:
ТАБЛИЦА
Смех в рассказе «Кусака»
Глава
Цитата о смехе
Изображение веселящихся людей
Причины веселья и смеха
Выводы
I
        
        
        
        
II
        
        
        
        
III
        
        
        
        
IV
        
        
        
        
V
        
        
        
        



Обсуждение иллюстрации учебника к рассказу.

Ответ на вопрос и выполнение задания из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Итоговые вопросы:

О чём этот рассказ? Только ли о собаке и необходимости любви к животным? Обоснуйте свой ответ.

*В чём символический смысл рассказа?

Домашнее задание

Составить письменный пересказ «История Кусаки», ответить на вопрос «Какую роль играет в рассказе смех?»
или выполнить задание 1 из раздела учебника «Творческое задание» без вопроса про эпизод с Илюшей (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ о детстве, юности и работе В. В. Маяковского в РОСТА и сообщение о Государственном музее В. В. Маяковского в Москве (см. раздел учебника «Литературные места России»).

Подготовить выразительное чтение стихотворений Маяковского, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно (см. следующий урок).

Групповое задание.

Выполнить один из учебных проектов.

Проекты.

1) Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др. (по выбору учащихся).

2) Эскиз памятника Кусаке (см. задание 2 из раздела учебника «Творческое задание»).

Следующие уроки: М. Горький. «Детство» (главы) >>>




ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ
(1871 – 1919)


Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в Орле, умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя («Весной», «Петька на даче», «Кусака», «Гостинец» и др.).

ЛЮДИ И КНИГИ

«Он любил огромное, — пишет К. И. Чуковский в своих воспоминаниях. — В огромном кабинете, на огромном письменном столе стояла у него огромная чернильница... Камин в его кабинете был величиной с ворота, а самый кабинет — точно площадь... Такое тяготение к огромному, великолепному, пышному сказывалось у него на каждом шагу...

Его дом был всегда многолюден: гости, родные, обширная дворня и дети — множество детей, и своих и чужих, — его темперамент требовал жизни широкой и щедрой.

Его красивое, смуглое, точеное, декоративное лицо, стройная, немного тучная фигура, сановитая, легкая поступь — все это гармонировало с той ролью величавого герцога, которую в последнее время он так превосходно играл...

Писанию Леонид Андреев отдавался с такою же чрезмерной стремительностью, как и всему остальному, — до полного истощения сил. Бывали месяцы, когда он ничего не писал, а потом вдруг с невероятной скоростью продиктует в несколько ночей громоздкую трагедию или повесть. Шагает по ковру, пьет черный чай и четко декламирует; пишущая машинка стучит как безумная, но всё еле поспевает за ним. Периоды, диктуемые им, были подчинены музыкальному ритму, который нес его на себе, как волна. Без этого ритма, почти стихотворного, он не писал даже писем.

Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Он становился на время маньяком, не видел ничего, кроме них; как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры, насыщая их гигантскими образами, ибо и в творчестве, как в жизни, был чрезмерен; недаром любимые слова в его книгах „огромный", „необыкновенный", „чудовищный". Каждая тема становилась у него колоссальной, гораздо больше его самого, и застилала перед ним всю вселенную.

... Писал он почти всегда ночью, — не помню ни одной его вещи, которая была бы написана днем. Написав и напечатав свою вещь, он становился к ней странно равнодушен, словно пресытился ею, не думал о ней. Он умел отдаваться лишь той, которая еще не написана. Когда он писал какую-нибудь повесть или пьесу, он мог говорить только о ней: ему казалось, что она будет лучшее, величайшее, непревзойденное его произведение...

Нельзя было не удивляться тому, что он, индивидуалист, эгоцентрик, вечно сосредоточенный на собственном я, так деятельно отзывается сердцем на чужие печали... Особенно любил он помогать литераторам: даже домик у себя на участке построил специально для нуждающихся авторов, чтобы дать им возможность отдыхать и без всякой помехи работать... С детской радостью доставал он... свою чековую — не слишком-то пухлую — книжку и быстро-быстро выписывал чек для любого просителя, еще раньше, чем тот успевал подробно изложить свою просьбу...»
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщил нам Корней Иванович Чуковский?

2. Прочитайте рассказ Леонида Андреева "Кусака". Подумайте, какой теме он посвящён, на что обращает наше внимание автор, что осуждает, о чём горюет, кому симпатизирует.



КУСАКА
Л. Н. Андреев
[2]

I
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали. Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз ее пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его пьяный и бесцельный взгляд.

— Жучка! — позвал он ее именем, общим всем собакам. — Жучка! Пойди сюда, не бойся!

Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:

— Да пойди, дура! Ей-Богу, не трону!

Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.

— У-у, мразь! Тоже лезет!

Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли, а мужик, шатаясь, побрел домой, где долго и больно бил жену и на кусочки изорвал новый платок, который на прошлой неделе купил ей в подарок.

С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улегшись на свое место, она все еще злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.

Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

II
Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

— Вот весело-то!

Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.

— Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее взволнованный голос: — Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Огромная!.. Злюу-щая!..

Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз. А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные возы. И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в светлеющую даль.

Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— А где же наша Кусака?

И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб, — словно это был не хлеб, а камень, — и скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей.

— Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе. — Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь?.. Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась. И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

— Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?

Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.

И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

— Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку! — закричала Леля.

Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

III
Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?

С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило ее до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.

Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.

Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, — и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

— Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! — кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила: — Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так…

И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

— Кусачка, милая Кусачка, поиграй!

И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай.

IV
Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

— Как же нам быть с Кусакой? — в раздумье спрашивала Леля.

Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

— Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? — сказала мать и добавила: — А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

— Жа-а-лко, — протянула Леля.

— Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.

— Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать.

Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:

— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!

— Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала.

Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.

— Ты здесь, моя бедная Кусачка, — сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному — в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку. — Пойдем со мной!

И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.

Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

— Дайте копеечку, — гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

— А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.

Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.

— Скучно, Кусака! — тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад.

И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

V
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

Наступила ночь.

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла.
1897


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ "Кусака"? Как вы понимаете выражения: "Всей своей собачьей душой расцвела Кусака", "Жёлтыми огнями загорелась осень..."? Можно ли понять авторское отношение к событиям? Составьте выборочный пересказ на тему "История Кусаки".

2. Почему собака не доверяла людям? Как люди относились к ней? Кому было жалко собаку?

3. Как вела себя Кусака, когда люди покинули дом? Как описание погоды помогает понять собачью тоску?

4. Что хотел напомнить людям автор?

5. Подготовьте ответы в форме диалога на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе Л. Андреева "Кусака"» или отзыв на это рассказ. Какую роль в рассказе играет эпизод с Илюшей?

6. Если бы вам предложили подготовить иллюстрацию к рассказу, что бы вы на ней изобразили? Опишите устно.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. "Кусака" — рассказ впервые напечатан в «Журнале для всех», 1901, № 9, сентябрь. Рассказ включен в «Книгу рассказов и стихотворений», изданную в Москве книжным магазином С. Курнина и K°. Деньги от продажи сборника в 1905 г. были переданы забастовочному комитету работников почты и телеграфа.
В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: «Мне не важно, кто „он“ – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе „Кусака“ героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Чуковский Корней. Из воспоминаний. М., Советский писатель, 1959, с. 270).
Писатель вставляет в рассказ 2 эпизода, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.
Автор показывает, что люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу: равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям, издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды. (вернуться)

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика