Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
В.В.Маяковский. Фотография, 1930 г.
Источник: Маяковский в воспоминаниях родных и
друзей / Под ред. Л. В. Маяковской и А. И. Колоскова.
– М.: Моск. рабочий, 1968. – стр. 176–177.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

Уроки литературы в 7 классе[1]

 

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 45. В.В.Маяковский. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"

Урок 46. В.В.Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"


УРОК 45
В. В. МАЯКОВСКИЙ. «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ,
БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лаборатории В. В. Маяковского». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный анализ стихотворения. Различение образов лирического героя и автора. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение иллюстраций к стихотворению.

I. Краткий рассказ о поэте

Актуализация имеющихся знаний о В. В. Маяковском:

— Какие произведения Маяковского вы читали? Дайте им оценку.

— Что необычного вы заметили в стихах поэта?

2. Концерт-миниатюра из стихотворений Маяковского, например: «Ночь» («Багровый и белый...»), «Разговор с фининспектором о поэзии» (отрывок), «Послушайте», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Тучкины штучки».

— Что вас удивило в этих стихах? Какие проблемы поднимает поэт?


3. Рассказ учителя о Маяковском и его доме-музее в Москве
с включением сообщений учащихся об этом музее, о детстве, юности, портретах поэта и памятниках ему.

II. Чтение и обсуждение статей учебника «Владимир Владимирович Маяковский» и «В творческой лаборатории В. В. Маяковского» (до трёх звёздочек):

— Прокомментируйте эпиграф к статье учебника «Владимир Владимирович Маяковский».

*Современником каких исторических событий в России был Маяковский?

— Как сложилась его учёба в гимназии? Какие таланты проявились у поэта в годы детства и юности?

— Какие трудности выпали на долю Маяковского в юности?

Какое влияние оказал на Маяковского Давид Бурлюк?

— Какой деятельностью была заполнена профессиональная жизнь Маяковского? Как он относился к поэтическому труду?

— Как Маяковский объяснял свою манеру писать лесенкой? По каким стадиям шёл у него процесс создания стихотворения?

III. Актёрское чтение стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Аналитическая беседа:


— Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

— Прочитайте заключительную часть статьи учебника «В творческой лаборатории В. В. Маяковского» (от трёх звёздочек до конца).

Как Маяковский читал свои стихи?

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сотворенье, РОСТА, солнц двустволка, кутерьма. — Выполните задания из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

— Разделите стихотворение на смысловые части. Озаглавьте каждую часть.
(Примерные заголовки: Вызов. Нежданный гость. Беседа с солнцем. Торжество света.)

IV. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского

Групповая работа по обучению выразительному чтению:

Группа 1.
«Вызов». С начала стихотворения до слов «...на чай зашло бы».

Группа 2.
«Нежданный гость». Со слов «Что я наделал!..» до слов «...боюсь — не вышло б хуже!».

Группа 3.
«Беседа с солнцем». Со слов «Но странная из солнца ясь...» до слов «...а ты — своё, стихами».

Группа 4.
«Торжество света». Со слов «Стена теней...» до конца стихотворения.

Группы работают по общему плану:

— Определите главную интонацию фрагмента. Найдите нарушения стихотворного ритма и размера и объясните их функцию.

— Найдите фонетические (звукописные) образы. Как они создаются? Как их нужно выделить голосом при чтении?

— Найдите метафоры, сравнения и другие изобразительно-выразительные средства языка и объясните их роль. Подчеркните слова, которые нужно выделить логическими ударениями.

— Укажите особенности поэтического синтаксиса: восклицания, вопросы, анафоры, устойчивые обороты (прямые и изменённые поэтом фразеологизмы) — и объясните их смысловую роль. Расставьте межстиховые и логические паузы.

— Определите способы рифмовки и смысловую роль рифм. Какие рифмы нужно выделить при чтении?

— Подготовьте сообщения о выполнении групповых заданий и выразительное чтение стихотворения по частям.

V. Практическая работа

В а р и а н т 1.
Составление таблицы «Происхождение неологизмов Маяковского»:


ТАБЛИЦА
Происхождение неологизмов Маяковского
Неологизм
Происхождение неологизма
Горбил
Горб, горбиться
Ало
Алый, алое (в краткой форме)
Слазь
Слазить, слезать
Занежен
Нежный, нежишься в облаках
Златолобо
Золотой лоб
Луч-шаги
Лучи, похожие на шагающие ноги
Ясь
Ясный, ясность, сияние
Взорим
Зори, заря, восход солнца

*Вариант 2.
Подбор цитат, иллюстрирующих образы лирического героя и автора.
Заполнение цитатной таблицы (по группам):


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Цитаты, иллюстрирующих образы лирического героя и автора
Части текста
Автор
Лирический герой
«Вызов»
«Была жара», «пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою», «рисуй плакаты!»
«Ужасно злить / меня / вот это / стало», «в упор я крикнул солнцу»
«Нежданный гость»
«Луч-шаги», «в саду его глаза», «солнца масса», «заговорило басом»
«Что я наделал! Я погиб!», «хочу испуг не показать», «садись, светило», «сконфужен», «боюсь»
«Беседа с солнцем»
«Заела Роста[2]», «ты — своё, стихами»
«Сижу, разговорясь с светилом», «на „ты“ мы с ним»
«Торжество света»
«Светить всегда, светить везде», «Вот лозунг мой — и солнца!»
«Стихов и света кутерьма», «я / во всю светаю мочь»
Выводы
Образ автора проявляется через факты его биографии, авторские описания и неологизмы, поэтическое обобщение в финале
Образ лирического героя проявляется через описание чувств, действий и состояний во время фантастического приключения


VI. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:


В чём общность поэта и солнца?

Почему поэт приравнивает будничный поэтический труд к «работе» солнца?

Какова главная мысль стихотворения?

VII. Обсуждение иллюстраций учебника к стихотворению и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (см. раздел учебника «Учимся читать выразительно») и сделать его письменный анализ (см. план анализа стихотворения в уроке 20; см. план ниже).

Групповое задание.

Выполнить письменно исследование из раздела учебника «Творческое задание» (по группам).



УРОК 46
В. В. МАЯКОВСКИЙ.
«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»


Основное содержание урока
Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Обогащение представлений о ритме и рифме. Тоническое стихосложение. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «ритм», «рифма», «тоническое стихосложение».

I. Выразительное чтение учителем стихотворения «Хорошее отношение к лошадям».

Аналитическая беседа:


— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам опита, круп, Кузнецкий, клёшить, плоше, пошла.

— Как вы понимаете следующие выражения: ветром опита; улица скользила; штаны... клёшить; звериная тоска, плеща, вылилась из меня; каждый из нас по-своему лошадь?

— О чём это стихотворение? Какие чувства оно вызывает: смех, радость, жалость, сочувствие, сострадание, недоумение, безразличие, гнев? Объясните свою позицию.

— Почему «смеялся Кузнецкий», а лирический герой испытывал «звериную тоску»? Почему он увидел «глаза лошадиные»?

— Каково отношение автора к описанной ситуации? Почему он противопоставляет два взгляда на мир? Какие это взгляды?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

II. Групповая практическая работа. Выявление изобразительно-выразительных средств языка: звукопись, поэтическая лексика (тропы) и синтаксис (стилистические фигуры), неологизмы и др. — и определение их роли.

Заполнение цитатной таблицы (по группам):


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»
Группы
Задание
Примеры
Роль в тексте
1. Звукопись
Найдите аллитерации[3] и ассонансы[4]
  
  
2. Поэтическая лексика
Найдите метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения, антитезы
  
  
3. Поэтический синтаксис
Найдите анафоры, инверсии, риторические вопросы, восклицания и обращения
  
  
4. Неологизмы
Найдите авторские неологизмы
  
  


III. Актёрское чтение стихотворения и ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Обогащение представлений о ритме и рифме.
Тоническое стихосложение


Работа со словарём литературоведческих терминов.
Повторение понятий ритм (см.: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=РИТМ&bukv=Р),
рифма (см.: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=2&wrd=РИФМА&bukv=Р).

Комментирование учителем понятия тоническое стихосложение[5].

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Попытайтесь определить стихотворный размер текста. Найдите случаи нарушения правильного чередования ударных и безударных слогов. Какой смысл они придают тексту?

Докажите, что в стихотворении есть ритм. Какие образы создаёт ритмический рисунок стихотворения? Как в нём отразились принципы тонического стихосложения?

*Найдите примеры богатых рифм.

Какой смысл выявляется при сопоставлении рифмующихся слов: груб — круп, зевака — зазвякал, клёшить — лошадь, в вой ему — по-своему, плоше — лошадь, в няньке — на ноги, стойло — стоило?

Докажите, что рифмующиеся слова соотносятся по принципу антитезы и являются отражением двух миров стихотворения.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какие проблемы поднимал Маяковский в своих стихах?

В чём необычность его поэтического стиля?

Расскажите о вашем восприятии стихов Маяковского.

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть и устно ответить на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Сделать письменный анализ стихотворения (см. план анализа в уроке 20; см. план ниже )
или подготовить письменное сообщение «Моё восприятие стихов Маяковского» по плану из практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ А. П. Платонова «Юшка».

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о детстве и юности А. П. Платонова, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Прочитать рассказы Платонова «Корова», «Ещё — мама», «Цветок на земле» и подготовить пересказы понравившихся эпизодов.

Следующие уроки: А.П.Платонов. "Юшка": незаметный герой с большим сердцем >>>

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).

2. Жанровые особенности стихотворения.

3. Тематика, основные мотивы.

4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.

5. Внутренний облик лирического героя.

6. Образный ряд стихотворения.

7. Настроение, преобладающее в стихотворении.

8. Лексический строй текста.

9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).

11. Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.

13. Особенности рифмовки.

14. Смысл названия стихотворения.
См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс/ Сост. С. А. Зинин, Е. А. Зинина. — М.: Просвещение, 2002. — С. 60.




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. РОСТА – плакатный отдел Российского телеграфного агентства (РОСТА) начал работу в Москве в сентябре 1919 года. С января 1921 по январь 1922 выпуск плакатов продолжил Главный политико-просветительный комитет в составе Наркомпроса РСФСР (Главполитпросвет или ГПП).
Плакаты делались от руки и вывешивались в витринах (окнах) магазинов, на вокзалах, в агитпунктах и других людных местах. Сатирические плакаты, посвященные злободневным событиям, снабжались короткими стихотворными текстами. Техника рисунка плакатов отличалась простотой, выразительностью, ограниченным набором цветов (раскраска в 2-3 цвета).
Первое "Окно сатиры № 1" в 1919 г. выпустил художник М.М.Черемных в сотрудничестве с журналистом Н.К.Ивановым. Первые окна состояли из нескольких не связанных между собою карикатур, фельетонов.
В начале октября 1919 г. к выпуску "Окон" приступил В.В.Маяковский, который изменил структуру плаката, подчинив текст и рисунки каждого плаката одной теме. (вернуться)

3. Аллитерация (лат. ad – к, при и littera – буква) – стилистич. прием, заключающийся в повторении однородных звуков (согласных) в стихе, фразе, строфе.
А. усиливает звуковую и интонац. выразительность стиха («Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» – А. С. Пушкин). А. широко распространена в нар. творчестве. Наиболее характерна А. для поэтики тех народов, в языках к-рых ударение падает на первый слог (германские, финские, нек-рые из алтайских яз.). А. широко использовалась символистами, часто даже в ущерб смыслу («Чуждый чарам черный челн» – К. Бальмонт). (вернуться)

4. Ассонанс (франц. assonance, от лат. assono – откликаюсь) – 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков.
2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или неск. стихотворных строк, в к-рых совпадают гласные при большой свободе согласных, напр. краси́вая – неугаси́мая, кля́узе – ма́узер. В ср.-век., особенно романской, поэзии А. – один из важнейших элементов стиха. У рус. поэтов 19 в. А. очень редок. Возрожден символистами. (вернуться)

5. Тоническое стихосложение (от греч. tо́nos — ударение) – система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим eдарением и редукцией (ослаблением) безударных гласных — русском, немецком, английском и др.
Внутри Т. с. различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и cиллабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18—19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под Т. с. имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника. Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм.
1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих.
2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):
«Руса́лка плыла по реке голубой,
Озаря́ема полной луной...»
(М. Лермонтов).
3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1—2 слога) слабого места также и в середине стиха:
«Вхожу́ я в те́мные хра́мы,
Свершаю бедный обряд...»
(А. Блок).
4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1—2—3 слога):
«Така́я была но́чь, что уше́л Сива́ш
И мёртвым постелил постель...»
(В. Луговской).
5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
«Стра́шное у меня́ го́ре.
Вероятно — лишусь сна́...»
(В. Маяковский). (вернуться)

 
5) Надоело ждать крестьянам.
Спрашивают у заседающих о реформе.
Плакаты "Окон" РОСТА. Художник А.М.Нюренберг. Текст В.В.Маяковского.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика