Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба": образ Тараса Бульбы. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет Н. В. Гоголя
работы Ф. А. Моллера, 1841.
Третьяковская галерея.
 
 
 
 
 
 
 
Дерегус М.Г. Казнь Остапа. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". 1952[6]
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

7 класс[1]
 


Урок 21. Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба": образ Тараса Бульбы

Урок 22. Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба": Остап и Андрий

Урок 23. Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". Урок развития речи


УРОК 21
Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА»:
ОБРАЗ ТАРАСА БУЛЬБЫ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Васильевич Гоголь» и «Как работал Гоголь». Составление их планов (тезисов). Устный рассказ о Гоголе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Анализ фрагмента эпического произведения. Выявление элементов сюжета и композиции повести. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

I. Краткий рассказ о писателе

1. Выразительное чтение учителем фрагмента из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (например, описание степи).

2. Ответ на вопрос из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3. Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Николай Васильевич Гоголь».

— Почему Белинский сказал, что Гоголь «не пишет, а рисует»?

— Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?

4. Рассказ учителя о Гоголе. См. страницу "Биография Н.В.Гоголя"

5. Сообщения учащихся
о портретах писателя
и памятниках ему, его героям;
см. также: Презентация "Памятник Носу майора Ковалева").

6. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» (см. статью ниже):
Составление плана статьи:

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь».
Вопрос
Пункт плана
Почему у Гоголя рано пробудился интерес к литературе?
Влияние семьи и образования на литературный талант Гоголя
Какова литературная деятельность Гоголя в 1830-е годы?
Начало профессиональной литературной деятельности
Почему в «Тарасе Бульбе» Гоголь не стремился к соблюдению исторической точности?
Народные представления о любви к Родине в повести «Тарас Бульба»
Что было началом душевного кризиса Гоголя?
«Ревизор» и его неоднозначная оценка в критике
В чём драматизм судьбы «Мёртвых душ»?
«Мёртвые души» как главная книга Гоголя
В чём мысли Н. Л. Степанова созвучны словам эпиграфа к статье?
Гоголь — подлинный мастер языка


7. Чтение и обсуждение статьи учебника «Как работал Гоголь» (см. статью ниже):
Составление тезисов статьи:

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Как работал Гоголь»
Вопрос
Тезис
Каким был Гоголь в минуты вдохновения?
«Работал целые дни напролёт...»; «молча ходил по комнате»; «задумчив и крайне молчалив...»
Какие материалы Гоголь использовал для создания «Тараса Бульбы»?
Гоголь «пользовался сочинениями по истории, быту и нравам украинского казачества»
Как проявлялась высокая требовательность Гоголя к своим сочинениям?
«Взыскательность к себе Гоголя была поистине изумительна»
Как писатель реагировал на критику друзей?
«Будьте строги и неумолимы как можно больше...»
В чём видел Гоголь свой писательский долг?
«Автор... исполняет тот долг, для которого он призван на Землю» и «служит в то же самое время государству своему»


8. Ответ на вопрос из раздела учебника «Проверьте себя».

II. Историческая и фольклорная основа повести

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Инсценированное чтение эпизода «Приезд сыновей из бурсы» с начала до слов «...чтоб играла и шипела, как бешеная» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Вступительная беседа:

— Как в эпизоде отразились картины жизни казачества и черты фольклора?

— Какие слова и выражения в этом эпизоде требуют комментариев?

— Каково отношение Тараса Бульбы к жизни и воспитанию сыновей?

— В чём Тарас Бульба видел предназначение своих сыновей?



IV. Практическая работа.

Анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы».


ТАБЛИЦА
Анализ эпизода «Приезд сыновей из бурсы»
Примерный план анализа эпизода литературного произведения
Эпизод (греч. epeisodion — привходящий)
I. Самостоятельный структурный элемент, законченное целое
1. Речевой строй эпизода:
Диалог
Повествование
Описание
Основной конфликт диалога
События и их динамика
Что и как описано (пейзаж, портрет, интерьер)
Речевые характеристики
Герои, их поступки
От чьего имени дано описание
Особенности авторских ремарок
Взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи
Способы описания состояния
Подтекст
Художественное время и пространство
Роль художественных деталей
2. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде
3. Эмоциональный пафос эпизода
4. Мастерство писателя, особенности писательского стиля
II. Часть произведения, звено в общей цепи событий
1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции
2. Герои эпизода в системе образов произведения
3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, авторского творческого метода, литературного направления
4. Связь темы, проблемы и конфликта эпизода с темой, проблематикой и конфликтом всего произведения
5. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя
6. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла произведения
III. Место эпизода в контексте творчества писателя, в русской и мировой литературе и культуре


Выберите из примерного плана пункты, актуальные для анализа эпизода «Приезд сыновей из бурсы».

V. Групповая работа:

Группа 1. Диалог.


Определите основной конфликт диалога сыновей и родителей.

Как речевые характеристики героев помогают понять их характеры?

Каково отношение автора к героям?

*Можно ли в эпизоде найти подтекст, предопределяющий судьбу героев? Обоснуйте свою позицию.

Группа 2. Повествование.

Какие события являются главными в эпизоде? Как они взаимосвязаны?

Как ведут себя герои? Дайте оценку их поведению.

Как взаимосвязаны герои и события, каковы причинно-следственные связи?

*Можно ли определить в эпизоде роль художественного времени и пространства? Обоснуйте свою позицию.

Группа 3. Описание.

Найдите в эпизоде портретные характеристики. Определите, от чьего имени даются описания.

Как детали описаний помогают понять душевное состояние героев?

Группа 4. *Место эпизода в общей цепи событий повести.

Какую роль в развитии сюжета играет данный эпизод?

Какое место в системе образов занимают герои эпизода?

*Можно ли увидеть в эпизоде особенности жанра реалистической повести? Обоснуйте свою позицию.

*Почему Гоголь открывает повесть именно этим эпизодом?

*Каково его значение для раскрытия идейного смысла всей повести?

*Вспомните, в каких повестях Гоголя, произведениях русской и мировой литературы есть переклички с данным эпизодом.

VI. Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли

Аналитическая беседа:


— Как ведёт себя Тарас Бульба на праздничном застолье по поводу приезда сыновей? Какие поступки выражают необузданный характер его натуры?

— Прочитайте авторскую характеристику Бульбы со слов «Тарас был один из числа коренных...» до слов «...и за ним последовал весь двор».

Определите главные черты характера героя.

— Расскажите, как Тарас с сыновьями ехали в Сечь.

Какие детали автор подчёркивает во внешности и поведении Тараса по дороге в Сечь?

Почему в Сечи Тарас гордился своими сыновьями (гл. V)? Как это его характеризует?

Докажите, что он был храбрый и мудрый воин (гл. VI—VIII).

VI. Прославление боевого товарищества
Аналитическая беседа (продолжение):


— Прочитайте выразительно речь о товариществе (гл. IX). См. ниже текст

Что заставило героя произнести эту речь?

Какие убеждения, высказанные Тарасом, можно считать высоконравственными?

Как герой встречал смерть боевых товарищей?

Как поднимал боевой дух войска? Как это его характеризует?

— Прочитайте выразительно эпизод «Смерть Андрия» (гл. IX).

Почему Тарас убивает сына? Прав ли он? Обоснуйте свою позицию.

Какие чувства борются в душе Тараса в этом эпизоде?

Как ведёт себя герой в сцене пленения Остапа?

— Расскажите, как вёл себя раненый Тарас (гл. X).

Докажите, что его душевная боль была сильнее боли от ран.

Как ведёт себя Тарас в сцене казни Остапа?

— Прочитайте выразительно фрагмент взятия в плен и смерти Тараса (гл. XII).

Как Гоголь описывает его духовную мощь и преданность Родине?

Найдите детали психологического портрета Тараса. Почему они важны для понимания его характера?

VII. Практическая работа.
Составление плана характеристики Тараса Бульбы.


Изучите план анализа образа литературного героя. Выберите из него позиции для характеристики Тараса Бульбы.

План анализа образа литературного героя

1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с другими персонажами и событиями произведения.

2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.

3. Роль прошлого героя для понимания его характера.

4. Авторские приёмы создания образа:

— Смысл имени и фамилии героя.
— Первое появление в произведении.
— Портрет. Чьими глазами мы видим героя?
— Пейзажи, связанные с душевным состоянием героя.
— Интерьер. Вещи, характеризующие героя.
— Речь героя. Особенности внутренних монологов.
— Поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете. Сны героя.
— Герой в оценке других персонажей. Изменяемость его самооценки.

5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).

6. Литературная критика об образе героя.

7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.

Составьте по образцу план характеристики Тараса Бульбы.

Подберите цитаты и заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
План характеристики героя
Цитаты
  
  
  
  


Значение имени и фамилии героя:

Тарас (др.-греч.) — беспокойный, бунтарь, смутьян, приводящий в смятение, беспокоящий неприятеля.

Бульба — мужественный, грубый.

Устная характеристика Тараса Бульбы.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Что восхищает автора и читателя в образе Тараса Бульбы?

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Письменно проанализировать эпизод «Приезд сыновей из бурсы» или ответить на вопрос «Какие качества характера Тараса Бульбы достойны восхищения?».

Подготовить чтение наизусть речи Тараса о товариществе.

Групповые задания.

Подготовить устную характеристику Остапа или Андрия (по группам). Выписать из текста необходимые цитаты для характеристики героев.

Индивидуальные задания.

Составить обращение к друзьям, выразив своё отношение к чувству дружбы и братства (см. «Творческое задание» в учебнике).

Используя ресурсы Интернета, найти иллюстрации к повести «Тарас Бульба» и дать им оценку. См. также: Иллюстрации А.М.Герасимова к повести "Тарас Бульба" и Иллюстрации М.Г.Дерегуса к повести "Тарас Бульба"

Создать свою иллюстрацию и подготовиться к её презентации и защите.




УРОК 22
Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА»:
ОСТАП И АНДРИЙ


Основное содержание урока
Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы. Развитие понятия о литературном герое. Развитие понятия об эпосе.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики героев. Устное и письменное высказывание по плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературный герой». Обсуждение произведений книжной графики и киноверсий повести.

I. Смысл противопоставления Остапа Андрию
Устные рассказы учащихся об Остапе и Андрии (по группам).


II. Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия.

Заполнение цитатной таблицы. (Работа может быть завершена дома.)

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики Остапа и Андрия.
Вопросы для составления плана
Ключевые цитаты
Общее в образах Остапа и Андрия
Что общего было у Остапа и Андрия? Каковы их внешность, возраст, происхождение, образование, род занятий, поведение в бою? О чём нам говорят их имена?
Остап и Андрий: почти ровесники; молодые, сильные юноши; выпускники Киевской бурсы; братья, сыновья казачьего полковника; внешнее сходство и красота; отличались необыкновенной смелостью; оба погибли молодыми; имеют говорящие имена:
Остап (греч.) — устойчивый; южнорусская форма греческого имени Евстафий — устойчивый; твёрдостоящий, неизменный, стойкий.
Андрий — украинский аналог имени Андрей (от др.-греч. ,AndreaV — мужественный, храбрый)
Различное в облике и характерах Остапа и Андрия
Как выглядели герои? Что автор подчёркивает в их внешности?
Остап. Суровые черты лица: «был тронут слезами бедной матери, и это... его заставляло задумчиво опустить голову».
Андрий. Мягкие черты лица: «...к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности»
Как повели себя братья при встрече с отцом?
Остап: не стерпел насмешек отца и пошёл с ним биться.
Андрий: не колотил отца, стоял рядом с матерью, за что отец назвал его «мазунчиком»: уменьш.-ласк. к мазун — любимчик, баловень
Как братья относились к учёбе и образованию?
Остап. Нежелание учиться: «...в первый год ещё бежал». «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю...»
Андрий: «учился охотнее и без напряжения»
Какими Остап и Андрий были в дружбе и отношениях с товарищами?
Остап: «редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях»; «никогда... не выдавал своих товарищей».
Андрий: «чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия»; «умел увёртываться от наказания»
Что особенно занимало братьев, чем они интересовались?
Остап: «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки...».
Андрий: «кипел жаждою подвига»; «потребность любви вспыхнула в нём»
Как Остап и Андрий вели себя в бою?
Остап: «с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность...».
Андрий: «...погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей»; «бешеную негу и упоенье он видел в битве...»
Какими показаны братья в их решающих боях?
Остап: «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки...».
Андрий: «кипел жаждою подвига»; «потребность любви вспыхнула в нём»
Как Остап и Андрий вели себя в бою?
Остап: «схватилось с Остапом мало не восьмеро разом...».
Андрий: «витязь всех бойчее, всех красивее»; «понёсся, как молодой борзой пёс»
Какова авторская оценка героев? Какие сравнения он использует?
Остап: «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва», «выносил терзания и пытки, как исполин».
Андрий: «как хлебный колос, подрезанный серпом», «как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо»
Как ведут себя Остап и Андрий в сцене смерти?
Остап: «...выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно».
Андрий: «покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв»


III. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Почему Остап не стал предателем? Вспомните его отношения с бурсаками.

Почему для Андрия любовь стала дороже семьи и Отчизны?

Почему слова «И погиб козак!» сказаны до смерти Андрия?

Почему Тарас убил Андрия?

Какой смысл имеет в повести смерть Тараса Бульбы? Как вы понимаете слова: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

Как в повести отразилась любовь писателя к своей Родине?

*Почему Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россию, а себя русским писателем?

IV. Особенности изображения людей и природы

Исследовательская работа (по выбору учителя).

Подготовка сообщений о своих наблюдениях над текстом (ведётся в группах, в парах или индивидуально).

1. Пейзаж:

1) Прочитайте описание ночи со слов «Месяц с вышины неба...» до слов «...красные полосы ярко сверкнули на небе» (гл. I).

Как с помощью описания природы автор передаёт ощущение времени, приближение рассвета?

Какие краски и звуки, живописные слова и образные выражения делают это описание художественным?

2) Прочитайте описание родного дома, который покидает Бульба с сыновьями, со слов «День был серый...» до конца главы I.

Что в пейзаже созвучно чувствам сыновей? Докажите, что это психологический пейзаж.

3) Прочитайте описание степи со слов «Солнце выглянуло давно...» до слов «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» (гл. II).

Какие синонимы находит автор к слову степь?

Какие краски и звуки делают описание степи живым и прекрасным?

Какие художественные детали особенно выразительны?

4) Прочитайте описание степи вечером и ночью со слов «Вечером вся степь совершенно переменялась...» до слов «...красные платки летели по тёмному небу» (гл. II).

Докажите, что это описание помогает почувствовать вечерний аромат степи.

Какие краски создают колорит вечерней картины?

О какой музыке степи пишет автор?

Какие олицетворения и сравнения делают описание ночной степи художественным?

5) Прочитайте описание Днепра со слов «В воздухе вдруг захолодело...» до слов «...не встречая ни утёсов, ни возвышений» (гл. II).

С помощью каких изобразительных средств автор передаёт величие и мощь Днепра?

Проанализируйте глаголы и глагольные формы, использованные в описании Днепра. Как с помощью глаголов создана картина могучей и живой реки?

2. Портрет:

1) Найдите в сцене приезда сыновей в родительский дом детали портрета бурсаков (начало гл. I).

Какие детали их внешности и одежды вызвали у отца смех? Почему?

Какова внешность сыновей Тараса перед отъездом в Сечь? Какие детали их парадного портрета восхищают автора?

С какой целью автор даёт два контрастных портрета братьев?

Почему автор не выделяет деталей во внешности каждого?

2) Сравните описание внешности прекрасной полячки, когда Андрий увидел её впервые (гл. II) и во время осады города (гл. VI).

Какие детали указывают на динамику её портрета? Какие изобразительно-выразительные средства для этого использованы?

Почему первый портрет полячки более детализирован?

Какие чувства мог увидеть Андрий в глазах полячки в осаждённом городе?

3) Сравните описание внешности польских шляхтичей (гл. VII) с описанием внешности запорожцев.

Докажите, что эти описания построены на контрасте.

Какие сравнения использованы для описания одежды польского войска?

Какие детали являются в этих описаниях ключевыми?

4) Сравните описание внешности Андрия во главе польского войска (гл. IX) и в сцене его смерти.

Что подчёркивает это сопоставление?

Почему автор сравнивает Андрия с «молодым борзым псом», с «разгневанным школьником», с «молодым барашком»?

5) Найдите детали портрета Тараса Бульбы,
когда он садится на коня, уезжая в Запорожскую Сечь (конец гл. I),
по пути в Сечь (начало гл. II),
в момент, когда казаки решают вернуться в Сечь (гл. VIII),
в сцене ранения Тараса и пленения Остапа (конец гл. IX),
после лечения ран в Сечи (гл. X),
в момент попадания в плен (гл. XII).

Какие сравнения использует автор, чтобы показать во внешности Тараса его внутреннюю сущность?

Какую деталь в лице Тараса Бульбы выделяет автор в сцене гибели героя? Почему?

3. Речь героев:

1) Проанализируйте речь Тараса Бульбы в сцене встречи сыновей из бурсы.

Какие слова, выражения и интонации являются характерными для речи героя?

Как показаны в его речи ирония, удивление, восхищение?

Какова роль риторических вопросов и восклицаний?

Проанализируйте реплики героя, начинающиеся словами «Э, да ты мазунчик, как я вижу!..», «Полно, полно выть...» и «Добре, сынку, ей-Богу, добре!..».

Как в них проявился характер героя?

2) Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи и отчизна?» до конца главы VI.

Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюблённого героя?

Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решимости?

Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.

3) Сопоставьте монолог Тараса со слов «Нет, не прав совет твой, кошевой!» и речь Бовдюга со слов «Пришла очередь и мне сказать слово, паны братья!..» (гл. VIII).

Обоснуйте, чьё высказывание более эмоционально.

Какую роль играют в монологе Тараса вопросительные конструкции?

Что в речи Бовдюга делает её особенно убедительной?

4) Проанализируйте лексику, синтаксические конструкции и интонации речи о товариществе (гл. IX).

Какую роль играют в ней восклицания?

Какие образные сравнения и стилистические фигуры использованы в речи героя?

Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.

5) Проанализируйте предсмертные реплики козаков Мосия Шила, Степана Гуски, Бовдюга, Балабана, Кукубенко (гл. IX).

Что общего в этих репликах? Почему Гоголь делает высказывания похожими?

Какие вопросы троекратно задаёт Тарас запорожцам в сцене боя с польскими воинами (гл. IX)?

Какой смысл имеют эти слова?

Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?

V. Развитие понятия о литературном герое.
Развитие понятия об эпосе


— Изучите смысловое наполнение понятий литературный герой и эпос, данное в «Словаре литературоведческих терминов»
(см.: http://www.gramma.ru).

Литературный герой — одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.

Э́пос — (греч. – рассказ, повествование), один из трёх основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о внешних по отношению к автору действиях людей и о смене событий в окружающем мире. Это означает, что эпос отличается от других родов литературы прежде всего формой повествования. В эпическом произведении автор описывает поступки персонажей со стороны, повествуя от 3-го лица.
Лирика всегда представляет собой монолог лирического героя, а драма – многоголосую речь сценических лиц, сопровождаемую краткими авторскими ремарками. Эпос же допускает варьирование способов повествования. Основная форма (от 3-го лица) в рамках эпического произведения может сочетаться с диалогами персонажей, с внутренним монологом и даже «потоком сознания» его героя. Повествование могут вести не только сам автор или персонажи, но и такой специфический субъект повествования, как рассказчик (например, в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина или в рассказах М. М. Зощенко). Рассказчик может быть введён автором в том случае, если ему требуется некий сторонний наблюдатель, сообщающий о событиях сюжета, а сам автор при этом не желает раскрывать перед читателями собственную точку зрения на события и поступки героев. Кроме того, эпос наделяет писателя широкими возможностями для создания пространственно-временных характеристик изображаемого мира. Эта широта связана с тем, что сюжетное время и время повествования не совпадают: о событиях, в которых принимают участие персонажи произведения, рассказчик всегда повествует отстранённо, как бы вспоминая о них (грамматическими приметами основного способа повествования при этом являются глагольные формы 3-го лица и прошедшего времени).
Кроме того, отстранённость повествователя от событий позволяет ему представить читателям различные временные отрезки единого фабульного действия или отдельной сюжетной линии в произвольном порядке.
Литературная энциклопедия.

— Подберите примеры, иллюстрирующие основные положения литературоведческих формулировок.

— Докажите, что персонажи «Тараса Бульбы» являются литературными героями.

— Докажите, что «Тарас Бульба» — это повесть и эпическое произведение.

VI. Обсуждение произведений книжной графики и киноверсий повести.

VII. Презентация и защита собственных иллюстраций.

И т о г о в ы й  в о п р о с:


В чём патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Какую композиционную роль играет в повести «Тарас Бульба» портрет (пейзаж, речь героев)?»
или составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия (по выбору).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект.

Разработать презентацию «Повесть Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“ в иллюстрациях художников и учащихся».



УРОК 23
Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА»
Урок развития речи


Основное содержание урока
Письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности. Самостоятельное составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос (по выбору):

1. Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?
2. Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия?
3. Какова роль картин природы в понимании смысла повести?

Урок носит контрольный характер и предполагает самостоятельный письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Планы письменных высказываний можно составить коллективно, опираясь на материалы уроков 21 и 22, а ответы на вопросы завершить дома.

Домашнее задание

Прочитать повесть Гоголя «Коляска».

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о сборнике И. С. Тургенева «Записки охотника» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Найти в Интернете портреты Тургенева и изображения памятников и подготовить рассказ об одном из них.

Прочитать повесть И. С. Тургенева «Пунин и Бабурин» (см. на сайте "Литература") и подготовить её краткий пересказ.

Следующие уроки: И.С.Тургенев. "Бирюк": автор и герои рассказа >>>



Речь Тараса Бульбы «Что такое есть наше товарищество».

... – Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда[2] брала червонцы[], и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы[4], все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом[5] своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами...(вернуться к заданию)


НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)


Гоголь но пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их...
В. Г. Белинский


Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло на Украине в селе Васильевне. Его отец, Василий Афанасьевич, был человеком образованным, одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни.

В 1818 году Н. В. Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию высших наук, где проявлялся дух свободомыслия и куда проникали отголоски декабристских настроений. В Гоголе рано пробудился интерес к литературе...

В 80-е годы писатель знакомится с Пушкиным, Жуковским, читает лекции в педагогическом институте. В 1882 году его имя приобретает известность, и он целиком посвящает себя литературной деятельности.

Историческая повесть «Тарас Бульба», комедии «Женитьба», «Ревизор» явились событиями для читающей публики.

В «Тарасе Бульбе» Гоголь изображает богатырские характеры самого Тараса, Остапа, других запорожских «рыцарей», их самоотверженную борьбу за родную землю, за свою национальную независимость. Писатель в своей повести не стремится к соблюдению исторической точности. Его Тарас близок к народному представлению о героическом, богатырском характере. Любовь и верность родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности, кровного родства, любовного чувства. Повесть полна восхищения перед беззаветным мужеством народа и его героической борьбой за независимость и свободу родины.

Постановка «Ревизора» вызвала негодующий отклик реакционных(1) кругов. «Теперь я вижу, — пишет Гоголь в это время, — что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». Это тяжелое разочарование в своей миссии «комического писателя» было началом душевного кризиса Гоголя, сказавшегося позднее. Он едет за границу с тем, чтобы отдохнуть, поправить свое расшатавшееся здоровье и, наконец, «глубоко обдумать свои обязанности авторские», в частности закончить начатые по сюжету, предложенному А. С. Пушкиным, «Мертвые души». В Париже он узнает о гибели Пушкина. «Никакой вести нельзя хуже было получить из России, — писал он. — Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло с ним».

1. Реа́кция — жестокое подавление всякого общественного прогресса.

Вышедшие в 1842 году из печати «Мертвые души» Н. В. Гоголя, по словам Герцена, «потрясли Россию». Большое место в поэме занимают раздумья автора о судьбах родины. В 1848 году Гоголь возвращается на родину, продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ», однако книга его но удовлетворяет. В 1852 году в припадке болезненного отчаяния он сжигает рукопись второй части «Мертвых душ», а через несколько дней после этого умирает от истощения сил.

Похороны писателя превратились в широкую общественную демонстрацию: его хоронила вся передовая Россия. Тургенев пишет о Гоголе как о «человеке, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы».

Гоголь — подлинный мастер языка. Яркая речь его произведений то поэтически проникновенная, когда писатель рисует русскую или украинскую природу... то выпуклая, наглядная, передающая все оттенки характера, душевных свойств его героев. Он замечательный мастер детали, подробности, настолько точно и удачно найденной, что ярко передает особенности данного лица или обстановки.

Творчество Н. В. Гоголя оказало большое влияние на многих выдающихся русских писателей.
Н. Л. Степанов

(вернуться к уроку)


КАК РАБОТАЛ ГОГОЛЬ

Гоголь писал по утрам, — об этом свидетельствуют и сам он, и все его наблюдавшие. Иногда, впрочем, бывало, что он работал целые дни напролет. «Когда Гоголь начинал писать, — говорил его знакомый, — то предварительно делался задумчив и крайне молчалив. Подолгу молча ходил он по комнате, и когда с ним заговаривали, то просил замолчать и не мешать ему».

В дни того особенного умственного подъема, который обыкновенно называют вдохновением, он писал Погодину: «Я почувствовал, что в голове моей шевелятся мысли, как разбуженный рой пчел; воображение мое стало чутко. О, какая это была радость!..»

Для повести «Тарас Бульба» Гоголь пользовался сочинениями по истории, быту и нравам украинского казачества... Но еще больше пользовался Гоголь для этой повести украинскими песнями. Вся повесть пропитана духом этих песен, стиль ее совершенно песенный, и текст прямо просится на переложение н былинный стих.

Взыскательность(1) к себе Гоголя была поистине изумительна. Беранже говорит в своей автобиографии: «Ничто в такой степени не просвещает писателя, как пламя его рукописей, мужественно брошенных в печку». Вся творческая жизнь Гоголя освещена этим благородным пламенем. Еще в молодости он предал сожжению свой роман «Гетман», «потому что сам автор не был им доволен». Уничтожил комедию «Владимир 3-й степени». Два, по-видимому, раза сжег второй том «Мертвых душ» (не считая предсмертного, третьего сожжения). И писал по этому поводу: «Затем сожжен второй том „Мертвых душ”, что так было нужно».

1. Взыска́тельность — требовательность, строгость.

А. В. Никитенко рассказывает в своих записках: «Однажды Гоголь просил Жуковского выслушать вновь написанную им пьесу и сказать о ней свое мнение. Чтение пришлось как раз после обеда, а в это время Жуковский любил немножечко подремать. Не в состоянии бороться со своею привычкою, он и теперь, слушая автора, мало-помалу погрузился в тихий сон. Наконец, он проснулся.

„Вот видите, Василий Андреевич, — сказал ему Гоголь, - я просил у вас критики на мое сочинение. Ваш сон есть лучшая на него критика”.

И с этими словами бросил рукопись в тут же топившийся камин».

Письма его переполнены призывами к друзьям о критике самой жесткой и самой откровенной. «Сообщите мне ваши замечания. Будьте строги и неумолимы как можно больше...» Он при чтении зорко вглядывается в лица слушателей, чутко ловит еле уловимые впечатления...

И в «Авторской исповеди» он пишет: «Автор, творя творение свое, должен почувствовать и убедиться, что он исполняет тот долг, для которого он призвал на Землю, для которого именно даны ему способности и силы, и что, исполняя его, он служит в то же самое время также государству своему...»
В. В. Вересаев
(вернуться к уроку)


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

В чем особенности творческой манеры Н. В. Гоголя? Отвечая, используйте книгу В. Вересаева «Как работал Гоголь» или статью в учебнике.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Царьград — Константино́поль, название Стамбула до 28 марта 1930 года, неофициальное название (официальное — Новый Рим) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922). (вернуться)

3. Черво́нец — традиционное русское название крупных иностранных и собственных золотых монет. Название происходит от словосочетания «червонное золото» — старинного названия высокопробного вида золота.
Первоначально это золотая монета весом примерно 3,3—3,5 грамма без номинала, эквивалентная в разное время от 2 до 3,5 серебряных рублей. Первый известный червонец российской чеканки, угорский золотой, был изготовлен в XV веке при Иване III.
Иногда червонцами называли любые крупные золотые монеты, в том числе империалы и полуимпериалы. (вернуться)

4. Бусурман – басурман, басурманин (искаженное от «мусульманин») — обозначение человека иной (нехристианской) веры — неправославный, иноверец, иноземец, недоброжелатель, варвар. (вернуться)

5. Чёботы – вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник.
Чёботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Сафьян жёлтый, голубой, червчатый, белый, зелёный.
Чёботы были прямые и кривые. Кривые чёботы имели загнутые вверх носки. (вернуться)

6. Дерегус М.Г. – в 1952 году Михаил Гордеевич Дерегус (1904-1997), украинский живописец, создаёт иллюстрации к повести Гоголя.
Среди работ художника особой силой драматизма выделяется рисунок «Казнь Остапа»: спокойно и мужественно подымается герой на эшафот, кажется, ни один мускул не дрогнул на его лице, а вокруг помоста, охраняемого пешими и конными поляками с пиками в руках, одетыми в железные кольчуги и шлемы, собралась толпа зевак. Источник иллюстрации: Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека. (вернуться)

 
Глава 12. «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!». 1952
Иллюстрации А.М.Герасимова к повести "Тарас Бульба"
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика