Лермонтов М. Ю. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Картина В.М.Васнецова "Царь Иван Грозный"
См. подробнее
на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 18. М. Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова": конфликт и система образов

Урок 19. М. Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова": проблематика и поэтика


УРОК 18
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА
И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»:
КОНФЛИКТ И СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Основное содержание урока

Краткий рассказ о поэте. Его интерес к историческому прошлому Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и «Как работал Лермонтов». Составление плана сообщения о поэте. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поведения и поступков.

I. Краткий рассказ о поэте.
Его интерес к историческому прошлому Руси

Актуализация знаний о М. Ю. Лермонтове
(с повторением ранее изученного):

— Какие факты биографии Лермонтова вам известны? Какие из них вы считаете удивительными, грустными, интересными, неожиданными?

— Какие произведения Лермонтова вы можете пересказать, знаете наизусть?

— Отгадайте кроссворд, составленный из названий произведений Лермонтова (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

— Какие произведения Лермонтова посвящены исторической теме? Каково отношение поэта к Родине?

Концерт-миниатюра из фрагментов стихотворений Лермонтова, изученных в 5—6 классах и прочитанных самостоятельно (по выбору учителя):
«Новгород» («Сыны снегов, сыны славян…»), «Предсказание», «Поле Бородина», «Прощай, немытая Россия…», «Два великана», отрывок о Москве из поэмы «Сашка» (строфа VII), «Юнкерская молитва» и др.

— Каково отношение Лермонтова к истории России и современности? Какие факты биографии поэта отразились в этих стихах?

Рассказ учителя о Лермонтове
с использованием материалов из книг Н. С. Шер и Ю. И. Айхенвальда о русских писателях. (См. также: М.Ю.Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' на сайте "К уроку литературы")

Сообщения учащихся о портретах поэта кисти К. А. Горбунова, Д. П. Палена, П. Е. Заболотского (см.: Портреты М.Ю.Лермонтова на сайте "К уроку литературы"),
памятниках поэту в Москве и области, Санкт-Петербурге, Пензе, Пятигорске, Ставрополе, Геленджике и др.

Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

II. Чтение эпиграфа к статье учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов».

Почему С. С. Наровчатов назвал поэта чудом?

Подтвердите примерами мысль Наровчатова об отношении Лермонтова к Родине.

Почему Наровчатов считал, что каждый читатель «заново для себя открывает Лермонтова» и «эти открытия будут продолжаться без конца»?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (см. статью ниже):

Составление плана (тезисов) статьи:

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов»
Вопрос
Пункт плана
Чем знаменателен в русской истории год рождения Лермонтова?
Рождение поэта в опалённой пожаром Москве, встречающей победителей
Почему детство поэта было невесёлым?
Ранняя смерть матери и разлука с отцом
Какую роль в жизни Лермонтова сыграла бабушка?
У бабушки в Тарханах, с бабушкой на Кавказе и в Москве
Какие факты детства поэта стали основой его интереса к истории и Кавказу?
Интерес к фольклору и истории, любовь к Кавказу — стране «благородных, возвышенных страстей»
Где учился Лермонтов? Каковы были его общественно-политические взгляды?
«Дух свободомыслия» в благородном пансионе и Московском университете
Какими природными талантами обладал Лермонтов и как это отразилось в его творческой деятельности?
Способности к музыке, математике, рисованию, иностранным языкам, шахматам. Создание музыкальных и живописных произведений
Как Лермонтов попал в Петербург? Почему он стал военным?
Учёба в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, начало военной службы
Какие философские размышления о жизни дал поэту Петербург?
Безнравственная и пустая жизнь петербургского света. «Зло порождает зло»
Какие события русской истории волновали поэта? На какой основе он создаёт образ Ивана Грозного?
Дух народной поэзии и русской истории в стихах Лермонтова
Как в истории русской литературы соединились имена Пушкина и Лермонтова?
Лермонтов — преемник Пушкина, призывающий «на подвиги во имя свободы»
Была ли случайностью гибель Лермонтова?
Гибель Лермонтова — обдуманное политическое убийство
В чём И. Андроников видит заслуги поэта перед русской литературой?
Высокая нравственность личности Лермонтова, его любовь к России


Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «Как работал Лермонтов» (см. статью ниже):

— Докажите, что Лермонтов был очень требователен к себе и своим стихам.

— Как выглядел поэт в минуты вдохновения?

Изучите отрывки из литературоведческих работ о Лермонтове (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Включите эти цитаты в рассказ о поэте.

V. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Фрагменты поэмы в актёрском исполнении


Рецензирование актёрского чтения «Песни…».

Ответы на вопросы 1—9 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VI. Групповая работа:

Группа 1.
Историческая справка ученика об опричнине.


Озаглавьте зачин поэмы и часть I.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам причитывать, тешиться, гнушатися, запотчевать, молодушки, опостыли, копьё бусурманское.

Как они связаны с фольклором?

В каких словах звучит авторская оценка событий?

Как в ней отражаются законы народной нравственности?

Достоверна ли картина царской трапезы? Обоснуйте свой ответ.

Какие детали царского быта воссоздаёт Лермонтов?

Каким изображён Иван Грозный?

Докажите, что портреты Кирибеевича и Алёны Дмитриевны даны в фольклорном ключе.

Как во фрагменте намечен основной конфликт поэмы?

Группа 2.
Историческая справка ученика о Домострое.


Озаглавьте часть II поэмы.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям вечерня, нонече, фата бухарская, в поругание.

Какие черты фольклора есть в этой части поэмы?

Какие черты купеческого быта и законов семейной жизни Древней Руси воссоздаёт Лермонтов?

Докажите, что детали жизни и быта достоверны.

Почему для Калашникова главной бедой было то, что его семью опозорил Кирибеевич? Почему он не испугался опричника?

Как в семейных отношениях купца отразились законы народной нравственности?

Группа 3.
Историческая справка ученика о кулачных боях.


Озаглавьте часть III поэмы.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам тесовые кровельки, 25 сажень, святые мощи из Киева, безданно, беспошлинно, место лобное, красно начинали, красно и кончайте, тароватый.

Докажите, что слова Калашникова перед боем помогли ему одержать моральную победу над Кирибеевичем.

Почему Калашников не сказал царю, за что он убил опричника?

Группа 4*.
Историческая справка о правилах погребения умерших в Древней Руси.


Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Творческое задание».

*Почему Калашникова похоронили не на кладбище, а в чистом поле и его могилку оставили безымянной?

VII. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным
Практическая работа.


Составление таблицы «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Оцените план характеристики героев, предложенный в практикуме «Читаем, думаем, спорим…».

Что бы вы изменили в этом плане? Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
«Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича»
Основания для сопоставления
Кирибеевич
Калашников
Происхождение и социальное положение
      
      
Прошлое
      
      
Значение имени и фамилии
      
      
Место первого появления
      
      
Портрет героя и динамика портрета
      
      
Мир вещей, характеризующий героя
      
      
Поступки, отражающие внутреннюю сущность героя
      
      
Оценка другими персонажами: Иваном Грозным, Алёной Дмитриевной, гуслярами
      
      
Авторское отношение к герою
      
      
Оценка образа в критике
      
      
Выводы
      
      


Выполнение задания 2 из раздела учебника «Творческое задание».

VIII. Защита Калашниковым человеческого достоинства,
его готовность стоять за правду до конца


— Почему Калашников участвовал в кулачном бою?

— Почему купец, понимая опасность своего столкновения с Кирибеевичем и Иваном Грозным, всё-таки пошёл на кулачный бой?

— О ком он заботится, собираясь идти на смерть?

— Почему смерть Калашникова названа в поэме «смертью лютою, позорною»?

— * Ознакомьтесь со статьёй А. И. Журавлёвой о «Песне…» (см. статью ниже).
Какие наблюдения литературоведа кажутся вам наиболее интересными?

Итоговый вопрос:

Какие черты жанра поэмы можно найти в «Песне…»?

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент «Пир у Ивана Грозного» или «Кулачный бой».

Составить письменную сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича.

Индивидуальное задание.

Создать свои иллюстрации к поэме и подготовиться к их презентации и защите.

Найти в Интернете иллюстрации к поэме и оценить их.

Групповое задание.

Выполнить учебный проект.

Проект. Составление электронного альбома «Герои „Песни…“ в иллюстрациях».



УРОК 19
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА
И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»:
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА


Основное содержание урока.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности.
Выявление элементов сюжета. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фольклоризм». Обсуждение произведений книжной графики.

I. Особенности сюжета поэмы.
Образы гусляров

Групповая работа:

Группа 1.

Определите элементы сюжета поэмы: зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку.

Какие сюжетные и композиционные элементы поэмы показывают её близость к фольклору?

Какова роль образов гусляров?

Почему каждая часть поэмы заканчивается их словами?

Докажите, что поэма носит романтический характер.
(Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, напряжённость чувств героев, статичность образов, субъективность и эмоциональность авторского языка.)

Какие принципы реалистического произведения использует Лермонтов?
(Показ реалистических деталей жизни и быта героев, изображение жизни в её причинно-следственных связях, критика общественных отношений.)

II. Авторское отношение к изображаемому.
Оценка героев с позиций народа

Группа 2.

Найдите в поэме цитаты, выражающие авторское отношение к событиям, героям, их поступкам.

Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
Авторское отношение к героям, их поступкам
Иван Грозный
Кирибеевич
Калашников
Алёна Дмитриевна
      
      
      
      
Рассказ Кирибеевича о своей любви
Рассказ Алёны Дмитриевны
Кулачный бой
Смерть Калашникова
      
      
      
      


Докажите, что авторская оценка героев и событий совпадает с оценкой гусляров и нравственной позицией народа.

Группа 3.
Найдите в поэме пейзажные зарисовки.

Определите художественную функцию пейзажа.

Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
Пейзажные зарисовки в «Песне про купца Калашникова»
Пейзажные зарисовки
Цитаты
Ч а с т ь I (описание солнца и тучек как отрицательный параллелизм к образу царя и его окружения; описание месяца и звёзд как аллегория к отношениям царя и его соратников)
            
Ч а с т ь II (описание зари, тучек и метелицы как предвестников недоброго; описание ночи и снега как средство передачи волнения в душе героя)
            
Часть III (описание рассвета в Москве как символ красоты и гармонии в природе в отличие от страстей в человеческих душах; описание могилы купца как могилы преступника)
            


III. Прослушивание и обсуждение фрагмента «Рассвет на Москве-реке» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина».

IV. Язык и стих поэмы

Группа 4.

Найдите изобразительно-выразительные средства языка и объясните их художественную функцию.

Заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
Изобразительно-выразительные средства языка поэмы
Изобразительно-выразительные
средства языка
Примеры
Художественная функция
Эпитеты
      
      
Метафоры
      
      
Сравнения
      
      
Олицетворения
      
      
Гиперболы
      
      
Анафоры
      
      
Параллелизмы
      
      
Антитезы
      
      


V. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества
Практическая работа.


Поиск цитат, указывающих на связь поэмы с фольклором.

Выполнение задания 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Связь поэмы с фольклором
Черты фольклора
Примеры из поэмы
Исполнение «Песни…» гуслярами, стилизация народного речитативного стиха
            
Троекратные повторения
            
Постоянные эпитеты
            
Наличие обязательных композиционных элементов (запев, концовка, повторы и др.)
            
Картина царского пира
            
Картина поединка с противником
            
Сцена хвастовства перед боем
            
Гибель героя в честном бою
            


— Какова роль фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в «Песне…»?

VI. Показ и рецензирование иллюстраций к поэме,
презентация и защита своих иллюстраций.


Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговые вопросы:

Почему М. Ю. Лермонтов в поисках идеального героя обращается к истории?

Какие вечные нравственные ценности он провозглашает в поэме?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из вопросов:

1. Какие человеческие качества воспевает Лермонтов в образе купца Калашникова?

2. В чём смысл противопоставления образов Калашникова и Кирибеевича?

3. Какую роль играет в поэме её связь с фольклором?

Индивидуальные задания.

Подготовить чтение наизусть стихотворений Лермонтова, изученных в 6 классе, а также стихотворений «Кавказ», «Гроза», «Звезда», «Вечер после дождя», «Весна», «Небо и звёзды», «Земля и небо» и др. (по выбору учителя).

Прочитать статью А. А. Ахматовой о М. Ю. Лермонтове «Всё было подвластно ему» (см. статью ниже):

Выбрать цитаты, в которых дана оценка лирики поэта.

Следующие уроки: М. Ю. Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..." >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Лермонтов — то явление в поэзии, которое принято называть чудом... Он страстно любил Россию, но он не мог не видеть кровоточащие язвы «страны рабов, страны господ...».
Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца.
С. С. Наровчатов


Шел 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. В то самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 15 октября (по старому стилю — 3 октября) 1811 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось и трех лет... Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика.

Самые первые, а потому и самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии, первые воспоминания — русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачеве.

Вокруг дома — аллеи старинного сада, спящий пруд, затянутый сетью трав, а напротив усадьбы — дымные, в два ряда черные избы и белая церковь села Тарханы. В детстве Лермонтов часто болел. И бабушка три раза возила его на Кавказ, к Кислым Водам. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Кавказ с детских лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы, как страна благородных, возвышенных страстей...

Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Это был уже 14-летний подросток, серьезный, хорошо подготовленный домашними учителями. Незадолго до Лермонтова пансион этот окончили многие участники декабрьского восстания 1825 года. В пансионе царил дух свободомыслия: по рукам тайно ходили запретные стихи Рылеева, Пушкина... Из пансиона он перешел в Московский университет, учился там в одно время с Герценом и Белинским. В его тетрадях появляются стихи — «Нищий», «Парус», «Два великана».

Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью — виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Некоторым знакомым Лермонтова, не понимавшим размеров его поэтического таланта, казалось, что он подражает английскому поэту Байрону. Как бы в ответ на это Лермонтов написал замечательное стихотворение:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник.
Но только с русскою душой...

В конце второго года из-за участия в студенческом бунте ему пришлось покинуть Университет. Исключенным закрывался путь в другие университеты России. И тогда ему ничего другого не оставалось, как поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге. «До сих пор, — писал он друзьям в Москву, — я жил для литературной славы, столько жертв принес своему неблагодарному кумиру и вот теперь я — воин!» Он просил друзей не забывать его. Но даже там, в стенах юнкерской школы, он продолжал свои занятия литературой. По окончании школы Лермонтов вышел офицером в гвардейский гусарский полк, квартировавший в Царском Селе под Петербургом, и окунулся в полковую и великосветскую жизнь. Наблюдения над жизнью петербургской аристократии побудили его написать драму в стихах «Маскарад». Герой ее — и «жертва», и «палач». Мысль о том, что зло порождает зло, он развил потом и в «Герое нашего времени».

М. Ю. Лермонтов — единственный в литературе того времени — воссоздал образ Ивана Грозного по народным песням. Поэт так глубоко сумел постигнуть дух народной поэзии, что современные исследователи справедливо сравнивают «Песню про царя Ивана Васильевича...» с творениями народных сказителей. Недаром Белинский писал, что Лермонтов «вошел в царство народности, как ее полный властелин и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею...». «Песня...» Лермонтова принадлежит к лучшим произведениям русской и мировой поэзии.

28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух, что Пушкин накануне стрелялся на дуэли с Дантесом и ранен смертельно. На другой день стало известно, что Пушкин умер. И в эти самые дни по Петербургу распространилось в рукописи стихотворение «Смерть Поэта», под которым стояло в ту пору мало кому известное имя: Лермонтов. Это был голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе. Так началась всенародная слава Лермонтова. Он считал, что назначение поэзии в том, чтобы говорить с народом, призывать его на подвиги во имя свободы.

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова обрывается также трагически. Современники понимали, что его дуэль с Мартыновым 27 июля 1811 года была не просто дуэлью, а обдуманным политическим убийством.

Читая и перечитывая Лермонтова, проникаясь героическим, активным духом его поэзии, восторгаясь ее неповторимым лирическим содержанием, мы думаем о нем как о живом. И представляем себе его — не достигшего еще и 27-летнего возраста, так много сделавшего для родной литературы, так много не успевшего осуществить.

Все пленяет нас в Лермонтове: и сила пламенных страстей. и ум холодный и глубокий, его необычайная прямота и честность, высокая требовательность к самому себе и к другим. Он не умел и не хотел мириться с пороком, где и под какой маской ни встречал его.

С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести. Читаем ли мы «Бородино» или «Мцыри», «Песню про паря Ивана Васильевича...» или «Родину», мы жадно внимаем его словам, чтобы запомнить, как сформулировал он самое высшее и самое благородное проявление любви — любовь к отчизне.
И. Л. Андроников

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

КАК РАБОТАЛ
ЛЕРМОНТОВ


Сохранились сведения о том, как составлял Лермонтов сборник своих произведений: в него вошло всего 26 стихотворений и две поэмы — «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова...», хотя к этому времени им было написано 30 поэм и 400 стихотворений.

«Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его вдохновения, — пишет его современник А. Н. Муравьев. — В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?” — спросил я. „Сядьте и слушайте", — сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю свою великолепную поэму „Мцыри" (по-грузински — послушник), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера».

ВОПРОСЫ

В чем особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в жизни и творчестве?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы(*) и кто из героев поправился вам больше других? Почему поэма названа Лермонтовым песней?

* Проверьте по словарю, правильно ли вы понимаете термин «поэма».

2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?

3. В чем характер Алены Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них?

4. По мнению ученых-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства оскорбления жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, по в то же время его слова пронизаны жестокостью к осужденному:

Я топор велю наточить-навострить...
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали вес люди московские.
Что и ты не оставлен моей милостью...

Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поет славу Калашникову. Согласны ли вы е этим суждением?

5. В. Г. Белинский так характеризовал трех главных героев:

«...Взгляд очей его — молния, звук речей его гром небесный, порыв гнева его смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего... но сильного и благородного по природе своей духа...»

«Какая сильная, могучая натура! Ее страсть — лава, ее горесть тяжела и трудна... Вы видите, что любовь... — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»

«...Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых - все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...»

К кому относится каждая характеристика? Совпадает ли она с авторским, народным и вашим отношением к героям? Подготовьте ответ-рассуждение на эту тему, обоснуйте спои выводы, подтвердите их текстом поэмы.

6. Подготовьте выразительное чтение «Песни...», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ЧИТАТЕЛИ ЛЕРМОНТОВА
О СВОИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ


Известно, что замечательный русский писатель Иван Бунин хотел написать о Лермонтове, но мечта его не сбылась. Однако остались его высказывания о поэте: «Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет*. Он часто повторял, читая лермонтовские стихи: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни па кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».

Русский поэт и философ Д. С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову.

«...Почему приблизился к нам Лермонтов? Почему вдруг захотелось о нем говорить?

Рассказывают, будто бы у Лермонтова был такой тяжелый взгляд, что на кого он смотрел пристально, тот невольно оборачивался. Не так ли мы сейчас к нему обернулись невольно?

Стихи его для нас как заученные с детства молитвы. Мы до того привыкли к ним, что уже почти не понимаем. Слова действуют помимо смысла.

Помню, когда мне было лет 7—8, я учил наизусть „Ангела” из старенькой хрестоматии с истрепанным зеленым корешком* Я твердил: „По небу полуночи”, не понимая, что „полуночи” родительный падеж от „полночь”; мне казалось, что это два слова: „по” и „луночь”. Я видел картину, изображавшую ангела, который летит по темно-синему, лунному небу: это и была для меня „луночь”. Потом узнал, в чем дело; но до сих пор читаю: „по небу, по луночи”, бессмысленно, как детскую молитву.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная.
Святая прелесть в них.

Я также узнал, что нельзя сказать: „Из пламя и света”, а надо: из пламени. Но мне нравилась эта грамматическая ошибка: она приближала ко мне Лермонтова.

Потом, в 12 — 13 лет, я уже для собственного удовольствия учил его наизусть. Переписывал „Мцыри” тщательно, в золотообрезную тетрадку, и мне казалось, что эти стихи я сам сочинил.

Пушкина я тогда не любил: он был для меня взрослый; Лермонтов такой ребенок, как я.

В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог.

Вот чего Пушкин не сказал бы ни за что. Взор его был слишком трезв, точен и верен действительности. On говорит просто:

Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несешься по ясной лазури...

Но эта пушкинская „ясная лазурь”, по сравнению с бездонно-глубоким лермонтовским небом, казалась мне плоской, как голубая эмаль.

С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.

Я буду любить Пушкина, пока я жив; но когда придет смерть, боюсь, что это примирение:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять, —

покажется мне холодным, жестоким, ничего не примиряющим и я вспомню тогда детские молитвы, вспомню Лермонтова.

Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда.

Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и действием...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова


      Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.
(вернуться к уроку)

«ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА,
МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»
А.И. Журавлева


Это была первая поэма, которую Лермонтов опубликовал (в «Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”», цензурный запрет был преодолен с помощью Жуковского). Поэму Лермонтов включил и в свой единственный прижизненный поэтический сборник «Стихотворения М. Лермонтова».

В лирике поэта мотив противопоставления яркого героического прошлого как времени цельных и сильных людей и современности — один из наиболее важных. Это наблюдение верно и в отношении творчества Лермонтова в целом. В его романе этот мотив усложнится, обретет философскую глубину, в поэме из эпохи Грозного он предстает с наибольшей очевидностью.

Интерес к устному народному творчеству как важнейшему источнику национальной литературы впервые возникает именно у романтиков. Недаром многие из них стоят у истоков фольклористики своих стран. В России в эпоху Лермонтова тоже появляется интерес к народной поэзии. В это время начинают собирать и записывать песни, пословицы, поговорки, к фольклорным мотивам обращаются многие писатели. Именно в тридцатые годы появляются стихотворные обработки народных сказок у Жуковского, Пушкина.

Фольклорным источником лермонтовской поэмы считают так называемые «исторические песни» об Иване Грозном. Исторические песни — особый фольклорный жанр, повествующий не о мифических героях, как былины, а о реальных деятелях истории, хотя описанные в исторических песнях события обычно приобретают легендарный характер. Однако говорить о прямой связи лермонтовской поэмы с историческими песнями об Иване Грозном можно лишь в одном отношении: в обоих случаях царь освещен сходным образом. Он страшен, подозрителен, но по-своему справедлив, щедр к своим приближенным и держит слово.

С другой стороны, можно обнаружить и иной, несколько неожиданный литературный образец, который имел значение для организации сюжета и системы персонажей в этой поэме, — исторический роман Вальтера Скотта. Именно этот писатель создал очень популярный в европейской литературе тип романа, где судьбы вымышленных персонажей, частных людей прошедших эпох не просто развертываются на фоне исторических событий, но прямо пересекаются с судьбами подлинных исторических деятелей и непосредственно зависят от них. Так и в поэме Лермонтова действует царь Иван Грозный, решающий судьбы вымышленных героев — опричника Кирибеевича и купеческой семьи Калашниковых.

Повествование поэмы строится в сложной временной перспективе: оно ведется от лица гусляров, которые тешат этой песней «боярина Матвея Ромодановского» и православный народ, получают за свое исполнение подарки и угощение в течение трех дней и трех ночей. Повествуют же они о легендарных событиях, случившихся в прежние времена, при царе Иване Васильевиче и при его непосредственном вмешательстве. Вымышленный персонаж Кирибеевич «укоренен в истории» с помощью упоминания реальных лиц: он из рода Малюты Скуратова, приближенного палача и руководителя сыска при Иване Грозном. Наконец, существует еще и «время читателя» этой поэмы — лермонтовское время, которому мысленно противопоставляются события и персонажи поэмы. А теперь еще, наверное, и наше с вами время, как и время нескольких поколений читателей до нас. Понятия «глубь веков», «глубины истории» становятся буквально ощутимыми, получают конкретное наполнение.

Поэма начинается обращением гусляров-исполнителей «Песни» к одному из ее героев — царю Ивану Васильевичу:

Ох ты гой еси, Царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы...

Далее текст делится на три части, действие каждой из них развертывается в другом месте: первой — в палатах царя за пиршественной трапезой, второй — в лавке и в доме купца Калашникова — уже здесь пространство расширяется и появляется зимняя вечерняя Москва:

За Кремлем горит заря туманная,
Набегают тучки на небо, —
Гонит их метелица, распеваючи...

И когда Калашников направляется из своей лавки в Гостином дворе домой, в Замоскворечье, картина постепенно делается все более темной и мрачной. Хозяйка не вернулась из церкви, дети плачут, свеча перед иконой еле мерцает, хозяин у окна с тревогой смотрит на улицу:

А на улице ночь темнехонька;
Валит белый снег, расстилается,
Заметает след человеческий.

Со второй части в поэме словно бы появляется еще одно действующее лицо — зимняя Москва. С ней кровно и родственно связан Калашников и его семья, осиротевшая Алена Дмитриевна, у которой остался на белом свете лишь младший брат, «дитя малое, неразумное», и младшие братья Калашникова, за которыми он посылает «во темную ночь морозную», узнав о нанесенной жене обиде.

В поэме очень важен образ дома и семьи, крепкого рода, дорожащего своей честью и с любовью признающего над собой власть старшего — а таковым волей обстоятельств для всех Калашниковых является старший брат Степан Парамонович. Не царский дворец и пирующие опричники, а мирный замоскворецкий дом — сердцевина московской жизни, здесь хранятся ее исконные устои, защищать которые герой намерен «на Москве-реке при самом царе». Он зовет братьев в случае своей гибели выйти за святую «правду-матушку».

Наконец, третья часть переносит действие сперва на Москву-реку, потом на Лобное место. Уже не дом, а город, и не семья только, а весь московский люд становится свидетелем последнего акта развернувшейся перед слушателями трагедии. Эта часть начинается картиной утренней зари, разыгравшейся над праздничной Москвой: ведь кулачный бой — это пока игра и молодецкая забава, никто, в том числе и лучший царский боец Кирибеевич, еще не подозревает, что Калашников задумал биться насмерть за честь рода, который опозорил «злой опричник царский Кирибеевич». И когда Кирибеевич спрашивает своего противника об имени, «чтобы знать, по ком панихиду служить», — это еще не более чем ритуальное поддразнивание; ведь кулачные бои вовсе не предполагали смертельного исхода. Лишь узнав имя своего противника и услышав от него:

«...Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,
Вышел я на страшный бой, на последний бой!» —

побледнел в лице Кирибеевич, «как осенний снег».

В сцене казни Калашникова пространство снова сужается, здесь нет картины города, упомянута лишь площадь (без всяких описаний), Лобное место и палач, да тревожный Заунывный гудит-воет колокол,

Разглашает всюду весть недобрую.

И только когда совершается казнь и кончается земной путь героя, снова появляется Москва и простор:

Схоронили его за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской...
<…>
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.

Зачин поэмы адресован одному из ее героев, каждая часть отделяется от следующей

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

Завершает последнюю главу картина могилы героя, которую не забывает народ, а всю поэму — припев, обращенный к гуслярам.

Поэма Лермонтова, глубоко почувствовавшего и использовавшего поэтичность народного словесного искусства, тем не менее не была стилизацией — подделкой под какой-либо фольклорный жанр или под свойственное фольклору отношение к миру, где всегда четкое разделение добра и зла, явное противостояние положительных и отрицательных героев, ясная логика вины и воздаяния. Лермонтовская поэма, скорее, создает некий образ народной легенды о сильных и ярких, до конца отстаивающих свою правду людях прошлого. Но при внимательном чтении можно увидеть мотивы, характерные для лермонтовской лирики, прежде всего мотив рокового взаимного непонимания, непроходимой границы, пролегающей между героями, каждый из которых принадлежит своему миру и не имеет никакой надежды быть понятым другими. Кирибеевич с гордостью говорит о себе:

Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного.
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной...

Однако Алену Дмитриевну эта речь нисколько не успокаивает, напротив: «Испугалась я пуще прежнего», – говорит она. Опричник и родня Малюты для нее страшнее.

Тем не менее страсть Кирибеевича, беззаконная и нечестная с точки зрения всех устоев и обычаев патриархального мира, в то же время искренняя и глубокая. Он таит ее обстоятельства от Грозного («Обманул тебя твой лукавый раб»), не признаваясь, что полюбил замужнюю женщину. Но он же идет из-за нее на гибель, не выдавая прямого признания Калашникова в намерении биться насмерть, то есть нарушить обычай кулачного боя. Смерть Кирибеевича описана не так, как описывается в фольклоре гибель врага,

Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

Так оказывается пророческим иронический вопрос царя на пиру:

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?

Признаваясь в намеренном убийстве верного слуги царя, Калашников не открывает истинной причины своего поступка, не признавая за царем права узнать позорную, как он полагает, тайну, о которой готов поведать только «Богу единому».

Таким образом, жестокая казнь оказывается как бы справедливой; поскольку царю неизвестна вина Кирибеевича, смерть Калашникова названа не только «лютою», но и «позорною», как смерть преступника. И все же «правда-матушка» торжествует как бы помимо всех логических резонов, и безымянная могилка «преступника», хоть и отмеченная «кленовым крестом», но все же находящаяся не в церковной ограде, не в освященной земле, не забыта:

И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Поэма Лермонтова в отличие от всех известных жанров русского классического фольклора основана на трагическом конфликте. Никто из героев не в силах преодолеть обстоятельств, неотвратимо влекущих действие к катастрофе. Финал поэмы обладает важнейшим свойством подлинной трагедии, которая со времен античности называется катарсисом. Катарсис — просветление, которое читатель испытывает под влиянием пережитого им чувства страха и сострадания к героям, ощущение конечного торжества некой правды, более высокой, чем житейская.
Источник: История русской литературы XIX века: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. —М.: Изд-во МГУ; ЧеРо, 2006.
(вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

 
 
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Старая Москва. Разъезд после кулачного боя.
(Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем)
Эпоха "Песни про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
Картина В.М.Васнецова "Царь Иван Грозный"
(на сайте "К уроку литературы")

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика