Урок 8. "Повесть временных лет" (фрагменты). Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Устное народное творчество.
Предания. Урок 2
 
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год
 
Радзивилловская летопись. Миниатюра: Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград.
 
Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в. Древний летописец, т. II. (Санкт-Петербург, БАН)
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 8
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
(ОТРЫВОК «ИЗ ПОХВАЛЫ КНЯЗЮ ЯРОСЛАВУ И КНИГАМ»)


Основное содержание урока
Развитие представлений о летописи. Формирование традиции уважительного отношения к книге. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Основные виды деятельности.
Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет“». Выразительное чтение фрагментов древнерусской литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика героя древнерусской литературы. Составление плана устного и письменного высказывания (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «летопись».

I. Развитие представлений о летописи
Вступительная беседа:


— Какой период времени охватывает древнерусская литература?

— Какие жанры древнерусской литературы вам известны?

— Рассмотрите схему «Жанры древнерусской литературы».



Приведите примеры произведений древнерусской литературы и определите их жанры.

*Как понять слова Д. С. Лихачёва о жанрах древнерусской литературы:
«В судьбе многих названий русских жанров можно проследить, как постепенно определение предмета повествования обрастает совокупностью литературных признаков, с которыми этот предмет должен быть связан по средневековому литературному этикету, и только тогда становилось жанровым определение в собственном смысле этого слова»?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Древнерусская литература» (см. статью ниже):

— Как возникла древнерусская литература? Почему в ней зародилось «чувство общественной ответственности писателя»? Почему древнерусские писатели создавали похвалы книгам?

— Как создавалась рукописная книга? Объясните названия создателей книги: доброписец чернописный, статейный писец, заставочный писец, живописец иконный, златописец, златокузнец, среброкузнец, сканный мастер.

— Объясните значение слов киноварь, буквица, заставка, скань.

— Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие летопись.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «О „Повести временных лет“» (см. статью ниже):

— Какова причина появления «Повести временных лет»? В чём её культурное значение? Какие сюжеты из неё вы знаете?

— Кто такой князь Олег? Что вы о нём знаете?

— Какие жанры использованы в «Повести временных лет»?

— Какой летописный сборник «Повести временных лет» является самым древним?

— В чём исследователь Н. Прокофьев видит особенности языка «Повести временных лет»?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».



IV. Формирование традиции уважительного отношения к книге

Чтение и обсуждение фрагмента «Из похвалы князю Ярославу и книгам» на древнерусском и современном языке
(см. текст ниже):

— Кто такой Ярослав Мудрый[2]?

— Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

V. Практическая работа.
Сопоставление древнерусского текста и его перевода на современный язык.


Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

Заполнение таблицы соответствий древнерусских слов и их современного звучания:

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов и их современного звучания
Древнерусские слова
Современный перевод
Кажеми
Наставляемы
Кчими
Поучаемы
Словес
Слов
Се
Это
Исходящи
Источники
Неищётная
Неизмеримая (неисчислимая, неисчётная)
Аще
Если
Обрящеши
Найдёшь (обретёшь)


VI. Поучение как жанр древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)
[3]

Сопоставьте два определения жанра поучения.

Какие особенности жанра поучения подчёркнуты в этих определениях?

Поучение — в узком смысле: церковная проповедь, в широком — дидактическое высказывание, обращённое к слушателям или читателям.


Поучение — разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение — это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.


VII. Чтение и обсуждение фрагмента из «Поучения» Владимира Мономаха (см. текст ниже):

— Кто такой Владимир Мономах? Почему его так назвали?

— Почему Мономах обращается к детям? Какие советы он даёт сыновьям и молодому поколению? Выпишите их.

Сравните свои записи с цитатами из «Поучения», данными в практикуме «Читаем, думаем, спорим…».

— Почему Мономах называет своё обращение к детям грамоткою? Какой смысл он вкладывает в это слово?

— Докажите, что в «Поучении» религиозно-дидактические наставления сочетаются с автобиографическими фактами из жизни автора.

— *Можно ли найти в «Поучении» исторические черты? Обоснуйте свой ответ.

— *Найдите в «Поучении» книжные обороты и элементы разговорного языка. Какой стилистический оттенок создаёт сочетание этих элементов?

— Какие черты личности Владимира Мономаха отражены в его «Поучении»? Докажите, что он отважный воин, высокообразованный человек, философски осмысливший опыт своей долголетней жизни, князь-книголюб.

VIII. Нравственные заветы Древней Руси

Итоговые вопросы:


Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие нравственные заветы потомкам содержатся в «Похвале князю Ярославу и книгам» и «Поучении» Владимира Мономаха?

Домашнее задание

Прочитать «Наставления тверского епископа Семёна» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Определить их основную мысль и значение для современных читателей.

Написать стилизацию в жанре поучения по плану сочинения «Поучение младшему брату»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Групповые задания.

Подготовить выразительное чтение повести (по группам), составить комментарии к словам задания 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение или компьютерную презентацию на тему «Нравственные заветы Древней Руси» с использованием цитат из древнерусских текстов и иллюстративного материала Интернета.

Следующие уроки: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» >>>


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.

Но вот в тихих кельях(1) монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература. «В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен для нее в XIX веке».

1. Ке́лья - комната монаха в монастыре.

В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов(2), над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь(3) киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный(4) оформляли оклад(5).

2. Литературове́д — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3. Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5. Окла́д — металлические покрытия на иконе, книге.


Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

О «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

«Повесть временных лет» появилась в период, когда в России пробудился особый интерес народа к своей истории. Она передала будущим поколениям легенды о том, как Олег, поставив корабли на колеса, подвел их с попутным ветром к Царьграду, как прибил щит над вратами Царьграда, как принял смерть от своего коня и т. д. Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях. Среди жанров «Повести...» —сказания, предания, хождения, поучения, притчи и т. д.

«Се повьсти времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть» — так торжественно начинается древний летописный свод. Исследователь древнерусской литературы Н. И. Прокофьев пишет: «„Повесть временных лет” дошла до нас в нескольких сборниках. Самый ранний из них — „Лаврентьевская летопись”. По своему составу летописный свод включает, кроме погодных записей, различные жанры литературы той эпохи (повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др.), записи устных рассказов, договоры...»

«Язык „Повести временных лет” — древнерусский, доступный жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи, хотя нередко в текстах русская речь смешивалась с церковно-славянскими элементами...» — пишет Н. Прокофьев.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ИЗ ПОХВАЛЫ КНЯЗЮ ЯРОСЛОВУ И КНИГАМ
Отрывок из «Повести временных лет»


Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обрЬтаемъ и въздержанье от словесъ книжныхъ. Се бо суть рЬкы, напояющи вселеную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЬшаеми есмы; си суть узда въздержанью. Мудрость бо велика есть... Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилЬжно, то обрящеши велику ползу души своей...

[Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей...]

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.

2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?

3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ИЗ «ПОУЧЕНИЯ»
ВЛАДИМИРА МОНОМАХА


Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь...

В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна(1), ни на отрока(2), чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

1. Тиу́н — управляющий хозяйством.
2. О́трок — слуга.


Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего... Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран.

Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? Как вы понимаете советы: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно, отметьте особенности стиля.

3. Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из «Поучения», например: «приветить», «молвить», «почет» и др. (предварительно объясните их).

4. Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте, какой теме она посвящена.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Яросла́в Влади́мирович (в поздней историографической традиции Яросла́в Му́дрый; ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).
При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава, начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона. (вернуться)

3. «Поучение» — уникальный памятник древнерусской письменности. Его автор, князь Владимир Всеволодович (1053–1125), внук Ярослава Мудрого, получил прозвище Мономаха по матери — родственнице византийского императора Константина IX Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским (Переяславля Южного), а с 1113 г. — киевским.
«Поучение» состоит из собственно наставления детям, написанного около 1100 г. В завершающей части «Поучения» наиболее ярко проявилась авторская позиция Мономаха: текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» — свод нравственных и практических заповедей правителя. (вернуться)

 
Ярослав Мудрый, завершивший борьбу со Святополком. Радзивиловская летопись.
Одна из раскрашенных миниатюр (всего их 617), которыми иллюстрирован Радзивилловский список. Это один из трёх сохранившихся древнерусских иллюстрированных списков летописей.
Радзивилловская летопись (часто, в том числе в изданиях 1989 и 1994 гг., с одним л — Радзивиловская), или Кёнигсбергская летопись — летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века — собственно Радзивилловском, иллюстрированном многочисленными миниатюрами, и Московско-Академическом.
Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовы́ми записями до 1206 года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика