А.П.Платонов. "Юшка": незаметный герой с большим сердцем. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А.П.Платонов.
Фото 1922 г.
 
 
Платонов А. П.
Никита
("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)

Рассказ А.П.Платонова "Юшка"

7 класс[1]


Урок 47. А.П.Платонов. "Юшка": незаметный герой с большим сердцем

Урок 48. А.П.Платонов. "Юшка": нравственные проблемы рассказа

Урок 49. А.П.Платонов. "В прекрасном и яростном мире". Урок внеклассного чтения 7

Урок 50. Классное контрольное сочинение. Урок развития речи 4


УРОК 47
А. П. ПЛАТОНОВ. «ЮШКА»:
НЕЗАМЕТНЫЙ ГЕРОЙ С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Юшка — незаметный герой с большим сердцем.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о писателе

1. Актуализация имеющихся знаний об А. П. Платонове:


— Какие произведения Платонова вы уже читали? О чём они?

— Какие проблемы поднимаются в рассказе «Никита», сказке «Неизвестный цветок»?

— Чем интересны рассказы Платонова «Корова», «Ещё мама», «Цветок на земле»? Перескажите понравившиеся эпизоды из них.

— Чем необычны рассказы Платонова?

2. Рассказ учителя об А. П. Платонове с показом изображений памятных мест и включением сообщений учащихся о детстве, юности, о портретах писателя и памятниках ему.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Андрей Платонович Платонов»:

— Как вы понимаете эпиграф к статье о писателе? Что значит «Россия была его вторым существом»?

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
подручный мастера, литейка, Первая мировая война, пролетарский, культурная революция, плоскодонки, поборник электрификации, притча.

— Почему Платонова жизнь «лишила юности»?

— Как начался творческий путь писателя? О чём он мечтал?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— О каких людях писал Платонов?

— В чём критик В. Чалмаев видит сходство писателя с его героями?

III. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

1. Аналитическая беседа:


— О чём прочитанный вами дома рассказ «Юшка»?

— С каким чувством вы закончили чтение рассказа?

— Похож ли Юшка на других героев Платонова? Чем?

— Какую проблему поднимает писатель в рассказе?

2. Актёрское чтение рассказа «Юшка» и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Во время актёрского чтения рассказа разделите его на смысловые части и озаглавьте каждую часть.
(Например: Как жил Юшка. Юшка и дети. Юшка и взрослые. Юшка и природа. Смерть Юшки. Дочь доброго Юшки.)

IV. Групповая работа:

Группа 1.


«Как жил Юшка» (с начала рассказа до слов «Вон Юшка!»).

Как выглядел Юшка и как он работал?

Почему внешность и трудовая деятельность Юшки противопоставлены?

Зачем автор показывает неизменность жизни и облика Юшки?

*Важна ли для него его «внешняя» жизнь? Обоснуйте свою позицию.

*Почему жители городка сверяли время «по Юшке»?

Группа 2.

«Юшка и дети» (со слов «Дети поднимали с земли...» до слов «...чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»).

Почему дети кидались в Юшку «предметами с земли»: от злости; из-за чувства мести; от скуки; чтобы проверить, живой ли он; потому что подражали взрослым?
Обоснуйте свои ответы.

Почему Юшка не реагировал на действия детей и верил, что дети любят его?

*Чем различаются мир детей и мир Юшки?

Группа 3.

«Юшка и взрослые». Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Взрослые пожилые люди...» до слов «...на вид оплошал и старым стал».

За что взрослые били Юшку?

Почему они «приходили в ожесточение» от его кротости и часто желали ему смерти?

*Чем различаются мир Юшки и мир людей городка?

*В каких книгах вы уже встречались с такими взаимоотношениями людей
(например, Лонгрен и жители Каперны и др.)?

Группа 4.

«Юшка и природа» (со слов «По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил...» до слов «...и неизвестно к кому»).

Как вёл себя Юшка, когда уходил из города?

Как он воспринимал природу и выражал свою любовь к живым существам?

Почему в мире природы он чувствовал себя лучше и даже болезнь отступала?

*Почему никто в городе не знал, куда уходит Юшка летом?

Группа 5.

«Смерть Юшки» (со слов «Но год от году Юшка всё более слабел...» до слов «...насмешку и недоброжелательство»).

Почему Юшка «осерчал» на слова «весёлого прохожего»?

Зачем автор описывает портрет мёртвого Юшки?

Как понять слова столяра: «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..»?

*Почему все жители городка пришли проститься с Юшкой: из любопытства; чтобы нарушить однообразие жизни в городке; потому что все любили Юшку?
Обоснуйте свой ответ.

Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?

Группа 6.

«Дочь доброго Юшки» (со слов «Снова вспомнили про Юшку...» до конца рассказа).

Какую тайну Юшки читатель узнаёт в конце рассказа?

Как кузнец догадался, что девушка спрашивает о Юшке?

*Найдите сходство и различие сцены на кладбище в рассказе «Юшка» и в финале повести Пушкина «Станционный смотритель».

В чём символический смысл фразы «человек... никогда не евший сахара, чтоб она ела его»?

*В чём сходство Юшки и девушки-врача?

В чём гуманистический смысл слов «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших»?

V. Юшка — незаметный герой с большим сердцем

Практическая работа.
Составление плана характеристики
Юшки и устная характеристика Юшки.

Изучите примерный план анализа образа литературного героя (см. урок 21). Выберите из него те позиции, которые можно использовать для характеристики Юшки.

Заполните цитатную таблицу и расскажите устно о Юшке.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Вариант плана характеристики Юшки
Черты героя
Цитаты
Место Юшки в системе образов рассказа
  
Социальная принадлежность, образование, мировоззрение
  
прошлого Юшки для понимания его характера
  
Смысл имени и отчества героя (в древнегреческом — Еуфемос, что значит «благодушный»; см.: http://www.1name.ru/name-man/nm-63/)
  
Первое появление Юшки в рассказе
  
Портреты Юшки, данные с точки зрения автора и героев
  
Художественные детали, вещи, характеризующие героя
  
Речь Юшки
  
Поступки, раскрывающие его характер, их место в сюжете
  
Отношение автора к герою
  
Юшка среди других героев Платонова
  



Продолжите дома заполнение таблицы.

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Устная характеристика Юшки.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

С какой целью Платонов написал такой рассказ?

Зачем Платонов делает героем человека совсем не героического?

*Есть ли у Юшки черты романтического героя? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Подготовить устный пересказ «История Юшки».

Создать письменную характеристику Юшки (по плану).

Устно ответить на вопрос «В чём гуманистический смысл истории Юшки?» или на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект.

Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
(поиск и обсуждение фрагментов художественной литературы и публицистики, стихов, песен, фотографий, фрагментов телепередач и т. п. на данную тему).


УРОК 48
А. П. ПЛАТОНОВ. «ЮШКА»:
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА


Основное содержание урока
Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

I. Внешняя и внутренняя красота человека
Вступительная беседа:


— Что такое внешняя и внутренняя красота человека? Какая из них всегда ценилась народом выше? Почему?

— Вспомните, в каких произведениях вы уже встречались с проблемой внешней и внутренней красоты человека. Как эта проблема отразилась в сказке «Царевна-лягушка», в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, в пьесе-сказке Маршака «Двенадцать месяцев», в сказке Андерсена «Снежная королева», в стихотворении Лермонтова «Листок», в сказе Лескова «Левша», в сказке Платонова «Неизвестный цветок», в романе Сервантеса «Дон Кихот» и др.?

— Расскажите о Юшке. В каких эпизодах проявилась его внутренняя красота?

Заполните цитатную таблицу (по группам):

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Внешняя и внутренняя красота человека
Группа
Вопрос
Внешность героя
Внутренняя красота героя
1
Какова внешность Юшки в начале рассказа?
Внешне некрасив: мал ростом и худ, глаза белые, как у слепца, одежду носил долгие годы одну и ту же...
Много трудился, был неприхотлив в еде и одежде: делал всякую работу...
2
Как выглядел Юшка в эпизоде с детьми?
Выглядит неприглядно: в лицо попадали камешки и земляной сор, кидали в него комья земли...
Убеждён, что на детей обижаться нельзя: не отвечал детям и не обижался на них; верил, что дети любят его
3
Как выглядит Юшка в эпизоде со взрослыми?
На теле Юшки были следы побоев: лежал в пыли на дороге, кровь на щеке, ухо разорвали...
Переносил злобу взрослых с христианским смирением: меня народ любит, без понятия любит
4
Как изменялся Юшка, когда уходил из города?
Чувствовал себя здоровым человеком: дышал благоуханием трав, слушал голос рек, больная грудь отдыхала...
Любил всё живое: целовал цветы, гладил кору на деревьях, всматривался в лица... бабочек и жуков...
5
Как выглядел умерший Юшка?
Умерший Юшка не безобразен, а трагичен: белые, открытые неподвижные глаза, рот чёрен, уста, спёкшаяся кровь...
Смерть Юшки объединила людей, вызвала добрые чувства: пришли проститься все люди, без Юшки людям стало хуже...
6
Чем была похожа на Юшку его приёмная дочь?
Внешне некрасива: тщедушна и невелика ростом, большие серые глаза...
Душевное богатство: ни с кого не брала платы, не утомляясь утолять страдание...



Дополните таблицу своими примерами. Работа может быть завершена дома.

II. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Почему в жизни нужны такие люди, как Юшка и его дочь?

В чём заслуга Юшки перед потомками?

Как он научил свою дочь любить людей?

Какими качествами личности обладал Платонов, написавший такой рассказ?

Зачем в жизни нужны сочувствие и сострадание? Кому они больше помогают: страдающим или сочувствующим?
Обоснуйте свой ответ.

III. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности

Групповая работа:

Группа 1.


Найдите в рассказе слова, с которыми люди обращаются к Юшке.

Каким может быть мир, где люди так обращаются друг к другу?

Группа 2.

Какова речь самого Юшки? Что она говорит о его внутреннем мире?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 3.

Почему возник конфликт Юшки с прохожим? Что задело Юшку?

В чём он видел красоту каждого человека, его неповторимость и ценность?

Практическая работа.

Составление плана ответа на вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Примерный план ответа

ТАБЛИЦА
План ответа на вопрос «Прав ли Юшка, говоря, что его любит народ?»
Вопрос
Пункт плана
Что такое любовь к человеку?
Любовь — высшее проявление человеческой души
Что значит уметь любить?
Гуманистический смысл любви
Почему Юшка считал, что дети не знают, что делать для любви?
Нужно учить детей любить людей и всё живое
Можно ли назвать народом жителей городка?
Жители городка — это не весь народ
Почему жители городка вымещали на Юшке своё горе?
Умение любить — большое искусство
Что значит «сердце в людях бывает слепое»?
Любить — значит иметь «зрячее» сердце
Что значит «любить по сердцу», а «бить по расчёту»?
Жестокие проявления «слепых сердец»
Почему народ тянулся к Юшке и при жизни, и после смерти?
Притягательная сила добрых сердец
Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
Любовь к людям воспитывается личным примером
Нужно ли любить всех людей, животных и растения?
Любовь ко всему живому — залог ответной любви
Любил ли народ Юшку?
Авторское понимание любви



IV. Обсуждение иллюстрации учебника к рассказу «Юшка».

Какой эпизод проиллюстрирован?

Удалось ли художнику передать внутреннюю сущность героев рассказа?
Обоснуйте свой ответ.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему в жизни нужны сочувствие и сострадание?

Домашнее задание

Письменно ответить на проблемный вопрос, используя составленный план.

Прочитать рассказ Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Подготовить выборочный пересказ на тему «История машиниста Мальцева».

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы и выполнить задания из практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Подготовить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям тяговый участок, балластный откос, пресс-маслёнки, дышловые узлы, буксы, крейцкопф, состав в восемьдесят пассажирских осей, порожняк, мягкий профиль, шуровка, стоккерная машина, турбодинамо, тахометр, установка Тесла.

Подготовить сообщение о деятельности Тесла по изучению физической природы молний.

Групповое задание.

Подготовить инсценировку части 3 рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире».




УРОК 49
А. П. ПЛАТОНОВ.
«В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ»
Урок внеклассного чтения 7


Основное содержание урока
Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев: рассказчика, Мальцева, следователя.

I. Труд как нравственное содержание человеческой жизни

Вступительная беседа:


— Перескажите кратко историю машиниста Мальцева. Какие достоинства рассказа исчезают в кратком пересказе? Почему?

— Ответы на вопросы 2—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Сообщение ученика о лексических и историко-культурных комментариях к словам и выражениям рассказа.

Почему в рассказе много железнодорожных терминов? Нужно ли читателю понимать их значение при чтении рассказа?

— Какие проблемы поднимает автор в рассказе?

II. Групповая работа:

Группа 1.


Выполните задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Почему машинист Мальцев всё время проверял работу своего помощника?

Как работал Мальцев? Почему автор сравнивает его с артистом?

Почему Мальцев испытывал от работы счастье и чувство удовлетворения?

Ответы на вопросы 6—7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном», на вопрос 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Группа 2.

Как вы думаете, была ли высокой скорость паровоза 90 километров в час во времена Платонова?

Какой мыслью гордился Мальцев? Почему?

Прочитайте по ролям фрагмент части 2 со слов «Вдруг крупная капля ударила...» до конца части.

Предположите, какие чувства испытывал Мальцев, ведя состав в грозу: страх, радость, ответственность, долг, желание работать хорошо, желание проверить себя в трудных условиях и победить стихию.
Обоснуйте свой ответ.

Почему Мальцев мог вести паровоз даже слепым?

Группа 3.

Инсценировка части 3 рассказа.

Обсуждение игры учащихся-актёров.

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему Мальцева посадили в тюрьму, хотя крушения поезда не было?

Охарактеризуйте помощника машиниста и следователя.

Прав ли был следователь в своих выводах? Аргументируйте свой ответ.

Почему Костя всеми силами желал помочь Мальцеву?

Группа 4.

Кратко расскажите о деятельности Тесла по изучению физической природы молний.

Прочитайте по ролям фрагмент части 4 со слов «Следователь поздоровался со мной...» до конца.

Прокомментируйте последний абзац.

Как проявились в ней положительные качества личности следователя? В чём сложность этого образа?

Предположите, что чувствовал Костя, узнав, что Мальцев опять ослеп.

На каких деталях основан ваш ответ?

Как понять выражение: «Я чувствовал свою особенность человека»?

Группа 5.

Перескажите близко к тексту часть 5.

Почему Мальцев состарился и похудел без работы?

Зачем Костя взял Мальцева в рейс? Рисковал ли он?
Обоснуйте свой ответ.

Мог ли Костя предполагать, что к Мальцеву вернётся зрение, или он хотел утешить истосковавшегося без работы человека?
Докажите своё мнение.

Почему для Мальцева «ощущение машины было блаженством»?

Опишите устно внутреннее состояние каждого героя.

Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Как можно объяснить название рассказа?

Почему герои рассказа так относились к своей профессии?

С каким чувством описаны их профессиональные качества?

Какие нравственные уроки преподаёт Платонов читателю?

III. Практическая работа.
Составление сопоставительной цитатной таблицы «Черты сходства и различия платоновских героев (Никиты, Юшки, неизвестного цветка, машиниста Мальцева)»:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Черты сходства и различия платоновских героев
Черты героев
Никита
Неизвестный цветок
Юшка
Мальцев
Непохожесть на других людей
  
  
  
  
Понимание радости труда
  
  
  
  
Отношение к природе как к высшей силе
  
  
  
  
Способность к выживанию в неблагоприятной среде
  
  
  
  
Сотворение собственного мира
  
  
  
  
Умение передать свои лучшие качества потомкам
  
  
  
  




В ходе заполнения таблицы некоторые ячейки могут остаться пустыми. Таблица может быть продолжена, а её заполнение завершено дома. IV. Своеобразие языка прозы Платонова

Групповая исследовательская работа:

Группа 1.


Почему у помощника машиниста новый паровоз вызывал такую радость, «как в детстве при первом чтении стихов Пушкина»?

Объясните смысл этого сравнения. В чём необычность других сравнений в рассказе?

Группа 2.

Найдите в части 2 все описания природы и определите, какими изобразительно-выразительными средствами пользуется писатель, описывая грозу и её окончание.

В чём символический смысл картины грозы?

Группа 3.

Найдите в рассказе диалоги и определите их конфликт.

Как автор индивидуализирует героев при помощи речи?

Укажите в словах автора синонимы к слову сказал. В чём богатство этого синонимического ряда?

Группа 4.

Найдите слова и выражения, передающие внутреннее состояние героев.

Сделайте выводы о мастерстве писателя в передаче психологии героев.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Каково ваше отношение к героям Платонова и к писателю?

В чём их необычность и своеобразие?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Выполнить устно задание 3 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Выполнить письменно «Творческое задание».

Подготовиться к классному контрольному сочинению.


УРОК 50
КЛАССНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
Урок развития речи 4

Классное контрольное сочинение на одну из тем:


1. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание (по произведениям русских писателей ХХ века)?

2. В чём гуманизм произведений М. Горького, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (на материале 2—3 произведений)?

3. В чём смысл противопоставления двух миров в произведениях М. Горького, В. В. Маяковского, А. П. Платонова (на примере 1—2 произведений)?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о детстве и юности Б. Л. Пастернака, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить сообщение о доме-музее Б. Л. Пастернака в посёлке Переделкино (см. раздел учебника «Литературные места России» и интернет-ресурсы).

Индивидуальное задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворений Б. Л. Пастернака (по выбору учителя).

Следующие уроки: Б.Л.Пастернак. "Июль", "Никого не будет в доме..." >>>

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика