Введение. Устное народное творчество. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 
Картина В.М.Васнецова "Царь Иван Грозный"
 
 
Предания об Иване Грозном
("К уроку литературы")
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Урок 2. Устное народное творчество. Предания


УРОК 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ
ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРЫ


Основное содержание урока
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Комментирование специфики писательской деятельности. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения. Решение тестов и выполнение диагностических заданий.

I. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении

1. Вступительное слово учителя о содержании и главных проблемах курса литературы в 7 классе.

2. Выявление круга летнего чтения.

3. Чтение учителем вслух или прослушивание звукозаписей фрагментов произведений из курса литературы 7 класса с целью мотивации школьников к чтению, возбуждения интереса к тематике и проблематике курса, например:

— эпизод «Вырин у Минского» из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» (см. эпизод ниже);

— сцена гибели Остапа из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (см. эпизод ниже);

— эпизод «Ссора» из повести Л. Н. Толстого «Детство» (см. эпизод ниже);

— фрагмент из легенды о Данко (М. Горький. «Старуха Изергиль»);

стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина!..».

4. Выявление читательского восприятия:

— Из каких произведений данные фрагменты? Кто автор этих произведений?

— Каким изображён человек в этих фрагментах?

— Какие мысли о человеке волнуют писателей и поэтов?

— Какие нравственные проблемы произведений, изученных в 6 классе, повлияли на ваше отношение к жизни?

II. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

1. Чтение и обсуждение статьи «Труд писателя» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»):

— Почему литератор — это «самый ответственный и трудный пост»?

— Нужно ли писателю читать художественную литературу. Обоснуйте своё мнение.

— Почему писатель должен уметь преодолевать трудности?

— Почему писатели отделывают, редактируют свои произведения?

2. Чтение и обсуждение материалов учебника «Читайте не торопясь» (см. текст ниже), выражение читательского отношения к прочитанному:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Какие мысли о человеке вызывали книги у М. Горького?

— Почему нужно читать не торопясь?

— Есть ли у вас любимые произведения? Чем они вас привлекают?

— Что значит «относиться к книгам, как к людям»?

— Какова роль поэзии в жизни человека?

— Приведите примеры различных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

*В чём метафорическая природа этих художественных образов, их обобщающее значение (на примере изученных произведений)?

— Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

III. Практическая работа.
Изучение структуры учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», выявление их учебных функций.


— Выполнение заданий раздела «Знакомимся с новым учебником».

— Какие разделы и рубрики содержит учебник для 7 класса? Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали его именно таким?

IV. Выявление уровня литературного развития учащихся

Для определения уровня литературного развития учащихся можно использовать небольшую диагностическую работу
(см.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010 — С. 8.).

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему нужно много читать: чтобы понимать книги и героев или чтобы понимать жизнь? Аргументируйте свою позицию.

Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?

Чем может чтение и изучение литературы помочь в жизни?

Здесь и далее звёздочкой * отмечены задания повышенной сложности.

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Письменно ответить на вопрос «Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?».

Пересказать статью «Поговорим о книге, писателе, читателе» (см. текст ниже) и ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Групповые задания.

Подобрать афоризмы, пословицы и поговорки о писателях и книгах (по группам).

Индивидуальные задания.

Написать для школьной статью на тему «Советы читателю».

Составить краткие историко-культурные комментарии к следующим реалиям: Рюрик, Иван Грозный, Пётр I, взятие Азова, Полтавская битва.

Используя справочную литературу и ресурсы Интернета, подготовить краткие сообщения об исторических событиях, отражённых в преданиях.


УРОК 2
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
ПРЕДАНИЯ


Основное содержание урока
Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник». Предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение былин по ролям. Составление комментариев. Различные виды пересказов. Выявление элементов сюжета. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев. Сопоставительный анализ былин. Поиск примеров, иллюстрирующих поэтичность языка былин. Обсуждение произведений живописи, книжной графики и музыки на сюжеты былин. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины, решение кроссвордов (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

I. Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы

Актуализация имеющихся знаний:

— Что такое устная народная проза? Найдите этот термин в словаре литературоведческих терминов и определите ключевые слова этой формулировки.

— Какие жанры устной народной прозы вы знаете? Чем различаются фольклор и литература?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Какая народная мудрость отразилась в быличках и преданиях, изученных в 5—6 классах?

— Вспомните, что такое предание. Найдите определение этого понятия в словаре литературоведческих терминов и выявите в нём ключевые слова.

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову».

II. Предания как поэтическая автобиография народа
Чтение и обсуждение статьи учебника «Предания»
(см. текст ниже):

— Почему предания называют поэтической автобиографией народа? Что такое автобиография?

— Как возникли предания и как они связаны с русской историей?

— Какие исторические личности стали героями преданий?

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

III. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник»

IV. Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно предание «Воцарение Ивана Грозного».

Расскажите об историческом событии, отражённом в предании.

В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания?

Каким мы видим Ивана Грозного?

Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание?

Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?

Группа 2.
Прочитайте выразительно предание «Сороки-ведьмы».

Расскажите о борьбе Ивана Грозного с колдунами.

В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания?

Каким показан в предании Иван Грозный?

Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль?

Группа 3.
Расскажите об источниках, повествующих о работе Петра I плотником (см. текст ниже).

Прослушайте предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении.

Ответьте на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

В чём юмор предания и его глубокая мудрость?

Итоговый вопрос:

Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову» и задание 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Письменно ответить на вопрос «Каково отношение народных сказителей к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?».

Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович».

Индивидуальные задания.

Подготовить краткие сообщения о собирателях былин Кирше Данилове, П. Рыбникове, А. Гильфердинге и др. на основе справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: Эпос народов мира. Былины. "Вольга и Микула Селянинович" >>>



ЭПИЗОД "ВЫРИН У МИНСКОГО"
из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»


Двери были заперты; он позвонил, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили. «Здесь стоит Авдотья Самсоновна?» — спросил он. «Здесь, — отвечала молодая служанка, — зачем тебе ее надобно?» Смотритель, не отвечая, вошел в залу. «Нельзя, нельзя! — закричала вслед ему служанка. — У Авдотьи Самсоновны гости». Но смотритель, не слушая, шел далее. Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости, Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел[41], как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» — спросила она, не подымая головы. Он всё молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову... и с криком упала на ковер. Испуганный Минский кинулся ее подымать и, вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню, и подошел к нему, дрожа от гнева. «Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы. — Что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» — и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.
(вернуться к уроку)
СЦЕНА ГИБЕЛИ ОСТАПА
из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (гл. 11)


Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями, они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

— Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

— Добре, сынку, добре! — сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и... не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волосы. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение казацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто пред беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своей необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление.

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, — ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его; не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже! все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти. Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и выкликнул в душевной немощи:

— Батько! где ты? слышишь ли ты все это?

— Слышу! — раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул. Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа. Янкель побледнел как смерть, и, когда всадники немного отдалились от него, он со страхом оборотился назад, чтобы взглянуть на Тараса, но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.
(вернуться к уроку)
ЭПИЗОД "ССОРА"
из повести Л. Н. Толстого «Детство» (Глава XIII. Наталья Савишна)


Один раз я на нее рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

— Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
(вернуться к уроку)


ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ

В этом году вам предстоит познакомиться с новыми произведениями устного народного творчества, сочинениями русских писателей XIX и XX веков, с переведенной на русский язык литературой зарубежных стран.

С. Я. Маршак писал, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова». Что это значит? На что надеется каждый автор? Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво. Прислушаемся к их советам и рассуждениям...

М. Горький
...Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.

И в душе моей росло внимание к человеку — ко всякому, кто бы он ни был, скоплялось уважение к его труду, любовь к его беспокойному духу. Жить становилось легче, радостнее — жизнь наполнялась великим смыслом...

И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку...

К. Г. Паустовский Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир...

Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.

Д. С. Лихачев
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку... то посмешить, то просто выразить свое отношение к происходящему с вами или с кем-либо другим...

Виктор Шкловский
Если взять отзывы Пушкина о его современниках, то у вас создается впечатление, что он их переоценивает. Он хвалит не только Вяземского и Гоголя, которого сразу заметил. Но наряду с ними хвалит Туманского и Бегичева. Восхищается Дельвигом и Кюхельбекером. Почему? Они ему больше давали, чем нам. Способность усваивать, его внимательность к книге больше, чем у нас. И он умел от всякого взять полезное.

Мне часто приходилось видеть книги Льва Николаевича Толстого. Он не закончил среднего учебного заведения. Но знал немецкий язык, как немец. Хорошо знал французский язык. Немножко говорил даже по-цыгански. Он относился к книгам своим как к людям, которые будут ему нужны всю жизнь.

Я помню библиотеки Маяковского, Хлебникова, Блока.

Все они читали по-разному. Блок знал много. И все время совершенствовал свое знание. Он знал античность. Он умел готовиться к поездке. Перед тем, как куда-нибудь поехать, скажем в Италию, в Равенну, он читал, что же он там увидит.

Маяковский читал неожиданных для себя писателей, например, он знал Сумарокова. И читал из него строки. Я даже запомнил: «Стихотворенья дух, высокий дух...». Здесь стихотворение — не в смысле написанное в стихах, а сотворение стиха. И Маяковский, открывший книгу у меня в библиотеке, узнал строку Сумарокова и начал читать. Для него это было интересно. Конечно, он знал многих писателей и поэтов, он знал почти всех.

Иногда думают, что Сергей Есенин мало знал. Это неверно. Он знал много. Когда я с ним познакомился, ему было что-то около девятнадцати лет. Такой красавец из деревни. Он знал не только русских писателей, он знал французскую поэзию.

Виктор Астафьев
Поэзия всегда стремилась открыть в мире прекрасное, муками доказали поэты, как долог и тяжек путь к красоте, постижению смысла жизни.

Поклонимся же низко за эту благородную работу стихотворцу и пожелаем ему того, что желали странники Востока друг другу: «Торопись обрадовать добрым словом встречного, может быть, в жизни не придется больше повстречаться».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачева кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?

2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», немецкая — «В хороших книгах охотно роются», английская — «Выбирай писателей так, как выбираешь друга».
Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.

3. Рассмотрите внимательно учебник. Расскажите, с какими писателями и произведениями предстоит познакомиться впервые, какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом.

Обратите внимание, что литературоведческие термины объясняются в кратком словаре терминов и в справочном разделе теории литературы. Сведения о писателях, художниках, литературоведах можно найти в справочнике имен.

В конце учебника — материалы о том, как читали свои произведения и на что обращали внимание при чтении авторы художественных произведений, включенных в хрестоматию. Там же — рекомендации по внеклассному, самостоятельному чтению.

Мы желаем радостных встреч с новыми писателями и новыми произведениями знакомых авторов. Пусть помогут они вам стать умными и любознательными читателями, добрыми и интересными собеседниками, справедливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в ваших сердцах «внимание к человеку», «уважение к его труду», «любовь к его беспокойному духу»!
(вернуться к уроку)

НОВЫЙ ПЛОТНИК

В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: «Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов — на самом деле русский царь Петр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. «Я ученик и нуждаюсь в учителях», — вырезал он на своей личной печати. А учиться в самом деле нужно было многому.

Триста лет тому назад, в 1672 г., когда родился царевич Петр, в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки латинского и греческого языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти не было инженеров и ученых. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости, построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению государством энергичных и образованных людей.

И царь Петр учился сам и заставлял учиться своих подданных. Все изменения в стране проводились по приказу Петра I и при его личном участии. Во многом он отличался от других царей. Это был выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и флотоводец, он участвовал во многих сражениях. Петр I был образованным человеком, хорошо знал математику, артиллерийское и морское дело. Любил работать в кузнице, на токарном станке, плотничать, слесарить. Современники считали Петра I лучшим корабельным мастером в России.

При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур — промышленных предприятий того времени. Возникли школы, училища и Академия наук. Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Был создан могучий военный флот. Во главе армии встали образованные офицеры. В Полтавской битве Россия разбила шведскую армию и вернула себе побережье Балтийского моря. Теперь у страны появился выход к морю, и она могла свободно торговать с другими государствами. На отвоеванном побережье была построена новая столица — Санкт-Петербург.

Познакомьтесь с некоторыми особенностями личности Петра I: он имел рост 2 м 4 см, был силен — руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Петр ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. Он владел 14 ремеслами, в Голландии царь получил звание корабельного плотника, в Англии — инженера. Французская академия наук избрала его своим членом. В сложной международной обстановке Петр проявил себя выдающимся дипломатом.

Петр I был предан России, верил в ее гигантские возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Недаром А. С. Пушкин назвал Петра I «вечным работником».
(вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы, приведите примеры их употребления в речи:

талантливый писатель —

талантливый читатель —

творческое воображение —

читать вдумчиво —

найти точные слова —

стремление к лучшему — .
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие советы М.Горького, К.Паустовского, Д.Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?

2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — "Не на пользу читать, коли только вершки хватать", немецкая — "В хороших книгах охотно роются", английская — "Выбирай писателей так, как выбираешь друга".
Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ПОГОВОРИМ О КНИГЕ, ПИСАТЕЛЕ, ЧИТАТЕЛЕ...

Выразить словом то, что понимаешь, так, чтобы другой понял тебя, как ты сам,- дело самое трудное; и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно ...
Л. Толстой

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.
С.Я.Маршак


Подумаем над этими высказываниями. Великий мастер слова, известный всему миру писатель, автор шедевров - романов «Война и мир», «Анна Каренина», повестей «Детство», «Отрочество», «Юность» - Л. Н. Толстой говорит о трудностях писательского дела, 12 раз переделывает, переписывает роман «Война И мир», мучается сомнениями. «Когда пишешь то, что будут через год читать миллионы и читать так, как они читают, ставя всякое лыко в строку, на меня находит робость и сомнение,»- пишет он Щедрину.

При изображении действительности художнику нужно много потрудиться: надо подыскать такие выражения, которые бы не только выражали мысли художника, но и возбуждали бы в читателе те чувства, то настроение, которые художник желает вызвать в читателе».

Тщательно отделывая свои произведения, переживая муки творчества, каждый писатель отводит огромную роль читателю, надеется на его понимание, на то, что тот сможет воспринять текст в главном и в деталях, осмыслить художественные особенности, смысл иронии, юмора, сатиры, благодаря своему воображению «увидеть» картины, нарисованные автором.

Однако ответный эмоциональный отклик на писательское слово может и не последовать. Например, когда выбирается книга не по возрасту. В таком случае читатель вернется к ней через несколько лет и тогда увлечется ею по-настоящему. Иногда такое случается оттого, что художественное произведение читается торопливо.

В изданном в прошедшие времена « Изборнике Святослава» (1076 г.) есть совет: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к одной главе ...» Обратим внимание на добрые советы, выраженные через глаголы-архаизмы: «не тщись торопливо дочитать», «уразумей, о чем говорит книга. Ведь это призыв к тому, чтобы мы с вами подумали, поразмышляли, уразумели то, о чем хочет поведать нам автор.

Литературовед Святослав Бэлза справедливо говорит в книге «Человек читающий ...» : «Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми. В ходе этой неторопливой беседы рождаются новые идеи и образы».

Умеете ли вы отличить в прочитанном вечную проблему от сиюминутной? Видите ли детали, говорящие о характере героя и его поступках? Замечаете ли разницу между добрым смехом в юмористических произведениях и обличительным, горьким - в сатирических? Ранит ли вас печаль и скорбь героев или автора? Стремитесь ли возвращаться к любимым страницам, главам, книгам?

Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать; и те, что вовсе не нужно читать. Но определить это может только грамотный, талантливый читатель.

Вкус к слову возникает и оттачивается постепенно, именно он надежный советчик каждого читателя. Справедливы слова Владимира Набокова о том, что «хороший читатель, активный и творческий читатель - это перечитыватель».

Такое искусство позволяет нам проникнуть в тайны человеческого характера, взаимоотношений между людьми, понять чувства и мысли героев, смысл и суть не только современных произведений, но и текстов времен глубокой древности. Вспомним слова Ивана Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена ...

В то же время справедливо мнение литературоведов: если Шекспир, Сервантес, Пушкин и Гоголь живут веками, то это не значит, что они переходят из десятилетия в десятилетие без «экзамена». Лишь выдающиеся произведения, посвященные вечным темам, выдерживают строгие испытания временем, продолжая жить и волновать новые поколения. И тогда говорим: «Пушкин, Салтыков-Щедрин, Чехов - совершенно современные писатели!»

Оценить книгу, порадоваться новым сюжетам или темам, удивиться привычному слову, ставшему необычайно свежим и весомым в поэтическом тексте, уметь соотносить мысли авторов и героев прошлого с сегодняшним днем, поразмышлять вместе с автором - все это доступно лишь подготовленному читателю, любящему литературу.

А. Т. Твардовский пишет о том, какое огромное значение имела для него первая книга Н. А. Некрасова и какую роль сыграла в его жизни: «... эта книга была огромным, значительнейшим событием тех лет моей жизни и наравне с однотомниками Пушкина и Лермонтова, еще ранее приобретенными отцом, составляла для меня самую большую радость и гордость, основу моих ребяческих интересов и заветных мечтаний ... Заветная, самая дорогая моя книга ...»

Такой заветной книгой, надолго оставшейся в памяти, может стать сборник стихов или прозаических произведений Пушкина или Тургенева, В. Скотта или Р. Брэдбери, стихотворения в прозе или японские трехстишия, фантастика или детектив ... Словом, книга, которая взволновала, разбудила воображение, интерес к автору, его героям, авторской позиции. С любимого томика зарождается интерес к искусству слова, литературе вообще, начинается домашняя библиотека, с которой мы не расстаемся до конца жизни.

Будем помнить слова Д. С. Лихачева: «Если первый раз прочли произведение невнимательно,- читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим ... Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь».
Источник: В.Я.Коровина. "Читаем, думаем, спорим..." Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ПРЕДАНИЯ

Предания — поэтическая автобиография народа. Предание — жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них — Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции — в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы»).

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.

Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, — землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.
По Н. Криничной
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Вспомните, какие былинки и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.

2. Что вы узнали о преданиях из статьи Н. Криничной? Перескажите ее.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Как вы понимаете словосочетания:

содержит сведения —
родоначальник первой княжеской династии —
цикл сказаний —
Петровская эпоха —
раскованность в поведении героев —
землепашцы, мастеровые — .

Перескажите статью Н. Криничной, употребив перечисленные словосочетания.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика