А.С.Пушкин. "Медный всадник" (фрагмент вступления). Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Пушкин А. С.
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
Болдинская осень.
Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
Пушкинская эпоха
(на сайте "К уроку литературы")
 
Пушкин А. С.
Медный всадник

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен...
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1903
 
А.Н. Бенуа. Фронтиспис к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
 
Петербург. Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки. Картина Ф.Я.Алексеева, 1810 г.
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

7 класс[1]



УРОК 13
А. С. ПУШКИН.
«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
(ВСТУПЛЕНИЕ «НА БЕРЕГУ ПУСТЫННЫХ ВОЛН…»)

Основное содержание урока

Воспевание автором «града Петрова». Вступление в актёрском исполнении. Образ Петра I. Тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка. Приём контраста.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление роли старославянизмов и слов высокого стиля. Объяснение смысловой роли контраста.

I. Воспевание автором «града Петрова».
Вступление к поэме «Медный всадник» в актёрском исполнении
(см. текст ниже):

Прослушивание фрагмента вступления к поэме «Медный всадник» в актёрском исполнении.
Слушать вступление в исполнении Д. Журавлева (04:48).

Рецензирование актёрского чтения и ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

II. Беседа по содержанию фрагмента:

— Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. Практическая работа.

Составление плана вступления к поэме и определение настроения каждой части.

Выявление авторской позиции в его гимне городу.

IV. Групповая работа:

Группа 1.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам чёлн, чухонец, отсель, надменный, в Европу прорубить окно, полнощные страны, блата, пасынок, невод, порфироносная вдова, лампада, Адмиралтейская игла.

Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Покажите и прокомментируйте изображения Санкт-Петербурга, соответствующие пушкинским описаниям: дворцы и башни, корабли, в гранит оделася Нева, мосты, тёмно-зелёными садами/ Её покрылись острова, оград узор чугунный, Адмиралтейская игла.

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления с начала до слов «…и запируем на просторе».

Какое настроение вызывает пушкинский пейзаж?

Найдите в описании ключевые слова.

Какой приём использован при сопоставлении мыслей Петра I о новом городе и будущем России и описанных картин природы?
(Антитеза.) Приведите примеры.

Озаглавьте эту часть вступления (например, «История постройки Санкт-Петербурга»).

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления со слов «Прошло сто лет…» до слов «…Порфироносная вдова».

Что изменилось в облике Петербурга?

Какое настроение вызывает у автора новый город?

На каком композиционном приёме построен отрывок?
(Контраст.)

Озаглавьте эту часть вступления к поэме «Медный всадник» (например, «Юный град Петра»).

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления со слов «Люблю тебя, Петра творенье…» до конца фрагмента.

Какое чувство переполняет автора?

Какой смысл выявляется в повторении слова люблю?

Что и почему любит поэт в облике Петербурга?

Озаглавьте эту часть вступления (например, «Пушкинский гимн Петербургу»).

V. Составление обобщающей таблицы:

ТАБЛИЦА
План вступления к поэме "Медный всадник" и определение настроения каждой части
План вступления
Настроение автора
История постройки Санкт-Петербурга
Восхищение величием Петра I
Юный град Петра
Прославление города Петра I
Пушкинский гимн Петербургу
Любовь автора к Петербургу



V. Образ Петра I.
Тема настоящего и будущего России

Аналитическая беседа:


— Каким изображён во вступлении Пётр I? Чем похож город на своего создателя? Подтвердите свою позицию цитатами.

— В чём видит Пушкин заслугу Петра I в строительстве Петербурга? Как претворились в жизнь думы Петра I о величии России и новом городе?

— Найдите все контекстуальные синонимы к слову Петербург. Проследите по ним изменения в авторском отношении к городу
(приют убогого чухонца, юный град, полнощных стран краса и диво, младшая столица, новая царица, Петра творенье).

— Как во вступлении противопоставлено прошлое и настоящее Петербурга и всей России? Какие важные события истории России упоминает Пушкин?

— Какова авторская позиция в этом гимне городу Петра?

VI. Особенности языка и стиля отрывка.
Приём контраста

Аналитическая беседа:


— Определите время глаголов в первой части вступления.

Какой смысл выявляют глаголы прошедшего времени в описании места строительства новой столицы и глаголы будущего времени в думах Петра I?

— Какую смысловую роль играет время глаголов во второй части вступления?

— Почему в третьей части вступления так мало глаголов?

Кто производит там действия (люблю, пишу, читаю)?

Можно ли утверждать, что поэт ощущает себя частью великого города и гордится этим? Обоснуйте свой ответ.

— Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют?

— Какую роль играют в описании города перечисления?

— Какова роль образов вступления
(думы Петра о новом городе — Петра творенье; приют убогого чухонца — юный град… вознёсся пышно, горделиво; у низких берегов — по оживлённым берегам; один финский рыболов — корабли со всех концов земли; бедный чёлн — богатые пристани; старая Москва — младшая столица).

— *Какие образы и картины говорят о контрасте времени (было — стало), а какие — о контрасте пространства (низкие берега — высокие дворцы и башни)?

Дополните доказательство этой мысли своими примерами.

— Рассмотрите в учебнике изображение памятника Петру I. Дайте ему оценку.

Выполните задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Как приём контраста проявился в иллюстрациях различных художников к поэме?

Итоговый вопрос:

Ч то особенно дорого поэту в облике Петербурга?

Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению вступления к поэме «Медный всадник» наизусть.

Письменно ответить на вопрос «Что и почему любит поэт в облике Петербурга?».

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о киевском князе Олеге.

Групповое задание.

Создать компьютерную презентацию «Гимн Пушкина Петербургу» (по вступлению к поэме «Медный всадник»), включив в неё изображения Петербурга времён Пушкина и современного города и сопроводив иллюстрации стихотворными подписями из вступления к поэме.

Следующие уроки: А.С. Пушкин. "Песнь о вещем Олеге" >>>


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
ПУШКИН
(1799 – 1837)


Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение!
В. А. Жуковский


«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина, пишет поэт Лев Озеров. — Вступающий, уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, а затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями...

Каждое новое поколение живо иллюзией(1), что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия».

1. Иллюз́ия — обман чувств, то. что кажется.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Имена предков Пушкина не раз встречаются на страницах русской истории. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Сергей Львович увлекался литературой, его брат, Василий Львович, — известный поэт. В их доме бывали Н. М. Карамзин, молодой В. Жуковский. Страсть к поэзии появилась у А. С. Пушкина с детства. Восьми лет он уже сочинял стихи, в детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной литературы. Другим источником духовного развития Пушкина стали рассказы бабушки о старине и сказки няни Арины Родионовны.

В 1811 году будущий поэт поступает в только что открывшийся Царскосельский лицей(2). В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

2. Импера́торский Царскосе́льский лице́й — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.
Пушкинист Ю. М. Лотман пишет а книге «Александр Сергеевич Пушкин» о том, что заменой мира детства для поэта стал Лицей.


Творчество Пушкина вобрало в себя все достижения российской поэзии. Предшественники поэта относятся к нему, «как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

В наши дни осуществилось пророческое предсказание Белинского о том, что придет время, когда Пушкин «будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство».

По С. М. Петрову


«НА БЕРЕГУ ПУСТЫННЫХ ВОЛН…»
А. С. Пушкин
(отрывок из вступления к поэме "Медный всадник")
[2]

         На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;[3]
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

         И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно[4],
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная[5] вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приемы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?

Подготовьтесь к выразительному чтению, обратите внимание на ритм, настроение, мелодию, которые сопровождают различные строки «Медного всадника».

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел...»

«Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...»

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...»

Как вы понимаете строки?

«Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам...»

Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?

ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?

Какие памятники Петру I вам известны? Какой бы вы предложили памятник Петру, герою пушкинской «Полтавы»?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. "Медный всадник" — поэма (или, как ее назвал Пушкин, петербургская повесть) была написана в Болдине осенью 1833 г.: в рукописях ее начало помечено 6 октября, конец 31 октября. При жизни Пушкина было напечатано в журнале «Библиотека для Чтения» лишь начало (с пропуском стихов, где Петербург сравнивался с Москвой) под заглавием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Пушкин пробовал изменить те места поэмы, которые вызвали недовольство Николая I, но оставил эту работу.
Соответствующие изменения внес в поэму после смерти Пушкина В. А. Жуковский, который и напечатал ее в 1837 г. в журнале «Современник».
Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. В выборе сюжета Пушкиным руководила мысль о трагизме того положения, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в недоконченной поэме «Езерский». Возможно, что тема наводнения и памятника Петра вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: «Олешкевич» и, особенно, «Памятник Петра Великого».
В описании Петербурга очевидна полемика Пушкина с польским поэтом Адамом Мицкевичем (1798–1855), который в своих стихах не скрывал неприязни к городу и его основателю.
«Медный всадник» – памятник Петру I на Сенатской площади, открытый 7 августа 1782 г., в царствование Екатерины II. Памятник выполнен по проекту французского скульптора Э.-М. Фальконе (1716–1791); голова Петра – по проекту его ученицы художницы М.-А. Колло. Скала, служащая постаментом всаднику (Гром-камень), была найдена в 1768 г. близ Лахты (к северу от города) и с огромным трудом доставлена в Петербург. По праву считающийся самым лучшим памятником Петру Великому, «Медный всадник» стал художественным и идейным центром новой столицы, символом Санкт-Петербурга.
Пушкин не был свидетелем петербургского наводнения 7 ноября 1824 г., он находился тогда в Михайловском и узнал о трагедии из газет и писем. По просьбе поэта друзья, не упоминая его имени, передали пострадавшим от наводнения часть денег, полученных за издание его произведений. Работая над поэмой, он опирался на описания этих событий в журналах. (вернуться)

3. Чухонец — старинное прозвание прибалтийско-финских народов в новгородских землях (эсты, сету, ижора и прочие).
В дореволюц. время: пренебрежительное обозначение финна. В разговорной речи, напр. в старом Петербурге, могло употребляться и без пренебрежительного оттенка. (вернуться)

4. В Европу прорубить окно... – Альгаротти где-то сказал: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russe regarde en Europe» (перевод с французского – «Петербург – окно, через которое Россия смотрит в Европу»). Прим. А.С.Пушкина. (вернуться)

5. Порфироносный — носящий порфиру, царственный. Порфира (греч.) – длинная, пурпурного цвета мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях. (вернуться)

 
 
 
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему
В его лице изображалось
Смятенье.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1903
 
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады...
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник". 1916.
Бенуа начал работать над "Медным всадником" в 1903 году. В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика