А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Баллада: история и особенности жанра
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 
 
 
Легенда о Лицее и действительность. Глава из книги Б.Мейлаха
"Пушкин и его эпоха"
 
Болдинская осень. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Пушкин"
 
 
 
Пушкин А.С. Песнь о Вещем Олеге. К столетию со дня рождения Пушкина 26 мая 1899 года. Рисунки, заставки и заглавные буквы В.М. Васнецова
 
В. М. Васнецов. Олег у костей коня. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина. 1899, Государственный Литературный музей, Москва
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 14
А. С. ПУШКИН.
«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Основное содержание урока

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Баллада в актёрском исполнении. Развитие понятия о балладе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“». Восприятие и выразительное чтение баллады. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков. Выявление особенностей композиции баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение иллюстраций к балладе.

I. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

Краткое сообщение ученика о киевском князе Олеге и его боевых походах.

Чтение учителем фрагмента «Сказания о смерти Олега от коня» на древнерусском языке.

Какое впечатление производит звучание древнерусского текста?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“» (см текст статьи ниже):

III. Баллада в актёрском исполнении.
Развитие понятие о балладе


Прослушивание «Песни о вещем Олеге» в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). См текст баллады ниже

— Вспомните, что такое баллада. Найдите особенности баллады в «Словаре литературоведческих терминов».

— Какие черты баллады в «Песни о вещем Олеге»?

— В чём сходство и различие баллады Пушкина и летописи?

— Выявите черты жанра баллады в «Песни о вещем Олеге». Заполните примерами из баллады цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Черты жанра баллады в «Песни о вещем Олеге»
Основные черты жанра баллады
Примеры из «Песни о вещем Олеге»
Песня или стихотворение небольшого объёма с динамичным развитием сюжета
             
Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания
             
Основой сюжета является необычайный случай
             
Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом
             
Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов
             
Присутствие необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого
             


IV. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Особенности композиции.
Своеобразие языка

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент с начала до слов «В награду любого возьмёшь ты коня».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вещий, хозары, кудесник, Перун, любимец богов.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Что подчёркивают авторские эпитеты: неразумным хозарам, буйный набег, вдохновенный кудесник?

Как звучат формы древнерусских слов в современном языке? Какой характер они придают тексту?

Заполните таблицу соответствий:

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке
Древнерусские слова
Соответствия в современном языке
Сбирается
             
Отмстить
             
Кудесник
             


Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Волхвы не боятся могучих владык…» до слов «Но примешь ты смерть от коня своего».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям волхв, Цареград, роковой, пращ, бранный, сеча, незримый хранитель могущему дан.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Что подчёркивает автор употреблением метафор грядущие годы таятся во мгле; вижу твой жребий на светлом челе; и пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке
Древнерусские слова
Соответствия в современном языке
Волхвы
             
Воитель
             
Врата
             


Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Олег усмехнулся — однако чело…» до слов «А князю другого коня подвели».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям чело/ И взор омрачилися думой, позлащённое стремя, отроки-други.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Найдите контекстуальные синонимы к слову конь.

Что подчёркивает автор их употреблением?

Какое настроение создаёт выражение прощальной рукой?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке
Древнерусские слова
Соответствия в современном языке
Чело
             
Взор
             
Позлащённое
             


Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Пирует с дружиною вещий Олег…» до слов «И хочет увидеть он кости коня».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям дружина, курган, ретивый, внемлет, презреть, давно уж почил непробудным он сном.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какими деталями автор подчёркивает неумолимый бег времени?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке
Древнерусские слова
Соответствия в современном языке
Глава
             
Внемлет
             
Презреть бы
             


Группа 5.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Вот едет могучий Олег со двора» до конца баллады.

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям ковыль, тризна, секира, прах, ковши круговые, мне смертию кость угрожала.

Какие драматургические приёмы использует поэт в описании князя Олега (жесты, поза, интонации, настроение)?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Найдите во фрагменте самый выразительный эпитет, метафору и сравнение и объясните их смысловую роль.

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке
Древнерусские слова
Соответствия в современном языке
Брег
             
Вкруг
             
Смертию
             


Обобщающий вопрос:

Какие черты быта и нравов Древней Руси отразились в балладе?

V. Смысл сопоставления Олега и волхва

Практическая работа.

Составление плана сравнительной характеристики Олега и кудесника.

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики Олега и кудесника
Общее
Олег
Кудесник
Что общего у Олега и кудесника?
(Оба — жители Киевской Руси, являются олицетворением её быта и нравов, верят предсказаниям, обоим присуща гордость, чувство собственного достоинства, свободолюбие, мудрость.)
Различное
Основания для сопоставления
Олег
Кудесник
Возраст
             
             
Внешность
             
             
Социальное положение, материальное благосостояние
             
             
Талант, божественный дар
             
             
Образ жизни
             
             
Особенности речи
             
             
Вывод


— Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Итоговый вопрос:

Какую художественную цель преследовал Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге»:
поэтически пересказать летописный сюжет; показать быт и нравы наших предков; доказать, что предсказания кудесников всегда сбываются; провозгласить творческую свободу поэта от всяческой цензуры и необходимости служить власти?

Аргументируйте свою позицию.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение баллады наизусть.

Письменно ответить на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и кудесника?».

Индивидуальные задания.

Создать свои иллюстрации к балладе (см. задание 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства»).

Решить кроссворд (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Выполнить «Творческое задание» учебника.

Подготовить историческую справку о Смутном времени и Борисе Годунове.

Найти иллюстрации к сцене «В келье Пимена» (из трагедии Пушкина «Борис Годунов»).

Групповые задания.

Создать диафильм «Песнь о вещем Олеге» в формате компьютерной презентации.

Подготовиться к выразительному чтению по ролям фрагмента из трагедии «Борис Годунов».

Следующие уроки: А.С. Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре) >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


О ЛЕТОПИСНОМ ИСТОЧНИКЕ
«Песни о вещем Олеге»

СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ОЛЕГА ОТ КОНЯ


Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Прочитаем историю об Олеге в летописи.

Сказание о смерти Олега от коня

И живяше Олегъ миръ има ко всем странамъ, княжа в Киев. И присп осень, и помяну Олегъ конь свой, иже б поставил кормити и не вседати на нь(1). Б бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любит и и здиши на нем, от того ти умрети». Олегъ же приим въ ум(2), си рче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повел кормити й не водити его к нему, и пребы яколико лт не вид его, дондеже(3) на грекы иде. И пришедшу ему Киеву и пребывьшю 4 лта, на пятое лто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кде есть конь мъй, его же бхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повел оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мсто, идьже бша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и ссде с коня, и посмейся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мн?» И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на гор, еже глаголеться Шековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всх лт княжения его 33.

1. ...на нь — ни него.
2. ...прии́м въ ум — подумал про себя, запомнил.
3. Донде́, донде́же — пока, пока не; когда, как только, как.


* * *
Известный литературовед-пушкинист Сергей Михаилович Бонди пишет, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина это пересказ сохранившейся в летописи легенды о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна(4). Олег в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар кочевого племени, нападавшего на русские владения, но и Византийской империи. По летописному преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на ворогах города свой щит. После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него его жена княгиня Ольга.

4. Перу́н — бог грома и молнии у древних славян.

В словах волхва — «вдохновенного кудесника» — Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)
«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
А. С. Пушкин
[2]

Как ныне сбирается вещий Олег[3]
       Отмстить неразумным хозарам[4]:
Их села и нивы за буйный набег
       Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
       Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну[5] старик одному,
       Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
       Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
       Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы[6] не боятся могучих владык,
       А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
       И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
       Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое:
       Твой щит на вратах Цареграда[7]:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
       В часы роковой непогоды,
И пращ[8], и стрела, и лукавый кинжал
       Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
       Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
       То мчится по бранному[9] полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся – однако чело[10]
       И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
       С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
       Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
       В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други[11], возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
       В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
       Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
       При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
       Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ?– промолвил Олег,–
       Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль лего́к его бег?
       Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
       И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
       Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
       С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
       Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
       И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
       На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь![12]

Так вот где таилась погибель моя!
       Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
       Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
       На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга[13] на холме сидят;
       Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?

4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег” не нравится; напрасно. Товарищеская любоdь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях В. Васнецова?

Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризнa, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с коном, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать но ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллюстрации, памятники, портреты героев)?

2. Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, передайте при чтении собственное отношение к событиям и героям.

3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику"? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?

Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. "Песнь о вещем Олеге" — напечатано в «Северных цветах» на 1825 год.
Сюжетом послужил летописный рассказ из так называемой Львовской летописи. Этот летописный рассказ приведен Н.М.Карамзиным в главе V тома I "Истории Государства Российского". (вернуться)

3. Вещий Олег — князь Олег, в 882–912 гг. правитель Руси во время малолетства и юности князя Игоря, сына легендарного Рюрика, был прозван вещим в результате похода 907 г. на Константинополь (Царьград). (вернуться)

4. Хозары (хазары) – тюркский народ, образовавший в соседствующих с Киевской Русью степях Хазарский каганат (вторая пол. VII–сер. Х в.). (вернуться)

5. Перун — бог грозы в древнеславянской мифологии, верховное божество в языческом пантеоне Киевской Руси. (вернуться)

6. Волхвы́ (др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») – древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, прорицавшие будущее. (вернуться)

7. Твой щит на вратах Цареграда... — согласно преданию, в 909 г. в ознаменование своей победы над Константинополем Олег водрузил свой щит на городских воротах («повеси щит свой на вратех на показание победы»). Эта деталь, отмеченная и К. Ф. Рылеевым в его думе «Олег Вещий», опубликованной вскоре после написания пушкинской баллады («Прибил свой щит с гербом России К царьградским воротам»), явилась поводом для полемики с ним. К слову «щит» в ст. 28 в беловой рукописи «Песни о вещем Олеге» Пушкин сделал приписку: «...но не с гербом России, как некто сказал во-первых, потому что во время Олега Рос[сия] не имела еще герба. – Наш Дв[углавый] Ор[ел] есть герб Р[имской] Империи и знаменует разделение ее на Зап[адную] и Вост[очную]. У нас же он ни[чего] не значит» (ср. письма Пушкина брату 1–10 января 1823 г. и К. Ф. Рылееву второй половины мая 1825 г.). (вернуться)

8. Пращ (праща́) – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника. (вернуться)

9. Бранное поле — ратное поле, поле битвы. (вернуться)

10. Чело — лоб. (вернуться)

11. Отроки — младшие воины княжеской дружины. (вернуться)

12. На тризне, уже недалекой, // Не ты под секирой ковыль обагришь... — речь идет о древнеславянском обычае, отмеченном в «Истории Государства Российского» Карамзина: «Славяне Российские <...> творили над умершим тризну <...> и закалали на могиле любимого коня его» (Т. I. Гл. 3). (вернуться)

13. Князь Игорь и Ольга — Игорь Рюрикович – великий князь киевский в 912-945 гг. Ольга – жена Игоря, правившая Киевской землей после смерти Игоря. (вернуться)

 
 
В. М. Васнецов. Встреча Олега с кудесником. 1899.
Государственный Литературный музей, Москва.
Акварель написана в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки.
(вернуться к уроку)
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика