Стихотворения о родном крае. «Край ты мой, родимый край...» (обзор). Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной...
 
В.А.Жуковский. Портрет работы
художника О.А.Кипренского, 1816 г.
 
Жуковский В. А. «Приход весны».
 
А.К.Толстой. Портрет работы И.Е.Репина, 1896 г.
 
Толстой А. К. «Край ты мой, родимый край…»
 
Толстой А. К. «Благовест»
 
Толстой А. К. «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»
 
И.А.Бунин. Портрет работы В.И.Россинского, 1915 г.
 
Бунин И. А. «Родина»
 
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Урок литературы в 5 классе (на сайте "К уроку литературы")
 
Родная природа в стихах русских поэтов XIX века. Урок литературы в 6 классе (на сайте "К уроку литературы")
 
"Тихая моя Родина". Стихи В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба, С.А.Есенина и других поэтов XX века о родной природе. Урок литературы в 7 классе
 
Паустовский К.Г. Заметки о живописи
 
У ворот монастыря. Художник А. Саврасов, 1875 г. Государственный Русский музей
 
Осенний пейзаж. Художник М. Нестеров, 1906 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Над вечным покоем. Художник И. Левитан, 1894 г. Государственная Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» (ОБЗОР)
СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 38
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» (ОБЗОР).
В. А. ЖУКОВСКИЙ. «ПРИХОД ВЕСНЫ»; И. А. БУНИН. «РОДИНА»;
А. К. ТОЛСТОЙ. «КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»
Урок развития речи 3


Основное содержание урока
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

I. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе

Поэтическая пятиминутка.

Чтение наизусть стихов о родной природе, изученных в 5—6 классах (по выбору учителя).

Какие настроения вызывают прочитанные стихотворения?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихотворения о родной природе» (см. статью ниже):

— Какое положение в общественной жизни России занимали крестьяне, самая многочисленная часть населения страны?

— Кто из писателей, поэтов и критиков защищал интересы крестьян? Почему?

— Какие чувства вызывало крестьянство у русской интеллигенции:
жалость, потому что оно было самым обездоленным классом;
веру в его мощные нравственные и духовные силы;
восхищение смирением и долготерпением русского народа;
осуждение вековой покорности мужиков, стремление пробудить в их душах протест? Обоснуйте свой ответ.

— Почему литературовед В. И. Коровин утверждает, что «в поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года»? Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры из стихов, изученных в 5—6 классах.

— Выполнение задания 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Групповая работа:

Группа 1. В. А. Жуковский. «Приход весны».


Прочитайте стихотворение выразительно.

Назовите описанное в нём чувство.

Какие метафоры и олицетворения использует поэт, рисуя весну? Какую роль они играют в понимании текста?

Как связаны у поэта жизнь природы и человеческая жизнь? Докажите, что у Жуковского природа — живая.

*Почему в описании весны использовано мало глаголов, а действия выражаются существительными?

*С какой целью поэт включает в текст стихотворения риторические вопросы?

*Почему для автора «жизнь души» и «весны приход» становятся почти синонимами?

*Какое настроение придаёт тексту его стихотворный размер и ритм?

Группа 2. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

Прочитайте стихотворение выразительно.

Назовите описанное в нём чувство.

Какие образы и картины поэт считает характерными для России, русской деревни?

Какую роль играют обращения и восклицательные предложения?

Докажите, что А. К. Толстой рисует «звуковой» образ Родины.

*Почему в описании русской природы поэт не употребляет глаголов?

*Как связаны в стихотворении природа и внутренняя жизнь человека?

*Какое настроение придаёт тексту его стихотворный размер и ритм?

Группа 3. А. К. Толстой. «Благовест».

Прочитайте стихотворение выразительно (можно на фоне колокольных звонов, см.: http://www.zvon.ru/zvon4.view5.html).

Назовите описанное в нём чувство.

Что такое благовест?

Бла́говест — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.

Какой образ является в стихотворении центральным?

Сопоставьте стихотворение «Благовест» с репродукцией картины А. Саврасова «У ворот монастыря».

Как звукопись создаёт иллюзию колокольного звона?

Как влияет колокольный звон на русского человека?

*В стихотворении поэт неоднократно использует многосложные слова (по 4—5 слогов). Из-за этого часть ударений, обязательных для стихотворного размера, пропадает. Какую мелодию придают тексту эти пропуски ударений?

*Найдите в тексте неожиданные, богатые рифмы. Был ли А. К. Толстой новатором в поисках новых рифм для своих стихов? Обоснуйте свой ответ.

Группа 4. А. К. Толстой. «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…».

Прочитайте стихотворение выразительно.

Назовите описанное в нём чувство.

Какова композиция стихотворения? Как в ней «уравновешены» природа и человек?

Какие краски и звуки создают картину окончания грозы?

*Как глаголы передают в стихотворении движение времени: прошлое, настоящее и будущее?

*Какова смысловая роль глагола в повелительном наклонении в предпоследнем стихе?

*Только ли о грозе это стихотворение? Обоснуйте свой ответ.

От чего предостерегает поэт своего читателя?

Группа 5. И. А. Бунин. «Родина».

Прочитайте стихотворение выразительно.

Назовите описанное в нём чувство.

Каким воспринимает поэт окружающий мир?

Каково его отношение к Родине?

Есть ли разница в восприятии первого и второго четверостиший?

В чём, по-вашему, разница: серое небо и мёртвенно-свинцовое?

Какого цвета первая строфа?

Какой цвет доминирует во второй строфе?

Какие звуки и запахи вы ощущаете, читая стихотворение?

Почему зимний день не кончается, а меркнет?

Подберите однокоренные слова к этому глаголу и уточните его лексическое значение.

*Какой образ создаёт близкое расположение слов, сходных по звучанию: мёртвенно, меркнет, сумрачно, угрюмо?

Как понять выражение кроткая печаль?

Какой оттенок придаёт настроению слово смягчает?

*Подсчитайте, какие согласные звуки повторяются в этом тексте чаще других.

*Какой образ создаёт эта звукопись?
(При подсчёте оказывается, что чаще всего повторяются согласные звуки н и м, что, возможно, создаёт иллюзию монотонности движения.)

IV. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Что общего в стихах о родной природе и чем они различаются?

Какие нравственные законы скрыты в стихах поэтов о природе?

Какую роль играют в этих стихах звукопись, метафоры и олицетворения, сравнения, глаголы (или их отсутствие), поэтический синтаксис (обращения, вопросы, восклицания и др.)?

Какое значение имеют в этих стихах краски и звуки?

*Какова смысловая роль ритма, рифм и стихотворного размера?

*Какие формы выражения авторской позиции вы заметили?

Практическая работа.
Составление плана анализа стихотворения.


— Проанализируйте план анализа стихотворения (см. урок 20).

— Выберите из плана те позиции, которые актуальны для анализа каждого стихотворения о Родине и родной природе.

— Составьте план анализа стихотворения (по группам) и проанализируйте его устно. Проиллюстрируйте свой анализ примерами.

— Объясните пословицы из раздела учебника «Совершенствуем свою речь». Как их использовать в домашней письменной работе?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Что дорого читателю в стихах о Родине и родной природе?

Домашнее задание

Письменно проанализировать стихотворение о Родине и родной природе (см.: «Творческое задание» учебника)
или ответить на итоговый вопрос урока.

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Цифры».

Индивидуальное задание.

Подготовить устный рассказ о детстве и юности И. А. Бунина, о портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: И. А. Бунин «Цифры» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Познакомьтесь со стихотворениями русских поэтов о родной природе, подумайте, каким настроением проникнуто каждое из них.

«Исторически сложилось так, что Россия оставалась в XIX веке крестьянской страной. Большинство ее населения жило в деревнях и селах, занималось земледелием и было самым бедным, самым обездоленным классом, — пишет литературовед В. Коровин в предисловии к книге „Поэзия сельской жизни”. — Неурожаи несли с собой голод, болезни и гибель целых губерний (областей), вызывали стихийные бунты, подавляемые правительством. И все-таки духовная жизнь народа никогда не замирала. Защитниками интересов крестьян стали писатели — В. Белинский, М. Салтыков-Щедрин, И. Некрасов. Крестьянскую Россию, ее заботы, самую душу крестьянина хорошо понимали А. Пушкин и И. Тургенев, М. Лермонтов и Лев Толстой, А. Кольцов и А. Чехов.

Русские писатели, показывая жизнь народа, крестьянскую нужду, тоску мужика по счастливой доле, раскрывали и неисчерпаемые внутренние силы народа, душевное здоровье, бодрость духа, жажду воли и „привычку к труду благородную”.

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта — это вера в народ и его возможности».

ЗАДАНИЯ

1. Вспомните, в каких стихотворных и прозаических произведениях вы встречали описания природы и какую роль они выполняли.

2. Прочитайте самостоятельно стихотворения под рубрикой «Край ты мой. родимый край...». Подумайте, какие настроения авторы сообщают нам.

3. Выучите наизусть стихотворения, которые наиболее близки вашим настроениям.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ПРИХОД ВЕСНЫ
В. А. Жуковский
[2]

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Теплый дождь, сверканье вод, —
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Вторая половина марта 1831

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»
А. К. Толстой
[3]

Край ты мой, родимый край
Край ты мой, родимый край.
       Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
       Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
       Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
       Ветер, степь да тучи!
<1856>

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

БЛАГОВЕСТ
А. К. Толстой
[4]

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною, —
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает.
Пока звон благостный
Не замирает...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ЗАМОЛКНУЛ ГРОМ
А. К. Толстой


Замолкнул гром, шуметь гроза устала.
       Светлеют небеса;
Меж черных туч приветно засияла
       Лазури полоса.
Еще дрожат цветы, полны водою
       И пылью золотой.
О, не топчи их с новою враждою
       Презрительной пятой.
<1858>

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

РОДИНА
И.А.Бунин
[5]

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий.
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
1896

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы?

2. Прочитайте и другие стихотворения, в которых воспевается красота родного края. Подготовьте их к конкурсному чтению, предварив его небольшим рассказом об авторе.

3. Прочитайте и объясните пословицы, используйте их в своей речи: «Без первой ласточки весна не обходится», «Бывает год, что на день семь погод», «Весна дает цветы, а осень — плоды», «В зимний холод всякий молод», «Лето собирает, а зима поедает», «Лето работает на зиму, а зима на лето». По одной из пословиц подготовьте устное или письменное сочинение.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Приход весны – опубл.: «Русский архив», 1873, № 9, под заглавием «Появление весны».
Вольный перевод стихотворения И.-Л. Уланда «Lob des Frühlings» («Похвала весне»).
Основной темой стихотворения является пробуждение природы, автор подчёркивает, что с течением времени она остаётся такой же прекрасной и удивительной. (вернуться)

3. «Край ты мой, родимый край…» – впервые — в журнале «Отечественные записки», 1856, том CVI, № 5, отд. I, с. 59. (вернуться)

4. Благовест — впервые — в журнале «Русский вестник», 1856, т. 2, апрель, кн. 1, с. 482—483.
“Благовест” – это не только колокольный звон перед началом церковной службы, это не только радостная весть о спасении,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз, но уже как Судья, за тем, что Ему принадлежит. (вернуться)

5. Родина – опубл.: Русское богатство. 1898. № 4, под загл. «На севере». (вернуться)

 
Грачи прилетели. Художник А. Саврасов, 1871 г.
Государственная Третьяковская галерея
 
И. И. Левитан. Над вечным покоем. 1894.
Государственная Третьяковская галерея
См. подробнее о картине (на сайте "К уроку литературы")
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика