Толстой А. К. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А.К.Толстой. Портрет работы И.Е.Репина, 1896 г.
 
 
 
 
 
 
 
Картина В.М.Васнецова "Царь Иван Грозный" на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
(1817 – 1875)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 29
А. К. ТОЛСТОЙ. «ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ» И «КНЯЗЬ МИХАЙЛО РЕПНИН»
КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ БАЛЛАДЫ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Его исторические баллады. Правда и вымысел. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию

Основные виды деятельности.
Чтение статьи учебника «Алексей Константинович Толстой». Устный рассказ о поэте с показом его портретов и изображений литературных мест, связанных с его именем. Обсуждение статьи учебника «Село Красный Рог Почепского района Брянской области» из раздела «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение исторических баллад. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев. Выявление особенностей языка баллад.

I. Краткий рассказ о поэте

1. Прослушивание одного из романсов на стихи А. К. Толстого
, например «Колокольчики мои…».

— Кому принадлежат слова этого известного романса?

— Какие произведения А. К. Толстого вы уже изучали? («Где гнутся над омутом лозы…»)

— Вспомните сказку А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и её главного героя (см. сказку на сайте "К уроку литературы"). Как история создания сказки связана с жизнью и творчеством А. К. Толстого?

2. Концерт-миниатюра из стихов А. К. Толстого о природе:
«Бор сосновый в стране одинокой стоит…», «Дождя отшумевшего капли…», «Не ветер, вея с высоты…», «Край ты мой, родимый край…», «Когда кругом безмолвен лес дремучий…» и др.

3. Рассказ учителя об А. К. Толстом с включением сообщений учащихся и показом портретов поэта и изображений литературных мест, связанных с его именем.

II. Чтение статьи учебника «Алексей Константинович Толстой» (см. статью ниже) и составление её плана:
ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Алексей Константинович Толстой»
Вопрос
Пункт плана
Какие произведения А. К. Толстого наиболее известны?
Вклад А. К. Толстого в русскую литературу
Какое образование и воспитание получил А. К. Толстой в детстве?
Годы учёбы и художественные впечатления детства
Как началась и развивалась литературная деятельность А. К. Толстого?
Начало литературной деятельности писателя, её оценка современниками
Как возник интерес А. К. Толстого к эпохе Ивана Грозного?
Исторические произведения А. К. Толстого
Почему А. К. Толстой при жизни был одним из самых спорных писателей?
Оценка творчества А. К. Толстого современниками и потомками

III. Краткие сообщения учеников о повести А. К. Толстого «Князь Серебряный» и о его имении в селе Красный Рог.

Обсуждение статьи учебника «Село Красный Рог Почепского района Брянской области» (см. раздел учебника «Литературные места России»):

— Почему А. К. Толстой считал Красный Рог истинной родиной?

— Почему именно в Красном Роге писателю хорошо работалось?

— Когда в усадьбе А. К. Толстого был открыт музей?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Исторические баллады А. К. Толстого. Правда и вымысел.
Воспроизведение исторического колорита эпохи


Чтение учителем баллад А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» (см. текст ниже).

Групповая работа:

Группа 1.

Перечитайте фрагмент баллады «Василий Шибанов» с начала до слов «От Курбского, князя Андрея!».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям стремянный, пешой, опальный, в смирной одежде.

Какие черты исторической эпохи, отношений между людьми передаёт этот фрагмент?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Охарактеризуйте Курбского и Шибанова.

Выберите слова и выражения, передающие психологическое состояние каждого героя.

Почему Шибанов соглашается отвезти письмо, зная, что идёт на верную гибель?

Какую картину Москвы рисует поэт?

*Какими словами он передаёт внутреннее состояние царя, его приближённых и народа?

Группа 2.
Перечитайте фрагмент баллады «Василий Шибанов» со слов «И очи царя загорелися вдруг…» до конца баллады.

Ознакомьтесь со сносками в учебнике.
Переведите на современный язык следующие слова и выражения:

Перевод на современный язык слов и выражений
из баллады «Василий Шибанов»
древле
издавна
скверны
     
еси
     
бысть
     
мнишись
     
небытная
     
прельщённый
     
смрадный
     
вор
     

В чём Курбский упрекает Грозного в своём письме?

Почему перед лицом смерти Шибанов «славит свого господина»?

О чём он просит Бога в своей молитве?

*Сравните ритм и стихотворный размер баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов» и «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.

*О чём говорит общность ритма и стихотворного размера этих стихов?

Группа 3.
Прочитайте выразительно статью учебника «Из высказываний Ф. М. Достоевского о М. Ю. Лермонтове» (см. статью ниже).

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

В чём общность и различие Василия Шибанова и Степана Калашникова из поэмы Лермонтова?

*Сравните литературных героев и заполните сопоставительную таблицу:

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
«Сравнение литературных героев»
Шибанов
Калашников
Общность
Люди одной исторической эпохи, молодость, сила, смелость, душевная стойкость, любовь к Родине и Москве, гибель по воле Ивана Грозного, принимают смерть достойно
Шибанов
Калашников
Различие
Раб своего господина, готов выполнить любое его приказание
Свободный купец, никому не подчиняется
Неизвестно, имеет ли семью
Имеет семью
Идёт на смерть, как верный слуга
Идёт на смерть, мстя за поруганную честь семьи
Ни о чём не просит царя перед смертью
Просит царя позаботиться о своей семье
Умирает в застенке от пыток
Умирает на площади перед всем народом

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

V. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию

Группа 4.

Перечитайте балладу «Князь Михайло Репнин».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям потехи брани, взятие Казани, Астрахани плен, сан, детей бесовских рать, рёк, да правит человеки, презрит.

Какие нравы эпохи описаны в балладе?

Почему Репнин не захотел надеть маску на пиру у царя и осудил за это Ивана Грозного?

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие черты характеров Ивана Грозного и князя Репнина изображает А. К. Толстой? Прокомментируйте авторскую позицию.

*Почему финальные строки баллады повторяются дважды?

*Что подчёркивает автор такой композицией текста?

VI. Практическая работа.
Поиск в балладах эпитетов, метафор и сравнений и определение их смысловой роли
.
Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Эпитеты, метафоры и сравнения в балладах А. К. Толстого»
Название баллады
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
«Василий Шибанов»
     
     
     
«Князь Михайло Репнин»
     
     
     
В ы в о д ы: смысловая роль изобразительно-выразительных средств
     
     
     

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Выявите черты жанра баллады в стихотворениях «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».
Заполните таблицу примерами из баллад:

Перевод на современный язык слов и выражений
из баллады «Василий Шибанов»
Основные черты жанра баллады
Примеры из баллад А. К. Толстого
Небольшой объём, динамичное развитие сюжета
     
Историческая основа сюжета или пересказ легенды, предания
     
Основой сюжета является необычайный случай
     
Напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом
     
Наличие в балладе исключительных героев
     
Присутствие трагически неразрешимого конфликта
     

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

В чём художественное совершенство баллад А. К. Толстого?

Почему их можно назвать словесными иллюстрациями к русской истории?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагмента одной из баллад А. К. Толстого.

Письменно ответить на один из вопросов:

— В чём смысл названия баллады «Василий Шибанов»?
— В чём сходство и различие Шибанова и Калашникова?
— Почему князя Репнина можно назвать древнерусским рыцарем?

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ о портретах М. Е. Салтыкова-Щедрина и памятниках ему на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.


«БОР СОСНОВЫЙ В СТРАНЕ ОДИНОКОЙ СТОИТ...»
А. К. Толстой
[2]

* * *
Бор сосновый в стране одинокой стоит;
В нём ручей меж деревьев бежит и журчит.
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.
«Приходи вечерком в бор дремучий тайком,
На зелёном садись берегу ты моём!
Много лет я бегу, рассказать я могу,
Что случилось когда на моём берегу.
Из сокрытой страны я сюда прибежал,
Я чудесного много дорогой узнал!
Когда солнце зайдёт, когда месяц взойдёт
И звезда средь моих закачается вод,
Приходи ты тайком, ты узнаешь о том,
Что бывает порой здесь в тумане ночном!»
Так шептал, и журчал, и бежал ручеёк;
На ружьё опершись, я стоял одинок,
И лишь говор струи тишину прерывал,
И о прежних я грустно годах вспоминал.
<1843>

Источник: А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения.
(вернуться к уроку)

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
(1817 – 1875)


Из троих Толстых, которых выдвинула русская литература, имя самого старшего из них — Алексея Константиновича Толстого — для широкого читателя остается наименее известным. И это при том, что, например, его знаменитая драма «Царь Федор Иоанович» около ста лет не сходит со сцены, едва ли не половина его стихотворений звучит в музыке крупнейших композиторов (Чайковского, Мусоргского, Рахманинова).

Алексей Константинович Толстой родился в Петербурге, его мать была внучкой знаменитого гетмана Украины Кирилла Разумовского, отец, граф Константин Петрович, принадлежал к знаменитому роду Толстых. Еще в детстве его поражали стихотворения знаменитых поэтов. По его словам, он «с шестилетнего возраста стал марать бумагу и писать стихи». Художественное развитие его шло под руководством дяди, А. А. Перовского, псевдоним которого — Антоний Погорельский (им опубликованы «Лефортовская Маковница», «Черная курица, или Подземные жители» и т. д.). В 1827 году Толстой вместе с матерью впервые побывал в Германии, посетил Веймар, познакомился с Гете. 8 1831 году дядя везет племянника в Италию.

Позднее А. К. Толстой напишет: «В очень короткое время я научился отличать прекрасное от посредственного, я выучил имена всех живописцев, всех скульпторов». Он свободно владел несколькими языками, работал в главном Московском архиве, в департаменте хозяйственных и счетных дел.

Началом литературной деятельности можно считать опубликованную в 1841 году в Петербурге повесть «Упырь», стихотворений своих он не печатал до 1851 года. Позднее появились знаменитые стихи «Колокольчики мои...», «Средь шумного бала...», исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», началась работа над романом «Князь Серебряный». Перовский показывал стихи своего племянника Пушкину, Жуковскому. Современники одобряли литературные опыты молодого поэта.

Интерес Толстого к исторической эпохе Ивана Грозного, отраженной нм в балладах, не случаен. Он считал, что она, эта эпоха, глубже всего отразила все отрицательные последствия, которыми сопровождался процесс централизации государственной власти на Руси. В балладе «Василий Шибанов» деспотическое начало воплощено в образе Ивана Грозного. Грозный сокрушил последние остатки аристократической оппозиции.

В 50-е годы Толстой окончательно сложился как писатель, в круг его близких знакомых входят Гончаров, Тургенев, Фет, Аксаковы и др.

Толстой был прирожденным пейзажистом. Талант ею виден во всех стихах. В лирике 50-х годов искусство Толстого-пейзажиста достигло высочайшего уровня.

Последние годы жизни Толстой проводит в своем имении в селе Красный Рог.

Лучшие его произведения этой поры — исторические баллады и поэмы. 28 сентября 1875 года поэт умер.

Известно, что каждая эпоха «прочитывает» литературное произведение по-своему. А. К. Толстой уже прошел через несколько таких эпох. При жизни он был одним из самых «спорных» писателей. Хвалили за мастерство, упрекали за скудность содержания, яростно спорили с ним по какому-нибудь актуальному общественно-политическому вопросу. После его смерти полтора десятилетия о нем почти не вспоминали. Потом пришло признание, широкое, устойчивое, прочное...
По Л. Емельянову

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести? Какое произведение другого автора вспоминается вам при их чтении?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Из высказывании Ф. М. Достоевского
о М. Ю. Лермонтове


...Помните ли вы, господа, «раба Шибанова»? Раб Шибанов был раб князя Курбского, русского эмигранта 16 -го столетия, писавшего все к тому же царю Ивану свои оппозиционные и почти ругательные письма из-за границы, где он безопасно приютился. Написав одно письмо, он призвал раба своего Шибанова и велел ему письмо снести в Москву и отдать царю лично. Так и сделал раб Шибанов. На Кремлевской площади он остановил выходившего из собора царя, окруженного своими приспешниками, и подал ему послание своего господина, князя Курбского. Царь поднял жезл свой с острым наконечником, с размаху вонзил его в ногу Шибанова, оперся на жезл и стал читать послание. Шибанов с проколотой ногою не шевельнулся. А царь, когда стал потом отвечать письмом кяязю Курбскому, написал, между прочим: «Устыдился раба твоего Шибанова». Это значило, что он сам устыдился «раба» Шибанова. Этот образ русского «раба», должно быть, поразил душу Лермонтова. Его Калашников говорит царю без укора, без попрека за Кирибеевича, говорит он, зная про верную казнь, его ожидающую, говорит царю «всю правду истинную», что убил его любимца «вольной волею, а не нехотя»...

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие?

2. Какие произведения А. К. Толстого вам известны?

3. Вы прочитали два произведения А. К. Толстого. О чем они? Кто их главные герои?

4. Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события?

5. В чем упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вел себя Шибанов под пытками? О чем он просит Бога?

6. Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного? О чем жалеет царь?

7. Вы прочитали высказывания Ф. М. Достоевского о М. Ю. Лермонтове. Какое произведение поэта сравнивает Достоевский с балладой Толстого «Василий Шибанов»? На что обращает внимание Достоевский?

8. Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчеркивают?

9. Подготовьте выразительное чтение этих произведений, одно из них выучите наизусть, подчеркните при чтении повелительные интонации в словах царя Ивана Грозного, мужество в поступках и словах Шибанова и Репнина, их отношение к великой Руси и царю.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

КНЯЗЬ МИХАЙЛО РЕПНИН
А. К. Толстой
[3]

Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный[4] под матушкой-Москвой.

Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники[5] сидят.

С вечерни[6] льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.

Но голос прежней славы царя не веселит,
Подать себе личину он кравчему[7] велит:

«Да здравствуют тиуны[8], опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!

Себе личину[9], други, пусть каждый изберет,
Я первый открываю веселый хоровод,

За мной, мои тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!»

И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михаилo князь Репнин.

«О царь! Забыл ты Бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!

Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»

Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!

Не возражай ни слова и машкару надень —
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»

Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!— он рек, перекрестясь.—

Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!

Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»

Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…

«Умри же, дерзновенный!»— царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.

И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,

И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»

Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,

Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
<1840-е годы>

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «Бор сосновый в стране одинокой стоит» — осенью 1843 года Толстой дебютирует как поэт — в «Листке для светских людей» (№ 40) без подписи опубликовано первое стихотворение «Серебрянка» («Бор сосновый в стране одинокой стоит…»). (вернуться)

3. «Князь Михайло Репнин» — Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского: Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он [Репнин], муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви.
Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому. (вернуться)

4. Иван Васильич Грозный — Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси.
Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой была разорена страна и был нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней. (вернуться)

5. Опричниками — назывались люди, составлявшие личную гвардию царя Ивана Васильевича. (вернуться)

6. Вечерня – вечерняя церковная служба. (вернуться)

7. Тиуны – родовое название для некоторых категорий частных слуг князей и бояр и для некоторых административно-судебных должностей в Древней Руси. (вернуться)

8. Кравчий – придворный чин; боярин, услуживавши царю за столом. (вернуться)

9. Личи́на – (стар.) маска. По рассказам кн. А. М. Курбского, сам Иван Грозный на пирах плясал вместе со скоморохами, надев личины (маски): Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати. (вернуться)

 
К. Е. Маковский. Князь Репин на пиру у Ивана Грозного. 1880-е
Константин Маковский задумал большую композицию на тему из русской истории, но по неизвестным причинам не написал ее. Остался этот выразительный эскиз, со всеми реалистическими подробностями воссоздающий быт и нравы времен Ивана Грозного. Героем художник сделал не царя, а князя Михаила Петровича Репнина, чей род происходил от святого Михаила, князя Черниговского.
Прославился Репнин походом в Ливонию в 1558 году, а позже стал жертвой борьбы Ивана Грозного с боярами. Маковский обратился к рассказу Алексея Курбского: на "маскированный вечер" пригласил Иоанн IV Михаила Петровича и со словами: "Веселись с нами" надел на него шутовскую маску. Репнин сорвал и растоптал маску, а по прошествии нескольких дней был убит в церкви.
(вернуться)
 
 
Картина В.М.Васнецова "Царь Иван Грозный"
на сайте "К уроку литературы"
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика