Повесть Л.Н.Толстого "Детство": автобиографический характер повести. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Крамской И.Н. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г.
 
 
 
 
 
Толстой Л.Н. "Детство" (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
Диодоров Б.А. После мазурки. Иллюстрация к повести "Детство", глава XXIII.
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 32. Л.Н.Толстой. "Детство": автобиографический характер повести

Урок 33. Л.Н.Толстой. "Детство": главный герой повести и его духовный мир

Урок 34. Литературный ринг. Урок развития речи 2


УРОК 32
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ).
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПОВЕСТИ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». Составление тезисов статьи. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «автобиографическое произведение».

I. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества)

1. Актуализация имеющихся знаний о Толстом:

— Какие произведения Толстого вы читали? Расскажите о них.

2. Рассказ учителя о Л. Н. Толстом и его детстве в Ясной Поляне с показом изображений литературных мест и
включением сообщений учащихся (см.: http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27123.htm,
http://tolstoy123.narod.ru/gallery.html,
http://www.kmvline.ru/article/tolstoy.php).

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л. Н. Толстой. Музей-усадьба в Хамовниках» (см. раздел учебника «Литературные места России»).

III. Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Лев Николаевич Толстой»: См. текст ниже

— Как вы понимаете слова «Ему было близко всё человечество»?

— Что значит «понимать душу России»?

IV. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой». См. текст ниже

ТАБЛИЦА
Составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»
Вопрос
Тезис
Каково социальное происхождение Л.Н.Толстого?
  
Какой след оставила в его жизни Ясная Поляна?
  
Как началось литературное творчество Толстого?
  
Чем привлекателен образ Николеньки Иртеньева?
  
В чём новаторство автобиографической трилогии?
  
Какова общественная и педагогическая деятельность Толстого?
 
Почему «не зная Толстого — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком»?
 


V. Обсуждение статьи учебника «В середине XIX столетия»: См. текст ниже

— Как оценил Тургенев повесть Толстого «Детство»?

— Что связывало Тургенева и Толстого? В чём их общность?

VI. Сложность взаимоотношений детей и взрослых
Групповая работа:

Группа 1. Глава «Maman».


Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям maman, холстинковое платьице, октавы, кацавейка, гумно, пяльцы.

Прочитайте выразительно начало главы до слов «...ещё громче и повелительнее, чем прежде».

Выберите портретные описания и проанализируйте их.
(От чьего имени дано описание?
Какими способами описывается внутреннее состояние человека?
Какова роль художественных деталей?)

Перескажите кратко сюжет оставшейся части главы.

Что важнее для писателя: события или описание состояний, чувств, душевных движений?

Каково отношение мальчика к матери и как оно проявляется в его поведении?

Какой вывод о красоте человеческих лиц делает Толстой?

На что в характере матери указывает деталь «шесть кусочков сахара для некоторых почётных слуг»?

Группа 2. Глава «Что за человек был мой отец?».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рыцарство, конёк его был блестящие связи, отставной поручик гвардии, Семёнова, цыганка Танюша.

Прочитайте выразительно фрагмент главы со слов «Он умел взять верх в отношениях с всяким» до слов «...что не видел в том необходимости».

Проанализируйте повествование об отце.
(Важны ли для рассказчика события, происходившие с его отцом, и их динамика? Свой ответ обоснуйте.
Как характеризуют отца его поступки?
Какова авторская оценка отца?
Выберите цитаты, которые показывают положительные и отрицательные черты отца в восприятии сына.
Проследите, как показано влияние жизненных обстоятельств на характер отца, его отношение к жизни.
*Какую роль играет в этом фрагменте художественное время?)

Подумайте, кто даёт оценки отцу: одиннадцатилетний мальчик или взрослый человек, вспоминающий своё детство.

*Подумайте, почему в рассказе об отце повествование трудно отделить от описаний.

Группа 3. Глава «Классы».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: сюртук, книга диалогов, дратвы, Саксония, дворецкий.

Перескажите кратко содержание главы от третьего лица.

Прочитайте по ролям диалог Карла Иваныча и Николая со слов «Из классной слышен был разговор в комнате дядьки» до слов «...но ничего не сказал».

Проанализируйте этот диалог.
(В чём состоит основной конфликт диалога?
Как героев характеризует их речь?
Найдите детали слов автора, показывающие состояние Карла Иваныча.
Как проявлялось его внутреннее волнение и недовольство?
Какой подтекст проявляется в репликах диалога о Наталье Николаевне и о том, что Карл Иваныч «найдёт себе кусок хлеба»?)

Почему мальчика волнует и огорчает, что «отец и Карл Иваныч не поняли друг друга»?

Ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 4. Глава «Наталья Савишна».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям затрапезный, затрапезка, кларнетист, взял её в верх, надела чепец, провизия, трата, очаковское куренье, под турку ходили, корнет, винная ягода.

Перескажите выборочно историю Натальи Савишны.

Что в её судьбе вызывает сочувствие рассказчика?

Какими словами автор характеризует её службу?

Сделайте вывод о её отношении к господам.

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после главы «Детство»).

Группа 5. Глава «Детство».

Попытайтесь кратко пересказать главу и объясните, почему это сложно.

Что запомнилось рассказчику из детства: события или чувства? Почему?

Как можно охарактеризовать его отношение к матери?

Способны ли современные дети на такую глубину чувств? Обоснуйте свою позицию.

Прочитайте выразительно первый и три последних абзаца главы.

Почему в них много вопросительных предложений?

*Охарактеризуйте художественное время главы. Как меняется возраст рассказчика?

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

VIII. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении

1. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Поиск примеров, иллюстрирующих понятие автобиографическое произведение.

2. Изучите смысловое наполнение понятия автобиография
(см.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АВТОБИОГРАФИЯ&bukv=А).

3. Сформулируйте основные черты автобиографического произведения и подберите к ним примеры, заполнив таблицу:

ТАБЛИЦА
Oсновные черты автобиографического произведения и примеры из повести «Детство»
Черты автобиографического произведения
Примеры из повести
Суждения автора о самом себе, о своём месте в обществе, в мире
  
Выражение творческих принципов писателя
  
Обобщение в лице рассказчика особенностей его поколения, социальной среды
  
Переосмысление событий своей личной жизни
  

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

IX. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?»

(по главе „Детство“):

1. Детство — счастливая и невозвратимая пора.
2. Воспоминания о детстве возвышают душу.
3. Мать — главное воспоминание детства.
4. Любовь к матери и любовь к Богу сливались в одно чувство.
5. Какое время может быть лучше детства?
6. Неужели остались одни воспоминания?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Каковы главные художественные особенности повести «Детство»?
(Главное для автора — показать «диалектику души», а сюжет имеет второстепенное значение. В образе рассказчика сочетаются особенности восприятия мальчика-рассказчика и оценки взрослого человека — автора-повествователя.)

Домашнее задание

Прочитать самостоятельно главы повести «Детство» «Учитель Карл Иваныч», «Охота», «Стихи», «Ивины», «Мазурка», «Последние грустные воспоминания» и подготовить их пересказ.

Письменно ответить на вопрос «Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве?».

Индивидуальное задание.

Выполнить задание из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».


УРОК 33
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ).
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПОВЕСТИ И ЕГО ДУХОВНЫЙ МИР


Основное содержание урока
Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов: поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «герой-повествователь». Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

I. Проявления чувств главного героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков
Групповая работа:

Группа 1. Глава «Учитель Карл Иваныч».


Перескажите выборочно, как главный герой воспринимает своего учителя Карла Иваныча.

Заполните таблицу цитатами, показывающими, какие противоречивые чувства испытывает главный герой к Карлу Иванычу:

ТАБЛИЦА
Противоречивые чувства главного героя по отношению к Карлу Иванычу
Недовольство учителем
Любовь к Карлу Иванычу
Только о том и думает всю жизнь, как бы делать мне неприятности...
Какой он добрый и как нас любит...
Противный человек...
...А я мог так дурно о нём думать...
  
  

С какой целью автор показывает, что герой и любит Карла Иваныча, и мысленно ругает его?
(Писатель открывает в главном герое возможности изменения, развития, внутреннего обновления, способность к анализу собственных поступков и нравственному самосовершенствованию.)

Группа 2. Глава «Охота».

Перескажите кратко сюжет главы.

Прочитайте выразительно финальную часть со слов «Вдруг Жиран завыл...» до конца главы.

Что заставило героя воскликнуть: «Боже мой, что я наделал!»?

Выпишите из главы цитаты, которые показывают, каким герой воображал себя на охоте и что получилось на самом деле:

ТАБЛИЦА
Каким герой воображал себя на охоте
Почему он допустил ошибку
Воображение моё... ушло далеко вперёд действительности...
Кровь ударила мне в голову
Кровь ударила мне в голову
Я всё забыл в эту минуту: закричал что-то неистовым голосом, пустил собаку и бросился бежать...
  
  


Учащиеся могут заполнить таблицу своими примерами.

Какие слова использованы для описания состояния героя после совершённой ошибки?
(Раскаиваться, стыд, моя ошибка, я не выдержал, в сильном отчаянии и др.)

Докажите, что герой беспощаден к себе.

Как характеризует Николеньку то, что он анализирует свои поступки?

Группа 3. Глава «Стихи».

Перескажите сюжет главы от третьего лица.

Почему герой решил подарить бабушке стихи?

Заполните по образцу цитатную таблицу, выписав примеры, в которых звучит оценка Николенькой своих стихов и описывается его состояние в момент вручения подарка:

ТАБЛИЦА
Оценка героем своих стихов
Состояние героя во время вручения подарка
Ничего дальше не мог сочинить
...Нахожусь под тяжёлым влиянием непреодолимой, одуревающей застенчивости
...Убедили меня в моей неспособности
...Чувство это увеличивается в прямом отношении времени
  
  


Что вызывало у Николеньки внутреннее волнение и как это его характеризует?

Группа 4. Глава «Ивины».

Что восхищало Николеньку в Серёже Ивине?

Перескажите эпизод «с гимнастическими штуками» от лица Иленьки Грапа.

Сопоставьте чувства Серёжи и Николеньки по отношению к Иленьке, заполнив цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Чувства Серёжи Ивина
Чувства Николеньки Иртеньева
«Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову!»
В эту минуту я не совсем был убеждён, что всё это очень смешно и весело
«Вот баба, нюня...»
Плачевная фигура бедного Иленьки... над головою несчастного...
  
  


Почему Николенька сначала решил подшутить над Грапом вместе со всеми, а потом всё-таки понял «жестокость своего поступка»? Как это его характеризует?

Как понять последнее предложение этой главы?

Группа 5. Глава «Мазурка».

Какие обстоятельства во время мазурки привели героя в замешательство?

Умел ли он танцевать? Докажите своё мнение.

Заполните таблицу, выписав цитаты, показывающие изменения душевного состояния Николеньки во время танца и их причины:


ТАБЛИЦА
Изменения душевного состояния Николеньки во время танца и их причины
Изменения душевного состояния
Их причины
Что же это он делает?.. Выходит, что танцуют совсем не так...
...Это вовсе не то, чему учила нас Мими
Я решительно не знал, что делать с своими ногами
[Ноги]... стали невольно выделывать фатальные круглые и плавные па на цыпочках
  
  

— Какие вопросы мучают Николеньку в конце главы? Как это его характеризует?

Какие воспоминания приводят его «расстроенное воображение» в равновесие?

II. Развитие понятия о герое-повествователе

Прочитайте по ролям диалог Николеньки и Натальи Савишны из главы «Последние грустные воспоминания» со слов «Так как ещё прежде довольно часто случалось...» до слов «...сидели друг против друга и плакали».

Какие чувства испытывал Николенька после смерти матери?

Как понять выражение: «...наш обыкновенный образ жизни казался мне оскорблением её памяти»?

Докажите, что в главе соединяются чувства мальчика-рассказчика и автора-повествователя, размышляющего о своём детстве.

Найдите в словаре литературоведческих терминов определения понятий образ повествователя и образ рассказчика (см.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd= ОБРАЗПОВЕСТВОВАТЕЛЯ&bukv=О, http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=ОБРАЗРАССКАЗЧИКА&bukv=О). Сравните эти формулировки.

Образ повествователя - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование; субъект речи (повествователь). О. п. проявляет себя только в речи и не может отождествляться с писателем, так как является плодом т ворческого воображения последнего. В разных произведениях одного писателя возможно появление различных О. п. В драме авторская речь сведена к минимуму (ремарки (см. ремарка)) и не звучит на сцене. Словарь литературоведческих терминов.

Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия. Словарь литературоведческих терминов.

III. Практическая работа. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в повести.

Из текста последней главы выберите цитаты, указывающие на различия рассказчика и автора-повествователя, и составьте цитатную таблицу:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Различия рассказчика и автора-повествователя
Рассказчик (мальчик Николенька)
Автор-повествователь (взрослый человек, вспоминающий детство и размышляющий о нём)
После такого несчастья всё должно бы было измениться
Она... говорила с такой простотой и уверенностью, как будто рассказывала вещи самые обыкновенные, которые сама видала...
Меня поразил тогда этот переход от трогательного чувства... к ворчливости и мелочным расчётам
Рассуждая об этом впоследствии, я понял, что, несмотря на то, что у неё делалось в душе, у неё доставало довольно присутствия духа, чтобы заниматься своим делом...
  
  
Выводы
Рассказчик ставит на первое место описание чувств и переживаний, он анализирует свои мысли и поступки и критически к себе относится
Автор-повествователь размышляет о своём детстве много лет спустя. Он оценивает поступки и чувства Николеньки и окружающих его людей с позиций взрослого человека, тонкого психолога. В повести как бы два повествователя, разделённые временем и различающиеся жизненным опытом


Заполнение таблицы может быть закончено дома.

IV. Обсуждение произведений книжной графики.

Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какие душевные качества Николеньки особенно привлекательны?

В чём различие образов рассказчика и автора-повествователя?

Домашнее задание

Составить письменную характеристику Николеньки или письменно ответить на вопрос «Чем различаются рассказчик и автор-повествователь в повести „Детство“?» (по выбору учащихся).

Подготовиться к литературному рингу или тестированию, повторив темы «И. С. Тургенев», «Н. А. Некрасов», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «Л. Н. Толстой».
Тематику конкурсов учащиеся могут знать заранее.

Групповые задания.

Подготовить компьютерные презентации (не более 10 слайдов) и монологические рассказы о детстве и юности И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и литературных местах, связанных с этими писателями (по группам).


УРОК 34
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ
Урок развития речи 2


Основное содержание урока
Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей.

Основные виды деятельности.
Конкурсы на лучшее выразительное чтение, различные виды пересказов, монологические рассказы о писателях и литературных героях. Устные или письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее инсценирование фрагмента, ответы на вопросы викторины. Решение тестов.

I. Литературный ринг на тему
«Проблемы и герои произведений И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого»


Класс делится на 4 команды по 6—7 человек. Команды поочерёдно выполняют устные и письменные контрольные задания.
Список всех заданий с предварительной подготовкой (презентации, чтение наизусть, инсценирование) школьники могут знать заранее.
Каждое задание оценивается в баллах.
В качестве членов жюри можно привлечь старшеклассников, учителей-словесников, работника библиотеки и др.
За правильные ответы каждый участник команды получает жетоны и суммирует их в конце игры. По количеству полученных баллов выставляется оценка за урок.
Учитель должен следить, чтобы в игре принял участие каждый ученик.

Конкурс 1. «Монологи в картинках».

Рассказы о детстве и юности Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и литературных местах, связанных с ними, показ компьютерных презентаций (до 10 баллов).

Конкурс 2. «Читаем вслух».

Выразительное чтение фрагментов (100—120 слов) из произведений Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Толстого (по жребию).
В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).

Конкурс 3. «Наизусть или близко к тексту».

Художественный пересказ описания грозы из рассказа «Бирюк»,
выборочный пересказ «Динамика чувств Николеньки в главе „Ивины“»,
краткий пересказ «Как мужик помог генералам выжить на необитаемом острове» от лица мужика,
чтение наизусть фрагмента из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (по жребию).

В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).

Конкурс 4. «Я — литературный герой».

Краткий рассказ истории Бирюка, дикого помещика, княгини Трубецкой, Натальи Савишны (от лица героя или героини).
В конкурсе участвует один человек от группы (до 5 баллов).

Конкурс 5. «Играем в театр».

Инсценирование произведений (до 10 баллов):

1) Диалог Бирюка и мужика.

2) Фрагмент разговора княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.

3) Разговор генералов на необитаемом острове.

4) Диалог Николеньки и Натальи Савишны (гл. «Последние грустные воспоминания»).

Конкурс 6. «Муки творчества».

Создание и выразительное чтение стихотворения в прозе на тему:

1) русский крестьянин;
2) русский помещик;
3) русский генерал;
4) русская женщина
(12 баллов).

В конкурсе могут участвовать все члены команды.

II. Тестирование по произведениям этих писателей (письменная работа)

Тест 1. «Внимательный читатель»
(1 балл за правильный ответ).

Ответьте на вопросы викторины:

1. И. С. Тургенев. «Бирюк».
1) Назовите имя и отчество Бирюка. (Фома Кузьмич.)
2) Как звали дочь Бирюка? (Улита.)
3) Какое явление природы является в рассказе символическим? (Гроза.)

2. Н. А. Некрасов. «Русские женщины».
1) В каком городе произошёл диалог княгини Трубецкой с губернатором? (В Иркутске.)
2) Сколько времени провела княгиня Трубецкая в ожидании лошадей? (Неделю.)
3) Назовите имя и отчество княгини Трубецкой. (Екатерина Ивановна.)

3. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1) На какой улице в Петербурге жили генералы? (На Подъяческой улице.)
2) Чем мужик кормил генералов на пути в Петербург? (Селёдками.)
3) Из чего мужик свил верёвку? (Из дикой конопли.)

4. Л. Н. Толстой. «Детство».
1) Какому иностранному языку учил Николеньку Карл Иваныч? (Немецкому.)
2) Какой герой вызвал у Николеньки сначала восхищение, а потом разочарование? (Серёжа Ивин.)
3) Какой предмет «поссорил» Николеньку с Натальей Савишной? (Скатерть.)

Тест 2. «Четвёртый лишний»
(1 балл за каждый правильный ответ).

Найдите среди названий четвёртое лишнее (выделено курсивом) и обоснуйте свой ответ:

1) «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Бежин луг», «Дикий помещик».
2) «Классы», «Охота», «Мазурка», «Выстрел».
3) «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Метель».
4) «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Утёс».

Тест 3. «Знаю термины».

Дайте определение и приведите пример
(4 балла за полный и правильный ответ, 1 балл за пример):
1) иронии; 2) гиперболы; 3) гротеска; 4) сатиры.

Тест 4. «Помню детали».

Соедините стрелками имя героя с деталью его портрета:

Соедините стрелками имя героя с деталью его портрета
Деталь портрета героя
Имя героя
1. «Как мощи сух, как палка прям, Высокий и седой»
А) Дикий помещик
2. «Тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»
Б) Бирюк
3. «Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо»
В) Карл Иваныч
4. «И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»
Г) губернатор Иркутска

Ответы: 1 — Г, 2 — А, 3 — Б, 4 — В.

Тест 5. «Умею комментировать».

Дайте краткий историко-культурный комментарий к словам
(3 балла за каждый правильный ответ):

1) прожектёр; 2) пилигрим; 3) лепта; 4) аркадская идиллия.

Тест 6. «Умею отвечать на проблемный вопрос».

Какие человеческие качества воспевают и осуждают русские писатели?
(По одному произведению):

1) И. С. Тургенев. «Бирюк»;
2) Н. А. Некрасов. «Русские женщины»;
3) М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
4) Л. Н. Толстой. «Детство».

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ об А. П. Чехове, портретах писателя и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: А.П.Чехов. "Хамелеон": проблематика рассказа >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.



ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ
ТОЛСТОЙ


Ему было близко все человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию.
Ее душу понимал он, как никто; красоту ее природы изображал с совершенством недостижимым.
В. Я. Брюсов


По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к «высшей помещичьей знати России». Его отец, граф Н. И. Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать — урожденная княгиня Волконская.

Его предки были в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными. Семейные предания, рассказы родных И близких о событиях 1812 и 1825 годов, жизнь в родовой усадьбе оказали на Толстого огромное влияние и оставили за метр ый след в его творчестве. «Без своей Ясной Поляны, — писал Толстой, — я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к пей*. Ясная Поляна была его колыбелью. Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близких, здесь он видел, как живет народ, здесь познакомился с народными песнями, сказками, легендами, былинами.

Первым произведением Толстого, появившимся в печати, была повесть «Детство», которую высоко оценил Н. Некрасов и напечатал в «Современнике». За «Детством» последовали повести «Отрочество», «Юность», составившие трилогию. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе. Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки. Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего исправить самого себя. Но реальная жизнь то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.

Автор «Детства» и «Отрочества» проявил себя глубоким и тонким мастером, психологом, критика отмечала его исключительную способность передавать тайные, сокровенные мысли и чувства человека.

В «Юности» показаны студенческие годы героя трилогии, его первый разлад с барской средой и стремление сблизиться со студентами, вышедшими из среды, близкой к народу.

Впоследствии Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем 20 начальных школ в окрестных деревнях, написал статьи по вопросам педагогики, создал «Книги для чтения», составил «Азбуку». Писатель обижался, что эта огромная работа была не замечена. «Меня, — писал он, — хвалили за все, что я написал, но об одном, точно хорошем и полезном, что я сделал, об Азбуке и этих книжках, не сказано в печати ни единого неругательного слова... Но пусть попробует кто-нибудь написать такие же рассказы, то увидит, как трудно даются эти достоинства, состоящие только в том, чтобы было просто, ясно, не было бы ничего лишнего и фальшивого». Многие из рассказов для детей Толстого состоят всего из нескольких строк. А он их переделывал десятки раз, добиваясь предельной простоты и ясности. В течение всей своей жизни изучал произведения устного народного творчества — песни, сказки, былины, легенды, был уверен, что «песни, сказки, былины — все простое — будут читать, пока будет русский язык».

Появление романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других произведений Л. Н. Толетого вызвало большое количество отзывов, книг, статей. Известный русский критик В. В. Стасов писал: «Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда по брала русская литература...»

Имя Толстого еще при жизни писателя приобрело всемирную известность. В наше время Толстой занимает одно из первых мест среди писателей всех стран и народов по числу переводов его произведений на иностранные языки. Своей жизнью и творчеством Толстой связал и соединил «два века» русской литературы. М. Горький сказал: «Не зная Толстого — нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».
По К. Н. Ломунову
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.


Вопрос и задание

Какое значение имела для Толстого Ясная Поляна?

Составьте небольшой рассказ на тему «Толстой и Ясная Поляна» или «Толстой и дети» (на выбор).
(вернуться к уроку)


«В СЕРЕДИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ...»

В один из октябрьских дней 1852 года, во время своей ссылки прочитал Тургенев в журнале «Современник» повесть Льва Толстого «Детство» — первое произведение Толстого, появившееся в печати.

Тургенев сразу же написал Некрасову, редактору этой повести: «Ты прав — это талант надежный... Пиши к нему — и понукай его писать. Скажи ему, если это может его интересовать, — что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему».

Так состоялось заочное знакомство Тургенева и Толстого — в тот первый месяц тургеневской ссылки: знакомство, которое вскоре — когда писатели встретились — перешло в дружбу. Она не была безоблачной, доставила обоим писателям не только радость, но и огорчения, однако ни тот ни другой никогда, ни за что не отказались бы от нее н ту пору, в середине 50-х годов.

Тургенев был к тому времени автором «Записок охотника», рассказа «Муму», ряда повестей, пьес, стихотворений; Толстой — повестей «Детство», «Отрочество», кавказских и севастопольских рассказов.

Знаменитые произведения! Ими зачитывались современники писателей. Мы тоже набираемся ума и получаем огромное наслаждение, читая эти рассказы и повести... Поразмышлять над ними (пусть даже над некоторыми) и одновременно представить жизнь их создателей в ту пору — значит сделать попытку проникновения в мир Тургенева и Толстого...

Как ни различны оба писателя, они близки друг другу по силе своей любви к простому русскому человеку и русской природе, по любви к родному языку и вере в великое будущее своего народа. Эта нерасторжимость подтверждается тем, что мы знаем о начале дружбы Толстого и Тургенева; тем, наконец, что их родные места — Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново — находятся совсем рядом, и это небольшое расстояние между ними заставляет нас с каким-то особенным отрадным, волнующим чувством сближать имена Тургенева и Толстого.
И. Ф. Смольников
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.
(вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим...». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Царьград — Константино́поль, название Стамбула до 28 марта 1930 года, неофициальное название (официальное — Новый Рим) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922). (вернуться)

3. Черво́нец — традиционное русское название крупных иностранных и собственных золотых монет. Название происходит от словосочетания «червонное золото» — старинного названия высокопробного вида золота.
Первоначально это золотая монета весом примерно 3,3—3,5 грамма без номинала, эквивалентная в разное время от 2 до 3,5 серебряных рублей. Первый известный червонец российской чеканки, угорский золотой, был изготовлен в XV веке при Иване III.
Иногда червонцами называли любые крупные золотые монеты, в том числе империалы и полуимпериалы. (вернуться)

4. Бусурман – басурман, басурманин (искаженное от «мусульманин») — обозначение человека иной (нехристианской) веры — неправославный, иноверец, иноземец, недоброжелатель,варвар. (вернуться)

5. Чёботы – вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник.
Чёботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Сафьян жёлтый, голубой, червчатый, белый, зелёный.
Чёботы были прямые и кривые. Кривые чёботы имели загнутые вверх носки. (вернуться)

6. Дерегус М.Г. – в 1952 году Михаил Гордеевич Дерегус (1904-1997), украинский живописец, создаёт иллюстрации к повести Гоголя.
Среди работ художника особой силой драматизма выделяется рисунок «Казнь Остапа»: спокойно и мужественно подымается герой на эшафот, кажется, ни один мускул не дрогнул на его лице, а вокруг помоста, охраняемого пешими и конными поляками с пиками в руках, одетыми в железные кольчуги и шлемы, собралась толпа зевак. Источник иллюстрации: Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека. (вернуться)

 
И.Е.Репин. Л.Н.Толстой в комнате под сводами. 1891 г.
Источник иллюстрации: И.Е.Репин. Альбом репродукций/ Г.Стернин.– М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961, лист 16.
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика