Чехов А. П. «Хамелеон». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А.П.Чехов. Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
Иллюстрация С. В. Герасимова к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон". 1945
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 35. А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Урок 36. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа

Урок 37. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Урок внеклассного чтения 5

УРОК 35
А. П. ЧЕХОВ. «ХАМЕЛЕОН»:
ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление тезисов статьи. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев.

I. Краткий рассказ о писателе

Актуализация имеющихся знаний о Чехове:


— Какие книги Чехова вы читали в начальной школе и в 5—6 классах? Расскажите о них.

Рассказ учителя об А. П. Чехове и его детстве в Таганроге с показом изображений литературных мест и включением сообщений учащихся о детстве, юности и начале литературной деятельности А. П. Чехова, портретах и памятниках ему.
См.: Презентация "Детство и юность А.П.Чехова",
"Портреты А. П. Чехова" на сайте "К уроку литературы".

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Дом-музей А. П. Чехова в Москве» (см. раздел учебника «Литературные места России»).

III. Чтение и обсуждение эпиграфа к статье учебника «Антон Павлович Чехов»:

— В чём М. Горький увидел новаторство Чехова?

— Что значит трагизм мелочей жизни?

IV. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Антон Павлович Чехов» составление её тезисов (см. статью ниже):
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Антон Павлович Чехов»
Вопрос
Тезис
В какой семье родился Чехов?
Дед — крепостной, откупившийся на волю, отец — владелец бакалейной лавки
Какие невзгоды выпали на долю Чехова в детстве?
Чехов «не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства»
Почему семья Чеховых переехала в Москву?
Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился
Чем занимался Чехов, оставшись в Таганроге?
Чехов с 6 класса гимназии вёл самостоятельную жизнь, зарабатывал деньги уроками
Как началась литературная деятельность Чехова?
В гимназии он пишет юмористические сценки, очерки, пьесы
Какую профессию выбрал себе Чехов?
Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета
Когда Чехов начал печататься?
С 1880 года печатался под псевдонимом Антоша Чехонте
Когда Чехов стал известен как писатель?
Имя Чехова стало известным после выхода в свет «Пёстрых рассказов»
Какой образ жизни вёл писатель в Мелихове?
Чехов наблюдал жизнь крестьян и вёл большую общественную работу (врач, попечитель школы)
В каких жанрах писал Чехов?
«Кроме романов, стихов и доносов, я всё перепробовал»
Почему рассказы Чехова всегда кратки?
«В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать»
В чём своеобразие ранних произведений Чехова?
Искрящийся юмор, громкий смех соединялся с постановкой важных нравственных вопросов

V. Чтение и обсуждение высказываний писателей о Чехове (см. статью учебника «Из воспоминаний о Чехове» ниже):

— Что ценил в рассказах А. Чехова Л. Н. Толстой?

— Какую особенность финалов чеховских рассказов заметил Г. И. Россолимо?

— Почему И. А. Бунин считал, что словом Чехов «чрезвычайно дорожил»?

— Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

— Если Чехов был чрезвычайно «скуп на слова» (И. Бунин), то какие «новые… формы писания» (Л. Толстой) ему удалось создать?

VI. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении

Чтение рассказа «Хамелеон»
вслух учителем
или прослушивание и рецензирование актёрского исполнения рассказа (см. вопросы и задания 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).

VII. Живая картина нравов
Аналитическая беседа:


1. Было ли вам смешно во время чтения рассказа? Над чем вы смеялись?

2. Какое впечатление Очумелов хочет произвести на жителей городка? Что он чувствует, идя по базарной площади?

3. Почему Очумелов и Елдырин выглядят смешно?

4. Предположите, правду ли говорит Хрюкин, или он что-то недоговаривает Очумелову. Обоснуйте свою позицию текстом.

5. Зачем автор вводит в рассказ реплики толпы?

6. В чём комичность ситуации на базарной площади?

7. Только ли смех вызывает этот рассказ?

VIII. Осмеяние трусости и угодничества

Групповая работа:

Группа 1.

Перечитайте фрагмент рассказа с начала до слов «…выражение тоски и ужаса».

Какое впечатление производит на читателя «пейзаж» базарной площади?

Какие чувства вызывают описанные картины?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог Очумелова и Хрюкина и реплики толпы со слов «По какому это случаю тут?» до слов «Не рассуждать!».

Расскажите о чертах характера Хрюкина.

Найдите несоответствие между его самооценкой и репликами толпы.

Как можно доказать его необразованность и самодовольство?

Группа 3.
Прочитайте по ролям диалог Очумелова и Елдырина и реплики толпы со слов «Нет, это не генеральская…» до слов «Сам виноват!..».

Какой изображена толпа?

Как она реагирует на слова Очумелова?

Каков смысл приказа Очумелова снимать и накидывать на него пальто?

Группа 4.

Прочитайте по ролям диалог Очумелова с Прохором и реплики толпы со слов «Повар генеральский идёт…» до конца рассказа.

Почему Очумелову важно, кому принадлежит собака? Как это его характеризует?

Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Практическая работа.
Составление устного рассказа об одном из героев
.

Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Составление устного рассказа об одном из героев рассказа «Хамелеон»
Фамилия героя
Очумелов
Елдырин
Хрюкин
Должность
     
     
     
Внешний вид
     
     
     
Выражение лица
     
     
     
Жесты
     
     
     
Поступки
     
     
     
Авторское отношение к герою
     
     
     

Составление цитатной таблицы «Речевые характеристики героев рассказа»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Составление устного рассказа об одном из героев рассказа «Хамелеон»
Герой
Очумелов
Елдырин
Хрюкин
Лексика
     
     
     
Синтаксические конструкции
     
     
     
Интонации
     
     
     
Авторские ремарки
     
     
     
Выводы:
     
     
     

Заполнение таблицы может быть закончено дома.

— Сделайте выводы о речевой характеристике как способе изображения героев.

— Ответьте на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Докажите, что Чехов — мастер речевой характеристики.

IX. Смысл названия рассказа

— Почему рассказ называется «Хамелеон»?

— Только ли к Очумелову относится такая характеристика?

— Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

И т о г о в ы й  в о п р о с:

*Рассказ «Хамелеон», построенный на диалогах, похож на небольшое драматическое произведение, на комедию. Известно, что среди комедий различают комедии положений, когда герои попадают в разные смешные ситуации, и комедии характеров или нравов, когда источником смешного является внутренняя сущность героев, отрицательные черты их характеров, пороки, недостатки. Можно ли считать, что в рассказе «Хамелеон» изображена комедия характеров? Докажите своё мнение.

Домашнее задание

Подготовить устное сообщение «Чехов в воспоминаниях современников» (см. задание раздела учебника «Совершенствуем свою речь»).

Составить устную характеристику одного из героев рассказа.

Письменно ответить на вопрос «Как речевая характеристика Очумелова (Елдырина, Хрюкина, толпы) помогает понять сущность этого образа?»
или создать сочинение-миниатюру «Очумелов идёт по базарной площади» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания

Подготовить краткий пересказ рассказа «Хамелеон» и ситуации на базарной площади от лица Очумелова, Елдырина, Хрюкина (по выбору).

*Определить, являются ли говорящими фамилии и имена героев. Объяснить смысл говорящих фамилий. Как поведение героя соответствует его говорящей фамилии?

УРОК 36
А. П. ЧЕХОВ. «ХАМЕЛЕОН»:
ПОЭТИКА РАССКАЗА


Основное содержание урока
Средства создания комического. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «комическое». Обсуждение произведений книжной графики.

I. Средства создания комического

Вступительная беседа:


— Чем различаются юмор, ирония, сатира и гротеск?

— Какие из этих средств использованы Чеховым в рассказе «Хамелеон»? Приведите примеры.

— Какими ещё способами писатели создают комический эффект?
(Гипербола, неожиданность, несоответствие.) Приведите примеры из рассказа.

— Перескажите кратко сюжет рассказа. Что исчезает из восприятия текста при его кратком пересказе?

— Перескажите историю с собакой от лица нескольких героев.

Как в каждом пересказе меняется точка зрения героя на происходящее?

Групповая исследовательская работа:

Группа 1.


Как меняется отношение Очумелова к Хрюкину? Какие художественные средства для этого используются?

Как меняются его обращения к Хрюкину?

Над чем смеётся Чехов, описывая состояние Очумелова?

Группа 2.

Выберите из текста все эпитеты и сравнения и объясните, когда и с какой целью их использует автор.

Группа 3.

Найдите детали портретов и другие художественные детали и объясните, как они помогают понять характер героев.

Группа 4.

Выберите из диалога слова автора и объясните, что он подчёркивает в выражении лиц героев и их жестах.

Группа 5.

Найдите упоминания о внесюжетных персонажах. Подумайте, с какой целью они введены в рассказ.

Группа 6.

Найдите все описания собаки и реплики, относящиеся к ней.

Зачем автор подчёркивает «выражение тоски и ужаса» «в слезящихся глазах» собаки? Какой символический смысл заключён в этом образе?

II. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики

Сообщение о смысле говорящих имён и фамилий.

Практическая работа.
Составление таблицы «Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“ и их функции».

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Средства создания комического в рассказе „Хамелеон“ и их функции»
Средства создания комического
  Примеры  
Функции средств
создания комического
Эпитеты
          
     
Сравнения
          
     
Городской пейзаж
     
     
Портреты
     
     
Художественные детали
     
     
Выражения лиц, жесты,
позы героев
     
     
Внесюжетные персонажи
     
     
Образы-символы
     
     
Говорящие имена и фамилии
     
     
Неожиданность
     
     
Несоответствие
     
     
Гиперболы
     
     

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Только ли смех вызывает рассказ?

Как автор относится к изображённому им миру?

Что можно сказать об особенностях творческой манеры автора?

III. Творческая работа.

Прочитайте фрагмент сочинения по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»:

В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов не просто описывает комическую ситуацию. Его смех направлен на героев с уродливыми душами. Автор осуждает невежество и тупость местной власти, чувствующей превосходство над окружающими и раболепствующих при упоминании о генерале. Герои рассказа — это порождение времени, когда главными лицами в России стали жандармы и «люди холопского звания». Смех Чехова уже не беззаботный, не мягкий. Он окрашен грустными, горестными тонами.

Лаконизм чеховского повествования помогает создать образы «героев времени» с помощью различных художественных приёмов — портрета, пейзажа, детали, но главным изобразительным средством становится речевая характеристика, позволяющая автору даже при помощи интонаций создавать неповторимые черты убогого внутреннего мира героев.

Дополните текст своими примерами и напишите к нему краткое заключение.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Какой показана в рассказе Россия того времени?

Каково отношение автора к своей эпохе?

Домашнее задание

Прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» (см. учебник и практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Завершить выполнение творческого задания.

Письменно ответить на вопрос: «Какими средствами создан комический эффект в рассказе „Хамелеон“?»

Следующие уроки: А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Урок внеклассного чтения 5 >>>


АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 – 1904)


...Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.
М. Горький


Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Его дед — крепостной, откупившийся на волю. Отец — мещанин, владевший бакалейной лавкой. «Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспомнить, пересматривая прошлое. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. Па зто не хватало времени, потому что все свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всем лежал отцовский запрет; бегать нельзя было потому, что „сапоги побьешь"; шалить запрещалось оттого, что „балуются только уличные мальчишки"; играть с товарищами — пустая и вредная забава: „товарищи бог знает чему научат..."» — вспоминал брат писателя Александр Павлович Чехов.

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принужден был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А. П. Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. В гимназии пишет юмористические сценки, очерки, пьесы. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 году. С 1880 года его произведения начинают появляться в печати под псевдонимом Антоша Чехонте(1).

1. Анто́ша Чехонте́ — псевдоним писателя.

Вот как он появился: преподаватель Закона Божьего Таганрогской гимназии Покровский любил переиначивать фамилии учеников.

— А ну-ка, Антоша Чехонте, посмотрим, как ты знаешь Священную историю, — не раз обращался он к гимназисту Чехову... Подпись «Антоша Чехонте» стояла в течение многих лет под юморесками в «Стрекозе», «Осколках», «Будильнике».

В последующее время Чехов пишет медицинскую диссертацию, занимается врачебной практикой, чаще всего бесплатной, совершает поездку на о. Сахалин, активно участвует в помощи голодающему населению.

Короткая жизнь писателя — всего 44 года — целиком была наполнена работой. В 1884 году вышла из печати его первая книга рассказов. Неподдельное веселье, остроумие, сжатость и силу изображения отметят современники к произведениях писателя. «После выхода в свет „Пестрых рассказов“ (это вторая книга, изданная в 1887 году) имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным...» — вспоминал В. Г. Короленко.

В 1892 году Чехов покупает имение Мелихово под Москвой. Здесь он наблюдает жизнь крестьян и ведет среди них большую общественную работу (в качестве врача, попечителя школы). «Если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», — пишет он в эти годы. Быстро развивающийся туберкулезный процесс заставил писателя поселиться в Ялте. В 1904 году он уехал лечиться в Германию, где и умер.

Неустанны поиски писателя — это рассказы, водевили, объявления и рекламы, театральные рецензии и пьесы, анекдоты и подписи к рисункам, сценки и очерки. Он сам шутливо признавался: «Кроме стихов и доносов, я все перепробовал». В творчестве раннего Чехова преобладает юмор. Его сатира, в сравнении с Салтыковым-Щедриным, отличается, как правило, мягкостью. Одна из причин этого — в перенесении основной вины при изображении «маленьких людей» на социальные обстоятельства, в осознании тяжести, нелепости самих условий жизни, определяющих ложное, недостойное поведение «маленьких людей». Но комизм приобретает злость, бьющий наповал сарказм, когда писатель рисует власть имущих особ.

Писатель избегает отступлений, его рассказы всегда кратки. Он говорил: «В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать». Чехол неравнодушен к внешней детали. Так, например, перемены внутреннего состояния полицейского надзирателя Очумелова в новелле «Хамелеон» показываются им посредством такой внешней детали, как приказание то снять, то надеть на него пальто. Искрящийся юмор, громкий смех, сопутствующий ранним произведениям Чехова, все чаще сменяется постановкой наиболее важных нравственных вопросов. Новаторство Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл...
А. И. Ревякин

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
О ЧЕХОВЕ


Бесчисленны высказывания писателей о Чехове. Приведем некоторые из них и постараемся понять, что ценили в его творчестве профессиональные литераторы.

...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня...
Л. Н. Толстой

...А. П. [Чехов] делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения.
Г. И. Россолимо[2]

Прост, точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил. ...Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом.
И. А. Бунин

* * *
Он был гостеприимен... Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью — и мать, и брата, и сестру, и отца,— у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит! Звал он к себе всегда весело, бравурно, игриво, затейливо, словно отражая в самом стиле своих приглашений атмосферу молодого веселья, которая окружала его...

«Ненавижу Вас за то, что Ваш успех мешает Вам приехать ко мне», — писал он одному из приятелей.

«Какие муки мы должны будем придумать для Вас, если Вы к нам не приедете?»...

Изобилие кипящих в нем творческих сил поражало всякого, с кем он в то время встречался...

— Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? — сказал он Короленко, когда тот только что познакомился с ним. — Вот.

Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь — это оказалась пепельница, — поставил ее передо мной и сказал:

— Хотите — завтра будет рассказ... Заглавие «Пепельница»...

Всех изумляла тогда именно эта свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов... С самой ранней юности — лет десять, двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя, выбрасывая горы продукции.,, он создавал их без натуги, чуть не ежедневно, один за другим: и «Орден», и «Хирургию», и «Канитель», и «Лошадиную фамилию», и мириады других произведений, и в каждом из них... живет его неумолкающий хохот.
К. И. Чуковский

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ

1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

2. Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Григо́рий Ива́нович Россоли́мо (1860—1928) — российский и советский невропатолог, психоневролог и дефектолог.
В 1879 году окончил одесскую Ришельевскую гимназию, в 1884 году — медицинский факультет Московского университета. Был однокурсником и близким другом А. П. Чехова. (вернуться)

 
Иллюстрация А. Л. Дудина (р. 1953) к рассказу А. П. Чехова «Хамелеон»
(На базарной площади)
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика