Бунин И. А. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
 
И.А.Бунин. Портрет работы В.И.Россинского, 1915 г.
 
 
 
 
 
 
Рассказы И. А. Бунина "Цифры", "Лапти"
Уроки литературы в 7 классе
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1860 – 1904)
ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 71. Из литературы XX века. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы

Урок 72. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе


УРОК 71
БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА.
И. А. БУНИН.
«ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»: ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ<

Основное содержание урока

Обзор основных тенденций развития русской литературы в XX веке. Слово о писателе. Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

I. Актуализация знаний об историко-литературном процессе в XX веке:

В «Поэме без героя» А. А. Ахматова так описывает своё пророческое предчувствие драматических событий XX века:

И всегда в темноте морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Жил какой-то будущий гул,
Но тогда он был слышен глуше,
Он почти не тревожил души
И в сугробах невских тонул.
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.

— Какие военные и революционные события истории России и мировой истории XX века вам известны?

Как они отразились в литературе?



II. Основные положения лекции учителя (в виде хронологической таблицы).

ТАБЛИЦА
Историко-литературный процесс в XX веке
Даты
Исторические события
Тенденции историко-литературного процесса
РубежXIX—XX веков
Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая русская революция 1905—1907 гг. Начало Первой мировой войны (1914). Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
Сохранение традиций русской классической литературы. Возникновение модернистских течений (символизм, акмеизм, футуризм), литературы авангарда, крестьянской поэзии)
1918—1922 гг.
Гражданская война и интервенция
Эмиграция писателей и появление литературы русского зарубежья
Конец 1920-х гг. — середина 1941 г.
Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. Раскулачивание. Сталинские репрессии. Возникновение очагов новой войны. Начало Второй мировой войны
Разработка темы Гражданской войны. Художественное осмысление произошедших событий. Создание произведений, не соответствовавших идеологии СССР и опубликованных только после 1991 г.
1941 г. — начало 1950-х гг.
Великая Отечественная война. Начало «холодной войны». Создание «лагеря социалистических стран»
Расширение в литературе темы Великой Отечественной войны, исследование политических и нравственных истоков Победы
1950—1970-е гг.
Смерть И. В. Сталина. Период хрущёвской «оттепели». Антисоветские события в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968). Карибский кризис (1962). Выход СССР в космос. Начало экономического «застоя». «Диссидентское» движение
Переосмысление роли войны, отражение противоречий мирной жизни. Усиление нравственных проблем в литературе. Критика СССР писателями «оттепели». Острота нравственных конфликтов в драматургии, возникновение деревенской прозы, резкий взлёт поэзии, рождение авторской песни
1980—1990-е гг.
Война в Афганистане. Ядерное противостояние СССР и США. Ухудшение экономической ситуации. Межнациональные конфликты. События августа 1991 г. (ГКЧП) и октября 1993 г. (обстрел Белого дома). Распад СССР
Влияние литературно-художественных журналов на развитие литературы. Описание трагических судеб узников сталинских лагерей. Новое звучание темы Великой Отечественной войны. Появление «возвращённой литературы» и доступа к литературе русского зарубежья
Рубеж XX—XXI веков
Война в Чечне (1994—1997) Вывод российских войск из Европы. Поток беженцев из бывших союзных республик СССР. Международный терроризм. Развитие отношений со странами СНГ. Интеграция России в мировые экономические и политические структуры, рост иностранных инвестиций в российскую экономику
Конец советской и антисоветской литературы. Смена диктата идеологической цензуры на диктат потребительского рынка. Расцвет литературы постмодернизма. Противостояние «высокой» (элитарной) и «массовой» литератур (детектив, шпионский и любовный роман, триллер, фэнтези). Размывание жанровых границ между «высокой» и «массовой» литературой. Новое звучание научной фантастики. Появление «мемуарных романов»

Заполнение последней части таблицы завершается дома на основе статьи учебника «Литература XX века. Штрихи к портретам писателей».

III. Актуализация имеющихся знаний о И. А. Бунине:

— Какие факты биографии Бунина вы считаете особенно важными? Какие произведения Бунина вы уже читали?

— Вопросы 2—4 из раздела учебника «Проверьте себя».

— В чём заключается идейное и эстетическое значение рассказов «Косцы» и «Подснежник»?

Для взрослых или детей создан рассказ «Цифры»? Обоснуйте свой ответ.

В чём драматизм рассказов «Лапти» и «Кавказ»?

— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие стихи Бунина вы помните? О чём они?

IV. Рассказ учителя о жизни и творчестве И. А. Бунина с включением сообщений учащихся.

Примерный план рассказа учителя:

1. Сложность и драматизм судьбы И. А. Бунина, ставшего свидетелем революций и мировых войн XX века.

2. И. А. Бунин — выходец из старинного дворянского рода. Его родители, детство, воспитание и образование.

3. Особенности внешности, поведения и черт характера Бунина.
(Сообщение учащегося о портретах Бунина. См. страницу "Портреты И. А. Бунина" на сайте "К уроку литературы")

4. Артистический талант Бунина, его поразительная наблюдательность.
(Сообщение учащегося о наблюдательности Бунина и его чувстве слова — по рассказу Ю. Нагибина «Учитель словесности».)

5. Работа Бунина в «Орловском вестнике». Первые литературные опыты и публикации. Литературные кумиры Бунина: Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой.

6. Книга стихов «Под открытым небом». Высокая оценка произведений И. А. Бунина А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым, А. А. Блоком и М. Горьким.

7. Женитьба Бунина на В. Н. Муромцевой. Заграничные поездки писателя по Европе и странам Ближнего Востока.

8. Непонимание и неприятие революционных событий 1917—1918 гг. Дневник «Окаянные дни», опубликованный в России после 1991 года.

9. Эмиграция писателя (1920), его скитания по Европе и Ближнему Востоку: Константинополь, Болгария, Сербия, Париж.

10. Выдвижение И. А. Бунина на Нобелевскую премию по литературе (1922) и её присуждение (1933). Высокая оценка творчества И. А. Бунина Р. Ролланом, М. А. Алдановым, Л. Н. Андреевым.

11. Смерть И. А. Бунина и его похороны в предместье Парижа.
(Сообщение учащегося о памятниках Бунину.)

12. Честность, преданность литературному делу, оказание помощи нуждающимся — главные черты личности И. А. Бунина.

V. Сообщение учащегося об истории создания рассказа «Тёмные аллеи».

Выполнение задания 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

VI. Печальная история любви людей из разных социальных слоёв.

Рассказ в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.


Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с начала до слов «Эй, кто там!».

Озаглавьте фрагмент.

Какую роль играет в нём пейзаж?

Что выделяет автор в портрете военного и кучера, в описании интерьера «частной горницы»?

Назовите элемент развития сюжета, заключённый во фрагменте. Обоснуйте свой ответ.

Группа 2.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Тотчас вслед за тем...» до слов «Небось помните, как я вас любила».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какой контраст подчёркнут автором в портрете хозяйки?

Чьими глазами — автора или военного — мы видим хозяйку?

*Что общего во внешности хозяйки и военного?

Прочитайте по ролям их диалог.

*Почему в диалоге мало слов автора?

*Найдите их и объясните, почему они необходимы.

*Какие конструкции передают взволнованность Николая Алексеевича и сдержанность Надежды?

*Какое значение имеют для характеристики героя такие детали, как «слегка щурясь», «краснея сквозь седину», «глядя в пол», «решительно заходил по горнице»?

Назовите элемент развития сюжета, заключённый во фрагменте. Обоснуйте свой ответ.

Группа 3.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Он покраснел до слёз...» до слов «...самое дорогое, что имел в жизни».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Прочитайте по ролям продолжение диалога Надежды и Николая Алексеевича. В чём конфликт этого диалога?

Прокомментируйте цитату из Книги Иова.

Чем различаются жизненные позиции героев?

*Какой подтекст заключён в репликах Надежды? Чем объясняется её спокойствие и выдержка:

• в её душе всё перегорело, и она больше не любит Николая Алексеевича;

• она привыкла не давать волю чувствам и научилась сдерживаться;

• она не хочет показаться слабой и открыть душу человеку, который обманул её любовь;

• по другой причине?

Обоснуйте свою позицию.

Назовите элемент развития сюжета, заключённый во фрагменте. Обоснуйте свой ответ.

Группа 4.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент со слов «Она подошла и поцеловала у него руку...» до конца рассказа.

Почему Николай Алексеевич «со стыдом вспоминал свои последние слова» и то, что поцеловал у Надежды руку?

*Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

*Укажите детали пейзажа и прокомментируйте их смысл.

*Опишите душевное состояние Николая Алексеевича по его внутренним монологам. Почему он не может представить Надежду своей женой и матерью своих детей?

Назовите элемент развития сюжета, заключённый во фрагменте. Обоснуйте свой ответ.

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 4, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Практическая работа.

Создание и заполнение таблицы «Средства создания образов героев рассказа „Тёмные аллеи“» на основе таблиц, данных в уроках 69—70. (Заполнение таблицы может быть завершено дома.)

Итоговые вопросы:

Почему любовь героев не стала началом их общей жизни и судьбы?

Почему Надежда не смогла простить Николая Алексеевича?

Домашнее задание

Составить рассказ о И. А. Бунине на основе статьи учебника и материалов урока.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или выполнить задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова» (по выбору учащихся). Продолжить (завершить) заполнение таблиц.

Индивидуальные задания.

Подготовить ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Подготовить сообщение о сборнике рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

Прочитать рассказы И. А. Бунина «Солнечный удар», «Сны Чанга», «При дороге», «Стёпа» (по выбору учителя).

Подготовить выразительное чтение стихов И. А. Бунина о любви (см. следующий урок).

Продолжить работу над рефератами и докладами о русской литературе ХХ века (с обсуждением наиболее интересных работ).

Следующий урок: И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе >>>


ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1860 – 1904)


Иван Алексеевич Бунин — выдающийся прозаик и поэт XX века, человек необычайной честности и принципиальности, преданности литературному делу; ему присуще понимание ответственности писателя, одержимости в своем творчестве, влюбленности в книгу. «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке», — писал он.

Судьба И. А. Бунина была непростой, как непростым был и сам переход от девятнадцатого века к двадцатому (революции 1905 г., 1917 г., разруха, Первая и Вторая мировые войны, эмиграция).

Детство писателя было похожим на детство многих детей из дворянских семей. О своем происхождении и семье И. А. Бунин писал:

«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина... Все мои предки были связаны с народом и землей, были помещиками».

«Отец, человек необыкновенно сильный и здоровый физически, был до самого конца своей долгой жизни и духом почти столь же здоров и бодр. Уныние овладевало им в самых тяжелых положениях на минуту, гнев — он был очень вспыльчив — и того меньше».

Мать Бунина «имела характер меланхолический. Она подолгу молилась перед своими темными большими иконами, ночью простаивала часами на коленях, часто плакала, грустила. Все это отражалось на впечатлительном мальчике».

Гувернером будущего поэта и писателя был обедневший дворянин Н. О. Ромашков, который стремился воспитать в нем благородство, справедливость, читал ему «Одиссею» Гомера, «Дон Кихота» Сервантеса. Это чтение помогло овладеть грамотой. Мать знакомила его с произведениями Пушкина.

И. А. Бунин, не закончив гимназию, самостоятельно подготовился и поступил в Московский университет. Но в большей степени его образованию способствовали углубленное чтение Пушкина и Лермонтова, Тургенева, Полонского, Фета, Шекспира и Гёте, Байрона, погружение в музыку Гайдна и Генделя, Баха и Моцарта, Шопена, знакомство с философами — Фишером, Спенсером, Н. М. Михайловским и др.

О. Михайлов в книге «Жизнь Бунина» создает удивительно точный портрет писателя.

Сухощавый, синеглазый, изящный, с боковым пробором русо-каштановой головы и своей знаменитой эспаньолкой, он казался современникам верхом сдержанности, холодной насмешливости, строгости и самолюбивой чопорности. С людьми сходился непросто; оставаясь у какой-то границы, обозначавшей доверительную интимность, не переходил ее (как это было, скажем, в отношениях с Куприным или Шаляпиным) или даже делил дружбу с некоей потаенной внутренней неприязнью (такие противоречивые отношения сложились у него с Горьким).

Сдержанность и холодность Бунина были, однако, внешним, защитным покровом. В откровенности, особенно при домашних, он был не в меру вспыльчив, ядовито резок, за что в семье его называли Судорожным.

Остроумный, неистощимый на выдумку, он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности в литературных кругах ходили легенды: всего три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.

Талант его, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, зато потом, с годами, все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли «матовому серебру», язык именовали «ледяной бритвой».

В книге исследователя творчества И. Бунина А. Бабореко есть свидетельства об отношении разных писателей, критиков к бунинским произведениям, рассказ о том пути, который был пройден писателем.

Бунин с раннего детства был впечатлительным, с необычайно живым воображением. Осенью 1886 года 16-летний юноша начал писать роман, озаглавленный «Увлечение», который напечатан не был. Впоследствии он вспоминал: «Печататься я начал в конце восьмидесятых годов. Современниками моими были тогда люди очень разнообразные: Григорович, Толстой, Щедрин, Лесков, Глеб Успенский, Эртель, Гаршин, Чехов, Короленко, Вл. Соловьев, Фет, Майков, Полонский, Надсон, Фофанов, Мережковский...» В 1889 году Бунин получил приглашение сотрудничать в «Орловском вестнике», стал работать в редакции, печатал там свои стихи, рассказы, литературно-критические статьи.

В 1893—1894 годах Бунин «от влюбленности в Толстого, как художника» был толстовцем. Вскоре увлечение толстовством кончилось, но перед Толстым-художником Бунин преклонялся всю жизнь. Он писал: «Я недавно кончил перечитывать «Войну и мир», должно быть, в пятидесятый раз. Читаю лежа, но от восхищения постоянно приходится вскакивать. Боже, до чего хорошо...»

В 1895 году Бунин уезжает сначала в Петербург, затем в Москву: «Старая, огромная, людная Москва...» Затем переезды, поездки — Петербург, Москва, Полтава и снова Москва, и снова Петербург... В 1898 году вышла книга его стихов «Под открытым небом».

Творчество Пушкина, как и Лермонтова, всю жизнь было для Бунина неувядаемым образцом настоящего искусства. Он не раз повторял, что «проза Лермонтова и Пушкина осталась непревзойденной», что он не знает «примеров такого такта и такого ума», как у Пушкина.

В 1901 году писатель жил в Ялте в домике Чехова, откуда писал другу: «Если бы ты знал, какие дни и какой вид у меня из окон! Пишу стихи и рассказы, читаю». В 1903 году он отправился путешествовать по Франции и Италии. В 1906 году Бунин встречает Веру Николаевну Муромцеву, женщину умную, с самостоятельными взглядами на литературу, на жизнь. Она знала немецкий, французский, английский и итальянский языки, переводила на русский французских писателей, умела позаботиться о Бунине — человеке очень сложном, создать ему условия для работы. Бунин и Вера Николаевна прожили вместе более 46 лет, вместе совершили путешествие по древним странам Востока (Египет, Сирия, Палестина).

В 1907 году Блок писал: «...Поэзия Бунина возмужала и окрепла... Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своем роде, что мы должны с его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии».

В 1909 году Бунины путешествовали по Италии, часто виделись с Горьким на Капри. Впоследствии Горький писал: «А лучший современный писатель — Иван Бунин, скоро это станет ясно для всех, кто искренно любит литературу и русский язык!»

Революционные события 1917—1918 годов писатель встретил в Москве, не понимая и не принимая того, что творилось вокруг. Об этом свидетельствует его дневник «Окаянные дни». В 1920 году Бунины уехали в Константинополь, затем в Болгарию, Сербию, наконец, в Париж. В 1922 году Бунина выдвинули на Нобелевскую премию по предложению Р. Роллана, об этом сообщил автору М. Алданов: «Ваша кандидатура заявлена, и заявлена человеком, чрезвычайно уважаемым во всем мире». Ромен Роллан писал М. Алданову в 1922 году: «...я восхищаюсь Иваном Буниным. С моей точки зрения, это один из крупнейших художников нашего времени». Премия была ему присуждена в 1933 году.

В официальном решении о присуждении Бунину премии говорится:

«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

Значительную сумму из полученной премии Бунин раздал нуждавшимся. Была создана комиссия по распределению средств. Бунин говорил корреспонденту газеты «Сегодня» П. Нильскому: «...Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120 000 франков. Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 таких писем».

Леонид Андреев писал Бунину: «Люблю и высоко ценю твой талант и с радостью присоединяюсь к приветствиям, в которых все русское общество и литература знаменуют сегодняшний твой день. Работай на славу. Как твой земляк, орловец, радуюсь за нашу Орловскую губернию и от лица ее лесов и полей, тобою любимых, крепко целую тебя».

8 ноября 1953 года Бунин умер от сердечной астмы. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

Огромное значение И. Бунина с каждым годом становилось все более очевидным в России и за рубежом.

«И проза ваша, и стихи,— писал Горький Бунину,— с одинаковою красотой и силой раздвигали пред русским человеком границы однообразного бытия, щедро одаряя его сокровищами мировой литературы, прекрасными картинами иных стран, связывая воедино русскую литературу с общечеловеческим на земле». «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Чехов незадолго до смерти просил Телешова передать Бунину, что из него «большой писатель выйдет». Лев Толстой сказал о его изобразительном мастерстве: «Так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего». Горький назвал его «первейшим мастером в современной литературе русской».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
И. А. БУНИН
О ТВОРЧЕСТВЕ


«Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем,— приводит Пушешников слова Бунина,— Тургенев тоже был стихотворец прежде всего, и он погубил себя беллетристикой. Для него главное в рассказе был звук, а все остальное — это так. Для меня главное — это найти звук. Как только я его нашел — все остальное дается само собой. Я уже знаю, что дело кончено. Но я никогда не пишу того, что мне хочется, и так, как мне хочется. Не смею. Мне хочется писать без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев. Многие слова — а их невероятно много — я никогда не употребляю, слова самые обыденные... Не могу. Иногда за все утро я в силах, и то с адскими муками, написать всего несколько строк. Я не знаю, как должен оплачиваться такой анафемский труд. А между тем я получаю по тысяче рублей за лист. И говорят, что это много. Я ехал на пароходе как-то с В. И. Немировичем-Данченко. Он сказал: «Ну что, разве вы, новые, литераторы?! Я пока доеду, здесь на пароходе напишу целый роман». В сущности говоря, все литературные приемы надо послать к черту! Пусть критики едят за это сколько угодно. Иначе никогда ничего путного не напишешь. Может быть, к старости я что-нибудь путное напишу. В сущности говоря, со времени Пушкина и Лермонтова литературное мастерство не пошло вперед. Были внесены новые темы, новые чувства и проч., но самое литературное искусство не двинулось». Чехов в своих лучших вещах стал менять форму, «он страшно рос. Он был очень большой поэт. А разве кто-нибудь из критиков сказал хоть слово о форме его последних рассказов? Никто».

И дальше:

«Я всю жизнь испытываю муки Тантала(1). Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности говоря, я занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир я смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе». «Какая мука наше писательское ремесло... В нашем ремесле ужасно то, что ум возвращается на старые дороги. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, — звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать».

1. Танта́л — герой одного из древнегреческих мифов, любимец богов, удостоенный чести присутствовать на их пиршествах: однако Тантал возгордился, оскорбил богов и был низвергнут ими в Лид (подземное царство); о наказании Тантала (есть выражение «танталовы муки») существуют две легенды. Согласно одной. Тантал в подземном царстве стоял по горло в воде и мучился жаждой, но, когда он собирался сделать глоток воды, вода отступала; он не мог утолить и голод, потому что ветви с плодами, висевшие над ним, отодвигались, когда он протягивал к ним руки. Но другой легенде. Тантал терзался страхом, так как над ним висела качающаяся скала, грозившая сорваться и раздавить его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ ПИСАТЕЛЕЙ

XX век век военных и революционных потрясений вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

На рубеже XIX—XX веков сохранялась традиция русской классической литературы (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и др.). До 1917 года русская литература была единой, в ней прочное место заняли писатели-символисты (А. Блок, А. Белый, Б. Иванов и др.), акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам), футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Б. Пастернак), поэты русского авангарда (М. Цветаева), крестьянские поэты (С. Есенин, Н. Клюев), а также писатели, стоящие вне школ и систем (В. Ходасевич, М. Волошин). После 1917 года часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две литературы, развивающиеся параллельно.

Среди русских писателей зарубежья — И. Бунин, Б. Зайцев, М. Осоргин, В. Набоков, А. Ремизов, Е. Замятин, Дон-Аминадо, И. Шмелев, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г. Адамович, М. Алданов и др. Некоторые позднее вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева).

В литературе 20-х годов господствовала тема Гражданской войны, с 1930 года началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, Н. Островского, Я. Смелякова, Н. Тихонова, А. Макаренко, М. Исаковского, А. Твардовского.

С 1941 года всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны и народного подвига («Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» В. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Тёркин» А. Твардовского и др.). Художественное исследование политических и нравственных истоков победы мы видим в таких произведениях, как «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Горячий снег» К. Бондарева, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Сотников» В. Быкова, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, в поэзии К. Симонова, A. Суркова, Д. Самойлова, А. Межирова, Е. Винокурова.

В 50—70-х годах происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни («Судьба человека» М. Шолохова, «Русский лес» Л. Леонова, «Районные будни» В. Овечкина, «За далью — даль» А. Твардовского). В литературу в период «оттепели» приходит новое поколение писателей — В. Аксенов, С. Залыгин, В. Дудинцев, И. Бродский, Ю. Домбровский, B. Максимов, Ю. Трифонов, А. Солженицын и др., которые вместе со старшим поколением критически подходят к истории и современной жизни народа и государства.

Острота нравственных конфликтов отражена в пьесах A. Арбузова, А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, Е. Шварца и др.

На 60—70-е годы приходится невиданный взлет поэзии, издаются книги Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой, А. Вознесенского, Е. Винокурова, Р. Рождественского, Н. Рубцова.

Особенно интересной становится «деревенская проза» Г. Троепольского, С. Залыгина, Ф. Абрамова, В. Белова, B. Распутина.

Серьезное внимание уделяют суровой правде действительности, нравственной сути героев Е. Носов («Усвятские шлемоносцы», «Шумит луговая овсяница»), В. Шукшин («Калина красная»), В. Астафьев («Последний поклон»), В. Распутин («Живи и помни»), Б. Можаев («Мужики и бабы»).

Специфической чертой литературы XX века становится авторская песня (А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, Ю. Ким и др.).

Единство русской литературы в 80—90-е годы восстанавливается. Читателям становятся доступны произведения писателей русского зарубежья.

Большое воздействие на развитие русской литературы оказали журналы; например, «Москва» и «Новый мир» познакомили читателей с романами М. Булгакова.

Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала впоследствии к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова.

Новое звучание приобрела в эти годы тема народного подвига в Великую Отечественную войну (Г. Бакланов, В. Астафьев, В. Кондратьев, К. Воробьев, В. Гроссман, Д. Гранин, А. Адамович и др.).

Появляются недоступные ранее читающей публике произведения — «Реквием» А. Ахматовой, «Окаянные дни» И. Бунина, «По праву памяти» А. Твардовского, «Несвоевременные мысли». М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, поток произведений писателей русского зарубежья В. Набокова, С. Довлатова, И. Бродского.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, названы далеко не все имена писателей, занявших в ней достойное место. Реальная картина выглядит гораздо богаче.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте короткий рассказ на тему «О литературе XX века», включив в свое сообщение примеры из прочитанных ранее произведений.

2. Расскажите об одном из писателей XX века или подготовьте отзыв на одно из произведений.

3. Стихотворения каких поэтов Вы без подготовки могли бы прочитать наизусть (Твардовского, Цветаевой, Ахматовой, Бунина)? Каким темам они посвящены? Чем важны они для Вас?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика