"Божественная комедия" Данте Алигьери. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Данте на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо (1450, Галерея Уффици)
 
Божественная комедия. Начальная страница первого печатного издания 1472 года.
Источник: Европейская библиотека информации и культуры
 
Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра)
 
Данте Алигьери. Жизнь и творчество
 
Данте. Божественная комедия
 
Статья учебника «Биография Данте Алигьери»
 
Статья учебника «"Божественная комедия" Данте Алигьери»
 
Иллюстрации Гюстава Доре к "Божественной комедии" Данте
 
Сандро Боттичелли – Инферно (Карта ада). По мотивам «Божественной комедии» Данте. Ватикан (Musei Vaticani, Vatican)
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
(1265—1321)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 59
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ.
«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» (ФРАГМЕНТЫ)
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 5

Основное содержание урока

Слово о поэте. Универсально-философский характер поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Соотнесение содержания поэмы с принципами изображения жизни и человека, характерными для эпохи раннего Возрождения. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

I. Слово о поэте

Лекция учителя о биографии и творчестве Данте, композиции и идейном содержании поэмы «Божественная комедия»

с включением сообщений учащихся.

Основные положения лекции учителя:

1. Данте Алигьери принадлежал к старинному дворянскому роду. Поэт родился в 1265 году во Флоренции, которая была в XIII—XIV веках главным культурным центром Италии. В городе разные партии вели политическую борьбу, которая была обусловлена успехами раннего буржуазного развития. Особенно остро борьба протекала между враждующими партиями гвельфов и гибеллинов. Отец поэта, как впоследствии и сам Данте, принадлежал к партии гвельфов — сторонников папской власти, выступавших за ограничение власти германского императора.

(Сообщение ученика о политических событиях во Флоренции в конце XIII — начале XIV века.)

2. Получив образование в объёме средневековой школы, Данте самостоятельно изучает французский и провансальский языки, которые дают ему возможность читать иностранную литературу. Он изучает античных поэтов, в первую очередь Вергилия, автора «Энеиды». В начале 1280-х годов Данте начал писать стихи, почти исключительно любовного содержания. В 18 лет он влюбляется в Беатриче Портинари, впоследствии вышедшую замуж за другого и умершую в 1290 году. После её смерти Данте усиленно изучает теологию, философию и астрономию.

(Сообщение ученика о любви Данте к Беатриче с чтением сонетов и канцон, посвящённых ей. См. http://dante.velchel.ru/index.php?cnt=6&rhime=14; http://dante.velchel.-ru/index.php?cnt=6&rhime=48; http://dante. velchel.ru/index.php?cnt=7&rhime=-35.)

3. Данте рано начинает заниматься политической деятельностью, принимая участие в военных действиях флорентийской коммуны против гибеллинов, избирается членом правящей флорентийской коллегии. Но после раскола гвельфов на Чёрных и Белых он примыкает к Белым гвельфам, партия которых была низложена папой Бонифацием VIII и французским принцем Карлом Валуа, вступившим во Флоренцию в 1301 году. 4. С этого времени для Данте начинаются годы изгнания, изменившие его политические убеждения. Постепенно он приходит к мысли, что только императорская власть может объединить Италию, возлагая надежды на императора Генриха VII, который умер, так и не вступив во Флоренцию.

5. Имя Данте дважды вычёркивали из списков амнистированных, которым разрешалось вернуться во Флоренцию, так как видели в нём непримиримого врага. Унизительное предложение публичного покаяния Данте отверг и последние годы жизни провёл в Равенне, где и был похоронен в 1321 году.

(Сообщение ученика об изображениях Данте)

6. Величайшим произведением Данте стала его «Божественная комедия», написанная в годы изгнания. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Так в те времена называли любое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым финалом (в отличие от трагедии, где всё наоборот). Эпитет «божественная» был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство.
Поэма делится на три большие части — кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира. Каждая кантика состоит из 33 песен, а вначале добавляется песнь первая — пролог ко всей поэме. Так складывается поэма из 100 песен.
Символическим становится в поэме и число 3 (связанное с христианской идеей о Троице) и кратные ему 9 и 33. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Во всём сознательная, таинственная символика, как и в „Обновлённой жизни“; число три и его производное, девять, царит невозбранно: трёхстрочная строфа (терцина), три кантики Комедии; за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни, и каждая из кантик кончается тем же словом: звёзды (stelle); три символических жены, три цвета, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых; тройственное распределение Ада с девятью кругами и т. д.; девять уступов Чистилища и девять небесных сфер. Всё это может показаться мелочным, если не вдуматься в миросозерцание времени, в ярко-сознательную, до педантизма, черту дантовского миросозерцания; всё это может остановить лишь внимательного читателя при связном чтении поэмы, и всё это соединяется с другой, на этот раз поэтической последовательностью, которая заставляет нас любоваться скульптурной определённостью Ада, живописными, сознательно бледными тонами Чистилища и геометрическими очертаниями Рая, переходящими в гармонию небес». (См. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/34351.)

7. Жанр поэмы связан со средневековыми «видениями» и «хожениями по мукам», с рассказами о том, как человеку удалось увидеть тайны загробного мира. Среди античных источников поэмы наибольшее значение имеет «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спустился в царство мёртвых (в Тартар), чтобы повидаться со своим покойным отцом. Данте использует такую композиционную форму не для того, чтобы показать человеку греховность земной жизни, а затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, побудить человечество жить достойно.

8. Исследователи поэмы подчёркивают, что отражение в ней конкретной политической обстановки, интерес к внешнему, материальному, богатство красок в изображении мира придают повествованию реалистический характер. Но каждый сюжетный ход может быть истолкован иносказательно — в морально-религиозном, политическом, биографическом и других планах.

II. Универсально-философский характер поэмы «Божественная комедия».
Отражение в ней научной картины мира, характерной для эпохи Данте

Групповая практическая работа:

Группа 1. Песнь первая (стихи 1—136).


Прочитайте стихи 1—27.

Как и когда Данте очутился «в сумрачном лесу»?

Какой символический смысл заключён в образе леса?
(Дремучий лес — это земное существование человека, где он может сбиться с пути.)

Прочитайте стихи 28—60.

Какие человеческие пороки символизируют пантера, лев и волчица?
(Пантера — сладострастие, ложь, обман; Лев — гордыня, жестокость, тирания; Волчица — алчность, жадность, эгоизм.)

Прочитайте стихи 61—136.

С каким чувством Данте обращается к Вергилию?

Почему Данте готов последовать за ним в ад? (Чтобы уйти «от зла и гибели».)

Группа 2. «Ад».
Устройство ада. Песнь 34.


Прочитайте стихи 28—69.

Каким Данте представлял устройство ада?
(Данте представлял ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников.)

Определите по схеме, какие человеческие пороки Данте считал самыми тяжкими. Каков облик Люцифера, находящегося на дне ада?

Графически можно изобразить схему ада таким образом:

Врата ада. Ничтожные. Трусы.


Круг 1. Лимб язычников

Круг 2. Сладострастники

Круг 3. Обжоры и чревоугодники

Круг 4. Скупцы и расточители

Круг 5. Гневливые и завистливые

Круг 6. Еретики и ересиархи (сеятели религиозных раздоров)

Круг 7. Убийцы. Самоубийцы. Богохулители. Ростовщики

Круг 8 (Злые Рвы)

Ров 1. Сводники и обольстители

Ров 2. Льстецы

Ров 3. Симонисты-святокупцы

Ров 4. Прорицатели

Ров 5. Взяточники

Ров 6. Лицемеры

Ров 7. Воры

Ров 8. Злосоветчики

Ров 9. Зачинщики раздоров.
Сектанты

Ров 10. Поддельщики.
Колодец гигантов

Круг 9. Предатели. Люцифер

Группа 3. «Чистилище».
Устройство чистилища.
Песнь 30. Встреча Данте и Беатриче.


Прочитайте стихи 70—145.

Каким Данте представлял устройство чистилища?
(Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, которое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Чистилище представляет собой остров, на котором находится высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в каждом из которых происходит очищение от одного из семи смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут ещё очиститься от совершённых грехов.
Внутренний процесс очищения символизируют семь букв P (начальная буква латинского слова peccatum — грех), нанесённых мечом ангела на лоб поэта и обозначающих семь смертных грехов. По мере прохождения кругов чистилища эти буквы по одной стираются.)

Опишите путь Данте и Вергилия по чистилищу.
(Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где находятся новоприбывшие души умерших, отлучённые от церкви, нерадивые, и в долину земных властителей. Затем через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги:
круг 1 — гордецы, круг 2 — завистники, круг 3 — гневливые, круг 4 — унылые, круг 5 — корыстолюбцы (скупцы и расточители), круг 6 — чревоугодники, круг 7 — сладострастники.
Ад и чистилище находятся в зеркальном отражении: круги пропасти — уступы горы. Очиститься от грехов могут те, кто пребывает во 2—5-м кругах ада.)

Где происходит встреча Данте и Беатриче?
(После седьмого круга чистилища путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на вершине горы. Здесь Данте встречает Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию — он язычник.)

Почему в песни 30 Беатриче встречает Данте сурово?

О чём Беатриче рассказывает ему?

Как она пыталась «вернуть его» «с ложного следа»?

Группа 4. «Рай». Устройство рая.
Песнь 33.


Прочитайте стихи 115—145.

Каким Данте представлял устройство рая?
(Примирясь с Данте и вознесясь с ним сквозь сферу огня, Беатриче ведёт его через девять небесных сфер в эмпирей — «розу света» высших небес — местопребывание Божества.
Они проходят первое небо — Луну (нарушители обета); второе — Меркурий (честолюбцы); третье — Венеру (любвеобильные); четвёртое — Солнце (мудрецы); пятое — Марс (воители за веру); шестое — Юпитер (справедливые); седьмое — Сатурн (созерцатели). Данте и Беатриче возносятся в восьмое, звёздное небо, где царят торжествующие, а затем попадают в девятое, кристальное небо, где пребывают ангелы. Только после этого они попадают в эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость — богословие, так как для созерцания Рая, даруемого праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна. Данте, увлекаемый силой любви, летит за ней.)

Каким изображён в поэме эмпирей?
(Данте представляет эмпирей в виде трёх «равноёмких кругов», трёх радуг, символизирующих мысль о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в Раю. Любовь Данте на пути по Раю очищается от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной её целью является лицезрение Бога, который Сам есть любовь, «что движет солнце и светила». Вместе с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на которую может быть обращён «блеск с высот», Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.)

III. Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический

В письме к правителю города Вероны Данте сообщает о задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии».

Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и мистический (или анагогический, то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения).

В «Божественной комедии» буквальный смысл — изображение судеб людей после смерти, загробного мира;
аллегорический — идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира;
моральный смысл — удержать человека от зла и направить его к добру, потому что в загробном мире человеку воздастся за земные дела;
мистический — постигнуть Божественную идею любви через восприятие красоты поэзии как Божественного языка, воспеть силу любви к Беатриче как аллегории небесной мудрости и красоты, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.

Обобщающая беседа:

Вспомните, кто такой Харон в греческой мифологии.

Как понять слова, сказанные Данте Хароном?
«…А ты уйди, тебе нельзя тут быть,
Живой душе, средь мёртвых!» И добавил,
Чтобы меня от прочих отстранить:
«Ты не туда свои шаги направил…» Песнь третья. Перевод М. Лозинского

Какая легенда Древней Греции отразилась в этих словах?

*Есть ли в них связь с «Мёртвыми душами» Гоголя? Обоснуйте свой ответ.

*Какие особенности поэмы Данте отразились в поэме Гоголя «Мёртвые души»?
(Гоголь в замысле «Мёртвых душ» уподоблял задуманные три тома поэмы трём частям «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилище», «Рай». Многие особенности поэмы Данте, в частности её моральный смысл, Гоголь положил в основу морально-религиозного содержания «Мёртвых душ».)

Итоговые вопросы:

В чём философский смысл поэмы «Божественная комедия»? Как в ней отражена научная картина мира, характерная для эпохи Данте? Какие смыслы видел Данте в своей поэме? Домашнее задание

Составить подробный план статьи учебника под редакцией В. Я. Коровиной «Данте Алигьери».

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Индивидуальные задания.

*Сравнить, что в структуре и содержании «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя сходно с композицией «Божественной комедии» и что их различает.

Подготовить сообщения об интересных фактах биографии Гоголя и истории создания поэмы «Мёртвые души», портретах (см. Портреты Н. В. Гоголя, Портрет работы Ф.А.Моллера) и памятниках писателю с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующий урок: Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. "Мёртвые души" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



БИОГРАФИЯ
Данте Алигьери

(1265—1321)

Данте Алигьери по праву считается последним поэтом Средних веков и первым поэтом Нового времени. Он родился во Флоренции в старинной, но не очень богатой рыцарской семье. В то время Флоренция была самым богатым и самым демократичным городом-республикой в Италии. Семья Данте принадлежала к партии гвельфов, сторонников папской власти. Им противостояла другая партия — гибеллины, которые поддерживали германского императора. Между гвельфами и гибеллинами разразилась война, в результате которой гибеллины были изгнаны из Флоренции. Однако политические страсти продолжали бушевать, но теперь уже внутри партии гвельфов, которая разделилась на Белых и Черных. Данте был на стороне Белых.

Первым учителем-наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. По дошедшим до нас упоминаниям, Данте посещал занятия, возможно, в школе правоведения в Болонье. По другим сведениям, он учился и в Падуе. Во всяком случае, он получил, как это следует из его произведений, широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями своего времени. В эту пору началась его литературная деятельность. Первые его стихи датируются 1280-ми годами, а в 1292 году или в начале 1293 года он был уже автором «Новой жизни», которую ученые назвали первой лирической автобиографией в мировой литературе.

Повесть «Новая жизнь» — сложное произведение. В нем стихи перемежаются с прозой, реальное и конкретное — с аллегорией. Данте отказался от всякой пышности и старался писать просто. Среди стихов преобладают сонеты(1) и канцоны(2). Аллегория создается несколькими путями: фигурой бога высокой любви Амура, цветами платья героини — Беатриче (красное платье — радость, белое платье чистота и целомудрие), мистическими цифрами (9 и 18), священными числами, мыслями о душевном очищении как олицетворении философской науки, помогающей человеку познать себя и окружающий мир.

1. Соне́т — строгая лирическая жанрово-строфическая форма, возникшая в итальянской поэзии; состоит из 14 стихов: первая часть из двух четверостиший, вторая из двух трехстиший; для четверостиший характерны две рифмы (опоясывающая или смежная), для трехстиший — две и — реже — три рифмы (схема рифмовки: абба/абба/вгв/гвг); наиболее распространенный размер — пятистопный и — реже — шестистопный ямб.
2. Канцо́на — лирический жанр средневековой поэзии странствующих певцов (трубадуров), воспевавших рыцарскую любовь; обычно состоит из нескольких, не более 7, строф; рифмы первой строфы обязательны для остальных строф: последняя строфа — укороченная; примерная схема рифмовки первой строфы: абба/вггг.


В «Новой жизни» Данте рассказал о своей любви к Беатриче (реальное лицо — Беатриче Портинари; эта флорентийская дама была замужем за Симоне деи Барди и умерла, не достигши двадцати пяти лет), которую он видел три раза: когда им обоим было 9 лет, когда им исполнилось 18 и когда он поклонился, а Беатриче своей улыбкой ответила на его поклон, и вскоре после этого дня, когда он снова поклонился, но Беатриче не ответила на поклон.

Во времена сочинения повести любовь считалась высокой наукой. Богословы учили, что человек должен быть готов к мистическому общению с Богом. Чтобы такое общение могло состояться, человек обязан очистить свою душу любовью, потому что любовь духовно перерождает человека и дает ему новую жизнь, которой он еще не знал. Согласно тогдашним религиозным представлениям, которым следует и Дайте в «Новой жизни», человек рождается дважды. В первый раз — в день появления на свет; так начинается одна его жизнь. Второй раз он рождается, когда испытывает любовь и постигает это таинство; с охватившим его чувством любви человек вступает в новую жизнь. С любовью, таким образом, связывалось духовное рождение человека и его самоусовершенствование. Однако в любви существовали ступени от мимолетного увлечения до духовного озарения, которое открывает новую жизнь и которое могут постигнуть только избранные люди. В своих высоких проявлениях любовь облагораживает человека и дает ему понимание высших ценностей бытия.

В «Новой жизни» Данте устремлен от земной, чувственной любви к любви духовной, и это приобщение к ней делает его поэтом с обновленной душой. Данте полюбил юную Беатриче платонической любовью, и возлюбленная вошла в его мысли и чувства, в его сны, видения и грезы. Исследователи, изучавшие Данте, пришли к выводу, что благодаря такому пониманию этого произведения философско-поэтическая идея «Новой жизни» состояла в восхвалении любви, очищающей сердце и тем самым прокладывающей дорогу к Богу, и в изображении «обновленной жизни» души.

Эта идея особенно свойственна центральной, третьей части, представляющей своего рода апофеоз Беатриче. Данте подчеркивает, что Беатриче не только земная женщина, но и неземная, связанная с небесным миром:

Любовь гласит: «Дочь праха не бывает Так разом и прекрасна и чиста...» Но глянула — и уж твердят уста, Что в ней Господь нездешний мир являет.

Смерть Беатриче изображена космической катастрофой, оказывающей влияние на судьбы всего человечества. Стиль Данте становится торжественным, пророческим, и он даже проводит дерзкие стилистические параллели между Беатриче и Христом. Вознесение Беатриче, пишет Р. И. Хлодовский, преображает поэта. В «Новой жизни» любовь к земной женщине перерастает в религиозное чувство, обожествляющее человека. При этом Данте не выдает свои видения и сны за религиозные откровения, а настаивает на сне как фантазии, которая, однако, оказывается не ложным и пустым мечтанием (сон поэта сбывается), а средством проникновения в тайны мироздания.

С 1295 года Данте принадлежал к цеху аптекарей, врачей и получил права свободного горожанина. Через пять лет он имел уже звание приора (выборного главы гильдии3), одного из семи горожан Флоренции, кто управлял ее делами. Данте стремился примирить Белых и Черных гвельфов, в чем его поддерживали друзья, среди которых ныне наиболее известен живописец Джотто. Будущий поэт женился на Джемме Донати из семьи, поддерживавшей Черных гвельфов. Антагонизм Белых и Черных гвельфов закончился победой последних, и Данте вместе с другими Белыми гвельфами подвергся жестоким репрессиям. Его осудили на изгнание из Флоренции и конфисковали имущество. Сначала он поселился в Вероне, затем странствовал по разным городам (есть сведения, что побывал и в Париже), останавливаясь у знатных феодалов. В то время он был уже известным философом и поэтом.

3. Ги́льдия — объединение, союз, корпорация.

В годы изгнания Данте создал несколько произведений, в том числе ученых трактатов («Пир», «О народном красноречии», «О монархии»). Поэт отошел от непосредственного участия в политической жизни. Он не поддерживал Белых гвельфов и не враждовал с Чёрными. Политика волновала его теперь теоретически.

В соответствии с прежними идеями гибеллинов он мечтал о создании единого европейского государства под владычеством германского императора, независимого от церковной власти папы. Но надежды на германского императора не оправдались, а в Италии Данте не видел сколько-нибудь серьезной и значительной личности, которая могла бы возглавить империю. Его взгляд обратился к Римской империи, былому величию Рима, к далеким временам, ушедшим в прошлое. Государственная утопия Данте имела, однако, современный в тогдашних условиях смысл: Данте мечтал о создании единой нации, затем об объединении всей Европы, потом и всего человечества в самостоятельную конфедерацию светских государств. Ученые увидели в этих проектах Данте идею и теорию будущей итальянской государственности.

За два года до изгнания Данте приступил к написанию «Божественной комедии», ставшей величайшим творением итальянской и мировой литературы, и завершил ее почти перед самой смертью.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»
(1300—1321)


Первоначальное название сочинения, данное самим Данте,— «Комедия». Оно связано с тем, что написано в среднем стиле, имеет благополучный конец и не лишено развлекательности. Эпитет «божественная» принадлежит знаменитому писателю Джованни Боккаччо, который выразил свое восхищение красотой творения Данте. Этот меткий и точный эпитет сразу сросся в единое целое с заглавием «Комедия», и с тех пор она стала называться «Божественная комедия». Эпитет «божественная» оправдан и тем, что, хотя «Комедия» написана простым слогом, в ней возникает картина загробного мира — другой, невидимой, в отличие от земной, части Божественного творения. Читатель погружается сначала в круги Ада, затем попадает в Чистилище и, наконец, перед ним открывается Рай. Данте описывает ту часть Божественного творения, которая представляет собой вечную жизнь. Прежде чем погрузиться в нее, нужно пройти подготовительную школу земной жизни. Мудрость и целомудрие Данте сказались в том, что Бог не появляется в поэме, но присутствие Творца всюду ощутимо, а также в том, что загробная, неземная жизнь дана в форме видения простого грешного человека. Этот живой, земной человек проходит весь универсум (так называется загробный мир творения во всей его совокупности — Ад, Чистилище и Рай). Это значит, что он включает все творение в себя, делает его частью собственной жизни.

Содержание «Божественной комедии» заключает в себе множество смыслов: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение Божественной идеи через восприятие красоты поэзии как Божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Все это определяет универсально-философский характер поэмы.

В этой связи три лица, три образа выступают центральными в поэме: Данте, поэт Вергилий и Беатриче. Каждый из этих образов должен рассматриваться с нескольких сторон — прежде всего в пластически конкретном воплощении и в аллегорическом.

Данте — живой, земной, смертный человек, который видит сон, которому открылось видение. Вместе с тем Данте — аллегорическое воплощение человека и человечества вообще, которые заблудились в земной жизни, сбились с верного пути и ищут его.

Вергилий — поэт, учитель и наставник, надежный спутник Данте по Аду и Чистилищу, которому, как язычнику, недоступен вход в Рай, остается на его пороге. Как поэт, Вергилий аллегорически воплощает также земной разум. Он объясняет все печальные и трагические события, происходящие в Аду и Чистилище, но не может объять величие Божества, ему недоступны небесная радость и состояние высшего блаженства. Он покидает Данте при входе в Рай, и его сменяет Беатриче.

Беатриче не только земная платоническая возлюбленная Данте, но и проводник его в обители вечного небесного света. Она представляет собой аллегорию небесной мудрости, любовь как одно из начал бытия в философском и универсальном значениях, красоту как другое творческое начало бытия, способное при своем всеобщем проникновении в души людей спасти мир.

Главным героям «Божественной комедии» открывается весь разнообразный, многоликий и гармоничный мир, в котором все устроено целесообразно, а безобразное, обыкновенное и прекрасное равномерно распределены. Смысл морального восхождения героя к высотам духа постигается в ходе познания этого мира.

«Божественная комедия» композиционно построена на магии чисел 3, 9, 100. Она состоит из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай») и имеет 3 главных героя, в основе каждой части лежит мистическая цифра 9. «Ад» насчитывает 9 кругов; «Чистилище» — 2 предчистилища и 7 ступеней горы, уходящей к небесам; «Рай» — 9 небесных сфер. В каждой части, называемой кантикой, содержится 33 песни, и в 3 кантиках 99, но так как им предшествовал пролог (первая песня), то всего песен 100.

Первую песнь — пролог — Данте начинает с рассказа о том, что, оказавшись «на середине жизненного пути», когда ему исполнилось 30 лет, он заблудился «в темном лесу». Этот образ, вероятно, и конкретен, и аллегоричен: сумрачный лес — аллегория земного бытия. Заблуждение же можно трактовать как потерю истинных идеалов на дороге познания. «Утратив правый путь во тьме долины», Данте испытывает страх («дивный ужас») и смятение. Он пытается выйти из леса и подняться на холм (холм олицетворяет царство справедливости и социальной гармонии — цель всего человечества). Ему кажется, что эта цель легко достижима. Однако путь к свету ему преграждают три зверя — лев (аллегория жестокости, гордыни и самовластной тирании), волк (аллегория эгоизма и жадности), пантера (аллегория лжи, обмана и сладострастия). На помощь Данте тень святой Беатриче (небесная мудрость) вызывает из адских глубин тень Вергилия и, посылая герою земной разум, повелевает ей спасти друга. Вергилий говорит Данте: «Ты должен выбрать новую дорогу».

В соответствии с общим замыслом Данте аллегорически зашифровывает каждую часть: Ад — область страшного и безобразного, неисправимых пороков и неутолимой печали; Чистилище — место исправления пороков и исчезновения грусти и тоски; Рай — сфера Красоты и Радости. Каждый порок и каждое преступление в Аду, каждое испытание в Чистилище и каждая радость в Раю получают в поэме аллегорический и множественный смысл. Всем воздается по заслугам.

Данте представил такой порядок созданным самим Творцом, но на самом деле он придумал его сам. Исходя из тогдашних представлений о вине и заслуге человека, дополнив их собственными соображениями, поэт распределил персонажей по адским кругам и пропастям, по уступам гор и по блаженным сферам. Можно предположить, что общий принцип распределения персонажей, например, в «Аде» состоит в том, что наиболее морально ответственны и достойны самого сурового наказания те персонажи, которые наделены умом и совершали преступления или дурные поступки умышленно.

Особенностью «Божественной комедии» является и то, что рядом с реальными и вымышленными персонажами (античными — Улисс, Антей; библейскими — Рахиль, Иуда, Лия; литературными — Тристан, Ланселот, персонажи рыцарских романов) помещены исторические, реально существовавшие в древности или в недалеком от Данте времени (Катон Утический, Цезарь, Брут, Фарината, папа римский Никколо III, Франческа да Римини, Уголино делла Герадеска, вор Нани Фуччи).

В песне «Ад» Данте описывает ужасы, настигшие грешников. Надпись над воротами Ада гласит: «Оставьте всякую надежду, сюда входящие». Наказания жестоки и аллегоричны: тираны плавают в кипящей крови, предатели закованы в лед, ибо сердца их холодны, согрешившие в любви носятся в огненном смерче. В первом круге Ада (Лимбе) помещены невиновные, но недостойные жить великие язычники — философы, ученые и поэты: Сократ, Эмпедокл, Демокрит, Авиценна, Гомер, Овидий, Гораций, Лукан и временно покинувший этот круг Вергилий. Другие круги населены грешниками (обжорами, пьяницами, блудницами), не сумевшими преодолеть животные инстинкты.

Во втором круге Ада рассказана история Франчески да Римини и Паоло. Франческа была против воли выдана замуж и полюбила, будучи уже замужней женщиной, брата своего супруга, Паоло. Муж узнал об их любви и, оскорбленный, нанизал на свой кинжал и тело Паоло, и тело пытавшейся его защитить Франчески. Влюбленных с тех пор связала не только любовь, но и смерть: неразлучные, они носятся в адском пламени. Юная грешница вспоминает о том, как они с Паоло читали рыцарские романы, и предваряет свой рассказ знаменитой фразой: «Нет ничего печальней, чем вспоминать о радости былой в несчастии». Эта грешная страсть оказалась совмещена с высокой духовной любовью, и Данте скорбит об участи влюбленных и сострадает им.

В других кругах Ада также находились грешники, которым Данте сочувствовал. Среди ересиархов, отрицавших бессмертие души, он увидел бывшего вождя гибеллинов Фаринату, стоявшего в огненной могиле и с презрением озиравшего Ад. Данте оценил его одержимость и фанатическую преданность своей партии, хотя и не разделял ее взглядов. Его привлекает и Улисс своей жаждой познания, желанием «изведать мира дальний кругозор».

Девятый круг Ада совершенно неподвижен, холоден и заморожен: в нем пребывают предатели. Здесь Данте дает один из самых трагических рассказов.

Граф Уголино рассказывает о том, как вместе с четырьмя сыновьями, которые ни в чем не повинны, был заключен в Башню. Там они умирали от голода, и один из мальчиков предложил отцу съесть одного из своих братьев. Наконец, все сыновья угасли, и граф Уголино остался один со своей трагедией и неутолимой тоской. Данте рассказал об этой истории так, что жестокость адской кары ощущается слабее жестокости кары земной. При этом Божье наказание справедливо, а земное — несправедливо.

В Чистилище души готовятся к тяжким испытаниям, чтобы, пройдя их, обрести Рай. Стражем Чистилища назначен Катон (его единственного из язычников, «дохристиан», Данте не сажает в Ад), политический деятель, которому доверен суд над душами вследствие его неподкупности и стойкости перед мощью тирании. В этой части поэмы Данте дает волю лирическим размышлениям об Италии, раздираемой междоусобными войнами. Чистилище отделено от Рая стеной огня, который, однако, обжигая, не приносит вреда. Данте со страхом подступает к этой стене, но Вергилий говорит ему, что за стеной — Беатриче.

Надземные просторы Рая состоят из 9 сфер: первое небо — Луны, второе — Меркурия, третье — Венеры, четвертое — Солнца, пятое — Марса, шестое — Юпитера, седьмое — Сатурна, восьмое — неподвижных звезд. В девятом — кристальном — пребывают Перводвигатель и ангельские чины. Одна из самых лирических сцен полет Данте и Беатриче к первому небу, сфере Луны. Беседы Данте и Беатриче часто носят земной характер и касаются вполне земных проблем — свободы воли, истинной ценности человеческой личности, определяемой не знатным происхождением, а жаждой познания и обретением на этом пути высшей мудрости.

В пятом небе — сфере Марса — Данте встречается со своим предком, который предрекает ему изгнание из Флоренции и скитальческую жизнь: «...узнаешь, как горек чужой хлеб и как тяжко подниматься и спускаться по ступеням чужих лестниц». В дальнейшем скорбные сцены исчезают, и Данте беседует со святыми апостолами, встречается с праотцем Адамом и приближается к трону Пресвятой Девы Марии. Описание Рая заканчивается изображением Эмпиреев и Райской Розы, где струится вечный, негасимый свет. В последнем стихе поэмы прославлена Любовь «Любовь, что движет солнце и светила», на нравственной силе и доброте которой стоит мир.

Поэма Данте написана терцинами трехстишиями (снова мистическое, магическое число 3!), в которых рифмы имеют следующий порядок: аба, баб, ага, гдг и т. д. Средняя рифма, таким образом, рифмуется с первой и третьей рифмами следующей строфы. Каждая глава (или стихотворение) заканчивается отдельно отстоящей строкой, рифмующейся со средней строкой последней строфы и несущей значимый смысл.

Еще до окончания «Божественной комедии», в 1316 году, Данте был прощен и мог бы вернуться во Флоренцию, если бы не унизительное условие, которое выдвинул город: ему предложили надеть смиренную рубаху, держать покаянную речь на главной площади Флоренции и посыпать голову пеплом. Данте не принял условий и написал гражданам Флоренции суровый и гневный отказ.

Последние годы поэта прошли сравнительно спокойно. Он поселился в Равенне и жил у ее правителя Гвидо де Полента, который поощрял искусства и науки. В Равенну к Данте приезжали два сына и дочь, здесь он был окружен почетом и дружеским расположением жителей.

Хотя Данте жил в эпоху Средневековья, как человек и поэт он подвел итог литературе этого времени и перешагнул его, став первым провозвестником литературы и культуры Возрождения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте статью о Данте в учебнике. Что рассказывается в ней о поэте?

2. За что Данте был изгнан из Флоренции? На каких условиях ему предложили вернуться в город? Как прошли последние годы жизни поэта?

3. Расскажите содержание повести «Новая жизнь». Кто ее герои? Каковы их взаимоотношения?

4. О чем повествует «Божественная комедия»? Что является особенностью этого произведения и какие персонажи появляются в нем? Какая строфическая форма использована Данте? Каково расположение рифм в терцинах?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

 
Иллюстрации Гюстава Доре к "Божественной комедии"
В 1855 году Гюстав Доре (1832-1883) начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект «Шедевры литературы».

 
Данте Габриэль Россетти.
Беатриче на свадебном пиру встречает Данте и отвергает его приветствие. 1855.

Музей в Оксфорде, Англия
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика