Есенин С. А. Тема природы. «Отговорила роща золотая...». Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
С.А.Есенин. Фотография,
30 марта 1916 г. Петроград
 
С.Есенин и А.Дункан.
Фотография. 1922 г. Нью-Йорк.
Источник: Агатов М.
Об авторах ваших книг.
Литературные композиции. – М.:
Молодая гвардия, 1972, стр. 146
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Есенин С. А. Основные даты жизни и творчества
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 75. С. А. Есенин. Тема России — главная в есенинской поэзии

Урок 76. С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...»

Урок 77. С. А. Есенин. Стихи о любви


УРОК 76
С. А. ЕСЕНИН. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЖИЗНИ, ПРИРОДЕ,
ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА: «ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…»,
«НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ…»

Основное содержание урока

Народно-песенная основа лирики поэта. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений. Стихотворения, песни и романсы на стихи поэта в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение песен на стихи С. А. Есенина.

I. Народно-песенная основа лирики поэта. «Отговорила роща золотая…».
Стихотворения, песни и романсы на стихи поэта в актёрском исполнении

Лекция учителя о послеоктябрьском творчестве С. А. Есенина с включением выразительного чтения стихотворений.

Основные положения лекции учителя:


1. Принятие Есениным Октябрьской революции «с крестьянским уклоном».

Выразительное чтение стихов об Октябре:

«Небесный барабанщик», «Иорданская голубица» (отрывок «Небо как колокол…»).

2. Панихида по погубленной «злым октябрём» деревенской Руси.

Выразительное чтение фрагментов стихотворений о новой России:

«Русь советская», «Я последний поэт деревни…» и др.

3. Выход поэтических сборников «Голубень», «Сельский часослов», «Преображение», статьи «Ключи Марии». Сближение с имажинистами.

4. Отход от клюевского «избяного космоса» и рост внимания к городу. Женитьба на Айседоре Дункан. Богемный образ жизни.

5. Переживания поэта по поводу гибели крестьянского мира.

Выразительное чтение фрагментов стихотворения «Русь уходящая».

6. Желание поэта понять происходящие перемены и ощущение им потери исторической и нравственной почвы. Изменения во внешности, характере и внутренней жизни Есенина под влиянием духовного разлада с действительностью.

7. Неспособность поэта полностью принять новый общественный строй. Его верность патриархальной деревне.

Выразительное чтение стихотворений
«Мир таинственный, мир мой древний…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Сорокоуст» (фрагменты).

8. Трагические мотивы в стихах Есенина о животных.

Сообщение учащегося «Образы „братьев наших меньших“ в лирике Есенина».

9. Трагическая гибель поэта и версии учёных об истинных причинах его смерти.

Выразительное чтение стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

II. Аналитическая беседа по стихотворению «Отговорила роща золотая…» (см. стихотворение ниже):

— Задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

В чём аллегорический смысл центрального образа стихотворения — отшумевшей золотой осени?

Почему восприятие мира вызывает у поэта ощущение конца жизни?

— Почему лирический герой чувствует себя одиноким странником?

— Какие метафоры находит поэт для изображения «весны» и «лета» своей жизни? Какие слова и выражения он использует, описывая своё творчество?

*В чём философский смысл этого поэтического текста?

— Чем вызвано звучащее в стихотворении чувство тоски и обречённости?

— *Чем центральные образы стихотворения близки пушкинским и лермонтовским образам?

III. Прослушивание актёрского чтения стихотворения «Отговорила роща золотая…», песни Г. Пономаренко на эти стихи
и выполнение заданий 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Почему это стихотворение стало песней?

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «В творческой лаборатории С. А. Есенина» (см. статью ниже):

— С каких стихов началось раннее творчество С. А. Есенина? Какие религиозные образы появляются в его раннем творчестве?

— Какие жанры фольклора стали народно-песенной основой стихов Есенина? Чем стихи «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…» и «Над окошком месяц…» близки частушке и народной песне?

— *Как вы понимаете такую черту творчества поэта, как монологичность? Найдите в его стихах примеры лирических монологов.

— Каково отношение Есенина к пушкинскому творчеству?

V. Выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина «Пушкину» (см. стихотворение ниже):

VI. Олицетворение как основной художественный приём.
Своеобразие метафор и сравнений. «Не жалею, не зову, не плачу…»


Выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (см. стихотворение ниже):

Аналитическая беседа:

— Какое чувство является главным в стихотворении? О чём сожалеет и грустит лирический герой?

— Какие приметы ушедшей молодости называет поэт?

Впишите в таблицу слова и выражения, рисующие лирического героя в молодости и в зрелости:

ТАБЛИЦА
Лирический герой стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
в молодости и в зрелости
Молодость
Зрелость
страна берёзового ситца
не жалею, не зову, не плачу
шляться босиком
всё пройдёт
дух бродяжий
увяданья золотом охваченный
пламень уст
я не буду больше молодым
свежесть
сердце, тронутое холодком
буйство глаз
скупее стал в желаньях
половодье чувств
жизнь… приснилась
весенняя гулкая рань
все мы в этом мире тленны
розовый конь
льётся с клёнов листьев медь
процвесть
умереть


— Какие философские проблемы поднимает поэт и как их решает?

— Сопоставьте стихотворение с цитатой из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (т. I, гл. VI):
«Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на её пошлую наружность; моему охлаждённому взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!»

Сделайте вывод о традициях классической литературы в стихах С. А. Есенина.

VII. Групповая практическая работа.
Выявление значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.


Составление цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
«Образ России в лирике Есенина»
Группа
Изобразительно-выразительные средства
Цитатные примеры
Художественная функция
Группа 1
Эпитеты
        
        
Группа 2
Олицетворения и метафоры
        
        
Группа 3
Сравнения
        
        
Группа 4
Поэтический синтаксис
        
        


VIII. Прослушивание актёрского чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»,
песни на эти стихи и выполнение задания 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Вопросы 2—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Вопрос 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Докажите, что Есенин размышляет в этих стихотворениях о жизни, природе и предназначении человека.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какова народно-поэтическая основа стихов Есенина?

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт для создания неповторимых поэтических образов?

Почему многие стихотворения Есенина стали песнями?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений: «Отговорила роща золотая…» или «Не жалею, не зову, не плачу…».

Сделать его анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальное задание.

Написать отзыв на одну из песен на стихи С. А. Есенина, оценив её музыку и исполнительское мастерство певца.

Ответить на вопросы викторины № 13 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Следующий урок:
С. А. Есенин. Стихи о любви >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ ЕСЕНИНА


Уже в школе Есенин стал проявлять поэтические наклонности. «Я сочинять стал рано, лет девяти,— вспоминал поэт,— но долгое время сочинял только духовные стихи. Некоторые школьные товарищи начали меня убеждать попробовать себя в стихах другого рода. Я попробовал и — мне тогда было около 14 лет — написал «Маковые побаски». Это было в первый год обучения в Спас-Клепиковской школе. <...>»

«Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки»,— замечал позже Есенин. И действительно, в ранних стихах поэта мы отчетливо слышим частушечные ритмы, народные напевы:

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха...

Выход за рамки литературных образцов, глубокое внимание к народному творчеству уже тогда позволили молодому поэту создать замечательные стихотворения.

Сколько светлых красок, чистой радости, жизни в таком, например, задушевном описании весны:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе...
В иоле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе...

Поэтический монолог Есенина — это доверительная беседа со слушателем. Поэт делится своими самыми сокровенными думами и чувствами, заведомо предполагая в собеседнике друга, на понимание которого он может вполне рассчитывать. То же мы встречаем и у Маяковского, который любую тему пронизывает лиризмом, дружески доверяет чуткости читателя. Ораторская интонация в стихах Маяковского и интимная интонация Есенина — это, разумеется, не враждующие течения в лирике. Они существуют в советской поэзии рядом, обогащая ее глубокими человеческими чувствами, многообразием лирических звучаний.

Монологичность поэзии Маяковского и Есенина — еще одна точка соприкосновения этих двух таких разных поэтов.

Умению Есенина вести задушевный разговор с читателем, воздействовать на него в большой мере способствует афористичность языка поэта. Как и другие особенности поэзии Есенина, она внутренне связана с художественными принципами народного творчества.

Афористичность языка — одна из ярчайших особенностей фольклора. Достаточно вспомнить поговорки и пословицы, в которых народная мудрость выражена в предельно сжатых словесных формулах. На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная от Пушкина и Грибоедова до Маяковского и Твардовского. Творчески осваивая это богатство национальной культуры, каждый из писателей обнаруживает свой собственный подход к нему. Есенин открыто декларирует свой интерес к афористичности русской народной речи.

Редакция одного из журналов обратилась к писателям со специальной анкетой, на которую ответил и Есенин. «Как Вы теперь воспринимаете Пушкина?» — спрашивал журнал. Есенин ответил: «Пушкин — самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу». Отвечая на вопрос о влиянии Пушкина на современную поэзию, Есенин писал: «Постичь Пушкина — это уже нужно иметь талант. Думаю, только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки».

По книге Е. Наумова «Сергей Есенин. Жизнь и творчество»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ОБОГАЩАЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Подготовьте рассказ о С. Есенине, сопроводив его чтением есенинских стихотворений.

2. Какие строчки стихотворений С. Есенина Вам часто приходят на память и Вы повторяете их в разговоре с одноклассниками?

3. Как Вы понимаете следующие слова, словосочетания, строки стихотворений и как называется прием, который используется поэтом: «Тихо льется... листьев медь...», «От говорила роща золотая...», «О всех ушедших грезит конопляник...», «В саду горит костер рябины красной...», «Как метель, черемуха/Машет рукавом...», «Избы забоченились...», «...нашептал ковыль»?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ…
С. А. Есенин
[2]

***
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 209—210.
(вернуться к уроку)

ПУШКИНУ
С. А. Есенин
[3]

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
26 мая 1924

Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 203—204.
(вернуться к уроку)


НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ…
С.А.Есенин
[4]

***
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1921
Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 163—164.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. «Отговорила роща золотая......» — напечатано в Бак. раб., 1924, 23 сентября, № 215; Кр. новь, 1924, № 6, октябрь-ноябрь, с. 132; Перс. мот.
Беловой автограф — ИМЛИ, без даты; на автографе помета: «В № 6 „Кр. н.“. В.Казин», показывающая, что он служил оригиналом при публикации стихотворения в Кр. нови. Имелся еще один автограф (в 1926 г. входил в собрание Е.А.Есениной, местонахождение в настоящее время неизвестно, фотокопия — РГАЛИ, воспроизведение — Собр. ст., 3, между с. 64 и 65), также без даты. В наб. экз. помечено 1924 г.
По свидетельству А.А.Есениной, написано во второй половине августа 1924 г. во время приезда в Константиново: «В этот свой приезд Сергей спал в амбаре. Ему снова нужно было работать, а в риге нельзя было курить, опасно зажигать лампу. Работал Сергей очень много. Я помню, как часами, почти не разгибаясь, сидел он за столом у раскрытого окна нашей маленькой хибарки. Условия для работы были очень плохие... И несмотря на трудности, он упорно работал над „Поэмой о 36“. Здесь же им было написано стихотворение „Отговорила роща золотая...“» (Восп., 1, 98). Подтверждает это также И.В.Грузинов (там же, 358).
Один из критиков русского зарубежья С.П.Постников в рецензии на несколько номеров Кр. нови, выделив стихи Есенина «как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение», писал: «Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта» (журн. «Воля России», Прага, 1925, № 3, март, с. 165). (вернуться)

3. Пушкину – напечатано в Бак. раб., 1924, 25 сентября, № 217; Ст24.
Беловой автограф — ИМЛИ, без даты. В наб. экз. также не датировано. В сб. «Пушкинский альманах», М., 1926 опубликовано с датой 26 мая 1924 г. Что явилось основанием этой датировки, не указано.
«Пушкинский альманах» был выпущен к вечеру, посвященному столетней годовщине выхода в свет первого сборника стихотворений А.С.Пушкина. Вечер состоялся 12 апреля 1926 г. в Бетховенском зале Большого театра. Альманах был издан под маркой Русского общества друзей книги, в нем приняли участие М.А.Цявловский, Л.П.Гроссман, В.В.Вересаев. Стихотворение Есенина напечатано в подборке «Поэты наших дней — Пушкину», где, кроме Есенина, представлены А.А.Ахматова («Смуглый отрок бродил по аллеям...»), А.А.Блок («Пушкинскому Дому»), М.А.Кузмин («Пушкин»). Авторитетность издателей альманаха, их текстологический опыт дают уверенность, что дата в публикации основана на документальных источниках. Хотя не исключено, что это своеобразная игра поэта: 26 мая — дата рождения А.С.Пушкина по старому стилю. Вместе с тем показательно, что стихотворение А.А.Блока также было напечатано с датой (5 февраля 1921 г.), восходящей к черновым рукописям поэта.

Пушкинский юбилей (125-летие со дня рождения) отмечался широко, был горячо воспринят и поддержан значительной частью критики и читателями. В этом был своеобразный ответ на те нигилистические и разрушительные идеи и действия, которые так трагически сказались на развитии русской культуры. Вопрос об отношении к А.С.Пушкину вновь стал одним из вопросов, порождавших самые разные точки зрения и позиции литературных группировок и объединений. Именно с событиями пушкинского юбилея связана острая литературная пикировка между Есениным и В.В.Маяковским в сентябре 1924 г., которая отразилась в «Юбилейном» и в «На Кавказе».
Есенин читал стихотворение на юбилейном митинге 6 июня 1924 г. у памятника Пушкину. «После приветственной речи П.Н.Сакулина и возложения венка к подножию памятника перед Пушкиным выступили ново-крестьянские поэты С.Есенин, П.Орешин, пролетарский поэт В.Казин, поэты Сергей Городецкий и Зенкевич» (журн. «Современник», М., 1925, № 1, январь, с. 69).
«...После скандалов и озорства он обращается к Пушкину,— писал о Есенине М.Л.Слоним,— и пред его бронзовой статуей стоит, как пред причастьем. Отравленный „горькою отравой“, кабаками и хулиганской позой, усталый от непутевой жизни — пытается возвратиться он в дом, в „простоту, чистоту и пустоту“» (журн. «Воля России», Прага, 1925, № 12, декабрь, с. 159). (вернуться)

4. «Не жалею, не зову, не плачу...»– напечатано в Кр. новь, 1922, № 2, март-апрель, с. 100; Нак., 1922, 14 мая, № 40 (Лит. прил. № 3); И22; Грж.; Ст. ск.; М.каб.; Ст24; Б.сит.; И25.
Беловой автограф — РГАЛИ, без даты, выполнен в 1922 г. во время пребывания Есенина в США для А.Ярмолинского. В печати сообщалось о существовании в частном собрании еще одного автографа с дарственной надписью «Виктору Петровичу Яблонскому» (см. журн. «В мире книг», М., 1970, № 9, с. 41). Судя по надписи, автограф был выполнен не ранее 1924 г. Стихотворение датируется по помете в наб. экз. 1921 г.
В первой публикации было посвящено Сергею Клычкову. Сергей Антонович Клычков (1889—1937) — один из поэтических соратников Есенина. Печататься начал с 1906 г., в 1911 г. вышел его первый сборник «Песни». Стихи С.А.Клычкова стали известны Есенину еще в 1913—14 гг. и были им восприняты как «близкие по духу». К этому времени, возможно, относится и начало их личного знакомства. С.А.Клычков назван Есениным среди поэтов, которых он узнал в годы учебы в Университете Шанявского. Тесное сотрудничество между ними установилось в 1918—1919 гг.: они вместе принимали участие в создании «Московской трудовой артели художников слова», намеревались создать «крестьянскую секцию» при московском Пролеткульте, вместе с М.П.Герасимовым написали «Кантату», с ним и с Н.А.Павлович — киносценарий «Зовущие зори», вдвоем думали написать монографию о С.Т.Коненкове. Тогда же в «Ключах Марии» Есенин назвал Клычкова «истинно прекрасным народным поэтом».
Участие Есенина в группе имажинистов сочувствия у С.А.Клычкова не вызвало. В августе 1923 г. он опубликовал полемическую статью «Лысая гора», в которой уподобил российский поэтический Парнас тех лет этому обиталищу нечистой силы. Один из главных упреков С.А.Клычкова: «Надуманность, неестественность и непростота образа стали достоинством». Приметы этого он находил в творчестве Есенина: «Однажды я застал Есенина за такой работой: сидит человек на корточках и разбирает на полу бумажки. На бумажках написаны первые пришедшие в голову слова. Поэт жмурится, как кот на сметану, подбирает случайно попавшие под руку бумажки и из случайных слов конструирует более или менее выигрышный образ. Выходило подчас совсем недурно. Проделывалось все это, может, в шутку и озорство, тем не менее для нашего времени и эта шутка показательна: механизация нашей образной речи — явление характерное не только для имажинистов» (Кр. новь, 1923, № 5, август-сентябрь, с. 391). Эта полемика не нарушила их дружеских взаимоотношений.
С.А.Толстая-Есенина вспоминала: «Есенин рассказывал <...>, что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда полушутя добавлял: „Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь“. Несомненно, что место в «Мертвых душах», о котором говорил Есенин, — это начало шестой главы, которое заканчивается словами: „...что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!» (Восп., 2, 260).
Публикацией этого стихотворения началось сотрудничество Есенина в Кр. нови, где он за 1922—1925 гг. напечатал более тридцати произведений («Анна Снегина», «Русь советская», «Возвращение на родину», «Все живое особой метой...» и мн. др.).
Под свежим впечатлением от прочитанного в журнале стихотворения Н.Н.Никитин писал А.К.Воронскому в первой половине апреля 1922 г.: «Удивителен медный пушкинский стих Есенина» (ЛН, т. 93, с. 561). С первых печатных отзывов лейтмотивом большинства статей стало признание высочайшего мастерства поэта и констатация появления в его стихах пушкинских мотивов. В.П.Правдухин отнес стихотворение к числу произведений, наглядно доказывающих, что Есенин стремительно («звериным прыжком») преодолел имажинизм и «очутился опять на свободе» (см. прим. к «Все живое особой метой...»). Элегические интонации стихотворения, особенно заметные на фоне недавно звучавших бурных имажинистских императивов, вызвали недоумение у некоторых критиков. «Победит ли молодого и полного сил Сергея Есенина это губительное „увяданья золото“ или и в нем проснется та могучая жажда жизни, что таким ослепительным звериным сиянием вспыхнула в Бурнове из „Пугачева“ перед концом его»,— риторически восклицал Б.Е.Гусман. (Б.Гусман «100 поэтов», Тверь, 1923, с. 89; книга вышла в декабре 1922 г.). (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика