Есенин С. А. Стихи о любви. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
С.А.Есенин. Фотография,
30 марта 1916 г. Петроград
 
С.Есенин и А.Дункан.
Фотография. 1922 г. Нью-Йорк.
Источник: Агатов М.
Об авторах ваших книг.
Литературные композиции. – М.:
Молодая гвардия, 1972, стр. 146
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Есенин С. А. Основные даты жизни и творчества
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 75. С. А. Есенин. Тема России — главная в есенинской поэзии

Урок 76. С. А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая...»

Урок 77. С. А. Есенин. Стихи о любви


УРОК 77
С. А. ЕСЕНИН. СТИХИ О ЛЮБВИ

Основное содержание урока

«Письмо к женщине»: драматизм любовного чувства. Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»: исповедальность и искренность стихов о любви. Родина и чужбина в стихотворении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение песен на стихи С. А. Есенина.

I. «Письмо к женщине»: драматизм любовного чувства.
Соединение в сознании лирического героя личной трагедии и трагедии народа

Вступительная беседа:


— Какие настроения появились в послеоктябрьской лирике Есенина?

— Какие обстоятельства жизни поэта обусловили эти настроения?

— Почему он воспринимал окружающий мир драматически?

— Есть ли связь между трагедией народа, пережившего октябрьский переворот, и личными драмами поэта? Обоснуйте своё мнение.

II. Прослушивание актёрского чтения стихотворения «Письмо к женщине»
и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Групповая работа.
Анализ стихотворения «Письмо к женщине»
(см. стихотворение ниже).

Группа 1.

Прочитайте выразительно строфы 1—4.

Какой конфликт намечен в них?

Какие стилевые особенности фрагмента показывают напряжённость отношений лирического героя и его возлюбленной?

С какой целью автор использует приём лирического монолога?

Почему лирические персонажи он и она противопоставлены? Дайте им характеристику.

Какова связь между личной драмой лирического я и обстановкой в стране?

Группа 2.

Прочитайте выразительно строфы 5—11.

Почему для изображения неустойчивой обстановки в стране поэт находит образ корабля?

О каких политических событиях поэт повествует в образной форме?

Почему поэт говорит о драматических событиях в стране и собственной душе, прибегая к натуралистическим картинам?

Что мучает поэта больше: разрыв с любимой или непонимание происходящего на Родине?

Группа 3.

Прочитайте выразительно строфы 12—17.

Как в них проявилось позитивное отношение лирического героя к новой действительности?

Какие изменения в своей жизни лирический герой ставит себе в заслугу?

Каким был лирический герой и что с ним сталось? За что он просит прощения у любимой?

Прокомментируйте финальную строфу. Как в ней проявилась мудрость поэта и его философское отношение к жизни?

Группа 4.

Выпишите примеры изобразительно-выразительных средств языка и объясните их функцию в стихотворении.

Заполните цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Изобразительно-выразительные средства языка
в стихотворении «Письмо к женщине»
Изобразительно-выразительные
средства языка
Примеры
Художественная функция
Эпитеты
        
        
Метафоры, олицетворения
        
        
Сравнения
        
        
Антитезы
        
        
Анафоры, повторы
        
        
Риторические вопросы,
восклицания, обращения
        
        
Гиперболы
        
        


Сделайте вывод о роли изобразительно-выразительных средств языка в данном стихотворении.

IV. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»:
исповедальность и искренность стихов о любви.
Родина и чужбина в стихотворении

Рассказ учителя о поездке С. А. Есенина в Баку,

знакомстве с учительницей русского языка Шаганэ Нерсесовной Тальян и создании лирического цикла «Персидские мотивы». См. цикл «Персидские мотивы» на сайте "К уроку литературы".

Выразительное чтение 2—3 стихотворений о любви из этого цикла (по выбору учителя).

Выразительное чтение стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (см. стихотворение ниже):

Аналитическая беседа:

— О чём это стихотворение: о Родине или о любви? Обоснуйте свой ответ.

— Почему в нём противопоставлены Родина и чужбина, «север» и «юг»?

— Какие слова и выражения рисуют образ Родины, а какие — образ чужбины?

Заполнение цитатной таблицы и вывод об авторском отношении к Родине и чужбине:

ТАБЛИЦА
Авторское отношение к Родине и чужбине
Родина
Чужбина
Север, поле, волнистая рожь при луне
Красив Шираз
Луна… огромней в сто раз, рязанские раздолья
Волосы, «если хочешь, на палец вяжи»
Эти волосы взял я у ржи
Дорогая, шути, улыбайся, не буди только память во мне…


— О чём лирический герой хочет рассказать своей возлюбленной? Как в стихотворении соединилась любовь к Родине и глубокая симпатия к Шаганэ?

— Найдите в стихотворении слова и выражения, подтверждающие исповедальность стиля поэта и искренность его чувств.

— В чём особенности композиции стихотворения?

— Найдите в тексте повторы, анафоры, антитезы, метафоры, риторические вопросы, восклицания и обращения и объясните их роль.

Практическая работа.
Составление партитурной разметки текста
и подготовка выразительного чтения стихотворения:

1. Разделите текст на смысловые части и определите их настроение.

2. Укажите слова, которые нужно выделить логическими ударениями.

3. Расставьте вертикальными линиями смысловые и ритмические паузы.

4. Определите варианты интонационного повышения и понижения голоса в конце стихотворных строк и обозначьте их стрелками. Обратите внимание на восклицательные интонации.

5. Прочитайте стихотворение вслух по частям и полностью, соблюдая сделанную вами партитурную разметку.

Творческое задание.

Сравните стихотворение Сергея Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» с одноимённым стихотворением Тимура Кибирова (см. стихотворение ниже):

Почему главными приёмами в стихотворении Кибирова являются ирония и трагизм?

V. Чтение и обсуждение статьи учебника «С. А. Есенин в воспоминаниях современников» (см. статью ниже):

Вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему в стихотворении «Письмо к женщине» соединились черты личной трагедии и трагедии народа?

Как в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» сочетается любовь к женщине и любовь к родному краю?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений С. А. Есенина о любви.

Письменно проанализировать его или ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчестве В. В. Маяковского, его портретах и памятниках поэту с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета (см. ).

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой о Маяковском и его стихотворений, изученных в 5—8 классах.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый С. А. Есенину (см. задание раздела учебника «Проект»).

Следующий урок: В. В. Маяковский. «А вы могли бы?» >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


С. А. ЕСЕНИН
В ВОСПОМИНАНИЯХ
СОВРЕМЕННИКОВ


М. Горький очень высоко ценил лирическое дарование Есенина. Создавая литературные портреты русских писателей, он остановил свое внимание и на Есенине.

В очерке «Сергей Есенин» М. Горький писал: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

«Есенин был одним из лучших современных поэтов и, может быть, единственный в последние годы лирик, заставлявший плакать читателя», писал М. Слонимский.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ
С. А. Есенин
[2]

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состояньи.

Земля – корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я
Под дикий шум,
Незрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был –
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

..............
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!

Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.

Простите мне...
Я знаю: вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.

Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
        Сергей Есенин.
1924

Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. – М.: Наука; Голос, 1995– 2002. Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы), стр. 123-125.
(вернуться к уроку)

ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ...
С. А. Есенин
[3]

***
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,[4]
Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
1924

Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 252—253.
(вернуться к уроку)

ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ...
Тимур Кибиров
[5]

Шаганэ ты моя, Шаганэ,
Потому что я с Севера, что ли,
По афганскому минному полю
Я ползу с вещмешком на спине...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Тихо розы бегут по полям...
Нет, не розы бегут – персияне.
Вы куда это, братья-дехкане?
Что ж вы, чурки, не верите нам?..
Тихо розы бегут по полям...

Я сегодня сержанта спросил:
«Как сказать мне “Люблю” по-душмански?»
Но бессмысленным и хулиганским,
И бесстыжим ответ его был.
Я сегодня сержанта спросил.

Я вчера замполита спросил:
«Разрешите, – спросил, – обратиться?
Обряжать в наш березовый ситец
Гулистан этот хватит ли сил?»
Зря, наверно, его я спросил.

Шаганэ-маганэ ты моя!
Бензовоз догорает в кювете.
Мы в ответе за счастье планеты.
А до дембеля 202 дня.
Шаганэ ты, чучмечка моя.

Шаганэ ты моя, маганэ!
Там, на Севере, девушка Таня.
Там я в клубе играл на гармони.
Там Есенин на белой стене...
Не стреляй, дорогая, по мне!

И ползу я по этому полю –
синий май мой, июнь голубой!
Что со мною, скажи, что со мной –
я нисколько не чувствую боли!
Я нисколько не чувствую боли...
Конец 1986

Источник: Кибиров Т. Сантименты: Восемь книг. – Белгород: Риск, 1994. – 384 с.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. Письмо к женщине – «Заря Востока», 1924, 21 ноября, № 733.
Автограф неизвестен. Рукопись Есенина, которая являлась первоисточником публикации в З. Вост., была, по-видимому, утрачена в 1926– 1927 гг.
В письме от 20 декабря 1924 года Есенин спрашивал Г.А.Бениславскую: «Как Вам нравится „Письмо к женщине?“» Ее ответ содержался во встречном письме от 25 декабря: „Письмо к женщине“ – я с ума сошла от него. И до сих пор брежу им – до чего хорошее оно!» (Письма, 262). 27 декабря 1924 года она вновь писала: «А „Письмо к женщине“ – до сих пор под этим впечатлением хожу. Перечитываю и не могу насытиться» (Письма, 264). (вернуться)

3. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» – впервые напечатано: Бак. раб., 1925, 1 января, № 1. Судя по письму к Г.А.Бениславской от 20 декабря 1924 г., с которым были отправлены это стихотворение и «Ты сказала, что Саади...», оно было закончено до этой даты.
Шаганэ – в зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуме, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей – Шаганэ Нерсесовной Тальян, они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батума знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г. (вернуться)

4. Шираз – город на юге Ирана, родина Саади и Хафиза. 8 апреля 1925 г. Есенин писал Г.А.Бениславской: «Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Эту поговорку Есенин использовал в стихотворении «Руки милой – пара лебедей...». (вернуться)

5. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». Афганская война – Тиму́р Ю́рьевич Киби́ров (Запоев, осет.; род. 15 февраля 1955, Шепетовка, Хмельницкая область) – русский поэт-концептуалист, переводчик. Лауреат премии «Поэт» (2008), Премии Правительства РФ (2011).
Стихотворение Кибирова, рассказывающее о нахождении советского солдата в Афганистане, является творческим переосмыслением стихотворения "Шаганэ ты моя, Шаганэ..." из сборника "Персидские мотивы" (1924) Сергея Есенина. Суть поэзии Тимура Кибирова в том, что он всегда распознавал в окружающей действительности «вечные образцы» и умел сделать их присутствие явным и неоспоримым. (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика