Карамзин Н. М. "Бедная Лиза". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Н.М.Карамзин. Портрет работы Дж. Б. Дамон-Ортолани, 1805 г.
 
 
О.А.Кипренский. Бедная Лиза.
1827 г. ГТГ
 
Портреты Н. М. Карамзина
 
Биография Н.М.Карамзина
 
Карамзин в Петербурге. Главы из книги Натана Эйдельмана "Последний летописец" (сайт "К уроку литературы")
 
Карамзин в Царском Селе (сайт "К уроку литературы")
 
Карамзин Н. М. "Бедная Лиза"
 
О повести "Бедная Лиза"
 
Наследство "Бедной Лизы". П. Вайль, А. Генис. Родная Речь
 
О Карамзине и "Письмах русского путешественника"
 
Карамзин Н. А. "Осень"
 
Статья учебника «Биография Н. М. Карамзина»
 
Урок по стихотворению Н. М. Карамзина "Осень"
 
Н. М. Карамзин. История государства Российского. Фрагменты из гл. 2 и 3, том 9 (сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766 – 1826)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 11. Н. М. Карамзин. "Бедная Лиза": сюжет и герои

Урок 12. Н. М. Карамзин. "Бедная Лиза": новые черты русской литературы


УРОК 11
Н. М. КАРАМЗИН. «БЕДНАЯ ЛИЗА»:
СЮЖЕТ И ГЕРОИ

Основное содержание урока

Слово о писателе. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н. М. Карамзина. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «сентиментализм».

I. Слово о писателе

Актуализация имеющихся знаний о Н. М. Карамзине:


— Какой большой исторический труд принадлежит Карамзину?

— При изучении каких литературных произведений на историческую тему вам приходилось обращаться к этому труду Карамзина?

II. Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся:

1. Рождение, детство и юность будущего писателя.

2. Сближение с масонами.

3. Повесть «Евгений и Юлия» (сообщение учащегося).

4. Заграничное путешествие Н. М. Карамзина. «Письма русского путешественника» (сообщение учащегося). См.: Г.П.Макогоненко. Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника".

5. Реформа Карамзина в области литературного языка.

6. Журналистская деятельность Карамзина.

7. Повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница».

8. Карамзин — официальный историограф и создатель «Истории государства Российского» (сообщение учащегося).

9. Заслуги Карамзина перед Россией (по статье учебника «В творческой лаборатории Н. М. Карамзина»). См. (статью ниже):

— реформатор прозы, создавший жанр психологической повести;
— реформатор русского литературного языка;
— издатель альманахов и толстых журналов;
— автор великого труда по истории России;
— литератор, показавший пример благородного общественного поведения писателя;
— основоположник сентиментализма в России, сказавший «новое слово» в литературе повестью «Бедная Лиза».

10. Увековечение памяти Карамзина в России.

III. Памятник Карамзину в Симбирске (сообщение учащегося).

IV. Понятие о сентиментализме
Сообщение учителя об английском и французском сентиментализме
(Л. Стерн, С. Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо).

Чтение статьи учебника «Сентиментализм» и выявление основных черт этого литературного направления в России. См. (статью ниже):

— главенствующая особенность «человеческой природы» — чувство;
— герой литературы сентиментализма индивидуализирован, он из демократических слоёв, имеет богатый духовный мир;
— произведения сентиментализма выражают просветительские идеи;
— русские сентименталисты совершенствовали литературный язык, обращаясь к разговорным формам и даже просторечиям.

V. «Бедная Лиза»: сюжет и герои

— Перескажите кратко сюжет повести «Бедная Лиза».

Какие важные особенности повести исчезли при кратком пересказе?

Групповая работа:

Группа 1.

Фрагмент повести с начала до слов «…она поцеловала мать свою».

Прочитайте выразительно начало повести до слов «…и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби»
(чтение может сопровождаться показом старинных иллюстраций с изображениями Симонова монастыря, Данилова монастыря, Воробьёвых гор, дворца в селе Коломенском.

Какие черты описания Москвы указывают, что это произведение сентиментализма?

Перескажите историю Лизиной семьи.

Люди каких социальных слоёв стали героями литературы? Почему?

Прочитайте по ролям эпизод первой встречи Лизы и Эраста
(со слов «Прошло года два после смерти отца Лизина…» до конца фрагмента).

Сделайте вывод о демократизации русского литературного языка.

Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.

Группа 2.
Фрагмент повести со слов «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей…» до слов «Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!».

Перескажите отрывок о знакомстве с Лизой и её матерью от лица Эраста.

Какое впечатление произвёл Эраст на Лизу и её мать?

Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Они сидели на траве…» до слов «…смотрел вслед за нею».

Какие черты сентиментализма отразились в диалоге?

Найдите элементы пейзажа и объясните их смысловую роль.

Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.

Группа 3.
Фрагмент повести со слов «После сего Эраст и Лиза…» до слов «…надлежало быть последнему свиданию».

Расскажите об отношениях Лизы и Эраста.

Какие соотношения разума и чувства автор считает идеальными?

Как изменились отношения Лизы и Эраста, когда их чувства победили рассудок?

Какую роль играет описание грозы?

Прочитайте по ролям диалог Лизы и Эраста со слов «Наконец пять дней сряду она не видела его…» до конца фрагмента.

Охарактеризуйте язык диалога и найдите в нём черты сентиментализма.

Озаглавьте фрагмент и определите его место в сюжете.

Группа 4.
Фрагмент со слов «Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью…» до конца повести.

Перескажите кратко сцену прощания героев и их последнюю встречу.

Какие особенности текста исчезают при кратком пересказе?

Какую роль в повести играет мотив денег?

Каково авторское отношение?

Какое значение во фрагменте играет пейзаж?

Прочитайте выразительно три последних абзаца повести.

Какие чувства она может вызвать: грусть, скорбь, иронию и др.? Обоснуйте свой ответ.

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев повести.


Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев повести "Бедная Лиза"
Пункты плана
Лиза
Эраст
1. Происхождение и социальное положение героев
          
          
2. Воспитание героев
          
          
3. Смысл имени героев
          
          
4. Первое упоминание о героях в повести
          
          
5. Портрет; авторская оценка внешности
          
          
6. Пейзажи, времена года, природные явления, связанные с героями, их душевным состоянием
          
          
7. Предметы, характеризующие героев
          
          
8. Поступки, раскрывающие их характеры
          
          
9. Отношение героев к труду, своим близким, любви, друг к другу
          
          
10. Характерные художественные детали
          
          
11. Герои в оценке других персонажей и автора
          
          
12. Выводы
          
          


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Итоговые вопросы:

Каковы основные черты сентиментализма?

Как они отразились в композиции повести «Бедная Лиза»?

Домашнее задание

Составить краткий конспект статьи учебника «Николай Михайлович Карамзин».

Устно ответить на вопросы 1, 2, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Завершить заполнение цитатной таблицы и составить письменную сравнительную характеристику Лизы и Эраста.

Индивидуальные задания.

Выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».



УРОК 12
Н. М. КАРАМЗИН. «БЕДНАЯ ЛИЗА»:
НОВЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основное содержание урока.

Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Основные виды деятельности.
Анализ повести с учётом идейно-эстетических особенностей сентиментализма. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление характерных для произведений сентиментализма тем, образов и приёмов изображения человека.

I. Утверждение общечеловеческих ценностей.
Внимание писателя к внутреннему миру героини

Вступительная беседа:


— Почему на смену литературе классицизма пришла литература сентиментализма? В чём её новизна: цели и задачи, сюжеты и герои, язык?

— Какие отношения людей отражала литература сентиментализма?

— Какие нравственные ценности провозглашали сентименталисты?

— Какие ценности, по Карамзину, можно назвать общечеловеческими?

— *Докажите, что в повести «Бедная Лиза» отражены просветительские идеи.

Групповая работа:

Группа 1. Психологи.

Найдите в повести «Бедная Лиза» цитаты, показывающие, как проявляются чувства героев (названы прямо, передаются через жесты, интонации, речь и др.).

Какими способами показаны чувства автора по отношению к героям?

Что интересует писателя во внутреннем мире Лизы?

Как в оценке поступков Эраста используется психологизм?

Группа 2. Социологи.
В чём заключается демократический характер повести?

Выпишите имена всех героев повести и распределите их по социальным группам.

Какими способами показано душевное богатство и нравственная чистота простолюдинов?

В чём новаторство Карамзина в изображении героев низшего сословия?

Какая цитата из повести, показывающая духовное богатство людей низкого происхождения, стала крылатой и почему?

Группа 3. Пейзажисты.

Какую роль играет пейзаж в произведениях сентиментализма?

Найдите важные для понимания повести пейзажи (описания Симонова монастыря, утра на Москве-реке, природы во время вечерних свиданий Лизы и Эраста, грозы, леса после отъезда Эраста, могилы Лизы и опустевшей хижины).

Какие настроения они вызывают?

Проследите их динамику и определите связь с изображением чувств героев.

Какие детали пейзажа являются ключевыми в характеристике героев?

Группа 4. Языковеды.
Что нового внёс Н. М. Карамзин в язык повести?

Чем различаются лексика, синтаксис, интонации в повести и в одах М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

Есть ли в повести слова высокого штиля? Обоснуйте свой ответ.

Найдите разговорные формы речи и просторечия и объясните их роль в повести.

Выполните задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

II. Новые черты русской литературы

Практическая работа.


Составление таблицы «Черты сентиментализма в повести „Бедная Лиза“».

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Черты сентиментализма в повести „Бедная Лиза“»
Черты сентиментализма
Примеры
1. Изображение чувства — главной черты «человеческой природы»
               
2. Наличие у героев индивидуальных внешних черт и внутренних качеств
               
3. Главные герои — люди низшего сословия
               
4. Богатство внутреннего мира героев-простолюдинов
          
          
5. Наличие в повести просветительских тенденций
               
6. Изображение картин природы, созвучных чувствам героев
               
7. Отсутствие слов и оборотов высокого штиля и включение разговорных форм и просторечий
               
8. Эмоциональные авторские отступления и оценки
               


Заполнение таблицы примерами может быть завершено дома.

Познакомьтесь с ироническими оценками современников повести «Бедная Лиза».

Чем, по-вашему, были вызваны подобные оценки?

Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, — Топитесь, девушки, в пруду довольно места! (Неизвестный автор)

Ну, можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже? (Анонимная эпиграмма)

Итоговый вопрос:

Почему повесть «Бедная Лиза» — это произведение сентиментализма?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Выполнить задание учебника из раздела «Читаем самостоятельно» и подготовить сообщения об указанных в нём произведениях Н. М. Карамзина (см. следующий урок).

Прочитать фрагменты исторического труда Карамзина «История государства Российского» (глава о Смутном времени и др.).

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…»: раздел о Карамзине (по выбору учителя).

Выполнить задание учебника из раздела «Опыт литературоведческого исследования».

*Сопоставить повесть «Бедная Лиза» с повестью Пушкина «Барышня-крестьянка»: найти сходство и различия в образах главных героинь и описании пейзажа.

Следующий урок: Н. М. Карамзин. "Осень" и другие произведения писателя >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



БИОГРАФИЯ
Н. М. Карамзина

(1766 – 1826)

По многосторонности дарований — поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка, журналист, общественный деятель — Н. М. Карамзин сродни Ломоносову и просветителям, подобным Вольтеру, Дидро, Руссо. Его влияние на русскую общественную мысль, русскую литературу и отечественную историю необыкновенно велико.

Н. М. Карамзин родился 1 декабря 1766 года в дворянской семье, под Симбирском. Его детство прошло в имении отца селе Знаменское, на берегах «священнейшей в мире» реки, как назвал писатель Волгу в одном из своих стихотворений. Первоначальное образование и воспитание получил в частном пансионе в Симбирске, затем в московском пансионе профессора И. М. Шадена (1775—1781) и в Московском университете, посещая лекции. Увлекаясь гуманитарными науками, Карамзин овладел несколькими древними и новыми языками. После окончания пансиона ему пришлось один год служить в Преображенском полку, квартировавшем в Петербурге, в 1784 году он вышел в отставку и с тех пор никогда и нигде не служил. Он целиком отдался литературной деятельности и стал одним из первых русских профессиональных литераторов.

Литературная деятельность писателя началась в 1783 году. Карамзин выпустил в свет свой перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога». После отставки он некоторое время жил в Симбирске, затем переехал в Москву. Здесь он попал в круг масонов (так назывались члены религиозно-этических обществ, которые исповедовали идеи нравственного самоусовершенствования; их собрания сопровождались особыми обрядами и были окружены тайной), сблизился с известным писателем-сатириком и журналистом Н. И. Новиковым (1785— 1789). Карамзин проникся идеями просветительства, человеколюбия и сердечности.

В круг его чтения входили французские просветители (Вольтер, Руссо), английские, немецкие (Ф. Шиллер, Г. Лессинг) и швейцарские предромантики.

В эти годы II. М. Карамзин опубликовал свою первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия». Одним из значительных событий в его творческой судьбе стал перевод трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». К началу 1789 года Карамзин разочаровался в масонстве, считая, что нравственное совершенство человека достигается не моральными проповедями, а облагораживающим воздействием искусства на души людей. Разрыв с масонами побудил Карамзина отправиться в заграничное путешествие, которое длилось больше года (1789—1790).

Сначала Карамзин приехал в Петербург, оттуда отправился в карете через Нарву за границу. Он посетил Кенигсберг, где беседовал с Кантом, побывал в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Веймаре, увидел Гёте, его собеседниками были немецкий историк Гердер и писатель Вилаид. Затем он поехал в Эрфурт и во Франкфурт-на-Майне, там его застала весть о взятии Бастилии в Париже — во Франции началась буржуазная революция. Карамзин выехал сначала в Швейцарию. В Женеве он встретился с известным якобинцем Жильбером Роммом. Затем он прибыл во Францию и из Лиона отправился в Париж, а потом уехал в Лондон, откуда вернулся в Россию.

В Париже Карамзин несколько раз побывал в Национальном собрании, слышал речи Мирабо, Робеспьера и других деятелей революции. Политическая жизнь Франции проходила не только в Национальном собрании, но и на площадях, в кафе и в театрах. Карамзин стал их ревностным посетителем, читал газеты, листовки, свел знакомства со многими политиками. Впечатление от Французской революции осталось одним из самых значительных до конца дней. Недаром Карамзин называл себя «республиканцем в душе».

В Англии Карамзина привлекла не политическая система, а цивилизация, т. е. повседневное облагороженное, комфортное устройство жизни.

Итогом путешествия стало знаменитое сочинение «Письма русского путешественника», оказавшее влияние не только на творческую деятельность Карамзина, но и на дальнейшее развитие русской литературы.

После возвращения в Россию Карамзин приступил к изданию «Московского журнала» (1791—1792). Он собрал вокруг журнала талантливую молодежь и стремился привлечь к участию в нем известных литераторов — Державина и Дмитриева. С этого времени Карамзин становится во главе литературной молодежи. Он утверждает в жизни и в литературе принципы, которые надолго войдут в обиход и станут нравственными основами общественного поведения: благородная независимость мнений, отказ от безусловной поддержки официальной точки зрения, неугасимая вера в прогресс, достигаемый просвещением людей с помощью искусства, развивающего вкус, воспитывающего чувства и улучшающего душевные качества. И хотя программа перевоспитания «злых сердец» была утопичной, она сыграла свою положительную роль. Карамзин был убежден в том, что путь человечества един, что Россия должна идти дорогой, по которой идут все цивилизованные страны Европы.

Для того чтобы это сделать, нужно, считал Карамзин, создать новую культуру, преодолев разрыв между литературой и жизнью. В словесном творчестве это выражалось в двуедином принципе: «писать как говорят» и «говорить как пишут», т. е. письменный язык должен быть приближен к разговорному, разговорный стать основой письменного, книжного языка. В конечном итоге литература должна быть очищена как от «высокопарности», «выспренности», отвлеченности, так и от грубой повседневности. Создание новой культуры мыслилось Карамзиным с помощью просвещенного вкуса, разумных понятий и чувств.

В целях обновления литературного языка Карамзин из трех стилей («высокий», «средний», «низкий») выдвинул на первый план «средний», на котором говорит и пишет образованное общество. В атом состояла реформа литературного языка, предпринятая Карамзиным.

Теоретические взгляды писателя находили художественное оправдание в его произведениях, напечатанных в «Московском журнале» и принесших Карамзину всероссийскую славу,— «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др.

«Бедная Лиза» (1792)
Н. М. Карамзин был крупнейшим русским писателем-сентименталистом. Его знаменитая повесть «Бедная Лиза» положила начало русской прозе. В этой повести Карамзин ничего не пишет ми об императорах, императрицах, ни об империи, ни о просвещенном Разуме, ни о разумном устройстве мира или государства. Его героями становятся простые люди: крестьянка Лиза, дворянин Эраст, мать Лизы и повествователь, который не является самим автором — Карамзиным. События, развернувшиеся в повести, просты и драматичны.

Карамзин написал печальную, но совсем не безнадежную повесть. Его моральные ценности восходят к таким человеческим и Божеским истинам, которые с точки зрения сентиментализма перекрывают земные. Одна из этих несомненных ценностей — чувствительность, дар природы и Бога. Без чувствительности и слез нет души, без души нет человека. Прелесть героев в том, что они, пусть на время, были чувствительны, в том, что их души цвели. Наконец, чувствительность ожила в них в предсмертные часы: Лиза вспомнила о матери, Эраст раскаялся. Рассказчик надеется, что проявленная ими чувствительность не забудется и они будут прощены. А если прощены, то и встретятся: «Теперь, может быть, они уже примирились!» Идиллия, которой не место в земном мире, все-таки существует на небесах. Тут заключено глубокое противоречие между природной, естественной и приобретенной, искусственной сторонами души, между чувствительной натурой и недостаточно чувствительным, грубым ее окружением. На земле чувствительность часто становится причиной счастливых минут и одновременно причиной несчастий и трагедий. Это происходит потому, что она хрупка, слаба, что люди не развивают ее и остаются недостаточно чувствительными. По непросвещенность чувств не отменяет их ценности. Истории, подобные рассказанной в повести «Бедная Лиза», воспитывают сердце, просвещают его чувствительными картинами, дают утонченное наслаждение сострадать родной душе, радоваться за свою бескорыстную способность быть человеком. «Ах! — восклицал рассказчик.— Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».

Уже на примере «Писем русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» можно увидеть, что Карамзин обратился к жанрам, которые были в классицизме на втором и даже на третьем плане: «путешествие», «полу-справедливая повесть». То же можно сказать и о лирических и лиро-эпических жанрах. У Карамзина на первом плане оказались элегии, послания, баллады. Иным был и герой повестей: обыкновенный частный человек, а не самодержцы, полководцы, вельможи и сановники. Но в этих произведениях поднимались очень важные вопросы о природе человеческого чувства, о моральном равенстве людей. Эта литература изменяла критерии ценности человека, которые зависели не от власти, не от богатства, не от сословной принадлежности, а от способности сочувствовать, сопереживать другим людям, от сердечной чувствительности и душевной тонкости. Признаком самой литературы стало изящество слога, достигаемое с помощью художественного вкуса и проверяемое им. Всем этим литература приближалась к жизни, но при этом жизнь заметно облагораживалась. Карамзин мечтал о том, чтобы каждый человек (крестьянин или светская дама) умел хорошо говорить и писать но-русски, мог усвоить европейскую культуру в быту и в повседневном поведении, чтобы культурные навыки превратились в привычки и стали уделом всех.

После прекращения выпуска «Московского журнала» Карамзин уехал в село Знаменское и временами приезжал в Москву. В эти годы (1794—1795) он издал два тома альманаха «Аглая*, две части повестей под названием «Мои безделки», несколько переводов с французского и повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена», «Афинская жизнь». В этих произведениях писатель ослабляет сюжетность, окутывает действие атмосферой таинственности, приближает язык прозы к языку лирики.

В лирике происходит обратный процесс: лирика приближается к изящной прозе, в ней ценится простота выражения, слога.

Смерть Екатерины II и воцарение Павла I (1796) вселяют в Карамзина надежды на ограничение деспотизма, смягчение цензуры, содействие просвещению. Однако писатель ошибся: ни внешняя, ни внутренняя политика России его не удовлетворила. В эти годы (1796—1801) Карамзин выпустил три книжки альманаха «Аониды», повесть «Юлия» и другие сочинения. Для того чтобы приблизить Россию к Европе, Карамзин издал «Пантеон иностранной словесности», ставший большим культурным событием в павловское время. Важным итогом творчества была реформа Карамзина в области литературного языка.

Личная судьба Карамзина к этому времени сложилась не совсем удачно: он был одинок, потому что его друзья не были рядом. Женитьба на Е. И. Протасовой не принесла успокоения: через год жена Карамзина скончалась и на его руках осталась дочь София. Многочисленные враги писали на Карамзина доносы.

Смерть Павла I и вступление на русский престол Александра 1 снова всколыхнули оптимистические чувства Карамзина, и он вернулся к активной литературной деятельности, снова издавая «Московский журнал», «Мои безделки», предпринял издание «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями», выпустил собрание своих сочинений в восьми томах. Главным делом Карамзина в эти годы (1801 —1803) стал выход журнала «Вестник Европы». В нем печатались переводные сочинения, но Карамзин сумел так отобрать их и внести в них такие изменения, что они в совокупности выражали продуманную программу самого издателя.

В журнале Карамзин проявил себя политическим мыслителем и писателем. С точки зрения Карамзина, эгоизм — следствие дурной природы непросвещенного человека. Цель власти состоит в том, чтобы охранить от такого человека общество и не допустить зла.

Из литературных произведений в эти годы были опубликованы повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера».

«Марфа Посадница»
В «Марфе Посаднице» как раз и воплотились политические принципы Карамзина. Марфа в повести противостоит московскому князю. Она стоит за республику и полна высоких добродетелей. Но в сердца новгородцев уже проникла корысть, «а без народной добродетели Республика стоять не может». Марфе, стало быть, угрожают две опасности — московский князь и эгоизм новгородцев. Подточенная низкими чувствами новгородская вольность не может устоять перед силой московского князя. Поэтическая мечтательность Марфы неизбежно терпит поражение от прозаического реализма московского князя, воплощающего суровую историческую необходимость.

Проверку идеологии Просвещения Карамзин предпринял не только в «Марфе Посаднице», но также в «Рыцаре нашего времени» и в «Моей исповеди», оказавших сильное воздействие на Лермонтова и Достоевского.

С 1803 по 1816 год Карамзин — официальный историограф. Его образ жизни сразу переменился. Он вторично женился (теперь — на Е. А. Колывановой, побочной дочери князя А. И. Вяземского, сестре поэта П. А. Вяземского, ставшего воспитанником Карамзина) и предался историческим трудам.

«История государства Российского»
Во время работы над «Историей государства Российского» он подал царю трактат «О древней и новой России в ее политических и гражданских отношениях» (другое название — «Записка о древней и новой России»), содержавший критику политики Александра I и впервые обративший внимание на излишнюю и неоправданную жестокость, с какой осуществлял свои реформы Петр I, а также впервые заостривший внимание на особом, отличном от западного, историческом пути России. Воздав по заслугам русским императорам (Екатерина II осуждена за аморализм в конце царствования, но похвалена за очищение «самодержавия от примеров тиранства», идеи Павла I названы «жалкими заблуждениями», лукавый либерализм Александра I подвергнут жестокой критике), Карамзин высказал идеи, касавшиеся политического устройства России. Они сводились к следующему: республика является самой идеальной формой правления, но утопической и в России пагубной; Россия находится на такой ступени государственного и культурного развития, которой более всего соответствует просвещенная монархия. Если перенести республиканские формы правления на почву самодержавия, далекого от просвещенной монархии, то чрезвычайно усилится чиновничий гнет, и Россия погибнет под натиском и напором бесстыдной и необузданной бюрократии. Исходя из этих убеждений, Карамзин реалистичнее других политиков, философов, историков и общественных деятелей оценивал правление Александра I. Он понимал, что для императора нужнее административный порядок, бюрократическая выстроенность государственного аппарата, кабинетное творчество, чем просвещение народа.

Война 1812 года прервала работу Карамзина над «Историей государства Российского» (к началу военных действий написано шесть томов). После окончания Отечественной войны, к 1814 году, Карамзин завершил седьмой том. За это время он многое пережил: выдержал охлаждение царя после представления ему «Записки о древней и новой России», эвакуацию в Нижний Новгород, смерть дочери и смерть сына. В начале 1816 года он выехал в Петербург, чтобы отдать в типографию для издания восемь томов своего исторического труда.

Разрешение на печатание «Истории государства Российского» никак не удавалось получить, потому что царь всячески тянул с аудиенцией. Наконец, в 1818 году вышли первые восемь томов. Они разошлись в один месяц, и сразу потребовалось 2-е издание. Успех «Истории государства Российского» был необычаен. Карамзин переехал в Петербург и все последующие годы (1816— 1826) провел там. Он был обласкан двором, награжден орденом Анны 1-й степени и вскоре получил чин действительного статского советника (штатского генерала). Зимой он жил в Петербурге, а на лето уезжал в Царское Село. Здесь его посещали опытные и молодые литераторы А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и др.

В Петербурге Карамзин работал над 9-м томом, посвященным эпохе Ивана Грозного. Современники были поражены смелым изображением тирании царя. Вслед за 9-м томом вышли 10-й и 11-й, а посмертно— 12-й. В 1818 году Карамзин был избран в Российскую академию. Во вступительной речи он утверждал, что высшая цель истории «раскрытие великих способностей души человеческой». Ученые полагают, что в это время, при работе над 11-м и 12-м томами, изменяется карамзинская концепция истории России. Если раньше он считал смыслом истории единство и мощь государства, что являлось основным политическим делом князей и монархов, то теперь он выдвигает в качестве цели истории моральный смысл («Все для души»). Преступление правителя, даже если оно совершено ради укрепления единства и мощи государства, не может этому содействовать, так как ведет к моральному разложению и деградации общества.

Смерть Александра I и восстание декабристов тяжело подействовали на Карамзина. Он был на Сенатской площади и простудился. В конце жизни Карамзин увидел закат своей эпохи.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Н. М. Карамзина


Значение Карамзина в истории России, в ее литературе, культуре и общественной мысли неоценимо. Он явился реформатором прозы, создав жанр психологической повести, реформатором литературного языка, открывшим дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину. Ему принадлежит честь издания альманахов и образцов «толстых» журналов, от литературно-критического до литературно-политического. Он создал великий исторический труд, возвысив ценность исторического документа и продемонстрировав глубокие принципы историзма. Как литератор, он дал пример благородного общественного поведения писателя, независимого в своих суждениях. Неподкупный и сохраняющий собственное достоинство перед лицом сильных мира сего, Карамзин презирал суету и не менял своих вглядов под действием выгодных или модных соображений.

В «Истории...» Карамзин ставил перед собой не только исторические, но и художественные задачи. В ней возник образ эпического повествователя — им стал историк, подобный древнему простодушному летописцу, с высокой ответственностью и гражданским мужеством относившийся к своему труду. В стиле повествования угадываются как черты древнего летописца, так и современного историка-гражданина: «важная простота», величавое течение речи, подчеркнутое архаизмами, афористическая точность и сдержанная эмоциональность. Недаром Пушкин ориентировался в образе Пимена из «Бориса Годунова» не только на образ древнего летописца, но и на образ эпического повествователя в сочинении Карамзина. «Последний летописец» и «первый историк» — таковы проницательные характеристики, данные Пушкиным Карамзину.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а норок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

(По Сиповскому В. В. Очерки по истории русского романа.)

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Сентиментализм (фр. sentimentslisme от англ, sentimental — чувствительный, фр. sentiment — чувство) — течение в европейской литературе и искусстве 2-й половины XVIII века. Наиболее законченное выражение получило в Англии. Главенствующей особенностью «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство.

Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоев, часто простолюдин, у него богатый духовный мир. Сен-тименталистские мотивы прозвучали в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции сентиментализма получили наиболее полное выражение у Ж.-Ж. Руссо, в России — в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского. В условиях России важнее оказались просветительские тенденции сентиментализма (А. Радищев, Н. Карамзин). Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным формам, вводили просторечие.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что характерно для героев романов и повестей русского сентиментализма?

2. Назовите одно из произведений сентиментализма, прочитанное Вами, охарактеризуйте его или расскажите о главном герое.

3. Прочитайте повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и его стихотворение «Осень». Над чем они заставляют задуматься читателя?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА

1. Подумайте, каковы положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть «Бедная Лиза»? Почему современники автора считали это новаторским приемом писателя? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.

2. Назовите слова, строки повести, которые подчеркивают особенности сентиментализма. Введите их в предложения собственной конструкции. Сделайте вывод, когда они могут использоваться в современной речи.

3. Подготовьте характеристику одного из героев повести «Бедная Лиза», включив в нее монологи и диалоги героев, описание портретов героев (письменно или устно — на выбор).

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества II. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?

2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»:

Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»?
Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время?
Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета?
Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты {любезная, нежная, робкая и т. д.).

Охарактеризуйте Лизу и Эраста. Как складывались их отношения? Почему они расстались?

Как проявляются в повести черты сентиментализма? Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

 
Посвящение в масоны. Английская гравюра XVIII в.
Источник: Муравьев В. Б. Карамзин. — М.: Молодая гвардия. 2014.
 
Гагаринская ул., 16 (дом, где жили Карамзины).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (сайт "К уроку литературы")
 
Москва. Симонов монастырь. Вид с Северо-Запада. Афанасьев Г.А. 1823 г.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика