Проблематика и образы рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Шолохов М.А. Фото, 1941 г.
 
Портреты М. А. Шолохова
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
Иллюстрации худ. Петровых
к рассказу М. А. Шолохова
«Судьба человека» [2]
 
 
 
 
Уроки по творчеству
М. А. Шолохова в 11 классе

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 90. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

Урок 91. М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа


УРОК 90
М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»:
ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗЫ

Основное содержание урока

Слово о писателе. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя, простого человека, воина и труженика. Тема воинского подвига, непобедимости человека. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Рецензирование исполнения актёров. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

I. Слово о писателе

Актуализация имеющихся знаний о писателе:


— Какие книги М. А. Шолохова вы знаете, какие читали?

— Какой мир изображён на страницах произведений писателя?

— Знаете ли вы фильмы, созданные по его произведениям? О чём они?

Основные положения лекции учителя:

1. Детство и годы учёбы будущего писателя: домашнее обучение, подготовительный класс гимназии в Москве и учёба в Богучарской гимназии, стремление к самообразованию.

2. Годы революции и Гражданской войны и их влияние на личность М. А. Шолохова. Крутые повороты в судьбе юноши.

3. Начало писательской деятельности. Первые рассказы.
(Сообщения о сюжетах и героях ранних рассказов писателя.)

4. Панорама жизни на Дону в годы революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Сюжет и герои романа.

5. Изображение процесса коллективизации в романе «Поднятая целина». Сюжет и герои романа.

6. Писательская и журналистская деятельность М. А. Шолохова в годы Великой Отечественной войны.
(Сообщения учащихся о рассказе «Наука ненависти» и военных очерках Шолохова, об интересных фактах биографии писателя.)

7. История создания рассказа «Судьба человека». Просмотр фрагмента из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека».

8. Получение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон». Последние годы жизни М. А. Шолохова. Его писательская и общественная деятельность.

II. Судьба человека и судьба Родины.
Фрагмент рассказа в актёрском исполнении


Составление лексических комментариев к словам и выражениям из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Групповая работа
с включением выразительного чтения фрагментов рассказа «Судьба человека» по ролям

(игра «Театр у микрофона»):

Группа 1. Фрагмент с начала рассказа до слов «…такой я её и во сне всегда вижу».

Прочитайте по ролям отрывок со слов «Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов…» до слов «Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Какие детали подмечает рассказчик во внешности мужчины и мальчика?

Перескажите историю жизни Андрея Соколова до ухода на фронт.

Что он вспоминает из своей семейной жизни и как это его характеризует? Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 2. Фрагмент рассказа со слов «Только не пришлось мне и года повоевать» до слов «Однако поделили без обиды».

Расскажите, как Соколов попал в плен (до разговора с Мюллером).

Какие детали повествования указывают на черты его характера?

Как он характеризует Мюллера?

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер…» до конца фрагмента.

Какие черты характера героя проявились в его поединке с Мюллером? Озаглавьте эту часть рассказа.

Группа 3. Фрагмент рассказа со слов «Как-то выстроили нас…» до слов «Вспомнил и поехал в Урюпинск».

Как герой выбрался из лагеря?

Прочитайте по ролям отрывок со слов «Приехали мы в город Полоцк» до слов «…обещал меня к награде представить».

Какие детали говорят о состоянии героя, попавшего на родную землю?

Как герой узнал о гибели своей семьи?

Покажите, как автор использует приём психологизма.

Группа 4. Фрагмент рассказа со слов «Приятель мой и жена его…» до конца рассказа.

Как в портрете мальчика выражено отношение Соколова к нему?

Прочитайте по ролям отрывок со слов «На четвёртый день прямо из совхоза…» до слов «…радоваться надо, а вы плачете».

Какие чувства вызывает эта сцена? Как автор передаёт психологическое состояние героев?

Что произошло с героями после их встречи? Озаглавьте эту часть рассказа.

Прослушивание фрагмента рассказа в актёрском исполнении
и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Образ главного героя, простого человека, воина и труженика

Практическая работа:


1. Характеристика героя и средств создания его образа. Составление цитатной таблицы (см. уроки 69—70). Работа с таблицей завершается дома.

2. Продолжение ряда цитат на тему «Стойкость человека в суровых испытаниях»:

«Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»
«Упади я, и он бы пришил меня к земле очередью».
«И я из последних сил, но пошёл»…

— Как эти цитаты характеризуют Андрея Соколова и автора?

IV. Тема воинского подвига, непобедимости человека

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Обсуждение иллюстраций к рассказу.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему трагическое повествование о войне не рождает чувства безысходности?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М. А. Шолохова.

Завершить заполнение цитатной таблицы и ряд цитат.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока или составить характеристику Соколова (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Выполнить задания из главы о М. А. Шолохове в практикуме «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Посмотреть фильм С. Бондарчука «Судьба человека».

Групповое задание. Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Электронная презентация «Рассказ „Судьба человека“ в иллюстрациях художников».

Следующий урок: М. А. Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.


МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905 – 1984)


Михаил Александрович Шолохов родился на хуторе Кружилин Вешенской станицы бывшей Области войска Донского. «С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, но которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы, и тяжелые стенные работы пахоты, сева, уборки пшеницы — все это клало черту за чертой на облик мальчика, потом юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами»,— писал о детстве и юности Шолохова писатель Александр Серафимович.

Родители рано заметили в мальчике любознательность, тягу к знаниям. Сначала пригласили в дом учителя, который подготовил своего ученика к поступлению в начальное училище. В 1914 году отец повез Мишу в Москву, в подготовительный класс гимназии. Но вскоре он перевел сына в Богучарскую гимназию, в Воронежской губернии, поближе к дому. Будущий писатель учился жадно, упорно занимался самообразованием. Увлеченно читал Гоголя и Толстого, Горького. Уже в гимназические годы пробует писать. Особенно его привлекают исторические сюжеты. Занятия в гимназии были прерваны Гражданской войной. «Поэты рождаются по-разному,— говорил впоследствии писатель.— Я, например, родился из Гражданской войны на Дону».

Вернувшись в родные места пятнадцатилетним подростком, Шолохов стал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Писал агитационные пьесы для самодеятельного театра. Затем служил в продотряде. «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами»,— вспоминал писатель. Несколько раз судьба будущего писателя делала очень крутые повороты: он оказался в плену у махновцев и лишь чудом избежал расстрела. В другой раз к расстрелу его приговорили свои же. Превышая полномочия, он оставлял часть, зерна у хозяев, что было расценено преступлением перед революцией.

Литератор Василий Воронов писал о Шолохове тех лет: «Его переполненная недетскими впечатлениями душа рвалась, жаждала немедленного возмездия, справедливости. Он клялся себе бороться до конца, до последнего патрона, и, если останется жив, рассказать правду людям. Опустошенные поля, сироты, предсмертные слова товарищей, пожарища, митинги, исстрадавшееся лицо — все это стояло перед глазами, не давало покоя даже во сне».

Когда закончилась Гражданская война, осенью 1922 года Шолохов едет в Москву, чтобы поступить учиться на рабфак — рабочий факультет. Но его не приняли — ни рабочего стажа, ни комсомольской путевки у него не было и не могло быть. Он устраивается на тяжелую, низкооплачиваемую работу (грузчиком, каменщиком), пробует писать для газет. В 1923 году газета «Юношеская правда» (теперешний «Московский комсомолец») напечатала его фельетон «Испытание».

В середине 20-х годов в московских газетах и журналах были напечатаны первые рассказы Михаила Шолохова «Родинка», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Нахаленок». В рассказах этих зазвучали переполнявшие молодого писателя впечатления Гражданской войны — и погони, и схватки, смелость и бесшабашность, но прорывалось главное — трагедия отцеубийства («Бахчевник»), сыноубийства («Родинка»). Прорывается материнский плач но убитым сыновьям, протестующий против разрушения естественных человеческих, семейных, родственных связей человека.

Вслед за журнальными публикациями выходят первые книги Шолохова «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «О Колчаке, крапиве и прочем». Вскоре, в конце 20-х годов, были напечатаны первые две книги всемирно известного романа-эпопеи о трагедии народа в годы Гражданской войны «Тихий Дон», отмеченного знаком высшего международного признания — Нобелевской премией. Роман произвел сильнейшее впечатление на читателей. «Еще не законченный роман Шолохова «Тихий Дон» — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен» — так оценила критика появление романа. В 30-е годы была опубликована первая книга романа, «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»). Роман, в котором официальная критика увидела лишь восхваление колхозного строя. Но и в этом романе в центре внимания оказались драматические судьбы крестьян-середняков. Да и судьбы главных героев романа, организаторов колхозного строительства на Дону, завершаются трагически.

Последняя книга романа-эпопеи «Тихий Дон» была опубликована всего за несколько месяцев до начала еще одной всенародной трагедии — нападения на Родину немецко-фашистских захватчиков. С первых же дней Великой Отечественной войны Шолохов становится писателем-фронтовиком. Его очерки «На пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Военнопленные» рисовали портреты людей, героев-фронтовиков, воспроизводили драматические события войны, наполняли сердца людей любовью к Родине, ненавистью к захватчикам.

Одним из самых известных произведений Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека». Популярности рассказа в значительной степени способствовал талантливый фильм Сергея Бондарчука, снятый по шолоховскому произведению. Рассказ был опубликован в 1957 году, когда прошли годы, необходимые для глубинного осмысления произошедшего, но еще была свежа память о трагедии и героическом подвиге народа.

Сюжет произведения был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшим фронтовиком, с которым писатель встретился на дороге около хутора Московского в первый послевоенный год. Был весенний паводок. Шолохов отдыхал на берегу небольшой, но бурно разлившейся речки в ожидании переправы. К нему подошел уже немолодой мужчина с мальчиком и, приняв писателя за своего брата-шофера, поведал историю своей жизни. Запомнился писателю рассказ. Не раз память возвращала его к судьбе солдата. Но лишь через десять лет был написан рассказ «Судьба человека».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Петровы – почти все работы Валентина Владимировна и Леонид Григорьевич Петровы создавали вместе.
27 эстампов художников Петровых к рассказу «Судьба человека» с 1988 г. хранятся в фондах Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова. Создавая серию работ в технике офорта, Валентина и Леонид Петровы отказались от пересказа текста рассказа. Их листы – размышления над прочитанным, попытка языком искусства показать нравственную силу советского человека в борьбе с фашизмом.
Работа художников получила Золотую медаль Международной выставки искусства книги в 1965 г. в Лейпциге (ГДР). (вернуться)

 
М. А. Шолохов в канун нового 1946 года. Ст. Вешенская.
Фото А. Соколенко.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова.
– М.: Галерия, 2005, стр. 520.
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика