Мотылёк и цветы. В.А.Жуковский
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Жуковский В.А.
 
Портрет В. А. Жуковского
работы П.Ф.Соколова, 1820-е гг.
Музей Тропинина, Москва
 
 
В. А. Жуковский – поэт-романтик
(урок литературы в 9 классе)
 
 
 
 
 
 
 
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783–1852)
МОТЫЛЕК И ЦВЕТЫ [1]

Поляны мирной украшение,
Благоуханные цветы,
Минутное изображение
Земной, минутной красоты;
Вы равнодушно расцветаете,
Глядяся в воды ручейка,
И равнодушно упрекаете
В непостоянстве мотылька.

Во дни весны с востока ясного,
Младой денницей пробужден,
В пределы бытия прекрасного
От высоты спустился он.
Исполненный воспоминанием
Небесной, чистой красоты,
Он вашим радостным сиянием
Пленился, милые цветы.

Он мнил, что вы с ним однородные
Переселенцы с вышины,[2]
Что вам, как и ему, свободные
И крылья и душа даны;
Но вы к земле, цветы, прикованы;
Вам на земле и умереть;
Глаза лишь вами очарованы,
А сердца вам не разогреть.

Не рождены вы для внимания;
Вам непонятен чувства глас;
Стремишься к вам без упования;
Без горя забываешь вас.
Пускай же к вам, резвясь, ласкается,
Как вы, минутный ветерок;
Иною прелестью пленяется
Бессмертья вестник мотылек...

Но есть меж вами два избранные,
Два ненадменные цветка:
Их имена, им сердцем данные,
К ним привлекают мотылька.
Они без пышного сияния;
Едва приметны красотой:
Один есть цвет воспоминания,
Сердечной думы цвет другой.

О милое воспоминание
О том, чего уж в мире нет!
О дума сердца — упование
На лучший, неизменный свет!
Блажен, кто вас среди губящего
Волненья жизни сохранил
И с вами низость настоящего
И пренебрег и позабыл.

1824

Источник: Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. — М.: Яз. рус. культуры, 1999—... Т. 2. Стихотворения 1815—1852 годов / Ред. О. Б. Лебедева, А. С. Янушкевич. — 2000. — С. 240—241.


1. Мотылёк и цветы – дата создания: первая половина 1824 г., опубл.: «Северные цветы на 1825 год», СПб., 1824, с. 357—359 с подписью «Жуковский» и примечанием «Стихи, написанные в альбоме Н. И. И., на рисунок, представляющий бабочку, сидящую на букете из pensée [анютины глазки. — фр.] и незабудок».
В прижизненные собрания сочинений не входило.
Еще П. А. Плетневым было установлено (см. его письмо к Я. К. Гроту от 16 января 1842 г. // Переписка. Т. 1. С. 469), что речь идет о воспитаннице Софьи Ивановны Местр (урожд. Загряжской) и ее мужа гр. Ксавье де Местра — Наталье Ивановне Ивановой (в замуж. Фризенгоф; ум. 1850).
О ней см.: Временник Пушкинской комиссии. 1971. Л., 1973. С. 31—35; Раевский Н. Избранное. М., 1978. С. 35—36, 475.
По автографу Жуковского из этого альбома, хранящегося в Бродянах (Словакия), где в фамильном замке Фризенгофов жила владелица альбома, это стихотворение было опубликовано Яном Ференчиком (Slovenské pohl’ady. 1947. № 1. S. 181—184).
Прекрасное и в самой жизни, и в искусстве — эта идеальная субстанция, символ духовного инобытия — составляет философскую основу целого ряда стихотворений Жуковского 1815—1824 гг. («Цвет завета», «Лалла Рук», «Таинственный посетитель», «Мотылек и цветы»).
Новаторство Жуковского проявилось в том, что он в стихотворении «Мотылек и цветы» употребил рифмованные дактилические окончания, что было для русской поэзии открытием. Ср.: «Поляны мирной украшение, // Благоуханные цветы, // Минутное изображение // Земной, минутной красоты <...>».

Бабочка, мотылек — устойчивый образ сентиментальной поэзии и живописи.
Множество мотыльков и бабочек в стихотворениях русских и европейских поэтов XVIII — первой трети XIX в. О бабочках и мотыльках писали В. В. Капнист и М. М. Херасков, Г. Р. Державин и В. Л. Пушкин.
«Философия бабочки» — так назвала свое стихотворение А. П. Бунина. «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу», «Мотылек и цветы» — стихотворения В. А. Жуковского.
К концу двадцатых годов XIX в. относятся две живописные работы А. Г. Венецианова — «Крестьянка с бабочками» и «Жнецы», где крестьянская женщина и ее сын любуются красотой севших на руку матери бабочек.
Бабочки — излюбленная тема изысканных акварелей конца десятых — начала двадцатых годов XIX в. Ф. П. Толстого: «Цветок, бабочка и мухи», «Фантастическая бабочка», «Бабочка».
На листах альбома Д. И. Дешан, урожденной Ивановой, среди других рисунков и акварелей Ф. П. Толстого — его «Бабочки, анютины глазки», «Бабочка, паук, цветы, клубника», «Букет цветов, бабочка и птичка», «Голубая бабочка». Бабочки Ф. П. Толстого изображены с блеском и виртуозностью, запечатлены в тончайших переливах их цветовой окраски; они соперничают с натурой, порой обманывая зрителя. Рисунки Ф. П. Толстого украшали многие альбомы. Они были известны Пушкину. И, как знать, может быть, Пушкин имел в виду и бабочек, нарисованных художником, когда писал в «Евгении Онегине» об альбомах великосветских дам:

Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной... (VI, 86) (вернуться)

2. Он мнил, что вы с ним однородные... – Пушкин пришел в восторг от стихотворения «Мотылек и цветы» и не принял только ту его часть, в которой возобладал дидактически-морализаторский тон: «Что прелестнее строфы Жуковского Он мнил, что вы с ним однородные и следующей. Конца не люблю» (Письмо Л. С. Пушкину и П. А. Плетневу от 15 марта 1825 года.). (вернуться)

 
Ф. П. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820
Гуашь. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Толстой исполнил серию рисунков стрекоз для императрицы Марии Федоровны, серию рисунков бабочек для императрицы Елизаветы Алексеевны. Он создавал большие, нарядные натюрморты, объединяя цветы, фрукты, птичек, бабочек – все, что так красиво и так радует глаз, и на отдельных листах, и в альбомах.
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика