В. А. Жуковский. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
В.А.Жуковский. Портрет работы
художника О.А.Кипренского, 1816 г.
 
В.А.Жуковский. Портрет работы художника П.Ф.Соколова, 1820-е гг. Музей Тропинина, Москва.
 
 Портреты В. А. Жуковского
 
 Творчество В. А. Жуковского
 
 Рисунки В. А. Жуковского
 
 Элегии В. А. Жуковского
 
Жуковский В. А. «Невыразимое (Отрывок)»
 
Жуковский В. А. Эолова арфа
 
Жуковский В. А. «Я Музу юную, бывало...»
 
Статья учебника «Биография В. А. Жуковского»
 
Баллада: история и особенности жанра
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783–1852)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 16. В. А. Жуковский — поэт-романтик

Урок 17. В. А. Жуковский. «Невыразимое». Урок внеклассного чтения 3


УРОК 16
В. А. ЖУКОВСКИЙ — ПОЭТ-РОМАНТИК

Основное содержание урока

Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания стихов с романтическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие элегия.

I. Слово о поэте. Основные этапы его творчества

Концерт-миниатюра из произведений В. А. Жуковского:


«Перчатка», «Лесной царь», «Спящая царевна», «Ночной смотр» (фрагмент) и др.

— Какие чувства и настроения вызывают стихи Жуковского?

— Можно ли на слух определить жанры прочитанных произведений?

— *Какими показаны в них общество, природа и человек?

Лекция учителя о жизни и основных этапах творчества В. А. Жуковского
с включением выразительного чтения и обсуждения стихотворений поэта.

Основные положения лекции:

1. Рождение В. А. Жуковского и сложности его детства.

2. Обучение Жуковского, его юношеские друзья.

3. «Пересаживание» европейского романтизма на русскую почву. «Мой ум — как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти всё или чужое, или по поводу чужого — и всё, однако, моё» (из письма Н. В. Гоголю от 6 февраля 1848 года).

4. Раннее творчество Жуковского (до 1808 года). Влияние сентиментализма Карамзина на первые опыты поэта.

Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Сельское кладбище» (фрагмент) (См. страницу "Жуковский В. А. Сельское кладбище):

— С какой целью поэт соединяет в стихотворении мёртвых и живых?

— Почему поэт уверен в вечной жизни человека? Что ему помогает в земной юдоли?

5. Служба в Главной соляной конторе и арест за занятия литературным творчеством. Отставка и жизнь в Мишенском.

Выразительное чтение фрагмента стихотворения «Вечер» (см. страницу "Жуковский В. А. Вечер")
или прослушивание дуэта Полины и Лизы из I акта оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

6. Драматическая история любви В. А. Жуковского к Маше Протасовой (см. ниже портреты М. Протасовой)

Выразительное чтение стихов, посвящённых ей:
«Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой...»), «К ней», «19 марта 1823 года» и др.

7. Выразительное чтение и обсуждение баллады «Эолова арфа» (см. Жуковский В. А. Эолова арфа)

— Каким настроением проникнута баллада? Укажите черты этого жанра.

— Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана? Каков духовный мир влюблённого юноши Арминия?

— В чём основа романтического конфликта баллады?

— Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.

— Как отразились в балладе мифологические мотивы? Какой характер приобретает в ней мотив смерти?

— Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Докажите, что баллада носит автобиографический характер.

— Какой характер придаёт тексту особая форма разностопной восьмистишной строфы?

8. Романтические искания (1808—1830). Создание баллад. Участие в войне 1812 года, ранение и лечение в госпитале.

Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Певец во стане русских воинов»:

— Какие эмоции характерны для настроения стихотворения? Как сочетаются в нём возвышенный тон и лирическая задушевность?

— Какой показана история многолетней борьбы России с врагами? Как автор утверждает связь времён, преемственность поколений?

— Докажите, что стихотворение проникнуто патриотическим пафосом.

— Попытайтесь определить жанр стихотворения и аргументируйте своё мнение. Найдите в тексте черты оды, элегии и баллады. Каковы функции архаической лексики? Назовите черты текста, характерные для романтизма.

9. Переводческая деятельность В. А. Жуковского (с 1830 года). Переводы баллад В. Скотта, произведений Ф. Шиллера, поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник», «Энеиды» Вергилия, «Метаморфоз» Овидия.

10. Жуковский — наставник наследника русского престола, будущего императора Александра II. Воспитание в нём любви к добру, справедливости, милосердию.

11. Соревнование с Пушкиным в написании сказок летом 1831 года. Отъезд на лечение за границу.

12. Выход в отставку и отъезд в Германию (1841). Женитьба на Елизавете Рейтерн. Перевод на русский язык восточных эпических поэм, «Одиссеи» Гомера, «Нового Завета». Смерть Жуковского.

Выразительное чтение отрывка из стихотворения «Царскосельский лебедь» (по выбору учителя).

II. «Море»: романтический образ моря.
Образы моря и неба: единство и борьба.


Особенности языка и стиля стихотворения

Восприятие и выразительное чтение стихотворения «Море» (См. текст стихотворения).

Аналитическая беседа:

1. Составьте к стихотворению лексические и историко-культурные комментарии.

2. Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?
В чём символический смысл того, что море тянется к небу, а приковано к земле?
Какими человеческими чертами поэт наделяет море? Почему?

3. Как меняется настроение лирического я?
Почему ему близко изменчивое состояние моря?
Что общего и различного у моря и лирического я?

4. *Какое настроение создаёт замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?
*Как ритм текста помогает создать картину моря?
*Какую роль играет в тексте звукопись?

5. *Найдите примеры возвышенной лексики и определите её роль.
*Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом.
Какое настроение создаёт обилие обращений и вопросительных интонаций?
Какой характер придаёт описанию нерифмованный, белый стих?

6. *В чём религиозность и философичность созданной Жуковским картины моря?
Соотнесите содержание стихотворения с романтическими принципами изображения жизни и человека.

III. Практическая работа.
Сопоставительный анализ центральных образов стихотворения: моря, неба, земли.


Составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Сопоставительный анализ центральных образов стихотворения "Море": моря, неба, земли
Основания для сопоставления
Море (группа 1)
Небо (группа 2)
Земля (группа 3)
Звуковой строй
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Лексический строй. Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Синтаксический строй. Поэтические фигуры
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Поэтические интонации
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Динамика образов (начало, середина, конец стихотворения)
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Пространственно-временные отношения
    ‎    
    ‎    
    ‎    
Выводы
    ‎    
    ‎    
    ‎    


IV. Понятие об элегии.
Черты элегии в стихотворении


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выяснение смыслового наполнения понятия элегия.

Подбор из стихотворения «Море» примеров, иллюстрирующих понятие элегия.

V. Чтение стихотворений, посвящённых В. А. Жуковскому:

А. С. Пушкин. «К портрету Жуковского» (см. стихотворение ниже),
Д. В. Давыдов. «В. А. Жуковскому» (см. стихотворение ниже).

Итоговые вопросы:

Чем удивительна жизнь и творческая деятельность В. А. Жуковского?

Какие романтические принципы изображения жизни и человека отразились в стихотворении «Море»?

Домашнее задание

По статье учебника и лекции учителя составить краткую хронологическую таблицу «Жизнь и творчество В. А. Жуковского» (см. статью ниже):

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
«Жизнь и творчество В. А. Жуковского»
Даты жизни
Факты биографии
Черты творчества
Произведения
    ‎    
    ‎    
    ‎    
    ‎    


Выучить стихотворение «Море» наизусть.

Сделать его письменный анализ или ответить письменно на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение стихов В. А. Жуковского (по выбору учителя).



УРОК 17
В. А. ЖУКОВСКИЙ. «НЕВЫРАЗИМОЕ»

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 3

Основное содержание урока.
Отношение поэта-романтика к слову. Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (язык, композиция, образы времени и пространства, образ романтического героя).

I. Отношение поэта-романтика к слову

Групповая работа:

Группа 1.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Особенности лирики В. А. Жуковского»
(см. статью ниже):

В чём поэт видит смысл жизни и цель человечества? Какую духовную власть он видел в Божественном даре поэзии?

Почему Белинский уверен, что стихи поэта «могли быть вместе и лучшею его биографиею»?

Группа 2.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Лирический герой»
(см. статью ниже):

Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие лирический герой. Чем он отличается от автора?

*Чем отличается образ лирического героя в романтизме от условного образа автора-стихотворца в классицизме?

*Почему лирический герой романтизма обладает устойчивыми чертами?

Группа 3.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Особенности поэтического языка В. А. Жуковского»
(см. статью ниже):

Чем отличается лирика природы у В. А. Жуковского от пейзажной лирики Г. Р. Державина?

Докажите, что Жуковский создаёт не «пейзаж природы», а «пейзаж души». Благодаря каким открытиям Жуковского внутренний мир человека стал достоянием всей русской поэзии?

Составление таблицы «Отношение поэта-романтика к слову»:

ТАБЛИЦА
«Отношение поэта-романтика к слову»
Философская позиция
Её смысловое наполнение
Отношения человека, поэзии и Творца
Поэзия — Божественный дар, имеющий особую духовную власть, помогающий видеть в земном мире черты вечного, пробуждать стремление к идеалу
Отношения поэта и лирического я в романтической поэзии
Лирическое я в романтической поэзии — это не маска, надеваемая поэтом в зависимости от жанра, в котором он творит, а устойчивый образ, отражающий взгляды и чувства поэта, его мировосприятие
Душа поэта в условиях романтического двоемирия
Душа поэта необъятна и находится одновременно в двух мирах: реальном и идеальном. Слово передаёт не конкретные картины мира, а ощущения от них, высокие чувства, освобождающие душу от мирской суеты
Соотношения реального и внутреннего миров
В описании мирских картин преобладает зыбкость очертаний, предметы неопределённы. Но важны не сами предметы, а их проекция на состояния души
Роль поэтического языка в передаче внутренних состояний человека
Поэты-романтики подбирали такие слова, которые рождали у читателя определённые эмоциональные ощущения, тем самым расширив словарь русской лирики и обнаружив в словах дополнительные смыслы, способные передавать переживания и настроения


II. Практическая работа.

Используя материалы таблицы, проанализируйте стихотворения В. А. Жуковского.
Приведите примеры.

Группа 1.
«Я Музу юную, бывало…» (см. стихотворение ниже):

Группа 2. «Лалла Рук»

Группа 3. «Мотылёк и цветы».

Группа 4. «Жизнь».

III. Границы выразимого.

Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта

Чтение и анализ стихотворения «Невыразимое» (см. стихотворение ниже):
Прослушать запись: стихотворение "Невыразимое" читает читает Д. Журавлёв (02:46) >>>

1. Объясните значение встретившихся непонятных слов.

2. Почему, по мысли В. А. Жуковского, в языке есть слова для описания «ярких черт» природы и нет слов для выражения чувств, душевных движений?
Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль автора.

3. *Как понять выражения: присутствие Создателя в созданье, но льзя ли в мёртвое живое передать, лишь молчание понятно говорит?

4. Почему человеческий язык не может выразить словами Божественную сущность природы?

5. Какое значение в человеческой жизни имеет искусство? Каковы его выразительные возможности?

6. Найдите слова высокого стиля и объясните их смысловую роль.

7. *Прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» и поэта-символиста Вл. Соловьёва «Милый друг, иль ты не видишь…».
Чем они созвучны стихотворению «Невыразимое»?

IV. Ответы на вопросы викторины № 4 из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Итоговые вопросы:

Что дало право В. Г. Белинскому сказать: «Жуковский — это литературный Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии... вот его великое дело, его великий подвиг...»?

Какими новыми возможностями обогатил русскую поэзию Жуковский?

Домашнее задание

Прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана».

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или сделать письменный анализ стихотворения «Невыразимое».

Следующий урок: В. А. Жуковский. "Светлана" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



БИОГРАФИЯ
В. А. ЖУКОВСКОГО
(1783–1852)


В русскую литературу романтизм ввел Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений.

В. А. Жуковский родился в селе Мишенском Тульской губернии в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина. Матерью его была пленная турчанка Сальха, которую нарекли Елизаветой Дементьевной Турчаниновой. Ребенок считался по тем временам незаконным, и его положение в семье было двусмысленным. По желанию Бунина мальчика усыновил бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский. Чтобы упрочить будущее сына и смягчить его печальную участь, Бунин записал его в военную службу, и шестилетний мальчик получил чин прапорщика. Это давало право на получение дворянского звания. Его имя внесли в дворянскую родословную книгу Тульской губернии. Однако после смерти Бунина Жуковский почувствовал себя в доме особенно неуютно. Неясное и неустойчивое место в семье доставляло ему психологические неудобства и было источником глубоких переживаний. Жуковский не озлобился на судьбу, сохранил уравновешенность, спокойствие, доброжелательность. Он смиренно и кротко, с неугасающей верой и молитвой переносил выпавшие на его долю нравственные испытания. Впоследствии Пушкин назвал его душу «ангельской», а воспоминания современников запечатлели сердечность, отзывчивость поэта.

Учился будущий писатель сначала дома, затем в пансионе X. Ф. Роде, в главном народном училище, и снова дома — в Туле. Наибольшее воздействие на него оказал Благородный университетский пансион в Москве, где он нашел и опытных наставников, и родственную по духу среду сверстников, особенно в знаменитой семье Тургеневых. Сыновья И. И. Тургенева — Александр, Николай и особенно Андрей навсегда останутся друзьями Жуковского.

Жуковский был одним из лучших учеников. Он закончил пансион с серебряной медалью. Сразу же после окончания пансиона вместе с А. Тургеневым, А. Мерзляковым он создает Дружеское литературное общество. Участники его ставят перед собой цель познакомить русскую публику с новейшими литературными течениями на Западе и произведениями европейских авторов. Так они начинают приучать читателей к романтизму и пересаживают западные романтические идеи на русскую почву, учитывая, конечно, ее своеобразие.

Друзья полагали, что, прежде чем приступить к самобытному творчеству, нужно освоить достижения европейской культуры. Только сделав сочинения европейцев фактами русской культуры, можно двинуться дальше и начать творить, идя при этом своей, не проторенной другими народами дорогой. Поэтому почти все произведения Жуковского можно назвать и переводными, и оригинальными. Чужое он превращал в свое, творчески преобразовывал и делал достоянием русской культуры.

Жуковский не ставил перед собой задачи точно перевести подлинник. Он творчески перерабатывал текст. Так поступал не только Жуковский, но и Крылов, Батюшков, другие поэты того времени. Разными путями, но преследуя сходную цель, писатели прививали русской культуре европейский опыт. Благодаря Н. И. Гнедичу и Жуковскому наша публика познакомилась с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера.

В ту пору, когда Жуковский учился в пансионе, он уже сочинял, но его первые произведения выдержаны в классицистическом или в сентиментальном духе. Первым произведением, которое Жуковский считал началом своего творчества, была элегия «Сельское кладбище», перевод стихотворения английского поэта Томаса Грея.

С этого времени Жуковский понял, что его жизненное призвание — художественная литература. Служба в Главной соляной конторе кончается тем, что за занятия литературой и пренебрежение должностью его сажают под «арест». Когда срок наказания кончился, Жуковский подал в отставку, на пять лет поселился в селе Мишенском и со всем пылом юности предался самообразованию.

Не прекращалось и его лирическое творчество. Среди элегий, написанных в Мишенском, — стихотворение «Вечер», принадлежащее к самым совершенным. В Мишенском к Жуковскому пришла большая любовь.

Молодой поэт давал уроки своим племянницам — Марии и Александре Протасовым, дочерям его единственной по отцу сестры. С 1805 года началась драматическая история отношений с Машей Протасовой. Возлюбленной Жуковского было 12 лет. Двадцатилетний поэт решил ждать ее совершеннолетия. Однако будущее не обещало семейного счастья, потому что по церковным законам близким родственникам не разрешалось вступать в брак. Сестра Жуковского и мать Маши — женщина религиозно настроенная, верующая — решительно воспротивилась намерениям влюбленных.

После затворничества в Мишенском (1802 — 1807) Жуковский приезжает в Петербург и становится на короткое время редактором журнала «Вестник Европы», сменив Карамзина. В 1808 году он написал балладу «Людмила» на сюжет стихотворения немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора». После нее в течение шести лет появилось сразу 13 баллад (всего Жуковский написал 39), и среди них такие, как «Кассандра», «Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Пустынник», «Адельстан», «Ивиковы журавли», а в следующие годы «Варвик», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Ахилл», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург», «Жалобы Цереры», «Торжество победителей», «Баллада о старушке...», «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», «Ночной смотр», «Лесной царь», «Кубок», «Элевзинский праздник» и др. Одни из этих баллад названы «русскими», другие по тематике относятся к средневековым (английским и немецким), третьи — к античным. Но есть и баллада на современный сюжет («Ночной смотр»). Со времени создания баллад «Людмила» и «Светлана» Жуковского стали называть «балладником». Баллада стала жанром, который принес победу романтизму в русской литературе. Сначала баллада считалась произведением «легкого» жанра, незначительным по своему содержанию, но искусство Жуковского выдвинуло ее на первый план литературы того времени.

Не угасает и лирическое творчество поэта. Жуковский стремится выразить в лирике зыбкое, ускользающее, таинственное, погружается в область предчувствий и грез. Одним из самых устойчивых мотивов становится воспоминание, приобретающее религиозно-романтический смысл. Поэт вспоминает о юности, друзьях и вновь испытывает томление по небесному, божественному и очаровательно прекрасному миру.

Отечественная война 1812 года всколыхнула патриотические чувства Жуковского. Он был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу М. И. Кутузова, был ранен, лечился в госпитале. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Св. Анны Жуковский оставил армию. В 1812 году он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое сделало его известным всей России.

Поэт совместил в стихотворении признаки пламенной и торжественной батальной оды с особенностями печальной любовной элегии. Жуковский славил русских воинов от древних времен до 1812 года. Слово его было задушевным, интонация — сердечной. Ода-элегия стала новаторским сочинением в русской поэзии.

В последующие годы творчество Жуковского, несмотря на напряженные занятия, не ослабевает. Из крупных лирических стихотворений в 1819—1824 годах появляются «Невыразимое», «На кончину Ее Величества королевы Виртембергской», «Цвет завета», «Я Музу юную, бывало...», «К мимо пролетевшему знакомому Гению», «Жизнь», «Лалла Рук», «Море», «Таинственный посетитель», «Мотылек и цветы».

В 1817 году возлюбленную поэта принудили выйти замуж за доктора И. Ф. Мойера, в 1823 году Жуковский оплакал ее раннюю смерть. Трагическая любовь стала еще одной темой поэзии Жуковского.

И все же постепенно лирика в творчестве Жуковского угасает. Любовная тема исчезает после кончины Марии Мойер, урожденной Протасовой. С тех пор Жуковский все чаще отдает свои творческие силы стихотворному эпосу. Переход русской литературы к эпическим, и в частности прозаическим, жанрам преломился в творчестве Жуковского своеобразно. Поэт обратился к стихотворному эпосу, оставив лирику, но сохранив верность стихотворной речи. В 1820-е годы Жуковский переводил баллады Вальтера Скотта, много произведений Ф. Шиллера, «Шильонского узника» Дж. Г. Байрона, отрывки из поэмы «Энеида» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия.

В 1826 году Жуковскому предложили стать наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II. В этом качестве он находился при дворе по 1841 год. Жуковский понял задачу воспитания и образования царского сына как национально-историческую для России и чрезвычайно ответственную. Он сам составлял программы, конспекты занятий и старался внушить великому князю любовь к добру, милосердие, вселить в него мысль о необходимости государственных реформ. Впоследствии Жуковский вместе со своим высокородным учеником совершил путешествие по России. Россия была обязана не только поэтическому, но и человеческому таланту Жуковского, воспитанник которого в 1861 году освободил крестьян от крепостной зависимости. Именно Жуковский побуждал Николая I простить декабристов, объявив им амнистию, оказал помощь Баратынскому, Ф. Н. Глинке, Герцену, участвовал в судьбах Кольцова, Шевченко, Лермонтова, А. Никитенко.

В 1830-е годы творческий дар Жуковского не оскудел: появились новые баллады, в которых преобладало эпическое начало. Лето 1831 года Жуковский провел в Царском Селе. Там жил и Пушкин. Поэты вступили в своеобразное соревнование, результатом которого стали сказки. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее...», «Сказку о спящей царевне» и «Войну мышей и лягушек».

Здоровье Жуковского к тому времени несколько пошатнулось, и летом 1832 года он уехал на лечение за границу. По возвращении в Россию на Жуковского сразу ложится множество забот. Он участвует в создании либретто оперы Глинки «Иван Сусанин», улаживает конфликт Пушкина с властями, создает два значительных произведения — балладу «Ночной смотр» и стихотворный перевод прозаической повести «Ундина» Ф. де Ламот—Фуке.

В 1826 году Жуковский тяжело пережил смерть Карамзина, в 1837 году — Пушкина. После ранения поэта он неотлучно находится в его квартире на Мойке, по кончине Пушкина разбирает его бумаги, готовит к изданию сочинения и помогает семье.

Земной путь Жуковского подходил к завершению, когда в 1840 году он решил жениться на Елизавете Рейтерн, дочери своего друга-художника. Поэт вышел в отставку и в 1841 году уехал в Германию, где и обрел семью. От брака с Е. Рейтерн у него родились дочь Александра и сын Павел. Вскоре обнаружилось, что жена Жуковского страдает душевной болезнью. Собственные недуги, внезапно настигшая слепота до конца дней задержали Жуковского в Германии. Но несмотря на болезнь, он по-прежнему много сочинял. Кроме отрывков из эпических произведений, Жуковский написал сказки «Об Иване-царевиче и Сером Волке», «Тюльпанное дерево», закончил перевод восточных эпических поэм «Паль и Дамаянти», «Рустем и Зураб», отрывки из «Махабхараты». Главным его трудом в эти годы был перевод «Одиссеи» Гомера. Ему поэт отдал семь лет (1842— 1849). В 1845—1850 годах Жуковский полностью перевел со славянского языка на русский «Новый Завет». Последними эпическими произведениями поэта стали поэма «Агасвер. Вечный жид» и стихотворение «Царскосельский лебедь», автобиографичность которого очевидна. 8 апреля 1852 года перед ним, глубоко верующим христианином, смерть открыла врата, через которые земная жизнь Жуковского перетекла в жизнь небесную, вечную.

Элегия «Сельское кладбище» (1802)
Первое стихотворение, которое принесло Жуковскому известность.

В элегии как бы совершается встречное движение — оставляющие земную жизнь помнят о живых, а живые одушевляют мертвых: они слышат их голос, они ощущают их дыхание и даже пламень любви в них не угас. Певец, носитель поэтического дара, соединяет мертвых и живых. Он — «друг почивших», но в роковой час и сам обретет вечный покой. Причастность Нога к вечной жизни означает вечную жизнь человека только за пределом земных дней. В земной же юдоли он остается жить благодаря дружбе. А дружба дается ему в награду за чувствительность, за сострадание, за доброту, за кротость сердца.

«Певец во стане русских воинов» (1812)
После элегии «Сельское кладбище» Жуковский написал множество стихотворений, в которых закрепил найденные способы поэтического выражения внутреннего мира. В оде-элегии «Певец во стане русских воинов»», лучшем своем гражданском стихотворении, Жуковский от имени певца-воина славит русские дружины, русских солдат и военачальников, сражавшихся в Отечественной войне 1812 года. Ода, как известно, требовала высокого слога, торжественной интонации, громких звуков. Однако Жуковский всего этого избежал, голос его приглушен, задушевен и, главное, изменчив. В оде обычно преобладала одна интонация. Жуковский то весел, то печален, то задумчив. Воины-полководцы у Жуковского спущены с недосягаемых высот на землю и представлены друзьями, с которыми певец идет в кровавый бой, сидит на полковой пирушке, поминает павших. Он знает личные радости и беды, подвиги и печали военачальников. Они близки ему как люди и патриоты. Патриотическое чувство выступает не отвлеченным, а глубоко личным. В батальную оду проникают слова и выражения, встречающиеся обычно в элегиях и балладах. Например, пейзаж в стихотворении напоминает элегии или баллады («На поле бранном тишина;/Огни между шатрами;/Друзья, здесь светит нам луна,/Здесь кров небес над нами»). Патриотическая ода неожиданно наполняется любовными элегическими мотивами. Сращением оды с элегией и балладой Жуковский значительно увереннее и целеустремленнее продолжил Державина. Он придал патриотической теме личное, интимное звучание, и она сделалась близкой каждому современному ему человеку, стала частью его души. Патриотическое чувство перестало быть холодным, торжественным, согрелось теплом души поэта.

«Море» (1822)
Замечательное свойство поэзии Жуковского — одухотворять и одушевлять все сущее — блестяще проявилось в его знаменитой элегии «Море». В ней изображен морской пейзаж в разных состояниях, но мысль поэта занята другим — он думает о человеке, о его жизни, о стихиях, бушующих в его груди.

Жуковский одухотворяет море. Природа для поэта не равнодушна, не мертва. В ней скрыта душа, она жива. Море Жуковского «дышит», способно «любить» и даже «наполнено» «тревожной думой». Как в душе человека, в «душе» моря скрыта «глубокая тайна», которую и хочет разгадать поэт. Но море безмолвно, лазурно, оно таит свою душу, хотя поэт и чувствует тревогу:

Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?

И вот, наконец, часть тайны приоткрывается поэту:

Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?

Море, таким образом, лежит между землей и небом, оно открыто тому и другому, занимает промежуточное положение. Следовательно, это особая стихия — ни земля, ни небо, но подвластная обоим. Море не может вырваться из земной тверди, но его манит небо, и море стремится к нему, никогда его не достигая. С «землей связана его скованность, неволя, с небом — светлые, чистые порывы. Но не так ли и человек, погруженный в земную суету, рвется в небесную безбрежность, в вечные края Божьего Царства, жаждет идеала и желает его? Море полно «сладостной жизни», оно счастливо, когда небо открыто его «взору». Ему передается чистота небесного блаженства («Ты чисто в присутствии чистом его»). Так и человек, следующий Божественным предначертаниям и помыслам, остается чистым душой. Но едва темные тучи закроют ясное небо, море охватывает тревога, его настигает смута, оно утрачивает идеал, не «видит» его и, чтобы не потерять совсем, «терзает» «враждебную мглу». Победив тьму, оно еще долго не успокаивается.

Из этой картины, нарисованной Жуковским, становятся вполне очевидными несколько выводов. Во-первых, для Жуковского море — подвижная стихия; его спокойствие обманчиво, мнимо; причина тревоги лежит в самом его положении между землей и небом; любуясь небом и стремясь к нему, оно всегда опасается, что небо отнимут злые силы и море потеряет предмет своих стремлений и упований («Ты, небом любуясь, дрожишь за него»). Во-вторых, картина, созданная Жуковским, религиозна и философична. Она связана с его представлениями о земной неволе, земной суете, в которой нет совершенства, и о небесной безупречной чистоте и красоте, к которым все сущее испытывает неотразимое тяготение, томление, порыв. Это стремление к лучшему и есть закон, лежащий в основе бытия. В-третьих, в элегии Жуковского имеется в виду, конечно, не только море, не только природа, но и человек pi человечество. Они не могут существовать, жить, дышать без идеала. Иначе они лишатся смысла и цели, вложенных в них Творцом. Небо, независимо от человека и человечества, может быть скрыто от них враждебными, темными силами, и тогда неизбежны смута, беспокойство, угроза самой их жизни. Мысль, чувства человека, его душа и дух обречены на вечное беспокойство, на вечную тревогу, пусть скрываемую, но присущую им изначально. Причина этой тревоги лежит вне человека, но волнуется он за себя за то, что исчезнувшее небо, исчезнувший идеал сделают бессмысленной его жизнь и погрузят ее в темноту, подобно тому как мгла покроет землю, оставшуюся без солнца, как уйдет свет из души, потерявшей веру в Бога.

Знакомство с некоторыми лирическими стихотворениями Жуковского позволяет обобщить, уточнить и расширить представления о его поэзии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ
В. А. ЖУКОВСКОГО


Жуковский был убежден, что каждый человек обладает неповторимым душевным строем, что личность мыслит себя внутренне самостоятельной, независимой, воспринимает весь мир в его прошлом, настоящем и будущем как творение Бога и сквозь призму своей души, своих чувств. Человек в поэзии Жуковского — обыкновенный, частный человек. Он мыслит себя отдельно от государства, потому что те понятия, которые сложились в государстве, он не вполне принимает или даже отрицает. Жуковский убежден, что цель человечества состоит в усовершенствовании своей природы, а смысл жизни человека — в том, чтобы воспитать себя душевным, чувствительным и чутким к чужим страданиям, бедам и несчастиям. При таком понимании мира и человека поэзия для Жуковского — божественный дар слова, имеющий особую духовную власть. Она состоит в том, чтобы прозревать в земном мире черты вечной жизни, прекрасной и совершенной, передавать ее людям в слове и увлекать туда, за край земной, в таинственную, загадочную область нравственной чистоты и всеобщего счастья. Самое ценное в поэтическом даре — способность заражать томлением, порывом к идеалу. После Жуковского любое переживание, будь то печаль или тоска, гражданское или патриотическое чувство, утратило риторическое, абстрактное (и потому холодное) выражение и приобрело задушевность и трогательность.

В поэзии запечатлелся необычный психологический облик Жуковского. Он выбрал для его создания такие биографические факты, которые с наибольшей полнотой и убедительностью рисовали его обобщенную жизненную участь. Такого тесного и вместе с тем нетождественного единства между поэтом и его лирическим образом поэзия еще не знала. «До Жуковского,— писал В. Г. Белинский,— на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в такой тесной связи с его поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


НЕВЫРАЗИМОЕ
(Отрывок)
[2]

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, —
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать —
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам — сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката —
Сии столь яркие черты —
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою —
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье —
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
1819
Источник: Жуковский В. А. Собрание сочинений в четырёх томах. — М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 1. Стихотворения. — С. 336—337.
(вернуться к уроку)


ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Лирический образ, в котором запечатлелась личность автора, его «я», получил название лирического героя.

Лирический герой — это жизнь души поэта, которая выступает в стихах от первого лица, от лица «я». Лирический герой как образ пришел в литературу вместе с лирикой романтизма, но как понятие введен учеными (Ю. Н. Тыняновым) много позже. Оно свойственно не только Жуковскому, но и другим поэтам-романтикам. Образ лирического героя отличается от условного образа автора-стихотворца в классицизме. У Ломоносова или Державина образ поэта чисто жанровый образ, условность которого заранее определена жанром.

Если поэт-классицист пишет оду, то он надевает на себя маску государственного мужа, патриота империи, которую славит. Если он пишет идиллию или эклогу(1), то предстает пастушком. Если пишет элегию, то выбирает маску влюбленного. Он меняет маски в зависимости от того, к какому жанру принадлежит создаваемое им стихотворение. Маски прикрепляются к строго определенным жанрам и меняются от стихотворения к стихотворению.

1. Экло́га — лирический диалог между персонажами; форма поэзии, близкая идиллии.

Лирический герой романтизма — единый образ, проходящий через всю лирику. Он обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь поэта-романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений, настроений, чувств, которые не имеют к тому или иному жанру прямого отношения и могут быть воплощены в разных жанрах. Одни и те же стороны души поэта оживают в оде, элегии, идиллии, послании, песне, романсе, балладе, поэме. Для передачи сокровенных движений души романтик в отличие от поэта-классициста не знает жанровых преград и жанровой неволи.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


ОСОБЕННОСТИ
ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ЖУКОВСКОГО


В. А. Жуковский решительно порывает с прежней рационалистической поэтикой XVIII века. Предметы в его лирике начинают утрачивать свою определенность, размываются. Своеобразие поэзии Жуковского легче всего понять в сравнении с поэзией классицизма. У Державина есть стихотворение «Соловей», написанное восьмистишиями. Вот первые четыре стиха:

На холме, средь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья.

Эпитеты, которые использует Державин, объективны, предметны: «зеленая» обозначение цвета, качества, присущего роще, ее признак; «майская» — точное обозначение времени года, месяца; «тихая» означает в контексте стихотворения «безветренная»; «светлый» тоже предметный эпитет. Из этого можно заключить, что Державин нарисовал реальную картину. И все-таки это не совсем так.

Поэт слышит пение соловья ночью. Может ли он ночыо видеть, что роща зеленая? Конечно, ночью он не может заметить зеленый цвет деревьев. Почему Державин написал «зеленая роща», если в данный конкретный момент переживания роща в его восприятии никак не могла ему увидеться зеленой, а скорее всего виделась темной, черной? Державин, конечно, не совсем не прав — весной деревья действительно зеленые, но только утром, днем, вечером, но никак не ночью. Поэтому можно сказать: он нрав абстрактно, отвлеченно. Картина, следовательно, увидена Державиным-поэтом, но не Державиным-человеком. Между разумом Державина и его чувством возникло противоречие.

Попробуем сравнить со стихами Державина первые стихи из элегии Жуковского «Вечер»:

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!

Мы сразу же замечаем, что в строках Жуковского нет ни одного предметного эпитета: словосочетание «тихая... гармония» говорит нам не о глубине или ширине ручья, а о том, что его течение вызывает «приятные» чувства в душе поэта, который наслаждается не только гармонично звучащими водами, но их «сверканием». На этом фоне и эпитет «светлый», отнесенный к песку,— не столько его объективный признак, сколько знак доставляемого им удовольствия. Отвлекаясь от объективных и конкретных признаков ручья, Жуковский вместе с тем точно передает личное субъективное восприятие. Он создает не столько «пейзаж природы», сколько «пейзаж души», сливая в тесное единство картину природы с ее переживанием. И мы понимаем, что, когда Жуковский пишет о ручье, он одновременно передает и настроение, каким охвачена его душа: это она и «светлая», и «тихая», и наполненная «гармонией» и «сверканием». Внешний мир предстал не чем-то посторонним душе поэта, не в своем «всеобщем» значении, но увиденным человеком в момент духовного слияния с природой, в момент пробуждения поэтического вдохновения.

Все это означает, что Жуковский решительно порывает с рационализмом поэтического мышления и находит способы непосредственной передачи текучести переживаний, расширяя выразительные возможности лирической речи. Благодаря этим открытиям Жуковского внутренний мир человека стал достоянием всей русской поэзии. Жуковский заражает своим отношением к миру, сугубо личным его переживанием. От созерцания гармонической природы он непринужденно переходит к теме вдохновения (гармония души), к настроениям грусти и задумчивости, вызванным воспоминанием об ушедших друзьях, о тщете земных благ перед лицом вечности, о радостях и печалях души, о свободе вдохновения и восторгах творчества.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
В. А. ЖУКОВСКОГО


Однажды Жуковский сказал: «Жизнь и поэзия — одно». Эти ключевые для творческой судьбы поэта слова нельзя понимать так, будто жизнь, прожитая Жуковским, исключительно поэтична, что она и есть поэзия. Формула «Жизнь и поэзия — одно» несет особое содержание. Поэзия в представлении Жуковского сестра истинной, небесной, а не земной жизни. Она наделена особой духовной властью прозревать вечные, нетленные, прекрасные и совершенные образцы сквозь преходящие, временные предметы и явления «неистинной» земной жизни. Ей дана способность соединять разные и никогда не соединяющиеся области жизни — земную («здесь») и небесную («там»). Это придает поэзии двойственность и противоречивость: она одержима стремлением выразить человеческим языком сокровенные законы мироздания, но не может достигнуть желаемого не из-за собственной слабости, не из-за ограниченных возможностей человеческого языка, а из-за невыразимости самих тайн, которые только приоткрываются, но никогда не раскрываются целиком и хранят загадочность.

Великая заслуга Жуковского заключается и в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


К ПОРТРЕТУ ЖУКОВСКОГО
А. С. Пушкин
[3]

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
Май 1818

Источник: Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1947. — Т. 2. Стихотворения, 1817—1825.
(вернуться к уроку)


В. А. ЖУКОВСКОМУ
Д. Давыдов
[4]

Жуковский, милый друг! Долг красен платежом:
Я прочитал стихи, тобой мне посвященны;
Теперь прочти мои, биваком окуренны
      И спрысканны вином!
Давно я не болтал ни с музой, ни с тобою,
До стоп ли было мне?..
.........................................
Но и в грозах войны, ещё на поле бранном,
      Когда погас российский стан,
Тебя приветствовал с огромнейшим стаканом
Кочующий в степях нахальный партизан!
1814
(вернуться к уроку)

Я МУЗУ ЮНУЮ, БЫВАЛО...
В. А. Жуковский
[5]

* * *
Я Музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На все земное наводило
Животворящий луч оно —
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но все, что от времен прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Все, что от милых темных, ясных
Минувших дней я сохранил —
Цветы мечты уединенной
И жизни лучшие цветы, —
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, —
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока еще ее сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.
1824

Источник: В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. Т. 1. Стихотворения.
(вернуться к уроку)


МИЛЫЙ ДРУГ, ИЛЬ ТЫ НЕ ВИДИШЬ...
Вл. С. Соловьёв
[6]

* * *
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
1892

Источник: В. С. Соловьёв. Стихотворения и шуточные пьесы. — Л.: Советский писатель, 1974. — С. 93—94.
(вернуться к уроку)


SILENTIUM!
Ф. И. Тютчев
[7]

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
1830 г.

Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 123.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. "Невыразимое (Отрывок)" — написано В. А. Жуковским во второй половине августа 1819 г. Напечатано впервые в альманахе «Памятник отечественных муз, изданный на 1827 год Борисом Федоровым», СПб., 1827.
Одна из особенностей жанра отрывка: авторское указание на стилизованную фрагментарность в названии, выраженное пометами “отрывок”.
Вершина жанра отрывка – стихотворение В. Жуковского “Невыразимое (Отрывок)”. Оно появилось из “Первого отчёта о Луне”, послания Жуковского императрице Марии Фёдоровне. В ходе создания “Отчёта” Жуковский нумеровал пятистишия-строфоиды от 1 до 50 . Текст будущего “Невыразимого” первоначально приходился на площадь от 5 стиха 34-го строфоида до 43-го пятистишия включительно. По своему содержанию (серьёзная, философская проблема выражения “Невыразимого”) этот контекст чужероден общей, достаточно лёгкой тематике и стилистике “Отчёта”, написанного по жанровым принципам стихотворного послания. (вернуться)

3. "К портрету Жуковского" — напечатано Пушкиным впервые в «Благонамеренном» 1818, № VII, стр. 24.(Блг).
Всё стихотворение приведено Н. И. Гречем в его «Опыте краткой истории русской литературы», СПб. 1822, стр. 312. (Гч). Вошло в «Стихотворения А. Пушкина» изд. 1826 г., стр. 109, в отдел «Эпиграммы‎ и надписи» (СП) и без изменений в «Стихотворения А. Пушкина», часть вторая, 1829, стр. 149, в отдел стихотворений «разных годов». (СП2).
‎ Полностью под заглавием «Надпись» приведено Н. Ф. Кошанским в его «Общей риторике», СПб. 1829, стр. 118 и во втором изд. 1830, стр. 97—98.
Cтихотворение возникло в связи с появлением портрета Василия Андреевича Жуковского работы Ореста Адамовича Кипренского (гравирован Франческо Вендрамини). П. А. Плетнёв говоря о поэзии Жуковского (в «Опыте краткой истории русской литературы» Греча, 1822, стр. 312) привёл эти стихи Пушкина с комментарием: «В этих пяти строках, кажется, более сказано о нем, нежели мы нашлись сказать на нескольких страницах». Лицейский учитель Пушкина Н. Ф. Кошанский в книге «Общая риторика» (1830, 2-е изд.) писал об этом стихотворении так: «Третий стих — живое чувство пылкой юности, четвертый стих трогателен, как поэзия Жуковского; а пятый так пленителен своею плавностью и так ярко освещен прелестью идей и правдой, что нельзя не назвать его стихом гения». (вернуться)

4. "В. А. Жуковскому" — ответ на стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812), где автор среди многих героев отметил и Дениса Васильевича Давыдова (1784—1839). (вернуться)

5. «Я Музу юную, бывало…» — дата создания: 1824 г., опубл.: Стихотворения Василия Жуковского: В 3 т. 3-е изд., испр. и умнож. СПб., 1824. Т. 3. — в конце тома курсивом (ц. р. — 6 декабря 1822 г.), с заглавием: «Я Музу юную, бывало…».
Стихотворение может рассматриваться в аспекте символической поэтики Жуковского прежде всего как его эстетический манифест и выражение романтической концепции жизнетворчества. Особый характер его публикации (курсивом в конце издания) свидетельствует об этом.
Пушкинское стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», обращенное к конкретному адресату, продолжает эту линию русской поэзии и перекликается со стихотворением Жуковского. (вернуться)

6. Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853—1900) — русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века.
Являясь знатоком, поклонником и популяризатором философии Платона, Соловьев подчеркивает в материальных явлениях только их второстепенность, незначимость, призрачность. Мир материальной действительности, «житейский шум трескучий» — «только отзвук искаженный торжествующих созвучий» «подлинного» мира, мира идей. (вернуться)

7. SILENTIUM! — Молчание! (лат.)
Впервые напечатано в газете «Молва» (приложение к журналу «Телескоп»), 1833. № 32, 16 марта. С. 125.
К.Д. Бальмонт о стихотворении: «Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озаренной внутренним светом, выходят преображенные прекрасные призраки» (К. Бальмонт. Элементарные слова о символической поэзии. В кн.: К. Бальмонт. Горные вершины. Изд. «Гриф», М., 1904, стр. 88.).
В стихотворении трактуется тема молчания. Тютчева интересует потаенная внутренняя жизнь человеческой души, основное противостояние "жизнь в себе самом” и "наружный шум”. Чем больше человек прислушивается к себе, тем ближе он к истинному миру. (вернуться)

 
М.А. Протасова.
Рисунок В.А. Жуковского, 1811
М.А. Протасова-Мойер.
Рисунок В.А. Жуковского, 1820
См. страницу Рисунки В. А. Жуковского (сайт "К уроку литературы")
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика