Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Б. Окуджава.
Фото, Париж, декабрь 1978.
 
 
 
 
 
 

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В 1950–1990-х гг.

Поэзия Б. Ш. Окуджавы и В. С. Высоцкого

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 90
Тема.
Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг.
Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого

Цель:
ознакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня, с историей возникновения жанра; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в литературе; пробудить интерес к авторской песне, к творчеству отдельно взятых авторов (Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого); расширять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию культуры и нравственности на примере авторской песни.
Оборудование: выставка книг В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, Ю. И. Визбора, И. В. Талькова, тексты песен-стихотворений, музыкальный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок-композиция.
Прогнозируемые результаты: учащиеся понимают значение данной поэзии, противопоставившей себя официальной литературе; знают о тематическом и жанровом своеобразии этого явления в литературе; принимают участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни).

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В каком литературном окружении сформировался И. А. Бродский как поэт?
• Когда и за что была присуждена И. А. Бродскому Нобелевская премия? Какая особенность его творчества отмечена Нобелевским комитетом?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Сегодня у нас необычный урок. Пройдёт совсем немного времени, и вы покинете стены школы, получите аттестаты зрелости и уйдёте в новую, взрослую жизнь. Завершение школьной биографии — это первая высота, вершина, которой вы скоро достигнете. И вот перед последним восхождением я предлагаю вам организовать привал, как это делают все альпинисты, туристы: немного отдохнуть у нашего символического костра, послушать знакомые и узнать незнакомые песни, почувствовать рядом плечо друга, а может, и погрустить от осознания скорого неизбежного расставания.

И ещё я хочу посвятить этот урок авторам, поэтам, музыкантам, актёрам и просто талантливым людям, без которых просто нельзя представить авторскую песню… На этом уроке вы познакомитесь с творчеством ярких представителей авторской песни — Б. Ш. Окуджавы, Ю. И. Визбора, В. С. Высоцкого; узнаете, куда уходит корнями это движение.

Сегодняшний наш урок построен в форме урока-композиции и посвящён антологии авторской песни.

ІV. Работа над темой урока

Страница первая.
Вступление

У ч и т е л ь.


Авторская песня как литературное явление и явление общественной жизни сложилась во второй половине 1950-х гг. (в период хрущёвской «оттепели» с её неясными надеждами на перемены). Создателями жанра стали Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Александр Городницкий, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие. Песни поначалу исполнялись камерно, в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях…

Со временем их исполнение становилось публичным. С появлением магнитофонов песни поэтов-бардов зазвучали по всей стране, распространяясь стихийно в разновидности самиздата, преодолевая таким способом цензурные преграды.

В авторской песне автор — и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор. Однако главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась поэтами («поющими поэтами»). Текст определял и музыку, и манеру исполнения. Для поэта-исполнителя своих песен мелодия и ритм не являются самоцелью, они служат средством усиления выразительности стиха. Владимир Высоцкий сказал как-то на одном из концертов в 1980 г.: «Когда я услышал песни Булата Окуджавы, я увидел, что можно свои стихи усилить ещё музыкой, мелодией, ритмом. Вот я и стал тоже сочинять музыку к своим стихам».

В основе авторской песни — стремление выявить, усилить смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов («Это делается для того, чтобы ещё лучше воспринимался текст»,— В. Высоцкий), поэтического текста, поэтому и оценивается авторская песня прежде всего в зависимости от качества текста. Авторская песня возникла как альтернатива советской массовой песне — жанру официально поощряемого искусства и явилась одной из форм противостояния официальному искусству.

Но далеко не все барды были политическими диссидентами, как А. А. Галич, и политические мотивы не всегда были главными. Противостояние лирического героя — героя авторской песни официозу было гораздо шире, чем только сфера политики: оно охватывало сферу эстетики, этики, литературы и т. п.

С конца 1960-х гг. авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное существование: её вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подвергались Б. Ш. Окуджава и В. С. Высоцкий, вынужден был эмигрировать А. А. Галич.

Во второй половине 1980-х гг., в период перестройки, все искусственные преграды были устранены, и авторская песня получила права гражданства в литературе (культуре) и критике. Она перестала быть сама собой, растворившись в безбрежном океане современного плюралистического искусства. По мнению многих, в том числе Б. Окуджавы и исследователя авторской песни А. Крылова, авторской песней надлежит считать только то, что появилось до начала 1990-х гг.

 


Страница вторая:
«Бригантина поднимает паруса»

У ч и т е л ь.


Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне. Развлекательная песня — явление музыкальное. Авторская песня — явление прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми и для думающих людей.

Как доказательство этому приведу слова Булата Окуджавы: «В авторской песне, на мой взгляд, главным компонентом были и остаются стихи. Музыка — подспорье, аккомпанемент — подспорье. В создании песен ничего экзотического нет. Всё буднично. Это просто работа. Это очень сложный и прекрасный процесс. Для меня — всегда прекрасный». Как возникает песня? Та, которой суждено затронуть души людей, идти с ними по свету, стать надёжным другом «и в любви, и в радости, и в горе»… А началось всё так…

В один из пасмурных осенних дней 1937 г. два друга — школьник и студент-первокурсник — собрались вместе и решили… создать песню. Один любил рисовать и умел немного на слух играть на рояле. Другой — писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях, о людях мужественных, сильных духом, не похожих на тех, кому слишком дорог домашний уют. Об этом они читали в приключенческих романах, к этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.

Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда прежде не писавший музыку, храбро прикоснулся пальцами к клавишам. Через два часа «Бригантина», подняв паруса, отправилась в длительное плавание по Океану романтики надежд, поиска и открытий. По-разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали в действующей армии. Лейтенант Павел Коган — военный переводчик, молодой талантливый поэт — погиб в 1942 г. под Новороссийском, выводя свой разведотряд из окружения. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся с войны, окончил институт, учил детей рисованию и черчению, водил их в туристические походы.

И разве могли предположить создатели «Бригантины», сколь долгой будет жизнь и сколь счастливой окажется судьба у их песни. «Бригантина» сразу пришлась по душе любителям дальних дорог. А вместе с ней у привальных костров зазвучали и другие самодеятельные песни.

(Звучит аудиозапись песни «Бригантина».)

Страница третья:
«Мы сами себе выбираем маршруты…»

У ч а щ и й с я.


Часто эти песни называют туристскими. Почему? Да потому что они родились у костра, в походах или в мечтах о путешествиях и дорогах. Не всегда эти песни о палатках, о том, как хорошо сидеть под ёлкой в лесу и как плохо сидеть у телевизора на диване. Ведь туризм — это не хобби, не развлечение, это образ жизни, влияющий на жизненную позицию. И песни этим людям требуются особые, отвечающие их стремлениям.

(Звучит аудиозапись песни Ю. И. Визбора «Люди идут по свету».)

В самодеятельных песнях есть все оттенки любовного чувства. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей. Много есть песен о любви неразделённой, о любви бесшабашной. Поют и в шутку, и всерьёз. Часто в этих песнях слово «любовь» соседствует со словом «надежда». Надежда на взаимность, надежда на лучшее.

(Звучит аудиозапись песни Ю. И. Визбора «Солнышко лесное».)

Многие самодеятельные песни окрашены цветами романтики. Эта традиция отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться туда, где он ещё не был и, может быть, не будет никогда.

 


Страница четвёртая:
«Я не люблю уверенности сытой…»

У ч а щ и й с я.


Когда говорят об авторской песне, то перед глазами встаёт образ В. С. Высоцкого — одного из наиболее ярких представителей этого жанра. Он оказал существенное влияние на развитие этого направления. Его надрывный голос стучится до сих пор в наши души, пытаясь что-то в них изменить. Все, кто знал Владимира Семёновича, говорят о нём как о личности глубоко своеобразной, яркой, незаурядной. Бесконечно обаятельный, популярный, любимый народом, он, словно метеорит, пролетел над страной, многое осветил в ней в том полёте. И быстро сгорел, как это часто бывает со стремительным метеоритом.

О его творчестве знаменитый актёр М. А. Ульянов сказал: «Его творчество было как крик, как стон сердца…» А сам В. С. Высоцкий в стихотворении «О поэтах и кликушах» сказал: «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт».

• Как вы понимаете это высказывание? Что скрыто для вас в словах Высоцкого?

Настоящий поэт тот, кто выступает глашатаем нового. Неизбежно его столкновение с силами, олицетворяющими социальный застой, ведь это удел всех новаторов. Зачастую конфликт для поэта заканчивается трагически, ведь с самого начала борьба идёт не на равных: новаторов на первых порах слишком мало. Поэтическое кредо В. С. Высоцкого выражено в стихотворении «Я не люблю…».

Стихи Высоцкого чаще всего представляют собой обращение к собеседнику, это стихотворения-монологи, в которых он умело использует гневное слово. Невольно обращаешь внимание на название стихотворения (от первого лица) — оно придаёт ему исповедальный характер. Больше всего в этом стихотворении поразила прозорливость великого поэта и певца: он понимал, предчувствовал, что «впереди большие перемены». И всё-таки Высоцкий — оптимист, он верит, что такие перемены не изменят его нравственных принципов: «Я это никогда не полюблю».

(Звучит аудиозапись песни В. С. Высоцкого «Я не люблю…».)

Страница пятая:

практическая работа с текстами
стихотворений-песен В. С. Высоцкого
(в группах)

1-я группа.
Составьте отзыв на песню «Охота на волков». Как в ней переплетаются философское и социальное?

2-я группа.
Чем вас поразили песни В. С. Высоцкого о войне? В чём их своеобразие? Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения-песни «Он не вернулся из боя».

3-я группа.
Прослушайте «Песню о друге». Определите, каков лирический герой произведения.

Презентация результатов работы

Страница шестая:
«А иначе зачем на Земле этой вечной живу…»

У ч а щ и й с я.


Говоря об авторской песне, вспомним творчество Булата Шалвовича Окуджавы. Песни Б. Ш. Окуджавы появились в конце 1950-х гг. Как-то сразу и навсегда…

Б. Ш. Окуджава вспоминал: «Первая песня появилась у меня почти случайно в 1946 году. Тогда я был студентом первого курса университета. Я очень гордился этим своим новым званием и решил — так как я писал стихи — написать студенческую песню. По моим представлениям, студенческая песня должна была быть очень грустной, типа “Быстры, как волны, дни нашей жизни” или что-нибудь в этом роде».

Булат Шалвович Окуджава — человек нелёгкой судьбы. За его плечами — арест и гибель отца, долгая разлука с матерью (она была в сталинских лагерях). Фронт с его тяготами и лишениями. Ранение. После войны он — студент филологического факультета. И здесь же появляется его первая песня «Гори, огонь, гори…». Булат Окуджава не умел рисовать, но, по его словам, его «всегда завораживала игра красок. Сам я рисовать не умею. Но пробовал накладывать краски на холст».

В творчестве Окуджавы обилие тем: тема войны, любви к женщине, тема чести, совести, достоинства. Булат Окуджава — целая эпоха в истории авторской песни. Удивительная способность чувствовать время, в котором живут и действуют его герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим поэтом в кинематографе. Его песни продолжают звучать с экранов кинотеатров и по радио.

Московский житель, он раздвинул границы города до пределов мира. Арбат — самая длинная улица вселенной, и земля на ней спасается любовью. Начиная с «Песни о московских ополченцах»: «…Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами» — и кончая признанием в любви Арбату: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моё отечество…» — все песни шли, как говорится, на ура. Поэт ощущал себя частью Москвы, частью России.

Многие стихи Б. Ш. Окуджавы могут стать поэтическими цитатами о духовности, человеческом достоинстве, умении прежде всего спрашивать с себя.

(Звучит аудиозапись песни Б. Ш. Окуджавы «Осудите сначала себя самого…».)

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Что вы знаете об авторской песне?
• Имена каких поэтов и композиторов, работавших и работающих в этом направлении, вам известны?
• Так в чём же особенность авторской песни? Что главное в ней?
• Каковы основные темы авторской песни?
• Есть ли будущее у авторской песни? Или она исчерпала себя?

2. Заключительное слово учителя

— Что происходит с авторской песней сейчас? Многие авторы пошли в эстраду — Александр Розенбаум, Олег Митяев… Однако у многих из тех, кто променял дружеский круг на эстраду, лучшее из написанного осталось далеко позади.

Сотни мелких фестивалей в городах превратились в одну гигантскую «Грушинку», куда уже не стремятся приехать те, кто когда-то начинал эту традицию. Вышли сборники почти всех основателей авторской песни, составлены антологии, в Интернете множество сайтов с текстами и записями. Современная ситуация совсем не похожа на ситуацию 1950–1960-х гг. Но традиция авторской песни жива. Как вы думаете почему?

3. Исполнение под гитару всеми учащимися
песни Б. Ш. Окуджавы «Пожелание друзьям»

или прослушивание песни в аудиозаписи

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Моё отношение к авторской песне».

2. Знать содержание повести Ю. В. Трифонова «Обмен».

Следующие уроки: Урок № 91. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен») >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика