Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в.. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. В. Вампилов.
Фото
 
Портрет В. Г. Распутина
работы И. Глазунова, 1987.
 
Портрет В. П. Астафьева
работы Е. Н. Широкова, 1969
 
 
 
 
 
 
ГОРОДСКАЯ ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 94
Тема.
Развитие речи.
Контрольное сочинение по творчеству
поэтов и писателей II половины XX в.
(Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова)

Цель:
учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень читательских умений и творческих способностей; содействовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: черновые варианты сочинений, запись на доске.
Тип урока: урок развития речи, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса


— И. А. Бродский в своей «Нобелевской лекции…» утверждал, что «русский опыт было бы разумно рассматривать как предупреждение».
На основании всего, что вы узнали в прочитанных произведениях о взаимоотношениях личности и общества, личности и государства, попытайтесь объяснить, что он называл «русским опытом» и о чём предупреждал человечество.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Ведущей темой русской литературы II половины XX в. (творчество Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова) является тема нравственных поисков, нравственного утверждения современника.

Широка нравственная проблематика, которую затрагивают в своих произведениях писатели этого периода, сложны и многогранны её морально-этические конфликты. Это и тревога поэтов и писателей за сохранение духовности (Н. М. Рубцов, В. П. Астафьев), преемственности культурных традиций народа (В. Г. Распутин), утверждение идеалов в быту, в личной и общественной жизни человека, борьба против мещанства, потребительства, паразитизма (А. В. Вампилов, Ю. В. Трифонов). Всё чаще авторы поднимают глобальные экологические проблемы, вопросы о сохранении жизни на земле (В. П. Астафьев), об ответственности человека за судьбу человечества, о преемственности духовного опыта поколений (И. А. Бродский).

Хочется думать, что произведения поэтов и писателей русской литературы II половины XX в. вовлекли вас в круг важнейших проблем современности, заставили задуматься над смыслом человеческой жизни, своём месте в ней, своих жизненных идеалах.

ІV. Работа над темой урока

1. Беседа по ранее предложенным
и дома отработанным темам сочинения

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Темы сочинений

1. «В краю истоков» («Деревенская проза» 1960–1980-х гг.).
2. «Так это было на земле…» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев изученных произведений).
3. «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»).
4. «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).

Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся с подбором цитат, говорит о возможных путях раскрытия той или иной темы.

Этапы работы по анализу темы

1. Чтение темы: определение главных слов, объема (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).
2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.
3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.
4. Продумывание заключения и вступления.

2. Консультация-объяснение учителя

— Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не торопиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения. Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором проблему, поэтому во время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя.

Школьное сочинение — это текст, и оно должно обладать всеми его признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Существуют определённые правила, помогающие написать сочинение по литературе.

 


3. Самостоятельная работа
с раздаточным материалом

(работа в парах)

Карточка

Рекомендации
по написанию сочинения по литературе


Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение, можно заменить синонимом. Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения.

Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно. Очень большое значение имеют стройность и соразмерность частей сочинения.

Главная цель вступления — грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трёх предложений. Не стоит делать его громоздким, чтобы не увязнуть в нём самому и не сбить с толку учителя.

Основная часть и заключение — два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

План — залог успеха Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будете делить текст сочинения на абзацы.

Работа с черновиком

Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты — всё, что приходит вам в голову.

Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.

После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку, обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

 


4. Составление планов (самостоятельно),
возможно тезисных, редактирование черновых вариантов сочинений

Комментарий.
Для учащихся с низким и средним уровнем усвоения знаний учитель может предложить готовый вариант плана сочинения или ознакомить с образцом-сочинением на предложенную тему (см. приложение).

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ
(чистовой вариант)

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться с романом П. Зюскинда «Парфюмер» и романом П. Коэльо «Алхимик».

2. Опережающие задания (2–4 учащихся).
Подготовить сообщения о жизни и творчестве П. Зюскинда и его романе «Парфюмер» (обзорно);
о жизни и творчестве П. Коэльо и его романе «Алхимик».

Следующие уроки: Урок № 95. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо) >>>

 


Приложение

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ «КТО МЫ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ?»
(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТВОВАНИИ В РАССКАЗАХ
В. П. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА»)


В первой половине семидесятых годов XX в. впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах «Царь-рыба». Главные герои «Царь-рыбы» — это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Название повествованию дала глава «Царь-рыба», имеющая обобщённый символический смысл. Царь-рыба — это огромный осётр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдаётся, она уходит от человека, унося в своём теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная, тяжело раненная, но не укрощённая, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу». Речь в повествовании идёт и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и её…

В повествовании «Царь-рыба» все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.

Одна из главных задач «Царь-рыбы» — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто даёт разрешение на вырубку девственных лесов.

«Царь-рыба» — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь всё с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объём философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не даёт готовых ответов на поставленные в повествовании вопросы. От читателя требуются мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ «ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ?»
(НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА
«ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ»)


Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя… И наконец пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать! С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. Г. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

«Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стёрто будет всё: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдёт под воду навечно. С большой тревогой и безнадёжной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берёт: Матёру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матёру?!». Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матёру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины.

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес её Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры (живет он на острове одному Богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мёртвых грабят!». Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это. Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнём». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое… Эта сцена в повести даёт повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» ещё А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Г. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получается, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чём речь. Он не задумываясь принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память — это плохо, без неё лучше.

Повесть В. Г. Распутина воспринимается как предупреждение. Своеобразным символом предупреждения становится новый посёлок, куда должны перебраться жители деревни. Посёлок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим посёлком будет куда проще, чем с Матёрой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнёт свою жизнь с «прощания с Матёрой»?

«Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читателям В. Г. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика