Роман Э. М. Ремарка «Три товарища». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Э. М. Ремарк.
Фото, 1929 г. Отель Curhaus в Давосе
 
 
 
 
 
ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК
(1898 – 1970)

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 101
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество.
Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Э. М. Ремарка; раскрыть гуманистический характер его творчества; показать, как в творчестве писателя раскрывается тема «потерянного поколения» (на примере романа «Три товарища»); содействовать формированию и развитию умений творческого чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности; приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры.
Оборудование: портрет Э. М. Ремарка, текст романа «Три товарища», иллюстративный и раздаточный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве Э. М. Ремарка; объясняют, как в творчестве писателя раскрывается тема «потерянного поколения» (на примере романа «Три товарища»); выражают своё отношение к проблемам, поднятым в романе; участвуют в аналитической беседе.

Эта книга не является ни обличением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов.
Э. М. Ремарк


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Как бы ни была трудна и парадоксальна наша жизнь, как бы ни был богат (или, увы, беден!) наш духовный мир, всегда и везде великодушие и порядочность, мужество и верность, товарищество и любовь были и будут главными критериями непреходящей ценности человеческих взаимоотношений, непреходящей ценности и самой человеческой жизни.

«Я родился во времена газовых ламп,— писал Эрих Мария Ремарк,— пережил период развития электричества и авиации. Если проживу десять-пятнадцать лет, то дождусь полёта на Луну. Наука преодолела всё. Только людям не удалось стать друг другу ближе… Во многом мы не сделали ни шага… Это страшное противоречие. И, несмотря на всё это, я верю, что люди найдут пути друг к другу. Я не наивный оптимист, но разве невозможно, чтобы люди научились друг у друга хорошему?»

Разве и сегодня, в начале XXI в., не актуальны мысли доктора Равика из романа Ремарка «Триумфальная арка» (1946): «Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много… Так или иначе, но всё равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи. И пусть ты вытащишь его хоть на вершок — это всё равно важно, что ты непрестанно просто боролся…». А разве не актуальны до сих пор слова, сказанные в романе «Возвращение» (1931): «Нас просто предали. Говорилось: отечество, а в виду имелась жажда власти и грызня среди горсточки тщеславных дипломатов и князей. Говорилось: нация, а в виду имелся зуд деятельности у господ генералов, оставшихся не у дел…» Разве у нас всё чаще и чаще не появляется ощущение недолговечности счастья, разве мы порой не стремимся жить настоящим только за счёт будущего, как живут неизлечимо больная Лилиан — от приступа до приступа и спортсмен Клерфэ — от гонок до гонок из романа «Жизнь взаймы» (1959)? И разве взгляд друга, слово друга, уверенность (пусть даже неосознанная) в том, что друзья в беде не оставят тебя, не поддерживают нас в трудную минуту, как поддерживали и выручали героев романа «Три товарища» (1938)?

Зависть, гордыня, ложь, подлость, предательство, насилие — всё это несовместимо с обликом героев Ремарка, всё это как бы изначально исключено из их отношений друг к другу, окружающим, к жизни. Да, мы, сегодняшние, теряем умение сострадать не своему несчастью; мы теряем способность не задумываясь броситься на помощь другу; мы утрачиваем мужество заступиться за слабого или невиновного; мы забываем, что быть счастливым — значит любить, а любить — значит отдавать. Да, мы многое теряем, забываем и топчем. Но стремление к искренности, добру, любви, товариществу заложено в нас изначально. Именно поэтому нам так близки и понятны — отчаявшиеся и счастливые, погибающие и непобеждённые, страдающие и любящие мужественные и великодушные — герои романов Эриха Марии Ремарка, одного из наиболее известных и читаемых немецких писателей XX в.

Посвящённые жгучим проблемам современной истории, книги писателя несут в себе ненависть к милитаризму и фашизму, к государственному устройству, которое преступно и бесчеловечно по своей сути. Страстный антивоенный и антифашистский пафос, демократизм, выразившийся в глубокой симпатии к фронтовым солдатам, к тем, над чьей жизнью нависла угроза смерти, вера в человека и его достоинство — всё это делает лучшие произведения писателя непревзойдёнными образцами немецкой прозы ХХ в.

 


ІV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Э. М. Ремарка

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют тезисы.

2. Аналитическая работа
с текстом романа Э. М. Ремарка «Три товарища»

А) Вступительное слово учителя


— Поколение, юность которого пришлась на период войны, называют «потерянным». Не потому, что люди эти потеряны для общества и дальнейшей жизни, а оттого, что на войне теряют они свои юношеские иллюзии и вместе с тем обретают какую-то несвойственную до этого сентиментальную мечтательность.

Родившийся на рубеже XIX и XX вв. в раздираемой политическими и военными страстями Европе, Ремарк принадлежит как раз к такому «потерянному поколению». И именно проблемы и переживания этого поколения сделал писатель основной темой своих произведений.

Роман-драма «Три товарища» — последний роман Ремарка, написанный им до Второй мировой войны. В нём Ремарк рассказывает о судьбе своих сверстников в период мирового финансового кризиса 1929–1933 гг. Речь идёт о простых солдатах, пришедших с войны и не нашедших для себя места в этом уже изменившемся мире. Пока они были на войне, умерли, уехали, потерялись их друзья и родные; вся их молодость прошла под взрывами снарядов и глухими ударами о землю тел погибающих товарищей.

Роман «Три товарища» впечатляет своей способностью проникать во внутренний мир читателя и будоражить его сознание. Ремарк создал в своём романе образы настоящих мужчин, на примере которых можно научиться ценить такие качества, как дружба, честность и верность. (Обращение к эпиграфу урока.)

Итак, главные герои — фронтовые товарищи: Роберт Локамп, Отто Кёстер, Готтфрид Ленц — держат маленькую автомастерскую. Днём они все в работе, а вечера любят коротать за стаканом рома, борясь со своим прошлым. Так проходит день за днём, пока однажды Роберт не влюбляется в красивую девушку Патрицию (Пат) Хольман — на фоне кризиса развивается хрупкая и красивая история любви. Но прошлые времена не оставляют героев в покое… История заканчивается трагично…

Б) Аналитическая беседа

• Расскажите о трёх товарищах — Роберте Локампе, Отто Кёстере, Готтфриде Ленце. Что значит для них фронтовая дружба?
• Как война, участие в ней отразились на судьбах трёх товарищей?
• Почему Готтфрид называет себя последним романтиком? Согласны ли вы с этим утверждением?
• Почему Патриция Хольман стала своей в компании трёх товарищей?
• В чём необычность Патриции? Сопоставьте этот образ с другими женскими образами романа.
• Как относятся Ленц и Кёстер к любви Роберта и Пат?
• Расскажите о чувствах Роберта и Пат. Почему их любовь так трагична задолго до смерти героини?
• Почему роман заканчивается смертью Патриции, а не гибелью Ленца от пули фашистского молодчика? Обоснуйте своё мнение.

В) «Читая — размышляем…»:
постановка и решение проблемных вопросов

(работа в парах, по вариантам)

1-й вариант.
Какую роль в романе «Три товарища» играют авторские отступления, размышления о войне, воспоминания Роберта о прошлом?

2-й вариант.
Можно ли проследить на страницах романа тему предчувствия будущей войны? Как вы считаете, по какую сторону баррикад окажутся в ней оставшиеся в живых герои?

3-й вариант.
Что роднит героев Э. М. Ремарка с героями Э. М. Хемингуэя?

Комментарий. По ходу выступления учащихся учитель комментирует, корректирует их ответы.

 


3. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя «“Три товарища” и “Современник”: роман длиной в 12 лет»

(Сопровождается фотопрезентацией.)

Спектакль «Три товарища» на сцене «Современника» уже более десяти лет неизменно собирает аншлаги. Московские театралы и приезжие постановку Галины Волчек просто обожают. Тем более что в спектакле задействованы истинные мастера, всенародные любимцы — Чулпан Хаматова, Марина Александрова, Сергей Юшкевич, Александр Хованцев. Правда, когда спектакль впервые ставили, это были мало кому известные молодые актёры. Волчек сделала ставку именно на их молодость, распахнутость, некоторую наивность — и цель была достигнута. Зритель им поверил.

Обратившись к «Трём товарищам», Галина Волчек не стала приспосабливать сценическую версию романа ни к новому времени, ни к другой стране. В спектакле всё осталось таким, как в книге,— Германия, обожжённая войной, в конце 1920-х и в самом начале 1930-х годов. Спектакль не претендует ни на новые формы, ни на оригинальность. Он прост, понятен и чист, потому что рассказывает о дружбе и любви — о вещах, которые не нуждаются в том, чтобы быть приукрашенными. Любовь, Дружба, Жизнь и Смерть… А между этими фундаментальными и вечными понятиями, почти ощутимо присутствующими на сцене, качается маятник мнений и индивидуальных пристрастий зрителей.

В финале в голубом свете три товарища и Пат на автомобиле уплывают вверх. В застывших фигурах ничего от памятника — они весёлые и свободные. Запомните их молодыми.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающее слово учителя


— С тех пор как смолкли выстрелы Первой мировой войны, минуло уже почти столетие, мир увидел бойни и катастрофы во сто крат ужаснее тех, что привели к появлению литературы «потерянного поколения», но романы Хемингуэя и Ремарка читаются всё так же на одном дыхании.

Люди XXI в. переживают всё ту же трагедию обесценивания человеческой жизни, потери ориентиров и разочарования в общественных нормах морали и нравственности, которые стали шоком для людей XX в. А ведь шок не может длиться вечно, он давно стал «постоянной болью» человечества, мы привыкли к ней, перестали замечать.

Ценить то, что есть сейчас, любить настолько, словно сегодня — последний день любви, дружить так, будто ежесекундно клясться в верности. Только человек, сохранивший яркую восторженность юности, мог писать о глубоком так искренне и просто, как это делал Эрих Мария Ремарк. Да, в произведениях Ремарка можно найти исторически достоверное отражение событий жизни военной и послевоенной Германии, точно подмеченные и тщательно прорисованные черты европейского и американского общества, а также детально описанные переживания людей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть свою родину. В книгах писателя есть и философия, и сентиментальность, и даже социальная аналитика.

В какие бы жизненные ситуации автор ни помещал своих героев, какими бы характерами и профессиями он их ни наделял, в каждой книге он раскрывает читателям свои мысли о войне, страданиях, любви, дружбе и чести, заставляет думать и чувствовать. Каждая его строка — песнь умению сохранить себя в любых обстоятельствах, способность сберечь наивную веру в лучшее, помогающую пережить любой ужас и преодолеть любые лишения.

И всё-таки главная тема творчества Э. М. Ремарка — это сама жизнь. Жизнь, которую он разделил со своими современниками. Жизнь, которая может окончиться внезапно, и потому не стоит откладывать её на потом.

 


2. Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию!»


• Вам предлагаются афоризмы и высказывания Эриха Марии Ремарка (раздаточный материал). Ознакомьтесь с ними, прокомментируйте их. Согласитесь с мнением писателя или опровергните его.

Карточка
Афоризмы и высказывания


• Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.
• Человек живет на 75 % исходя из своих фантазий и только на 25 % — исходя из фактов; в этом его сила и его слабость.
• Нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.
• Смерть одного человека — это смерть; смерть двух миллионов — только статистика.
• Никогда не предпринимай никаких сложных ходов, если того же можно достичь гораздо более простыми способами. Это — одно из самых мудрых правил жизни. Применять его на деле очень трудно. Особенно интеллигентам и романтикам.
• Чем меньше человек заботится о своём душевном состоянии, тем больше он стóит.
• Такт — это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.
• Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать.
• Пока человек не сдаётся, он сильнее своей судьбы.
• Упорство и прилежание лучше, чем беспутство и гений…
• Самая тяжёлая болезнь мира — мышление! Она неизлечима.
• Жалость — самый бесполезный предмет на свете. Она — обратная сторона злорадства.
• Человек всегда велик в намерениях. Но не в их исполнении. В этом и состоит его очарование.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к зачётной работе за II полугодие (по изученным произведениям).

Следующие уроки: Уроки № 102-103. Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям) >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика