Творчество Н. М. Рубцова. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Н. М. Рубцов.
Фото. Во время учёбы в Литературном институте
 
 
 
 
 
 
 
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
(1936 – 1971)

1 ЧАС

Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 86
Тема.
Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество.
Основные темы и мотивы лирики

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. М. Рубцова; раскрыть неповторимость лирического содержания его стихотворений, интонационное богатство, особенности ритмики; совершенствовать навыки анализа поэтического текста и понимания музыкального произведения; развивать ассоциативное мышление; воспитывать чувство любви к своей малой родине, эстетический и художественный вкус.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портрет Н. М. Рубцова, раздаточный материал, иллюстративный и музыкальный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве Н. М. Рубцова; раскрывают неповторимость лирического содержания его стихотворений, интонационное богатство, особенности ритмики; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Анализ контрольных сочинений

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

Вокруг любви моей
Непобедимой
К моим лугам,
Где травы я косил,
Вся жизнь моя
Вращается незримо,
Как ты, Земля,
Вокруг своей оси…

Эти стихотворные строки — образец настоящей «тихой лирики». Поэт говорит о проблемах человеческой жизни, о внутреннем состоянии человека, его нравственности, о движении сердца и души.

Яркие представители «тихой лирики» — Н. М. Рубцов, А. Т. Прасолов, С. Ю. Куняев, Ю. П. Кузнецов. Своим истокам эти поэты обязаны Н. А. Заболоцкому, Б. Л. Пастернаку, А. А. Ахматовой, которые путём мучительных поисков обрели классическую глубину, ясность стиха, народное мироощущение и передали их по наследству в первую очередь, представителям «тихой поэзии» и прежде всего Николаю Рубцову. Вы это обязательно почувствуете, открыв для себя этого необычного поэта…

ІV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока


• Нравится ли вам творчество Николая Михайловича Рубцова?
• Что вы уже знаете о творчестве поэта из курса литературы 5–9-х классов?
• Какими вам представляются его взгляды на важнейшие общественные и нравственные проблемы?

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Н. М. Рубцова

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют тезисы.

 


3. Объяснение учителя

— В годы учёбы Н. М. Рубцова в Литературном институте в поэзии происходит значительное явление: в противовес шумной «эстрадной поэзии» (А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Е. А. Евтушенко) возникает иное, «негромкое» направление. Поэты этой школы, опираясь на классическую традицию, разрабатывали, в отличие от «эстрадников», не «злобу дня», а вечные и нестареющие темы общенационального и общечеловеческого звучания.

Тема родины, проблема человека во всей полноте его жизненных связей, вопросы красоты, нравственности — всё это волновало Рубцова и его товарищей по направлению. Так, в 1965 г. в Архангельске появилась его первая, совсем тоненькая, книга «Лирика».

Подлинным же итогом всей его работы стала «Звезда полей» (1967). Это уже была книга яркого, самобытного мастера. Именно в это время его стали называть одним из значительных поэтов нашего времени. Так думали товарищи по перу, но, к сожалению, не критики. Последние признали его на 10 лет позже.

В 1970 г. выходит книга новых стихов — «Сосен шум», последнее из прижизненных изданий. Поэт успел подготовить к печати книгу «Зелёные цветы», но она увидела свет уже после смерти Н. М. Рубцова.

Секрет Рубцова в том, что он в своём творчестве ориентировался на народные традиции — в мироощущении, способе мышления, в стиле и — на наследие русских классиков. В его поэзии встречаются разные школы. Вот «тютчевская»:

Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный,
Но поклонение себе.
(«Природа»)

Это — «некрасовская»:

В деревне виднее природа и люди.
Конечно, за всех говорить не берусь!
Виднее над полем при звёздном салюте,
На чём поднималась великая Русь.
(«Жар-птица»)

А вот явно «есенинская» школа:

Под луной, под гаснущими ивами
Посмотрели мой родимый край
И опять умчались, торопливые,
И пропал вдали собачий лай.
(«Нагрянули»)

Можно только поражаться, как в одном человеке — Рубцове — смогло столько умещаться — просто, душевно, открыто, искренне.

4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Русский огонёк»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Вступительное слово учителя

— Из всех «источников света» Николай Рубцов особенно любил «огоньки» и звёзды. Звезда — это ведь тоже маленькие огонёчки на пустынном поле тёмного небосвода. Они не освещают широко и ровно землю, дорогу, они способны подзаряжать человека своим существованием, тем, что они есть, тем, что, может быть, их тоже кто-то зажигает. Огонёк — это всегда надежда на то, что впереди — люди, доброта, помощь, живое, трепетное…

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Какие стороны человеческих отношений освещает автор в стихотворении?
• В чём проявляется душевная красота хозяйки дома?
• Как связано с сюжетом стихотворения упоминание о старых фотографиях на стене дома?
• Найдите строки, в которых поэт даёт обобщённую нравственную оценку рассказанной им истории.
• Объясните символический смысл образа «скромного русского огонька».
• Прокомментируйте художественную функцию пейзажа, помещённого в начале стихотворения.

 


5. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Звезда полей»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Работа в группах (3–4 группы)

• По очереди в группе каждый выразительно читает стихотворение, потом группа поручает одному человеку прочитать всей аудитории.

Запишите в тетрадях название этого стихотворения, далее сделайте запись: «Я понимаю это стихотворение так…».
Каждый записывает своё понимание этого стихотворения.

Прокомментируйте свои записи.

Б) Аналитическая беседа

• Каковы ваши впечатления от этого прочтения стихотворения?
• Какими поэтическими средствами поэт придаёт стихотворению яркую художественную выразительность и музыкальное звучание? Выделите те поэтические средства, на которые вы обратили внимание сами и хотели бы поделиться своими наблюдениями с одноклассниками.
• Какая антитеза положена в основу стихотворения? Какова её роль в раскрытии идейного смысла?
• В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
• Что, по вашему мнению, символизирует образ «звезды полей»?

6. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Видения на холме»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Вступительное слово учителя

— В 1962 г. в предисловии к рукописи сборника «Волны и скалы» Н. М. Рубцов так определял содержание и характер своего лирического творчества: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали…».

В начале 1960-х гг. Н. М. Рубцов пишет ряд стихотворений, где центральный для него образ России предстаёт масштабным, многогранным, глубоко прочувствованным, лирически проникновенным. Ощущение высоты и простора, исторических далей пронизывает «Видения на холме» (1962), первоначальный вариант которого, называвшийся «Видения в долине» (1960), был существенно переработан автором, освобождён от излишней описательности, более чётко выстроен композиционно и стилистически.

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Каков лейтмотив стихотворения? Основная мысль? Основной образ?
• Какие картины «грозного раздора» в миг прозрения увидел лирический герой будто «наяву»? Что беспокоит поэта?
• Какие опасности подстерегают Русь? Кто они, «иных времён татары и монголы»?
• Каков лирический герой в стихотворении «Видения на холме», что его тревожит, что он любит?
• Какова композиция стихотворения? Какие выразительные средства использует поэт?

Г) Обобщение учителя

— Видение у Н. М. Рубцова — отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе Родины. Душа человека во сне, в полудрёме не знает пространственных и временны х границ, черпает силы в том, что было давно с человеком и его отчизной, переживает боль давно минувших столетий.

Чтобы уберечь Родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Прямое и непосредственное обращение к Родине, открытое выражение самого заветного чувства к ней (трижды повторенное в анафорах-единоначатиях слово-признание «Люблю…»), наконец, звучащая как призыв-заклинание ключевая строка «Россия, Русь! Храни себя, храни!» — всё это делает стихотворение своего рода эмблемой поэтического творчества Н. М. Рубцова. И не случайно ставшие крылатыми эти слова запечатлены на надгробном камне могилы поэта в Вологде.

7. «В творческой мастерской»

• Напишите сочинение-размышление (миниатюру) «Когда я читаю Николая Рубцова…». Можно написать о том, что вы представляли, когда слушали его стихи, или о чём вы задумывались, или рассказать о своих впечатлениях от поэзии Н. М. Рубцова.


8. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя с показом фотопрезентации


— Вологодская малая родина дала Николаю Михайловичу Рубцову главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным».

На берегу реки Вологды находится памятник русскому поэту Рубцову. Создатель монумента — череповецкий скульптор Александр Шебунин вместе с архитекторами города нашли, по мнению вологжан, на редкость удачное место. Увековеченный теперь в бронзе Николай Рубцов находится на набережной у старинного домика, где некогда останавливался Пётр I.

На маленькой площадочке у обрамляющего набережную реки Вологды парапета стоит на пьедестале (он всё-таки Поэт!) с лаконичной надписью «Рубцов» невысокий, щупленький, задумчивый поэт России. Немного рассеянный взгляд. Портфельчик, шарф на тонкой шее, бессменное потрёпанное пальтишко, за борт которого Рубцов робко прячет правую руку. На первый взгляд, этот жест кажется каким-то растерянным, а на самом деле рука поэта прижата к сердцу, горячему, смелому, неравнодушному сердцу, которое так рано перестало биться и которое так горячо любило Вологду и многострадальную Россию. Посмотрите, в этом открытом лице, в этих прищуренных глазах таится внутренняя сила, словно Рубцов знает ответы на самые мучительные вопросы, поставленные человеку вечностью. Грустный, пронзительный памятник.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Постановка и решение проблемного вопроса


• Как вы оцениваете связь поэзии Н. М. Рубцова с русской поэтической традицией? Вам кажется, что Рубцов повторяет нечто уже безусловно известное или в его стихах вы слышите оригинальную современность тона, голос современного человека?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, основные темы и мотивы лирики Николая Рубцова — это родина Русь, её природа и люди, исторические судьбы народа, духовный мир человека, его нравственные ценности, красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания.

Не менее важное место в его художественной системе занимают проблемы назначения искусства, миссии поэта и поэзии. Сегодня поэта Николая Рубцова издают гораздо больше, чем при его жизни. За последние 10 лет сборники его стихотворений разошлись по всему миру суммарным тиражом более 1,5 миллионов экземпляров. Даже в Венгрии в конце 2010 г. вышел сборник «Свисает радуга с берёз» — стихи Николая Рубцова в переводе на венгерский Золтана Ороша.

На родине поэта вот уже несколько лет проходит Всероссийский поэтический конкурс имени Николая Рубцова, в котором участвуют молодые поэты — воспитанники и выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В марте 2010 г. юбилейный концерт группы «Цветы» открыли песнями на стихи русских поэтов. Помимо стихов Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы прозвучала и положенная на музыку «Элегия» Николая Рубцова.

Великий русский композитор Г. В. Свиридов сказал однажды о Рубцове: «Он — памятник эпохи. Это настоящий народный поэт, русский по непридуманности, по неизобретательности самой поэзии… Есть слова, которые только ему было дано сказать. Например: “Поверьте мне, я чист душою…”,— и ему веришь…»

Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н. М. Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Рубцова написано более 130 хороших песен. Сам поэт очень хорошо играл на гармошке и на гитаре и многие свои стихи напевал. До сих пор известны песни на стихи Рубцова: «В горнице моей светло», «Под звуки музыки», «Букет», «Звёзды полей», «Привет, Россия».

(Звучит аудиозапись песен на стихи Н. М. Рубцова: «В горнице моей светло» в исполнении трио «Меридиан», «Букет» в исполнении А. Барыкина.)

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание книги В. П. Астафьева «Царь-рыба».

2. Индивидуальные опережающие задания (1–2 учащихся). Подготовить сообщения о творческой истории создания повествования в рассказах-новеллах «Царь-рыба».

Следующие уроки: Урок № 87. «Деревенская проза» в русской современной литературе >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
Корбаков В. Н. Мост через реку Толшму в селе Никольском. 2006 г.
(к стихотворению Н. М. Рубцова "Родная деревня")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика