Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? ОГЭ
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Тютчев Ф. И.
Ф.И.Тютчев. Портрет работы С.Ф.Александровского, 1876.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фёдор Иванович Тютчев
(1803 - 1873)
 
Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»?
(На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
 
Назвать Ф.И. Тютчева «поэтом мысли», можно, изучив хотя бы его философскую лирику.

В ней автор поднимает вечные вопросы, связанные с истинной сущностью мира, с взаимоотношениями между миром и человеком…

Основная философская проблема Тютчева – проблема отношений личности и мира. Она включает в себя проблему смерти (в одну молитву все слилось: «Переживи! Переживи!»), достижении гармонии («все во мне и я во всем»), взаимоотношений человека рока, человека и Бога («все отнял у меня казнящий Бог»), свободы и несвободы человека («я царь Земли прирос к земли»).

В своих произведениях поэт размышляет над этими вопросами, приходит к каким-то выводам, формирует свой взгляд на мир. Например, в стихотворении «День и ночь» мы видим, что мир, по мнению Тютчева, двойственный. В нем есть светлое и зловещее начала. Далее, в «О чем ты воешь, ветр ночной…» нам показан образный ряд, соединяющий ночь, хаос, бездну. А в стихотворении “Silecium» нам открывается новый аспект философии Тютчева: личность человека вмещает в себя бездну духовного пространства, и в этом заключается залог богатой внутренней жизни человека.

Тютчев был одним из тех величайших поэтов, кто размышлял о вечных вопросах жизни и смерти и кто пришел к своему собственному мировоззрению.

Комментарий: Ответ оценён 16 баллами.



Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
По лирике Ф.И.Тютчева
Задания 5.1–5.5 (часть 2)
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.

1. Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевленности природы»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. Лирический герой поэзии Ф.И. Тютчева.
4. Мастерство Ф.И. Тютчева в создании картин природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
5. Почему многие стихотворения Ф.И. Тютчева относят к философской лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Почему Ф.И. Тютчева принято называть «поэтом мысли»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-романтиком? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Чем может быть близок современному читателю лирический герой поэзии Ф.И. Тютчева? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)


Задания (часть 1)
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.
 
Задания 3.1–3.2 (часть 1)
1. Какую роль в стихотворении «С поляны коршун поднялся…» играет приём антитезы?
2. Охарактеризуйте эмоции, которые переживает лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…».
3. Почему стихотворение Тютчева заканчивается восклицательным знаком и многоточием?


* * *
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он –
И вот ушёл за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.И. Тютчев,1835)


1. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»?
2. Какие чувства вызывает у лирического героя картина осеннего вечера?


ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
(Ф.И. Тютчев,1830)


Задание 4 (часть 1)
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8). Рекомендуемый примерный объём ответа на задание 4 – 5–8 предложений.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Осенний вечер» с приведённым ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «Осень».
В чём схожи мотивы и образы стихотворения и фрагмента?


V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин, 1833)


Сравните стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведённым ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «Бог».
В чём схожи и чем различаются раздумья поэтов о человеке?


Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
(Г.Р. Державин, 1784)


Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё шумел весёлый день…» с приведённым ниже стихотворением А.А. Фета «Весна и ночь покрыли дол…».
Какие мотивы сближают эти стихотворения?
(См. ниже ответ и комментарй к нему)

* * *
Ещё шумел весёлый день,
Толпами улица блистала –
И облаков вечерних тень
По светлым кровлям пролетала –
И доносилися порой
Все звуки жизни благодатной, –
И всё в один сливалось строй,
Стозвучный, шумный – и невнятный.
Весенней негой утомлён,
Я впал в невольное забвенье...
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье...
Затих повсюду шум и гам,
И воцарилося молчанье –
Ходили тени по стенам
И полусонное мерцанье...
Украдкою в моё окно
Глядело бледное светило,
И мне казалось, что оно
Мою дремоту сторожило.
И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлёк, незримый, в царство теней.
(Ф.И. Тютчев, 1830)

* * *
Весна и ночь покрыли дол,
Душа бежит во мрак бессонный,
И внятно слышен ей глагол
Стихийной жизни, отрешённой.
И неземное бытиё
Свой разговор ведёт с душою
И веет прямо на неё
Своею вечною струёю.
Но вот заря! Бледнеет тень,
Туман волнуется и тает, –
И встретить очевидный день
Душа с восторгом вылетает.
(А.А. Фет, 1856 или 1857)

Ответ на задание 4 и комментарий к нему

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё шумел весёлый день…» с приведённым ниже стихотворением А.А. Фета «Весна и ночь покрыли дол…». Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?

В обоих стихотворениях речь идёт о весенней ночи и том странном состоянии, в которое впадает лирический герой из-за неё:

Весенней негой утомлён,
Я впал в невольное забвенье...
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье...
– у Тютчева.

Весна и ночь покрыли дол,
Душа бежит во мрак бессонный,
И внятно слышен ей глагол
Стихийной жизни, отрешённой.
– у Фета.

Героям странно весенней ночью и их посещает желание творить:

И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлёк, незримый, в царство теней.
– у Тютчева.

И неземное бытиё
Свой разговор ведёт с душою
И веет прямо на неё
Своею вечною струёю.
– у Фета.

Ночь в обоих стихотворениях противопоставляется дню у Тютчева, утру у Фета. Если днём и утром всё хорошо, то ночью всё странно и человек это очень чувствует и думает о «неземном бытии» и «царстве теней».

Комментарий
По критерию 1 ответ можно оценить 2 баллами. Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа. Ответ свидетельствует о неординарном понимании содержания стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, что отражается в трактовке образов весенней ночи и дня и их влиянии на лирических героев.
По критерию 1 ответ можно оценить 4 баллами.
Анализ ответа по критерию 2 показывает, что экзаменуемый опирается на цитаты, подтверждающие тезисы, им сформулированные. При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют.
В работе нет грубых речевых и логических ошибок, выражение «очень чувствует» можно расценить как речевой недочёт.
Ответ оценён 8 баллами (соответственно по критериям: 2; 4; 2).

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают обязательные экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
 
Яндекс.Метрика