|
|
7 класс.
Демоверсия |
ВПР по русскому языку |
|
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной
работы в целом
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям: от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.
Ответ на каждое из заданий 10, 12 оценивается от 0 до 1 балла.
Ответ на каждое из заданий 3−7, 9, 13, 14 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на задание 8 оценивается от 0 до 3 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 47 баллами.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале |
Отметка по пятибалльной шкале |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первичные баллы |
0 - 21 |
22 - 31 |
32 - 41 |
42 - 47 |
|
|
Пояснение к образцу проверочной работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.
Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. |
|
|
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский
Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й её части
и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.
Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов
взр..щё(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми
соками родной земли. (По В. Пескову)
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)течени.. получаса лил дождь.
2) Режиссёр заинтересован (в)продолжени.. сериала.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.
Ответ:
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Всё осталось так(же), как прежде.
Ответ:
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взята, надолго, понявший, эксперт.
Ответ:
6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.
Ответ:
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В книжных шкафах размещённых вдоль стен есть прижизненные издания поэта.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Убегающая в глубь парка дорожка ещё помнит лёгкую поступь молодого поэта.
Ответ:
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.
2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.
3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковёр травы.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Ответ:
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 − 14.
(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его
мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
– (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих
его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака
блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных
писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются
книгочеи!
– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. –
(8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на
страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос
паренька.
– (11)Не заметила... не считала!
– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания
природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным
попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из
книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе
бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...»
(21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя,
решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела её.
– (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
(По Э. Цюрупе)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.
Ответ:
11. Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из
текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Ответ:
12. Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
Ответ. Заблуждаться –
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
Ответ:
14. Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.
Ответ. Данная пословица означает:
|
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию задания 1 |
№ |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию |
Баллы |
|
Есть на наших просторах благодатный пояс земли, называемый
средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца.
Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к
неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса – это
густые леса, располагающиеся в северной её части, и лесостепь к югу.
Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек,
синие блюдца озёр. Местами равнина слегка(2) холмится.
Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной
жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов
России. (4) Не счесть талантов, взращённых в этих краях! Бывая на родине
писателей, художников, композиторов, видишь: всё самое великое
питалось обыкновенными жизненными соками родной земли. |
|
К1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). При оценивании выполнения задания по критерию К1
учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов |
4 |
Допущено не более двух ошибок |
3 |
Допущены три-четыре ошибки |
2 |
Допущены пять ошибок |
1 |
Допущено более пяти ошибок |
0 |
К2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
|
Пунктуационных ошибок нет |
3 |
|
Допущена одна ошибка |
2 |
|
Допущены две ошибки |
1 |
|
Допущено более двух ошибок |
0 |
К3 |
Правильность списывания текста |
|
|
Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
2 |
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
1 |
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово |
0 |
Максимальное количество баллов за всё задание |
9 |
|
2. Морфемный и словообразовательный разборы слова |
слегка(2)
слегка: с - приставка, легк - корень, а- суффикс, слегка - основа.
слегка ← лёгкий (приставочно-суффиксальный способ) |
|
2. Морфологический разбор слова |
связанные(3)
1. Заповедники (какие?) связанные – причастие, н. ф. – связанный; от глаг. связать.
2. Пост. – страдат., прош. вр., сов. в.; непост. – в полной форме, им. п., мн. ч.
3. В предложении является определением. |
|
Синтаксический разбор предложения |
Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России.
(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) хранят (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (хранят) память – дополнение, выражено именем
существительным; (память) о пребывании – дополнение, выражено именем
существительным с предлогом (возможно: определение); (о пребывании) здесь –
обстоятельство, выражено наречием; (о пребывании) сынов – дополнение, выражено именем
существительным; (сынов) великих – определение, выражено именем прилагательным;
(сынов) России – дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).
Максимальный балл за выполнение 2-го задания: 12 |
|
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых
выделенные слова являются предлогами |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: В течение получаса лил дождь. Несмотря на нездоровье, он работал;
2) правильное написание предлогов: в течение, несмотря на |
|
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются
союзами. |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с союзом: Мал, зато удал. Ты тоже готовишься к конкурсу?;
2) правильное написание союзов: зато, тоже |
|
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ответ: Взята́, надо́лго, поня́вший, экспе́рт
|
Слова для тренировки по заданию 5.
алфавИт, алфавИтный
ательЕ [тэ ]
быть, былА, бЫло; нЕ
был, не былА
ворОта
вЫздороветь
дать, далА, дАли;нЕ дал,
нЕ дало, нЕ дали
дефИс [тэ ]
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг
жить, жилА, жИло,
жИли; нЕ жил, нЕ жило,
нЕ жили
звонИть, звонИшь,
звонИт
инженЕр, инженЕры
инструмЕнт,
инструмЕнты
каучУк
кашнЕ [нэ ]
квартАл
киломЕтр
класть, кладУ
конЕчно [шн ]
магазИн
модЕль [дэ ]
музЕй [з` ]
начАть, нАчал, началА,
нАчали
начАться, началсЯ,
началАсь
облегчИть
партЕр [тэ ]
положИть, положИл,
положила, положУ,
положИшь
повторИть, повторИшь,
повторИт, повторИте
предмЕт
пустЯчный [шн]
расположИть (по
алфавИту)
руководИть
сантимЕтр
свЁкла
свИтер [тэ ]
скворЕчник [шн]
скУчный [шн]
совремЕнный
создАть, сОздал, создалА
столЯр
тЕннис [тэ ]
торт, тОрты
углубИть, углубИт,
упростИть
фарфОр
цемЕнт
что [шт]
чтОбы [шт ]
шоссЕ [сэ ]
шофЁр, шофЁры
щавЕль
яИчница[шн`] |
|
|
|
6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Ответ: Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги. По прибытии в лагерь мы
разместились в новом корпусе.
ИЛИ Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах. По прибытии в лагерь
мы разместились в новом корпусе. |
|
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки запятой: В кабинет можно
пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью;
2) обоснование выбора предложения, например: причастный оборот находится
после определяемого слова и завершает предложение.
˟ИЛИ [сущ., |п.о.|].
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
|
|
8.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Друзья, вы делаете
доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков,
например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает
предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе
|
|
9. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль текста:
Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный
клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк.
ИЛИ Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в
понимании прочитанного и скрытого между строк.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке
|
|
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.
Ответ:
рассуждение |
|
11.Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из
текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: Сначала мальчик произвёл на автора впечатление
начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной
литературой.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
2) выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие
ответ, например: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень
начитанный; длинный список произведений; книгочей.
Возможны другие формы, другая последовательность, другое (большее или
меньшее, но не менее трёх) количество ключевых слов и словосочетаний |
|
12. Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
Заблуждаться – иметь ошибочное, неправильное мнение.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
|
13. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово.
Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистически окрашенного слова: паренёк;
2) подбор синонима к данному слову: паренёк – мальчик.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
|
14. Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите
Ваше объяснение.
Данная пословица означает: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет
поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы |
|
|
|
|
|
*ВПР – Всероссийская проверочная работа.
Выбор класса, предмета и даты проведения – это выбор министерства образования, а школа отвечает за назначение педагогов, которые будут проводить работу и проверять ее.
Проверяют по заранее присланным критериям. |
|
|
|
|