1. Кодификатор –
это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ОГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ОГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (
вернуться)
2. "Вечер" – дата написания: 1855 г.
Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою», «в померкшем лугу», «в полумраке», «засветилось», «золотыми каймами», «теплится ярко», «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало», «прозвенело», «рощей немою». (
вернуться)
3. Зарни́ца – мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. При зарницах раскатов грома не слышно из-за дальности, но можно увидеть вспышки молний, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков. (
вернуться)
4. Ещё весны душистой нега... – впервые опубликовано в журнале «Современник», 1854, том XLV, № 5, отд. I, с. 6.
Стихотворение посвящено описанию природы, ее пробуждению и жизни человеческой души. Фета привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Автор рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне. Фет замечает неуловимые моменты состояния окружающего мира. Анализ жизни природы способствует раскрытию состояния души человека. (
вернуться)
5. Ласточки пропали... – написано в 1854 году, впервые опубликовано в журнале «Современник», 1855, том XLIX, № 1, с. 6 под названием «Осень».
Первая строфа стихотворения вызывает в восприятии читателя картину осеннего вечера, остальные три строфы раскрывают состояние лирического героя, который тяжело переносит эту неопределенность времени года в природе.
Строфы стихотворения состоят из пяти строк, словно автор такой тянущейся бесконечно строфой напоминает нам о тянущихся бесконечно долгих осенних вечерах. (
вернуться)
6. На заре ты её не буди... – дата написания: 1842 г.
Стихотворения было положено на музыку композитором Александром Варламовым (1801 – 1848) и стало популярным романсом. Изначально этот романс или песня, «сделавшаяся, – по словам Аполлона Григорьева, – почти народною» (Отечественные записки. 1850. № 1), входила в репертуар цыганских хоров. В песенники стала включаться с 1850-х гг.
Тема стихотворения – восхищение и тоска по красоте, которую так легко разрушить, страдания по исчезнувшей гармонии.
В первой строфе Фет использует анафору. С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре».(
вернуться)
7. "Учись у них – у дуба, у березы…" – дата написания: 1883 г.
Тему природы и человека раскрывает поэт в стихотворении «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека.
Фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе — свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание.
1-я строфа: по мнению поэта, человек должен уметь стойко переносить все жизненные невзгоды и страдания. 2-я строфа: Фет ассоциирует «зиму» и душевную дисгармонию человека: беду, горе, неустроенность, тревогу, беспокойство. 3-я строфа: как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят «ясные дни», «новые откровения», когда «гений весны» принесет с собою тепло и жизнь. Весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придет и поможет в трудную минуту и торжествует добро, красота, гармония: «Переболит скорбящая душа». (
вернуться)