Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою...). М. Ю. Лермонтов
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Лермонтов М.Ю.
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
Молитва как жанр
в лирике М. Ю. Лермонтова

(урок литературы в 10 классе)
 
 
 
 
 
 
 
 
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
МОЛИТВА [1]
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

1837

Источник: Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979–1981. Т. 1. Стихотворения, 1828–1841. – 1979. – С. 380.

1. Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвою...») – впервые опубликовано в 1840 г. в «Отечественных записках» (т. 11, № 7, отд. III, с. 1).
В автографах (их два) стихотворение озаглавлено «Молитва странника».
В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано 1837 г.
Возможно, что стихотворение было написано перед отъездом Лермонтова на Кавказ, в ссылку. А. П. Шан-Гирей называет это стихотворение в числе тех, которые создавались поэтом в заключении, во время следствия по делу «О непозволительных стихах...» на смерть Пушкина.
«Посылаю Вам стихотворение, – писал Лермонтов М. А. Лопухиной 15 февраля 1838 г., – которое случайно нашел в моих дорожных бумагах, оно мне довольно-таки нравится, именно потому, что я совсем его забыл» (наст. изд., т. IV).
Высказывалось предположение, что адресат стихотворения – В. А. Лопухина. (вернуться)
_____________________

«Молитва» ("Я, матерь божия, ныне с молитвою...") – стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837).

Строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе (вероятно, что в стих. речь идет о В. А. Лопухиной).

В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – ее нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Вместе с тем герой отвергает традиционные формы обращения к богу с молитвой о себе («Не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием, / Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души».

Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М. А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает» (т. VI, с. 444, 737).

Стихотворение высоко оценили современники Лермонтова: С. П. Шевырев, А. А. Григорьев и др.; В. Г. Белинский сказал о нем – «чудная „Молитва“». Позднейшая критика (С. Шувалов, Л. Пумпянский, М. Пейсахович) особое внимание уделяла анализу метрической системы стиха (четырехстопный дактиль, которому многочисленные сверхсхемные ударения в сочетании с пропусками ударений в ряде сильных мест и сплошь дактилической рифмовкой придали чрезвычайно своеобразный мелодический рисунок).

Стихотворение положили на музыку А. Е. Варламов, Н. П. Огарев, П. П. Булахов, Г. А. Кушелев-Безбородко и др.

Автографы (заглавие – «Молитва странника»): беловой – ИРЛИ (письмо Л. к М. А. Лопухиной от 15 февр. 1838); черновой – ГИМ, ф. 445, № 227а (тетрадь Чертковской б-ки), л. 56. Копии: 1) ИРЛИ (тетр. XV, рукой В. А. Соллогуба, дата 1836); 2) там же, оп. 1, № 47. Впервые – «ОЗ», 1840, № 7, отд. III, с. 1 («Молитва»).

Датируется 1837 по «Стихотворениям» Лермонтова (1840). По свидетельству А. П. Шан-Гирея, Лермонтов написал «Молитву» в февр. 1837, находясь под арестом. Однако название в автографе и свидетельство самого Лермонтова, что он случайно нашел стихотворение в своих дорожных бумагах, позволяют отнести его к первым месяцам ссылки, т. е. к весне 1837.

Т. Г. Динесман. Лермонтовская энциклопедия


 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика