|
|
|
Продолжительность экзамена по обществознанию
для выпускников 11-ых классов |
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут). |
|
Задание части 2 (29)
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).
При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
Максимальный балл: 6. Критерии см. ниже |
|
Важно!
1. Начинать сочинение нужно с раскрытия смысла высказывания.
2. Можно упомянуть в эссе, кем является автор высказывания, если точно помните, но тратить время при подготовке к ЕГЭ на это не стоит. За эти сведения не прибавится ни одного балла.
3. Какие аргументы в основной части эссе (в виде исторических фактов, цитат из литературы, публицистики, географии, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и т. д.) доказывают приведенные Вами теоретические положения?
Уместны и корректны бывают примеры из истории, художественной литературы, публицистики, общественной жизни и пр.
Поэтому выбирайте для аргументации факты и примеры из истории, художественной литературы, общественной жизни, публицистики. В случае использования примеров из своей социальной жизни будьте предельно аккуратны! |
|
Пример мини-сочинения (задание 29) |
«Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»
(Ж.П. Сартр)
Жан-Поль Сартр обращает внимание на проблему формирования личности. Автор считает, что в становлении личности важную роль играет самосознание, поэтому каждая личность уникальна, неповторима. Я полностью согласна с высказыванием Сартра о том, что изначально человек «ничего собой не представляет», ведь личностью он становится лишь в процессе социализации, – процессе освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, самопознания и саморазвития. Человек – существо полностью биологическое в начале, и только после биосоциальное. Мне это тема показалась интересной, т.к. я сама нахожусь на стадии социализации, – в процессе становления личности. Кто-то всегда стремится к умственному, нравственному развитию, а кто-то живёт ради удовлетворения своих первичных потребностей.
В качестве примера приведу факты из жизни знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова. Он родился слабым, болезненным ребенком. Отец готовил его к гражданской службе. Однако с детских лет Суворов проявил интерес к военному делу. Чтоб поступить на военную службу, он закалялся, ежедневно занимался своей физической подготовкой. Проявил огромную выдержку и силу воли. Можно сказать, он сам сделал себя личностью, – относительно устойчивой целостной системой интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Еще одним примером может служить актёр Джим Керри. У него было тяжелое детство. Его семья жила в бедноте, а у матери было психическое расстройство. Но все это не помешало ему работать над своим сценическим образом, учиться и стремиться к своей цели, – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Хотя у него не получилось сразу завоевать популярность, он не сдавался, четко шел по намеченному пути, несмотря на все трудности. В итоге он добился всемирной любви и признания, стал кумиром миллионов.
Таким образом, можно сделать вывод, что саморазвитие и самовоспитание играют огромную роль в процессе формирования человека. А саморазвитие – это осознанный процесс, который человек осуществляет без какой-либо внешней поддержки, используя при этом исключительно свои моральные и физические ресурсы для того, чтобы совершенствовать свой потенциал и реализовать себя как личность, самовоспитание же – это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Несмотря на все сложности, приложив свои силы, при поддержке родственников, друзей (первичных агентов социализации) можно достичь своей цели. Но так же немалую роль играют вторичные агенты, СМИ зачастую хорошо мотивируют людей на различную благотворительную деятельность и многое другое, иным людям помогает найти различные общественные организации, а это и есть вторичные агенты. |
|
|
Часть 2. Критерии оценивания задания 29
(по демоверсии 2018) |
№ |
Критерии оценивания мини-сочинения |
Баллы |
29.1 |
Раскрытие смысла высказывания |
1 балл |
|
Смысл высказывания раскрыт:
верно выделены одна или несколько основных идей,
связанных с содержанием обществоведческого курса,
и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания,
который(-е) требует(-ют) обоснования. |
1 балл |
|
Смысл высказывания не раскрыт:
ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. |
0 баллов |
|
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания),
выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется - 0 баллов |
|
29.2 |
Теоретическое содержание мини-сочинения
(объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие теоретических положений,
рассуждений, выводов) |
2 балла |
|
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены связанные между собой объяснения ключевого (-ых) понятия (-ий),
теоретические положения, рассуждения, выводы. |
2 балла |
|
В контексте хотя бы одной выделенной идеи /
одного тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или
положения.
ИЛИ В ответе наряду с относящимися к одной или нескольким идеям/тезисам приведены
понятия и/или положения, не относящиеся к ним. |
1 балл |
|
Теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует
(смысл ключевых понятий не объяснен, теоретические положения, рассуждения,
выводы отсутствуют или не связаны с идеей/тезисом). |
0 баллов |
29.3 |
Корректность использования понятий, теоретических положений,
рассуждений и выводов |
1 балл |
|
В ответе отсутствуют ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. |
1 балл |
|
В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. |
0 баллов |
|
Указания по оцениванию:
Если по критерию 29.2 (теоретическое содержание мини-сочинения),
выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.
|
|
29.4 |
Качество приводимых фактов и примеров |
2 балла |
|
Приведено из различных источников не менее двух корректных,
развернуто сформулированных фактов / примеров, явно связанных с иллюстрируемой (-ым) идеей/тезисом/положением/рассуждением/выводом.
В качестве источников могут использоваться сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты общественной жизни и личного социального опыта, собственные наблюдения.
Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников. |
2 балла |
|
Приведен только один корректный,
развернуто сформулированный факт/пример,
явно связанный с иллюстрируемой (-ым) идеей/ тезисом / положением / рассуждением / выводом.
ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные,
развернуто сформулированные факты / примеры, явно связанные с иллюстрируемой (-ым) идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом.
|
1 балл |
|
Факты / примеры отсутствуют.
ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров явно не связан с иллюстрируемым положением,
рассуждением, выводом.
ИЛИ Ни один из приведенных фактов/ примеров не сформулирован развернуто. |
0 баллов |
|
Указание по оцениванию:
Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки,
приведшие к существенному искажению сути высказвания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании. |
0 баллов |
|
Максимальный балл - 6 |
|
|
|
|
*ЕГЭ –
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам
среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий
стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных
измерительных материалах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИПИ. Обществознание
Открытый банк заданий |
|
|