1. «На ранних поездах» – написано до войны, в марте 1941 г.
Опубликовано в октябре 1941 г. (журнал "Красная новь").
Из цикла «Переделкино» (входит в книгу стихов «На ранних поездах», изданную впервые в июле 1943 года).
В пастернаковском вагоне лица радостные и безмятежные. Ещё никто не ведал, даже поэт-провидец, что совсем скоро враг подойдёт к Переделкину и будет остановлен
в восьми километрах от посёлка. (
вернуться)
2. «...По делу в городе бывал.» – Пастернаку очень хотелось увидеть
«Гамлета» на сцене.
«Мое единственное утешенье Художественный театр»,— писал он 24 ноября 1940 года, считая, что теперь переделки текста кончились. Но доработки продолжались
и следующей зимой, когда Пастернак ездил из Переделкина по утрам на встречи с Виленкиным два раза в неделю и по полдня проводил в театре. Эти утренние
поездки легли в основу стихотворения «На ранних поездах»:
Я под Москвою эту зиму.
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Над «Гамлетом» Пастернак работал больше, чем над любым собственным текстом, исключая роман. Перевод был заказан Мейерхольдом. Но репетиции были прерваны
поле критического замечания Сталина. «Гамлета» не ставили до самой смерти Сталина. (не ставили только в Москве и Ленинграде, в провинции он шел.) (
вернуться)
___________
О стихотворении «На ранних поездах»
«На ранних поездах» — не что иное, как осовремененный, советский вариант блоковского «На железной дороге», и параллелизм названий тут вполне сознателен.
Лирический герой Пастернака весьма органично чувствует себя в тех самых «зеленых», где у Блока «плакали и пели» (в
желтых и синих, ясное дело, ездят теперь вожди и военные).
«Три ярких глаза набегающих» уже не вызывают ужаса — это мощь дружелюбная, хитро улыбающаяся: «Вдруг света хитрые морщины сбирались щупальцами в круг, прожектор
несся всей махиной на освещенный виадук» — и вместо безвыходной скуки при виде традиционного русского пейзажа
(«платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом») героя охватывает понятная утренняя бодрость.
Оба, и Блок, и Пастернак, узнают на железной дороге «России неповторимые черты», оба включают стихи о железной дороге в патриотические циклы — но
героиню Блока поезд сметает с дороги («Под насыпью, во рву некошеном лежит и смотрит, как живая»). Герой же Пастернака в этом поезде
чувствует себя как рыба в воде и гордится собственным демократизмом: «Превозмогая обожанье, я наблюдал, боготворя. Тут были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря...».
Поразительно, — но в сорок первом году, когда написаны эти стихи, он сам верил в это! И не восхититься его демократическим пафосом в самом деле нельзя...