Главная |
|
Зарубежная литература |
|
|
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879 |
|
|
|
Толстой Л. Н. Портрет работы И. Е. Репина, 1887 |
|
|
|
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях,
документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92. |
|
|
|
Портрет Н.С.Лескова работы
художника В.Серова. 1894. |
|
|
|
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г. |
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Итоговый урок
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
УРОК 105
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Итоговый урок
Цель:
выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся в конце
учебного года; систематизировать и обобщить полученные теоретические знания; расширять и углублять предметную
компетенцию; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, выставка произведений, изученных в 10-м классе, иллюстративный материал.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся участвуют в беседе, привлекая знания, приобретённые в 10-м классе; анализируют историческое развитие России во второй половине XIX в.; классифицируют
основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров;
выполняют аналитическую работу в парах, группах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Вот и подошло к концу изучение русской классической литературы XIX в., за которым прочно закрепилось название — «золотой век» русской литературы.
В 11-м классе вам предстоит «общение» с литературой XX в., и на первых же уроках вы услышите выражение «Серебряный век русской поэзии». Да, именно
так принято называть первые два десятилетия XX в. Означает ли это, что мы больше уже не прикоснёмся к сокровищницам Золотого века, что этот век уже
позади, мы его опередили и поэтому можем относиться к его художественному наследию немного свысока? Конечно же, нет! Там, в XIX в., осталось невероятное
богатство, которое нам долго ещё предстоит изучать, потому что и сегодня мы ещё не постигли в должной мере важнейших уроков классической литературы…
Давайте же ещё раз окунёмся в атмосферу гениального прошлого, которое отличалось смелой постановкой вечных вопросов человеческого бытия, самых
жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы определённого исторического времени.
IV. Работа над темой урока
1. Вводно-ориентировочная беседа:
выявление уровня читательского развития
• Что нового вы почерпнули для себя из курса литературы 10-го класса? Актуальны ли и сегодня проблемы, поднятые в художественных произведениях,
которые вы прочитали в этом учебном году?
• Какие из произведений запомнились вам больше всего и почему? Повлияли ли уроки литературы на ваши читательские интересы?
• Расскажите, какие «вечные образы» предстали перед вами со страниц учебника.
• Что интересного и важного вы узнали из рубрики «В творческой лаборатории мастера»? Что вам запомнилось больше всего и почему?
• Прочитанные вами произведения нашли своё творческое воплощение и в других видах искусств. Какие материалы рубрики «Под сенью дружных
муз» стали для вас наиболее интересными?
• Какие виртуальные путешествия вы совершили с помощью рубрики учебника «Прогулки по местам великих вдохновений»? Какие из них вам понравились больше всего и почему?
• Перелистывая страницы учебника, вспомните поэзию А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Можете ли вы согласиться
с высказыванием русского писателя и художника Максимилиана Волошина: «Поэзия пророчественна по своему существу, она выражает не пережитую жизнь, а возможную
будущую»?
• Согласны ли вы с утверждением М. Горького: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России… беспощадный к себе и
людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до
безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их»? Аргументируйте свой ответ.
• Французский писатель О. де Бальзак считал, что «книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух её устремлён в будущее». Знаете ли вы такие
книги? Расскажите о них.
• Расскажите о роли книги и художественной литературы в вашей жизни.
• Выскажите своё мнение о том, что может сегодня повлиять на формирование читателя XXI в. Помогали ли вам в этом задания под рубрикой «Умники
и умницы»?
2. «Умники и умницы» (работа в парах)
1) Заполнение обобщающей таблицы «Общественно-политическая и культурная жизнь России второй половины XIX в.»
• Заполните таблицу.
Выполняя это задание, используйте материалы учебника, знания и умения, приобретённые на уроках литературы.
Основные темы поэзии «чистого искусства»
Общественно-политическая и культурная жизнь России второй половины XIX в.
|
Период, годы |
Общественно-политическая
жизнь |
Журналистика,
литературная критика |
Живопись,
музыка, театр |
Художественная
литература |
1850–1860 |
|
|
|
|
1861–1870 |
|
|
|
|
1871–1880 |
|
|
|
|
1881–1890 |
|
|
|
|
1891–1899 |
|
|
|
|
|
2) «Теоретическая разминка»:
самоконтроль теоретических знаний, приобретённых в течение учебного года (по вариантам)
• Подготовьтесь дать определение (устно) литературных понятий.
1-й вариант.
Драма, гротеск, историко-литературный процесс, реализм, эзопов язык.
2-й вариант.
Драматический конфликт, лирический герой, мотив, подтекст, поэма-эпопея.
3-й вариант.
Лирика, роман-эпопея, сказ, новелла, литературный тип.
3. «Практикум начинающего литературоведа»:
«По страницам изученных произведений» (работа в группах)
Карточка № 1
• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Укажите жанр произведения.
• Назовите имя героя, о котором идёт речь в данном отрывке.
• Образ данного героя стал нарицательным. Объясните, что он обозначает (4–5 предложений).
Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него
был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось,
тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика,
то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать
себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге,
и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние
языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти
часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определённо; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении
скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное.
• Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на вопросы.
• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Укажите жанр произведения.
• Как называется направление философской мысли, приверженцем которого был главный герой этого произведения?
• Почему автор заканчивает своё произведение словами «о великом спокойствии» и «вечном примирении»?
Карточка № 2
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России.
Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными
крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам…
Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре.
Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят
два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут
на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут
с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их
молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось
в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом
спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…
4. «В творческой мастерской» (работа в группах)
1-я группа.
На основе изученных в 10-м классе прозаических произведений подготовьте творческий проект-презентацию «Русская проза второй половины
XIX в.». Предложите иллюстрации для данного проекта.
2-я группа.
На основе изученных в 10-м классе стихотворений подготовьте творческий проект-презентацию «Мир поэтической души». Предложите иллюстрации к данному проекту.
3-я группа.
Подготовьте рекламный проект на одно из прочитанных в этом учебном году произведений. Обоснуйте свой выбор.
5. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
• В этом учебном году вы читали произведения русской и зарубежной классической литературы. Уже как опытные читатели выразите своё мнение к высказыванию:
«Классика и современность… Классика — это модно?».
• Подумайте, какая литература сейчас является наиболее востребованной в обществе. Поделитесь своими соображениями на эту тему.
• Может ли Интернет способствовать развитию интереса к художественной литературе?
• Какова роль электронных библиотек в современном мире?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»
• Прокомментируйте, как вы поняли изречение русского поэта А. А. Блока,
«спрятанное» в криптограмме (запись на доске).
Изречение А. А. Блока |
12 |
15 |
10
| 4 |
1 |
— |
3 |
6 |
13 |
10 |
12
| 1 |
33 |
3 |
6 |
27 |
30 |
, |
17
| 16 |
12 |
1 |
25 |
6 |
13 |
16 |
3
| 6 |
12 |
21 |
14 |
6 |
6 |
20 |
6
| 32 |
17 |
16 |
13 |
30 |
9 |
16 |
3
| 1 |
20 |
30 |
19 |
33 |
|
Ответ. «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» (А. А. Блок).
• Создайте высказывание:
В ожидании новой встречи с искусством слова. Что вы ждёте от уроков литературы в следующем году?».
2. Заключительное слово учителя
— Итак, на уроках литературы в этом учебном году нашими собеседниками были произведения русской литературы и зарубежной классики XIX в.
Конечно, у каждого из нас свой вкус, свои литературные предпочтения, свой путь к любимым авторам и книгам, но как бы ни отличались наши оценки и пристрастия,
всех нас волнуют одни и те же вопросы, связанные со смыслом жизни, выбором пути, пониманием добра и зла, чести и справедливости. И, как ни странно, над
этими вопросами ломало голову не одно предшествующее поколение.
И все эти вечные вопросы и поиски ответа на них находили своё отражение в произведениях литературы разных времён. Изучая в школе эти произведения,
вы получаете уникальную возможность вступить в диалог с ними, задать свои вопросы и получать на них ответы, а значит, формировать свой взгляд на жизнь,
разобраться в самом себе, познать духовный опыт прошлого, так необходимый всем нам.
Открывая для себя новые имена и произведения, каждый из нас сможет найти что-то своё, сокровенное, предназначенное только ему.
На пути к вершинам искусства слова желаю вам маленьких и больших открытий, радости общения и подлинного эстетического наслаждения от встречи
с прекрасным. Как писал русский поэт Валерий Брюсов:
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты![2]
Поэтому читайте и размышляйте, наслаждайтесь и переосмысливайте, спорьте и не соглашайтесь… Дерзайте и познавайте себя!
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
2. Из стихотворения «Сонет к форме» поэта Валерия Брюсова (1873 — 1924), написанного
в 1895 году:
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты! ( вернуться) |
|
|
|
«Вишневый сад. Комедия в 4-х действиях»
Иллюстратор: Алимов С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|