Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям). Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Салтыков-Щедрин М.Е. Портрет работы И.Н.Крамского, 1879
 
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
Трутовский К.А. Портрет Ф.М.Достоевского. 1847 г.
Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 92.
 
 
Портрет Н.С.Лескова работы
художника В.Серова. 1894.
 
Портреты Н.С.Лескова
(на сайте "К уроку литературы")
 
А.П.Чехов.
Портрет работы И.Э.Браза, 1898 г.
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ
(по изученным произведениям)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 



УРОКИ 100 — 101
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА ЗА II ПОЛУГОДИЕ
(по изученным произведениям)

Цель:

выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся; уровень знания произведений и глубины понимания изученных произведений, входящих в круг обязательного чтения, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.

Оборудование:
зачётные задания (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

ІІ. Контроль знаний и умений учащихся

Комментарий.

В процессе выполнения работы учащиеся не пользуются текстами произведений, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.

І вариант

1-й уровень

1. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины XIX в.?

а) Романтизм;
б) классицизм;
в) сентиментализм;
г) реализм.

2. Роман — это жанр эпоса…

а) в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить всё многообразие связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека;
б) в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема;
в) в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершённого события и его авторская оценка.

3. Эпилог — это…

а) дополнительный элемент композиции, отделённый от основного повествования и следующий после его завершения;
б) дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке;
в) относительно короткий текст, помещённый автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения.

4. Пьеса — это…

а) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре;
б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене;
в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельством.

5. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социально-психологический роман. Ф. М. Достоевскому наиболее близок следующий принцип психологизма:

а) раскрывая внутренний мир его героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его привлекает результат этих переживаний; б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки; в) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н. Г. Чернышевский назвал этот принцип «диалектикой души».

6. Укажите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

а) «Гроза», «Очарованный странник»; б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»; в) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»; г) «Гроза», «Человек в футляре». 7. Катерина Измайлова — это героиня: а) очерка Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; б) пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»; в) романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; г) романа И. А. Гончарова «Обломов».

8. Какому герою романа Л. Н. Толстого «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнётся завтра»?

а) Князю Андрею; б) императору Александру I; в) Наполеону; г) М. И. Кутузову.

9. Сторонником «чистого искусства» был:

а) А. С. Пушкин; б) А. А. Фет; в) Н. А. Некрасов; г) М. Ю. Лермонтов.

10. М. Е. Салтыков-Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу; б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности; в) сказка — аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы.

Ключ: 1 — г); 2 — а); 3 — а); 4 — а); 5 — б); 6 — б); 7 — а); 8 — в); 9 — б); 10 — в).

2-й уровень
11. Назовите ведущее художественное направление в искусстве и литературе второй половины XIX в. Приведите примеры его проявления в литературе, живописи, музыке.

12. На примере прочитанных вами произведений русской литературы второй половины XIX века проследите, как в них решалась проблема героя времени.

13. Согласны ли вы с утверждением Л. Н. Толстого: «Без Тютчева нельзя жить!»? Обоснуйте свой ответ.

14. В чём суть разногласий между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? Актуальны ли эти проблемы сегодня? Обоснуйте свой ответ.

15. Почему Ф. М. Достоевский подробно описал историю лишь одной семьи из многочисленных жителей бедняцкого Петербурга? Подходит ли Мармеладов под определение «маленького человека»?

16. Какое место занимает Кутузов, а какое Наполеон в общей системе действующих лиц романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»? Обоснуйте свой ответ.

17. Как оценивает Л. Н. Толстой роль личности в истории? В чём его мысли созвучны по этому поводу с мнением Ф. М. Достоевского?

18. Охарактеризуйте важнейшие события культурной жизни России 1890–1900-х гг. Какое место в ряду этих событий занимало создание Московского Художественного театра? Как складывались отношения А. П. Чехова с театром?

19. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на вопросы.

Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

— C’est bien aimable а vous, monsieur Pierre, d’e^tre venu voir une pauvre malade,— сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тётушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошёл к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

— Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек… — сказала она.

— Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно…

— Вы думаете?.. — сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

— Мы после поговорим,— сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор…

• Из какого произведения этот отрывок?
• Кто автор этого произведения?
• В каких словах выражена авторская оценка Пьера? Выпишите эти слова.
• Почему жанр этого произведения определяется как роман-эпопея? Дайте аргументированный ответ (3–5 предложений).

Творческое задание (по выбору учащихся)

а) Напишите статью в литературно-энциклопедический словарь об одном из полюбившихся вам писателей второй половины XIX века.

б) Как изменилось ваше представление о писателях, творчество которых вы изучали в предыдущих классах,— И. С. Тургеневе, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете? Аргументируйте своё мнение.


ІI вариант

1-й уровень

1. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

а) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм;
б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм;
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
г) реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм.

2. Гипербола — это…

а) один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении;
б) изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ;
в) один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества.

3. Тема художественного произведения — это…

а) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации;
б) основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности;
в) главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.

4. Народность в литературе — это…

а) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире свою эпоху, национальные идеалы, жизнь народа; признак общенационального признания писателя;
б) проявление в художественной литературе национальной литературной традиции;
в) совокупность произведений устного творчества, ориентированного на общенародный идеал; включение традиций народного творчества в литературу.

5. Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

а) роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряжённых с судьбой нации;
б) один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица;
в) роман, посвящённый историческому событию, влияющему на судьбу страны.

6. Какая тема преобладает в творчестве Н. А. Некрасова?

а) Тема города;
б) одиночество;
в) любовь;
г) гражданственность.

7. В произведениях какого автора основными художественными приёмами являются гипербола, фантастика, гротеск?

а) И. А. Гончаров;
б) Н. А. Некрасов;
в) М. Е. Салтыков-Щедрин;
г) А. П. Чехов.

8. Кто из героев романа Ф. М. Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

а) Соня Мармеладова;
б) Пётр Лужин;
в) Родион Раскольников;
г) Разумихин.

9. Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир»:

а) романтизм;
б) сентиментализм;
в) классицизм;
г) реализм.

10. Назовите произведения, образы героев которых восходят к образам былинных богатырей:

а) «Очарованный странник», «О любви»;
б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»;
в) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»;
г) «Гроза», «О любви».

Ключ: 1 — а); 2 — в); 3 — в); 4 — а); 5 — б); 6 — г); 7 — в); 8 — в); 9 — г); 10 — б).

2-й уровень
11. Назовите известных вам писателей-романистов XIX в. В чём своеобразие жанра романа в истории русской литературы второй половины XIX в.?

12. Раскройте характерные признаки социально-психологического романа (на примере одного из прочитанных вами произведений).

13. Прокомментируйте слова современного исследователя Н. Н. Скатова о поэзии А. А. Фета: «Оригинальность Фета — состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

14. В чём состоит смысл конфликта «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»? Ответ аргументируйте.

15. Сравните позицию Ф. М. Достоевского по отношению к «маленькому человеку» с позициями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Чем похожи взгляды писателей и чем мысли Ф. М. Достоевского об этом принципиально новы?

16. Какие моменты и чьими глазами мы видим в ходе Бородинского сражения (роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»)? Какой эффект этим достигается?

17. Как оценивают Кутузов, Наполеон и сам Л. Н. Толстой итоги Бородинского сражения?

18. Закономерно или случайно обращение А. П. Чехова к драме? Какие задачи ставил писатель перед драматургией? В чём состояла их принципиальная новизна?

19. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на вопросы.

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,— всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошёл, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице. Другое дело при встрече с иными знакомыми или с прежними товарищами, с которыми вообще он не любил встречаться… А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряжённой огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во всё горло, указывая на него рукой,— молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу… Шляпа эта была высокая, круглая… но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах… Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его.

«Я так и знал! — бормотал он в смущении,— я так и думал! Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа…»

• Из какого произведения этот отрывок?
• Кто автор этого произведения?
• Назовите имя героя, о котором идёт речь в данном отрывке.
• О каком «замысле» героя говорится в этом фрагменте?
• Каковы основные особенности психологизма писателя, из произведения которого взят отрывок? Аргументируйте своё мнение (3–5 предложений).

Творческое задание (по выбору учащихся)

а) Если бы вы получили задание составить сборник стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, то какие произведения поэтов вы бы туда включили? Аргументируйте свой выбор. Письменно подготовьте вступительную статью к сборнику.

б) Для домашней библиотеки составьте каталог произведений русской и зарубежной литературы второй половины XIX в. с кратким обоснованием своего выбора.

III. Домашнее задание

1. Ознакомиться с творчеством К. Хетагурова по сборнику стихотворений «Осетинская лира».

2. Опережающее задание (4 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве осетинского поэта К. Хетагурова.

Следующий урок: Урок внеклассного чтения. К. Л. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка устных ответов учащихся


При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в рамках программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий
прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение использовать теоретико-литературные знания и навыки разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8–11-й кл.);
свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает
прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической речью.
Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ,
свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
знания основных вопросов теории, недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий
незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий
полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
 
 
«Вишневый сад. Комедия в 4-х действиях»
Иллюстратор: Алимов С.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика