А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. П. Платонов.
Фото 1922 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-х гг. XX в.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 53. Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор)

Урок № 54. Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»


УРОК № 53
Тема.
Урок внеклассного чтения.
А. П. Платонов: личность, судьба, творчество.
Повесть «Сокровенный человек» (обзор)

Цель:
ознакомить учащихся с личной и творческой биографией А. П. Платонова; раскрыть идейное содержание повести «Сокровенный человек»; показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, портрет А. П. Платонова, выставка произведений писателя, текст повести «Сокровенный человек», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, и наиболее известные его произведения; определяют место А. П. Платонова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Анализ зачётной работы за I полугодие

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— На протяжении всей своей истории человечество не прекращало попыток заглянуть за грань реальности, предугадать и предсказать будущее. Естественно, что в переломные моменты истории интерес к будущему становился особенно острым, и так же естественно, что творческая интеллигенция первой откликается на изменения в обществе, которые кардинально меняют ход истории, влияют на судьбы страны и народа.

Многие писатели 1920–1930-х гг. восторженно отзывались о преобразованиях, происходивших в то время в стране, о строительстве социализма и создании колхозов. В их произведениях отразилась искренняя вера в возможность преобразования мира, его поворота к «золотому веку». Но были и те, кто понимал обречённость проектов переустройства природы и общества, основанных на насилии.

В числе тех, кто воспринял Октябрьскую революцию 1917 года и по следовавшие за ней государственные преобразования как апокалипсис, крах всех надежд на долгожданный мир, свободу мысли и обновление, был и Андрей Платонов.

Феномен Андрея Платоновича Платонова приковывает к себе внимание современной критики, которая пытается его разгадать с переменным успехом. Творчество писателя с трудом поддаётся толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере актуализации в каждую новую эпоху. В своих произведениях писатель воссоздавал реальную, правдивую картину жизни того времени, с поразительным мужеством отражая сущность эпохи «великого перелома».

Жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелёгкой, а слава пришла к нему лишь после смерти. В. В. Васильев сказал об этом писателе: «Читатель разминулся с А. Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время…». Писатель умер 5 января 1951 года. Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950-х гг., а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представилась с конца 1980-х гг.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. П. Платонова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.)

Предполагаемая запись
Биография А. П. Платонова
Дата
События жизни писателя
1899
Родился в Ямской слободке на окраине Воронежа
1912
Посыльный мальчик в страховом обществе «Россия»
1913–1917
Рабочий литейного цеха на трубном заводе, подручный слесаря, помощник машиниста на паровозе
1918
Учёба в железнодорожном техникуме
1919
Журналистская работа в Новохопёрске. Публикация брошюры «Электрификация»
1921
Первые рассказы: «Маркун», «Потомки Солнца»
1922
Сборник стихов «Голубая глубина»
1926
Сатирическая повесть «Город Градов»
1927
Первая книга прозы «Епифанские шлюзы»
1928
Сборник «Сокровенный человек»
1927–1928
Роман «Чевенгур»
1929
В журнале «Красная новь» опубликован рассказ «Усомнившийся Макар»
1931
В журнале «Октябрь» — «Бедняцкая хроника», «Впрок». Резкая критика рассказов в печати после оскорбительной резолюции И. В. Сталина
1931
Повесть «Котлован»
1932
Повесть «Ювенильное море»
1933
Поездка в составе писательской бригады в Туркмению. Создание повестей «Такыр» и «Джан». Имя Платонова практически под запретом
1937–1940
В журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» публикация литературно-критических статей и рецензий под псевдонимом Ф. Человеков
1941–1944
Военный корреспондент газеты «Красная звезда», публикация очерков и рассказов в газете «Труд», в журналах «Октябрь», «Знамя», «Новый мир»
1946
Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова»). Донос В. В. Ермилова А. А. Жданову и последний разгром в печати
1951
Умер от туберкулёза дома, в московской квартире на Тверском бульваре, 25



2. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя с опорой на фотопрезентацию


В Воронеже имя А. П. Платонова носят улица, библиотека, гимназия, литературная премия, международный фестиваль искусств, электропоезд. А ещё в центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю. Андрей Платонов на памятнике представлен шагающим по городу, в развевающемся от ветра пальто. На левом пилоне начертано его имя, на правом — фраза «А без меня народ не полный…», принадлежащая одному из персонажей рассказа «Жена машиниста».

15 декабря 2011 года в Воронежском литературном музее открылась постоянно действующая выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя.

3. Аналитическая работа с текстом
повести «Сокровенный человек»

А) Вступительное слово учителя


— В течение нескольких лет Платонов работает как инженер-практик, сочетая практическую деятельность с литературой. Тёплое — на грани физического ощущения — отношение к технике он передал своим героям: тонкое понимание технического устройства — мерило человеческой ценности во многих его произведениях. Но «душевное» понимание машины станет особой, только его чертой. «Истинный философ — механик» — вот твёрдое убеждение молодого писателя.

В центральной повести 1920-х гг. «Сокровенный человек» (1928) он создаёт образ Фомы Пухова, странника по дорогам революции, правдоискателя, пересмешника, весьма далёкого от эталона дежурного положительного героя. «Сокровенный человек» был частью широкого замысла исследовать недавнее прошлое — события революции и гражданской войны.

А. П. Платонов пишет в 1927–1929 гг. повести «Сокровенный человек», «Ямское поле» и роман «Чевенгур». Первая часть романа связана с двумя повестями временем действия, темой, героями. Повести были опубликованы в 1928 г. Авторское понимание героя вынесено в заглавие — «Сокровенный человек». Однако Фома Пухов вызывает недоумение критики: социальное происхождение его безупречно, в гражданской войне он участвует, но поведение его странно и в партию он вступить отказывается. Герой объявляется «лишним человеком», «искателем приключений, забиякой, вралем», не являющимся «настоящим героем» тех лет. В чём причина столь радикального несовпадения оценки платоновского героя критиками и автором? В чём своеобразие самого типа героя, созданного Платоновым?

Б) Аналитическая беседа

• Определите жанр прочитанного вами произведения.
• В чём состоит смысл названия повести?
• Почему Пухов получил имя «Фома», восходящее к имени одного из апостолов Христа, скептика Фомы неверующего?
• Каковы особенности сюжетного развёртывания характера Пухова и чем они обусловлены?
• Что радовало Пухова в революции и что безмерно огорчало, усиливало поток иронических суждений?
• В чём смысл сокровенности этого во всём открытого, не дающегося никакому плану и плену человека, избегающего вождизма, во всём нечаянного, незарегистрированного?
• Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
• В чём состоял автобиографизм образа Пухова? Не был ли и сам Платонов таким же скитальцем, полным ностальгии по революции?

Литературоведческий глоссарий.

Повесть — эпический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. В отличие от романа, повесть избирает меньший по объёму материал, но воссоздаёт его с большей степенью подробности, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем.
В повести сильнее, чем в романе, выражен субъективный элемент — отношение автора к изображаемым явлениям, человеческим типам. Повесть отражает и развитие характера, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества.

В) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса

(работа в парах)

• Ответьте на вопрос:
в чём сходство и различие платоновского матроса Шарикова, перекладывающего «большие бумаги на дорогом столе», восхищённого своей подписью на резолюциях, и саркастической, злой игрушкой профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»? Может быть, авторское «я» Платонова — не в одном Пухове, предшественнике «усомнившегося Макара» из рассказа 1929 г., подвергнутого резкой официозной критике, но и в Шарикове? Почему можно сказать, что и в Пухове, и в Шарикове — «плавающая точка зрения» Платонова? Кто из писателей стоял ближе к своему герою?

Г) Обобщение учителя

— Итак, с первой же фразы повести А. П. Платонова перед нами предстаёт образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе, человека странного, «единичного», мучительно думающего и ищущего гармонии в мире и в себе. Весь путь Фомы Пухова — это выражение протеста против насилия, воплощённого с гениальностью Достоевского: если людей «целыми эшелонами отправляют» в революцию, а результат их борьбы — смерть, если людей ссылают на плотах в океан, а в их домах гуляет ветер, они пусты, а дети — символ будущего — от усталости, бесприютности, одиночества умирают, то «нет» такому пути и такому будущему.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-писателя?

• Почему особое место в прозе Платонова занимают железнодорожники? В чём символический смысл платоновского образа железной дороги?

• Как менялось отношение Платонова к революции и её последствиям?

• Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?

2. Заключительное слово учителя

— В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, персонажи обитают в мире, лишённом интерьеров и вещных подробностей. Поэтому очень важное место в поэтике Платонова занимает значение имени, так как это едва ли не единственный источник информации о герое.

Так, в «Сокровенном человеке» писатель выбирает своему герою имя, плотно прилегающее к персонажу: Фома не верит словам и, как апостол, вкладывает персты в раны, чтобы убедиться в их подлинности. Вот и Пухова не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему необходимо лично убедиться в святости революции, в её способности преодолеть смерть. Все герои Платонова — преобразователи мира.

Гуманизм этих людей и социальная направленность их устремлений заключаются в поставленной цели подчинить силы природы человеку. Основной принцип творчества А. П. Платонова: «В прекрасном и яростном мире» оставаться человеком. Наверное, именно поэтому писатель так легко отыскивает в человеке простом, необразованном, иногда грубоватом и невежественном, сокровенные струны человеческой души, черты яркой, самобытной натуры.

Все основные произведения Платонова построены по одной модели — это путешествие в поисках счастья и в глубь себя. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек. Писатель считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: «Человечество — одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все. Долой человечество — пыль, да здравствует человечество — организм… Будем человечеством, а не человеком действительности…».

Может быть, не всё нам пока ясно в романах, повестях и рассказах Андрея Платонова, но мы всё-таки должны постараться понять, что же хотят нам сказать сокровенные герои этого самобытного русского писателя.

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание повести А. П. Платонова «Котлован».

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Этот загадочный, необъяснимый Платонов… (черты творческой индивидуальности писателя)»;
«“Интеллигент, который не вышел из народа”: автобиографические мотивы в творчестве А. П. Платонова».

3. Опережающее задание (2 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания повести А. П. Платонова «Котлован».

Следующие уроки: Урок № 54. Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
Андрей Платонов (в центре) среди воронежских мелиораторов. Середина 1920-х гг.
«Нам безвольные трусы и пошехонцы не нужны. Нам требуется энергия, знание и бесстрашие, прокорректированное знанием. Воля, распорядительность, железная организация…»
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. П. Платонов.
Фото, 1930-е гг.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика