УРОК № 40
Тема.
Поэзия 20-х годов XX в.
Русская эмигрантская сатира
Цель: показать учащимся, что русская поэзия 1920-х гг. — ярчайшее явление в литературе XX в.; ознакомить учащихся
с основными направлениями в русской сатирической литературе начала XX в.; дать краткий обзор жизненного и творческого пути Тэффи, выявить особенности её творчества;
развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов; расширить и углубить предметную компетенцию
учащихся; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, тексты рассказов Тэффи, раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, что русская поэзия 1920-х гг.— ярчайшее явление в литературе XX в.; определяют основные
направления в русской сатирической литературе начала XX в.; дают краткий обзор жизненного и творческого пути
Тэффи, выявляют особенности её творчества; анализируют поэтический и прозаический тексты.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
(работа в парах с раздаточным материалом)
• Опираясь на схему и знания,
полученные на предыдущих уроках, дайте развёрнутую характеристику русской прозе 20-х гг. XX в.
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Известный литературовед Е. Книпович вспоминала: «Когда меня спрашивают сейчас, как я могу кратко определить ощущение того времени, я
отвечаю: “Холодные, мокрые ноги и восторг”. Ноги мокрые от прохудившихся подмёток, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину
света. Но восторг этот не был всеобщим. Не надо думать также, что те, которые были по существу частью происходящей действительности и верили друг другу,
не спорили между собой. Их спор — это знак времени, это знак творческих возможностей, тех поднятых революцией сил, которые хотели себя осуществить,
утвердить свои взгляды, своё понимание строящейся советской культуры».
Эти воспоминания — ключ к пониманию литературной ситуации 1920-х гг. А сами писатели и поэты, жившие и творившие в то трудное время, станут
надёжными помощниками и проводниками для вас. По обилию талантов, богатству и многообразию содержания и форм русская поэзия 20-х гг. — ярчайшее
явление в литературе XX в.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя (лекция)
— Поэзия начала 1920-х гг. была преимущественно лирической. Стремительные и глобальные изменения требовали непосредственного поэтического
высказывания. Эпические же произведения, которые связаны со значительными обобщениями, получили развитие позднее.
С небывалой силой звучала гражданская лирика, разрабатывались наиболее действенные, обращенные непосредственно к массам жанры: марш, песня, стихотворное
воззвание, послание. Поэты, возрождая старые формы, видоизменяют их, сообщая им новую направленность («Ода революции» В. В. Маяковского,
«Первомайский гимн» В. Т. Кириллова, «Кантата» С. А. Есенина), делают попытки создать новые жанры: «приказы» по армии искусств В. В. Маяковского,
«призывы» пролеткультовцев, монологи в ритмической прозе А. К. Гастева. В поэзии
преобладали «баррикадные» звуки. Традиции лирики любви, природы, философских раздумий отступали на второй план.
В период между двумя революциями 1917 г., Февральской и Октябрьской, в России возникла массовая культурно-просветительная организация — Пролеткульт
(пролетарская культура). В рамках этой организации работала группа поэтов: В. Д. Александровский, И. И. Садофьев, А. К. Гастев, В. В. Казин,
В. Т. Кириллов и другие. Они воспевали космический размах революции, прославляли индустриальный труд — «металла звон», «зарево вагранок», «железные цветы»
и т. п. Их пафос был в провозглашении торжества коллективизма.
В то же время они оказались предшественниками той ветви советской поэзии, которая в 1920–1930-е годы разрабатывала производственную тематику, заняв,
по слову В. В. Маяковского, своё место «в рабочем строю».
Другое направление советской поэзии 1920-х гг.— это поэзия революционно-романтическая. Октябрьский переворот и Гражданская война породили плеяду молодых поэтов,
бойцов революции, которые воспели героику тех лет.
В стихотворении М. А. Светлова (настоящая фамилия Шейнкман) «Перед боем» это выглядит следующим образом:
Но крепче и крепче
Упрямая рота
Стучала, стучала,
Стучала в ворота…
Советские пули
Дождутся полёта…
Товарищ начальник,
Откройте ворота!
Есть и другая разновидность романтического героя. Он невозмутим, непоколебим, обладает стальной выдержкой, несгибаемой волей. И в военное, и в мирное время
он одинаково твёрдо стоит на ногах, и почва никогда не колеблется под ними. Это — сверхчеловек нового типа, супермен революции, поистине сильная
личность. Таков герой многих стихов Н. С. Тихонова.
Над зелёною гимнастёркой
Чёрных пуговиц литые львы,
Трубка, выжженная махоркой,
И глаза стальной синевы.
Широкая, полноводная река литературы разделилась на два потока, один из которых вытек за пределы, за границы России, образовав обширные слои русской эмиграции,
включая таких художников слова, как И. А. Бунин, А. И. Куприн, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, И. С. Шмелёв, К. Д. Бальмонт,
М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, В. В. Набоков, Н. С. Гумилёв, Л. Н. Андреев, Тэффи, А. Т. Аверченко.
Говорили, что «в России чёрный провал», «всё творческое в русской литературе выплеснуто потопом на скалы Европы»: центры эмигрантской русской
литературы — Прага, Париж, Берлин, Константинополь. Отличительная особенность произведений — ностальгическая тоска по России, любовь к родине.
В современном литературоведении закрепилось мнение, что с именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX в.
Как всякий незаурядный писатель, Надежда Александровна Лохвицкая — настоящее имя Тэффи — создала свой художественный мир, собственную
концепцию человека (рассказы «Ностальгия», «Маркита», «Жизнь и воротник»).
Писательница отталкивается от самой ей ненавистной категории — от дураков.
«На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак, и почему
дурак, чем дурее, тем круглее. Однако, если прислушаешься и приглядишься, поймёшь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного
глупого или бестолкового человека… В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознаётся прежде всего по своей величайшей и непоколебимой
серьёзности». Так начинается один из лучших рассказов Тэффи «Дураки».
Это рассказ-трактат. Живой и глубокий ум писательницы не мирится с неподвижной, конечной, самодовольной мыслью. Всё вертится, как на хорошей карусели,
и чаще всего против воли самого вертящегося. «Дым без огня» (название книги рассказов 1914 г.) — вот та жизнь, какую видит вокруг себя Тэффи.
Аркадий Тимофеевич Аверченко — «король смеха», как называли его современники,— обладал удивительной способностью воссоздавать абсурдность жизни
российского обывателя, с лёгкостью изобретая остроумные сюжеты и создавая массу смешных положений, диалогов и импровизаций.
Юмор Аверченко способен вызвать улыбку даже у самого серьёзного читателя. «Кипящий котёл», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Дюжина ножей в спину революции»,
«Дети», «Смешное в страшном», «Отдых на крапиве», «Записки циника» — эти и другие новые книги писателя выходят в Берлине, Константинополе, Праге, Париже,
Варшаве, Загребе.
С основанным им в Константинополе эстрадным театром «Гнездо перелётных птиц» Аверченко побывал на гастролях во многих странах Европы.
2. Самостоятельное ознакомление
со статьёй учебника по теме урока
3. Аналитическая работа
с текстами стихотворений (в группах)
• Используя предлагаемую памятку, подготовиться к выразительному чтению и анализу предложенных произведений.
Карточка
ПАМЯТКА
Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы.
Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств — уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно
присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий приём положить в основу
анализа, соотнеся с ним все другие особенности.
Хотя жёсткого алгоритма анализа нет, но существуют некоторые общие принципы и приёмы, знание которых помогает в исследовании произведения. Следует помнить, что
поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани
стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.
Анализ стихотворения должен показать, как глубоко вы понимаете стихотворение (идею, чувства, образы, средства, которыми они создаются). Анализ
предполагает рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения.
Выяснить, есть ли в нём сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте,
увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания.
Важно понять метрику, ритм, строфу, рифмы, ассонансы, аллитерации. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому
что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи,
замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта.
Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания.
1-я группа. В. Т. Кириллов:
выразительное чтение и анализ стихотворения «Мы».
2-я группа. Н. С. Тихонов:
выразительное чтение и анализ баллады «Мы разучились нищим подавать…»
3-я группа. В. В. Хлебников:
выразительное чтение и анализ стихотворения «Не шалить!»
4-я группа. М. А. Светлов:
выразительное чтение и анализ стихотворения «Гренада».
Презентация результатов работы
4. Аналитическая беседа
по рассказу Тэффи «Нигде»
• Какое время описывается в рассказе? Какое настроение создаётся?
• Как вы понимаете фразу «томились дети»? Почему они томились?
• Чем неожиданны представления детей о подарках?
• Почему Катя вызывает общее любопытство? Что заинтересовало детей?
• «…стена откроется…». Какое настроение, какая атмосфера создаётся одной этой фразой?
• Как вам кажется, какая картинка родилась в воображении Кати?
• Чем интересна картина, рождённая воображением Кати? Можно ли сказать, что у Кати богатая фантазия?
• Её называют «Катя-вратя». А как бы вы её назвали?
• Найдите эпитеты. Какую роль они играют?
• Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ?
• Почему он называется «Нигде»?
• Как, по-вашему, это хорошо или плохо: «всю жизнь искать страну хрустальных кораблей»?
• Что объединяет рассказ Тэффи «Нигде» и стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»?
• Почему дарование Тэффи можно определить как грустный смех?
• Как вы думаете, в чём смысл части пословицы, ставшей заглавием книги Тэффи «Дым без огня»?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Как литературный процесс в 1920-е гг. характеризуется современным литературоведением?
• Какие обстоятельства предопределили трагический характер целой эпохи в истории русской поэзии?
• Можно ли говорить о некой близости и о взаимодействии художественных концепций, творческих исканий писателей, оказавшихся в эмиграции
и оставшихся в Советской России?
• Что в пёстрой, многообразной картине литературной жизни 1920-х гг. показалось вам особенно интересным?
• Какие произведения, на ваш взгляд, представляют наибольшую художественную ценность?
VI. Домашнее задание
1. Ознакомиться с ранней лирикой В. В. Маяковского.
2. Опережающие задания (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. В. Маяковского.
Следующие уроки: Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики >>>
|