В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
В. В. Маяковский. Фото, 1930 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм

Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики

Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике

Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского


УРОК № 41
Тема.
В. В. Маяковский: жизнь, творчество.
Художественный мир, характер ранней лирики.
Маяковский и футуризм

Цель:
исследовать особенности раннего творчества В. В. Маяковского, проследить его связь с футуризмом; формировать самостоятельное мышление учащихся; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет В. В. Маяковского, тексты стихотворений (раздаточный материал).
Тип урока: урок-анализ лирических произведений с элементами беседы.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В творчестве каких русских писателей и поэтов 1920-х гг. нашли развитие традиции русской реалистической литературы? Докажите на конкретных примерах.
• Какие поэтические объединения появились в 1920-е гг.?
• Какие течения, группировки в поэзии 1920-х гг. были связаны с художественными исканиями русского модернизма?
• Какое место занимает в советской литературе 1920-х гг. сатира? В чём своеобразие сатирических произведений А. Т. Аверченко, Тэффи?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Творчество Маяковского всегда — и в наши дни тоже — предмет острых споров. И носят они отнюдь не узколитературный характер — всякий раз заходит речь о взаимоотношении искусства и действительности, о месте поэта в жизни, о том, что составляет ценность и поэзии, и самой жизни.

Маяковский прожил жизнь счастливую и трудную, всегда отвергая пути, что были «протоптанней и легше», радуясь, что его стихи нужны людям, воспринимая с чувством глубокой горечи непонимание, грубые нападки. С полной уверенностью можно говорить о замечательном богатстве личности поэта. Сказывается оно и в страстной, глубоко личной заинтересованности во всём, чем жила его «страна-подросток», и в неуёмном, никогда не прекращавшемся поиске средств, которые позволили бы его стиху быть жизненно необходимым людям, и, наконец, в неспособности поступаться принципами.

Умея идти, что называется, напролом, обладая ясными, осознанными целями в жизни, Маяковский вместе с тем был человеком от природы застенчивым, легкоранимым, подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищённость. А главное — никогда не покидала его самозабвенная творческая страсть. И неправы те, кто снисходительно-осуждающе относятся к поэту, будто бы «растратившему» свой талант лирика на агитацию. Спору нет, среди его стихов немало и таких, которые находятся попросту за пределами поэзии, но он был и проникновенным тонким лириком, с открытой душой идущим к людям — к тем, кто для него «всего дороже и ближе».

IV. Работа над темой урока

1. Постановка и решение проблемного вопроса

У ч и т е л ь.

Начнём знакомство с Маяковским с его автобиографии «Я сам». Это значительно интереснее, чем прочитать по данной теме учебник литературы.

Свою автобиографическую книгу «Я сам» (1922, 1928) Маяковский начинает так: «Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом». В предсмертном письме поэта есть такие строки: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».

• Какими видятся вам личность поэта, его гражданская позиция и эстетическая программа, творческая судьба?

О Маяковском написано много, мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки (раздаточный материал) с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними. Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, своё мнение вы выскажете в конце урока.

Карточка
«Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубоко и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду» (А. В. Луначарский).

Современники В. В. Маяковского — Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев — считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.

По-новому на его личность и творчество взглянули во времена перестройки.
Ю. Карабчинский: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно должен был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебреженье чьим-либо мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию». По словам Ю. Карабчинского, Маяковский предстаёт как певец насилия, основной мотив его поэзии — месть, культ жестокости, его пафос — пафос погрома.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве В. В. Маяковского

3. Работа над идейно-художественным содержанием
поэмы «Облако в штанах»

А) Слово учителя


— Первые поэтические опыты Владимир Владимирович Маяковский начал в Бутырской тюрьме, где он отбывал полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся марксизмом). Там, по его словам, он «исписал… целую тетрадку», после чего Маяковский решил оставить партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство». Но из-за первых неудач в поэтическом деле Маяковский начал учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Д. Д. Бурлюком, В. В. Хлебниковым, А. Е. Кручёных — основоположниками футуризма в России. Черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского. Лирическим героем раннего Маяковского стало «я». В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую направленность.

Поэма «Облако в штанах» (1915) является «наиболее значительным, творчески наиболее смелым и обещающим произведением раннего Маяковского,— признавались современники.— Трудно даже поверить, что вещь такой напряжённой силы и формальной независимости написал юноша 22–23 лет!».

В январе 1914 г. Маяковский вместе с другими футуристами — Д. Д. Бурлюком, В. В. Каменским — находился в турне по России: читали лекции, стихи, пропагандировали футуризм. В Одессе Маяковский увлёкся гимназисткой Марией Денисовой, но взаимности не встретил. Это стало завязкой сюжета поэмы, содержание которой вышло далеко за рамки автобиографического эпизода. Начав поэму до первой империалистической войны, Маяковский закончил её летом 1915 г.

Война, обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту увидеть перспективу неизбежной революции. Впервые поэма вышла в изуродованном цензурой виде в сентябре 1915 г. После Октябрьской революции, когда Маяковскому представилась возможность, он осуществил второе бесцензурное издание поэмы.

«Облако в штанах» — программное произведение Маяковского. Автор предварил его таким предисловием: «“Облако в штанах” (Первое имя “Тринадцатый апостол” зачёркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю катехизисом сегодняшнего искусства. “Долой вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой ваш строй”, “долой вашу религию” — четыре крика четырёх частей».

Б) Аналитическая беседа
(с опорой на текст поэмы)


• Прочтите первую главу поэмы. Покажите, как драма неразделённой любви отражается в остальных главах, где «долой!» адресовано другим составляющим действительности.

• Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в её разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?

• Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземлённый, откровенно натуралистический? В чём смысл такого соединения?

• Что вам известно о влиянии Ф. Ницше на русскую литературу рубежа XIX и XX вв.? Как сказывается оно в творчестве В. В. Маяковского?

• Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. Что сообщает им повышенную энергию и выразительность?

4. Аналитическая работа
с текстами ранних стихотворений
В. В. Маяковского
(в группах)

1-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Нате!».

Что показалось вам необычным, неожиданным в образной системе стихотворения «Нате!»?
Каков конфликт этого произведения?
Как развивает В. В. Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы? Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта.
Какие художественные приёмы использует поэт для его выражения?
Как вы понимаете финал стихотворения? Процитируйте стихотворные строки в качестве доказательства своего мнения.
Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.

2-я группа.
Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!».

Чем необычно построение данного стихотворения? Каким средством пользуется поэт для выделения особенно важных слов?
Проанализируйте ритмический рисунок.
Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.
Процитируйте стихотворные строки в качестве доказательства своего мнения.

3-я группа.
Прочитайте стихотворение «Скрипка и немножко нервно».

Изучите образный строй и рифмы стихотворения. В чём заключается их экспериментальный характер?
Сделайте вывод об образности и своеобразии рифмы Маяковского.
Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.
Процитируйте стихотворные строки в качестве доказательства своего мнения.

Презентация результатов работы

5. Коллективная работа
по составлению обобщающей таблицы
«Темы и образы в ранней лирике В. В. Маяковского»

(запись в тетрадях)
ТАБЛИЦА
Темы и образы в ранней лирике В. В. Маяковского
1. Основной конфликт ранних произведений
Противопоставление
мечта
действительность
стремление к гармонии
невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни
поэт
толпа
2. Ранимость и чуткость поэтической души
Внешнее представление о поэте
Каков поэт на самом деле
• С первого же появления В. В. Маяковского в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана.
• Высокий, странно выглядевший в неизменной жёлтой кофте («Чтобы не походить на вас!»), этот хулиган-горлопан был ненавистен определённой категории публики
За внешней, напускной грубостью В. В. Маяковского скрывается ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой:
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
3. Лирический герой раннего Маяковского
• Сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей;
• личность, противопоставляющая себя обывателям;
• одинокий герой;
• автором создаётся образ, который несёт на себе печать трагизма;
• одинокий лирический герой ранней лирики Маяковского окружён антиподами;
• временами автор надевает на своего героя маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с «громадиной зла»


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. «Умники и умницы»

(работа в парах)

• Составьте хронологию жизни и творчества Маяковского. Отметьте наиболее важные события, значимые для поэта встречи и основные произведения. Подберите строки из произведений поэта, которые, на ваш взгляд, могли бы проиллюстрировать отдельные этапы в творческой биографии В. В. Маяковского.

2. Обобщающая беседа

• В начале урока вы ознакомились с воспоминаниями современников о В. В. Маяковском и его герое. Чей словесный портрет поэта показался вам наиболее ярким, точным, убедительным?

• Как сочетаются в ранней поэзии Маяковского экстравагантность, бравада, эпатаж с ощущением одиночества, нотами отчаяния и трагической безысходности?

• В каких стихотворениях раннего Маяковского особенно ярко, на ваш взгляд, проявилась противоречивость натуры лирического героя?

• Почему, по вашему мнению, молодой Маяковский стал поэтом-футуристом?

• Почему, будучи ещё никому не известным, он подписал манифест «Пощёчина общественному вкусу»?

• Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?

3. Заключительное слово учителя

— Маяковский… Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили — о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: «И чувствую — «я» для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо…»

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание пьес «Клоп», «Баня». Ознакомиться со стихотворениями В. В. Маяковского «Левый марш», «О дряни», «Прозаседавшиеся».

2. Опережающие задания (3–4 учащихся).
Подготовить: сообщения
а) о послереволюционном творчестве В. В. Маяковского в «Окнах сатиры РОСТА»;
б) «Пьеса “Клоп”. Замысел и основная тема и её освещение. Сюжет и герои»;
в) «Пьеса “Баня”. Сатирическое изображение негативных явлений действительности»;
выразительное чтение наизусть стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Левый марш».

Следующие уроки: Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Первый сборник стихов Маяковского «Я!» – этот сборник был издан литографским способом в количестве 300 экземпляров, с 4 рисунками В. Чекрыгина, 3 рисунками Л. Жегина, с портретом Маяковского работы Л. Жегина и с обложкой работы Маяковского.
Сборник был напечатан в мае 1913 года. Весь цикл стихов «Я!» был перепечатан в футуристическом сборнике «Дохлая луна», М., осень 1913 года, стр. 24. (Второе издание – М., весна 1914 года, стр. 62.).
См. полный текст сборника. (вернуться)

 
Семья Маяковских, Кутаиси, 1905 г.
Сидят, слева направо: О. В., В. В., А. А. Маяковские;
стоят: слева направо: Л. В. и В. К. Маяковские.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В. В. Маяковский. Фото, 1914 г.
1914 год – 18 февраля выехал в Казань. 20 февраля – выступление в Казани в зале Дворянского собрания
 
Сборник стихов Маяковского «Я!». 1913 г.[2]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика