Время в рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
В. Тендряков. Фото
 
Владимир Тендряков, 1943 г.
Фото сделано в прифронтовом госпитале, где он лечился после осколочного ранения руки
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ТЕНДРЯКОВ
(1923 – 1984)


Уроки литературы в 11 классе[1]
 
Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

Урок 1. Время в рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» (1969—1970)

Урок 2. Проблема выбора в рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»


УРОК 1
ВРЕМЯ В РАССКАЗЕ
В. Ф. ТЕНДРЯКОВА
«ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»

Цель урока:

понять историко-философский смысл рассказа; на основе анализа некоторых структурных особенностей рассказа восстановить внутренний мир автора и выстроить концепцию личности.

Информация для учителя.
Для подготовки к уроку учитель заблаговременно предлагает старшеклассникам несколько коллективных, индивидуальных и групповых заданий.

Задание для всех.
Прочитать рассказ В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки». Ознакомиться с таблицей 14 «В. Ф. Тендряков. Личное дело» (см. ниже). Заполнить анкету «Что такое совесть?».

Групповое задание.
Группа биографов готовит комментарий к таблице «В. Ф. Тендряков. Личное дело» (см. ниже), предоставленной учителем.
Группа литературоведов готовит сообщение «Смысл названия рассказа» по карточке 1.
Группа журналистов готовит анкету «Что такое совесть?», проводит анкетирование, отбирает подходящие ответы и дополняет карточку 2, данную учителем.
Группа историков готовит сообщение «1933 год в судьбе страны».

Индивидуальные задания (предлагаются ко второму уроку).
Подготовить сообщение «Символы времени в рассказе В. Ф. Тендрякова „Хлеб для собаки“» (с использованием карточки № 3, данной учителем, см. ниже).
Выразительное чтение отрывка от «Как-то под утро я внезапно проснулся...» до «Щедра без устали...».
Подготовка материалов к карточке № 4 «Страна на пути к счастью» (см. ниже): выписки из текста: разговор Дыбакова с «костяком»; география переселения ссыльных, социальное положение ссыльных, портреты и поведение ссыльных (1-е описание), документы, материалы, введенные в рассказ, решение героя накормить голодных, его сомнения, его окончательный выбор.

ХОД УРОКА

Учитель.

Сегодня мы познакомимся с одним из произведений замечательного русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, с рассказом «Хлеб для собаки». В год его публикации (1988), уже после смерти автора, он способствовал настолько глубокому открытию личности писателя, что один из публицистов назвал свою статью о нем «Потаенный Тендряков».[2] Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной и творческой жизни написано очень мало, однако открыть «потаенного» Тендрякова можно, не только зная контекст его творчества в целом; важнейшей целью нашего исследования станет «реконструкция» внутреннего мира писателя, каким он предстает в рассказе «Хлеб для собаки».

Какие особенности мироощущения писателя можем мы открыть для себя, читая рассказ «Хлеб для собаки»? Как характеризует автора открытый нами образ мыслей и чувств?

Первая учебная ситуация

Комментарий к таблице «В. Ф. Тендряков. Личное дело»

Учитель.
Ознакомьтесь с таблицей «В. Ф. Тендряков. Личное дело» и внимательно прослушайте комментарий, соотнесите его основные положения с данными о жизни и творчестве писателя, внесенными в таблицу, и запишите в тетради ответ на вопрос:

Каким предстает внутренний мир писателя в кратком обзоре основных событий его жизненной и творческой биографии?

В. Ф. Тендряков. Личное дело
1. Фамилия, имя, отчество
Тендряков Владимир Федорович
2. Даты рождения и смерти
5 декабря 1923 года — 3 августа 1984 года
3. Место рождения
Деревня Макаровская ныне Верхневолжского района Вологодской области
4. Родители
Отец, Ф. Тендряков, — народный судья, затем прокурор
5. Основные факты биографии (до учебы в Литературном институте)
После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован; преподавал в школе военное дело, затем был секретарем райкома комсомола
6. Образование
В 1945 году приехал в Москву, поступил учиться во ВГИК на художественный факультет. В 1946 году перешел в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1951 году. В студенческие годы начинает писать рассказы, часть из них публикуют журналы «Огонек», «Новый мир», «Наш современник»
7. Профессия
Писатель, прозаик, сценарист
8. Произведения
Повести «Падение Ивана Чупрова» (1953), «Не ко двору» (1954), «Ухабы» (1956), «Чудотворная» (1958), «Тройка, семерка, туз» (1960), «Суд» (1961), «Чрезвычайное происшествие» (1961), «Короткое замыкание» (1962), «Поденка — век короткий» (1965), «Находка» (1965), «Кончина» (1968), «Апостольская командировка», «Весенние перевертыши» (1973), «Три мешка сорной пшеницы» (1973), «Ночь после выпуска» (1974), «Затмение» (1977), «Расплата» (1979), «Шестьдесят свечей» (1980), «Путешествие длиной в век» (1964); романы «Тугой узел» (1956), «За бегущим днем» (1959), «Свидание с Нефертити» (1964); пьесы, очерки, рассказы в книге «Плоть искусства» (1973); повесть «Шестьдесят свечей» не разрешалось публиковать в течение 10 лет (издана в 1980); при жизни писателя не увидели свет роман «Покушение на миражи» (опубликован в 1987), рассказы «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «День седьмой», «Охота» (все опубликованы в 1988 году)
9. Сценарии кинофильмов по собственным произведениям
«Чужая родня» (1956) — по повести «Не ко двору»; «Саша вступает в жизнь» (1957) — по повести «Тугой узел»; «Чудотворная» (1960); «Суд» (1962); «Весенние перевертыши» (1975), премия Всесоюзного кинофестиваля; «Житейское дело» (1977) — по новелле «Где ты, Любовь Дуняшова?»
10. Постановки спектаклей по произведениям В. Тендрякова
«Три мешка сорной пшеницы» (1975) — Большой драматический театр (Ленинград); «Без креста» (1963), по повести «Чудотворная» — Московский театр «Современник»
11. Награды, отличия
Награжден двумя орденами; назван «человеком 1976 года»
12. Основные темы произведений
Жизнь колхозной деревни; жизнь современной школы; воспитание молодого человека; история страны в наиболее трудные периоды ее развития
13. Основная проблематика произведений
Острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни; проблемы двойной морали, порожденные конформизмом человека как старшего, так и молодого поколений; проблемы образования и воспитания, вопросы перестройки всей системы школьного образования, нивелировавшей, с точки зрения писателя, личность молодого человека; осмысление трагических событий в истории страны


Вариант комментария к таблице.[3]
Из биографических данных писателя мы узнаем, что он, став студентом ВГИКа, отказывается от учебы в нем, чтобы поступить в Литературный институт. Это решение Тендряков принимает в 28 лет, то есть вполне сложившимся человеком, имеющим свой, особый взгляд на окружающий мир. Выбор между ВГИКом, по окончании которого Тендряков стал бы художником, оформляющим кинофильмы, и Литературным институтом не явился для него случайным — это выбор человека, вполне осознавшего возможности своего личностного развития и сознающего реальную необходимость помочь в таком развитии другому человеку. Видимо, Тендряков уверен, что именно в труде писателя он будет иметь возможность не просто заявить о себе, но сможет прежде всего активно влиять на умонастроение и формирование чувств своего современника.

Уже в выборе своего жизненного пути Тендряков выказывает такие качества личности, как целеустремленность, воля, активность жизненной позиции, связанной с пониманием своих творческих возможностей. Более того, потенциал внутреннего развития писателя оказывается настолько высок, что он в «застойные» годы, (с 1969 по 1971) создает произведения, выход в свет которых, как он хорошо понимает, предрешен цензурной политикой государства, — мы говорим о рассказах, напечатанных только после смерти Тендрякова, в 1988 году, и тематически связанных с повествованием о самых трагических страницах в истории страны — о коллективизации, раскулачивании, об охоте на «космополитов».

Обращение к «запретным» темам всегда требует от писателя смелости и уверенности в том, что обществу это необходимо. Кроме того, содержание рассказа «Хлеб для собаки» позволяет говорить о том, что Тендряков обладает способностью к глубокому и беспощадному анализу своих собственных поступков. Видимо, все те качества личности, сведения о которых нам удалось почерпнуть из данных «личного дела» Тендрякова, и позволили современникам писателя назвать его «человеком 1976 года».

Осознанный выбор жизненного пути, безусловный талант, позволивший создать произведения, востребованные и в наши дни, желание быть активным участником формирования духовного мира современника, пробудить в нем высокие чувства чести, совести, достоинства, бесстрашный анализ своих собственных поступков — все это позволяет говорить о Тендрякове как о человеке, главным качеством которого было честное и требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к себе, своим мыслям, чувствам, поступкам.

Учитель. Наш опыт по составлению «карты» внутреннего мира писателя Тендрякова мы продолжим, анализируя содержание некоторых структурных элементов рассказа «Хлеб для собаки». Один из таких элементов — название любого произведения, являющееся своеобразным ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности автора.

Вторая учебная ситуация

Самостоятельная работа
с карточкой № 1
«Смысл названия рассказа»

Учитель.
Прочтите небольшие комментарии автора к отдельным эпизодам рассказа, выпишите из них ключевые слова, найдите общий смысл этих эпизодов, соотнесите его с названием произведения и ответьте на вопросы:

Какой смысл вкладывает автор в название рассказа?
Какую характеристику внутреннего мира писателя мы можем извлечь из анализа этого рассказа?

Карточка №1
Смысл названия рассказа
В. Ф. Тендряков.
Хлеб для собаки
Ключевые слова
Общий вывод
о мироощущении автора
Мне думается, совести свойственно чаще просыпаться в теле сытых людей, чем голодных. Голодный вынужден больше думать о себе, о добывании для себя хлеба насущного, само бремя голода понуждает его к эгоизму. У сытого больше возможности оглянуться вокруг, подумать о других.

Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни
...Совести свойственно... просыпаться в теле сытых людей... Само бремя голода понуждает... к эгоизму.

...Кормил я кусками хлеба... свою совесть... Совесть продолжала воспаляться... но... не опасно для жизни
В обоих отрывках ключевым для автора является слово совесть. Он утверждает, что совесть — это важнейшая константа внутреннего мира человека, и ее отсутствие, как у сытого, так и у голодного, ставит человека на грань распада личности, превращая его в существо, центром существования которого становится собственное я — эго, латинское слово, давшее корень русскому эгоизм, обозначающему, в частности, полное небрежение жизнью и интересами другого человека


Проблема совести, к которой обращается Тендряков, не является для него новой — на ней настояно все его творчество, корнями своими глубоко связанное с традициями русской литературы. Пытаясь решить эту проблему в рассказе «Хлеб для собаки», Тендряков использует, по словам публициста,[4] совершенно новый для него жизненный материал — детские воспоминания об одном из самых страшных периодов в истории России — голоде 1933 года.

Обращение к этой форме говорит о попытке автора осознать степень своей вины и ответственности за происшедшее. Такая постановка вопроса является для Тендрякова концептуальной в решении проблемы личности; название же рассказа в свете этой концепции приобретает метафорическое, переносное значение, указывающее на то, что подоплекой событий, ставших основой сюжета, становятся размышления автора о времени и человеке и том нравственном законе, соблюдение которого формирует суть и смысл личности каждого из нас. Закон этот — совесть.

Учитель. Мы нашли ключевое слово в раскрытии личности «потаенного» Тендрякова: главной движущей силой в отношении писателя к окружающим и к себе самому является совесть. Проанализируем и свой собственный духовный мир — попытаемся выяснить, как мы сами понимаем, что такое совесть.

Третья учебная ситуация

Работа с карточкой № 2

Карточка №2
«Что такое совесть?»

Задание.
Вдумайтесь в этимологию слова совесть; внимательно прочтите толкование, данное этому понятию В. И. Далем в его словаре; подумайте над смыслом наших собственных определений, выбранных из анкеты, на вопрос которой вы отвечали в процессе подготовки к уроку. Выпишите из всех предложенных определений ключевые слова и ответьте на вопрос:

Как мы, молодые люди начала третьего тысячелетия, понимаем, что такое совесть?

1. Немецкий ученый М. Фасмер соотносит значение слова совесть с понятием, заключенным в глаголе ведать,[5] которое, с его точки зрения, в целом ряде европейских и в древнеиндийском языках восходит к словам знать, я знаю, мы знаем, я вижу, знание, знающий.[6]

2. Совесть — это «...внутреннее сознание добра и зла... способность распознать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвергающее ото лжи и зла...».[7]

3. Наше собственное толкование слова совесть (варианты ответов):

• Обычно говорят, когда ругают: совести у тебя нет, тебе не стыдно. Совесть — это умение осознать, что ты поступил плохо.
• Если ты совершишь дурной поступок, тебе тут же скажут: как тебе только совесть позволила? Но человек не всегда может отчитаться за свои поступки. И только то, как он это переживает, говорит о его совести.
• Совесть — это качество души каждого человека. Например, человек поступил неправильно, жестоко, и он сам это понимает; проходит время, он все больше убеждается, что поступил неправильно, и начинает действовать — помогает, извиняется и т. д. Совесть диктует человеку поступки, искупающие его вину.
• Говорят: заговорила совесть. Значит, совесть — это что-то живое, действующее.
• Совесть — это высший личный судья человека. А человек, у которого есть совесть, — это тот человек, который даже тогда, когда его никто не видит, поступит точно так же, как если бы на него посмотрел весь мир. Это умение не идти на компромисс с самим собой в выборе между добрым и злым, умение никогда не делать противное себе, хотя так было бы намного легче.
• Совесть — это чувство человека, которое контролирует отношения между людьми. Совесть заставляет человека посмотреть на свои поступки со стороны. Это внутренний контролер, помогающий человеку сделать правильный выбор.

Ключевые слова: ведать, знать, знающий, умеющий; сознание добра и зла, способность распознать качество поступка; умение осознать свой поступок; толчок к размышлениям над собственным поступком; что-то живое, действующее; высший личный судья человека; умение не идти на компромисс с собой в выборе между добрым и злым; внутренний контролер, помогающий в выборе между добром и злом.

Вывод.
Итак, совесть — это высший личный судья человека, знающий, ведающий, как должен поступить человек, чтобы избежать компромисса с самим собой в выборе между добром и злом; это внутренний контролер, помогающий человеку осознать степень собственной вины и понять необходимость искупления ее, если выбор был сделан неправильно.

Учитель. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, даже если не сознает этого; но последнее относится к человеку, который не обладает «чувством, побуждающим его к истине и добру», то есть к человеку, у которого атрофировано чувство совести.

У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является мощнейшим стимулом к действию, то есть к выбору поступка, смысл которого не тяготил бы его ношей собственной вины за содеянное.

Понять суть выбора, перед которым находится герой, нам поможет обращение к такому структурному элементу художественного произведения, как экспозиция; в рассказе «Хлеб для собаки» автор выносит ее в самое первое предложение, с которого начинает повествование; эта дата — «лето 1933 года», предельно точно и лаконично обозначенная писателем.

Четвертая учебная ситуация

Сообщение
«1933 год в судьбе страны»

Учитель.
Внимательно прослушайте сообщение группы историков, связанное с экспозицией рассказа; ответьте на вопросы:

1. C какой целью автор начинает повествование с обозначения даты — указания на время, когда происходят описанные им события?

2. Какой дополнительный материал к пониманию внутреннего мира писателя дает нам ответ на 1-й вопрос?

Вариант сообщения

1-й ученик.

1933 год связан в истории России с одним из самых трагических событий — голодом, охватившим население почти всей страны. Голод возник в результате громадного недостатка продуктов сельского хозяйства, с поставкой которых в нужном количестве не справлялись ни товарищества по совместной обработке земли, ни колхозы, создание которых началось в 1929 году. Именно в этом году появляется статья И. В. Сталина «Год великого перелома», положившая, по сути, начало форсированному процессу коллективизации. Зачем в развитии экономики понадобился такой шаг, как коллективизация единоличных крестьянских хозяйств? В декабре 1925 года XIV съездом партии, вошедшим в историю как съезд индустриализации, была предложена программа скорейшего создания в стране мощной промышленной базы. Проведение этого плана в жизнь требовало огромного количества капиталов для вложений в промышленное строительство и производство оборудования. СССР же приступил к индустриализации, не имея для этого достаточных накоплений. Так, к 1 октября 1927 года золотой и валютный запас государства составлял 173,5 млн рублей, к 16 июля 1928 года он снизился до 96,5, а к 11 ноября 1928 года — до 78 млн рублей. Недостаток денежных средств и привел к необходимости субсидирования планов индустриализации за счет форсированного развития сельского хозяйства. Внешне цели были благие, но что в действительности представляла собой коллективизация?

2-й ученик.
В деревне разворачивались два взаимосвязанных насильственных процесса — создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальными средствами. С конца 1929 года до середины 1930-го было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств; их имущество стоимостью более 175 млн рублей было передано колхозам. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных власти бедняков; для оправдания этих действий было даже придумано слово «подкулачник». В отдельных районах страны число раскулаченных достигало 15—20% населения. Разорение деревни раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932—1933 годах к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек. Районами голода стали Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземной полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и вся Украина. Оценка числа умерших от голода в 1932—1933 годах колеблется в пределах 10—15 млн человек. Но несмотря на масштабы голода, по решению правительства за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.[8]

Экспозиция рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» — дата, с обозначения которой автор начинает повествование, прямо указывает на время действия и — по ассоциации — на главное событие этого времени: голод, разразившийся в стране. Экспозиция строго фиксирует время события и действие, ставшее центральным в потоке этого времени; это значит, что Тендряков сразу хочет ввести читателя в эпицентр трагических событий в стране, в числе которых раскулачивание 1933 года, значимое само по себе, становится вместе с тем «рубежным» в череде многих последующих официально принятых партийных решений. Автор не только хочет рассказать о непосредственном событии, свидетелем и участником которого он был, — голоде 1933 года, но, пробудив в читателе определенные ассоциации, ввергнуть его в круг размышлений о судьбах страны, о времени и человеке. Тендряков не проводит экскурс в историю — он ведет курс жесткой психологии, на примере жизни своего героя помогая читателю понять в себе самом все «за» и «против» и сделать свой выбор, независимо от того, течение и коллизии какого времени он переживает.

Следующий урок: Проблема выбора в рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» >>>


1. Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс / Сост. Т. Ю. Угроватова; под ред. В. Г. Маранцмана. Серия: Библиотека учителя. — М.: Просвещение, 2007. (вернуться)

2. Иванова Н. Потаенный Тендряков // Юность. — 1989. — № 9. — С. 84. (вернуться)

3. По материалам: http://www.prazdniki.ru/person/l/4598. (вернуться)

4. Иванова Н. Потаенный Тендряков // Юность. — 1989. — № 9. — С. 84. (вернуться)

5. См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. — М.: Прогресс, 1987. — Т. 3. — С. 705. (вернуться)

6. Там же. — Т. 1. — С. 283. (вернуться)

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — М.: Русский язык, 1982. — Т. 4. — С. 256—257. (вернуться)

8. Сообщения подготовлены по материалам:
Дaнилов A. A., Косулина Л. Г. История России. XX век. Учебная книга для 9 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995. — С. 171 и далее;
Островский В. П., Уткин А. И. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. — С. 217 и далее. (вернуться)


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика