На дорогах войны. Стихотворения о войне. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 
 
 
 
 
 
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.
 
 
А. А. Ахматова. 28 сентября 1945.
Негатив из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Фотограф И.М.Наппельбаум[2]
 
 
 
А. А. Ахматова
в годы Великой Отечественной войны.

Из книги А. И. Павловского "Анна Ахматова. Жизнь и творчество"
(сайт "Литература")
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ
СТИХОТВОРЕНИЯ О ВОЙНЕ

7 класс[1]



УРОК 53
НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ
СТИХОТВОРЕНИЯ О ВОЙНЕ А. А. АХМАТОВОЙ, К. М. СИМОНОВА,
А. А. СУРКОВА, А. Т. ТВАРДОВСКОГО И ДРУГИХ ПОЭТОВ
Урок внеклассного чтения 8


Основное содержание урока
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Ритмы и образы военной лирики. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение интервью с участником Великой Отечественной войны Ю. Г. Разумовским о военной поэзии. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «интервью». Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения, викторина на знание текстов, авторов и исполнителей песен на стихи о войне.

I. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях

Прослушивание и обсуждение песни «Вспомните, ребята...» (музыка В. Берковского, слова Д. Сухарева;
cм. текст ниже.

О чём эта песня? Какие чувства она вызывает? Какой показана в ней война?

Докажите, что эти стихи написаны человеком, не попавшим на войну.

II. Концерт-миниатюра из стихотворений о Великой Отечественной войне, упомянутых в интервью Ю. Г. Разумовского:
«Зинка» Ю. Друниной, «Песня смелых» А. Суркова,
«Баллада о красноармейце Дёмине» А. Прокофьева, «Машинист» И. Уткина,
«Разговор с соседкой» О. Берггольц, «Шофёр» П. Шубина,
«Под пулемётным огнём» Ю. Белаша, «Калина» А. Жигулина, «Баллада о трёх шагах» Ю. Разумовского и др.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

О каких человеческих возможностях говорят эти стихи?

Какие чувства они вызывают?

Какие трудности и радости военных лет отразились в них?

Какие черты личности воинов и тружеников тыла прославляют поэты?

В чём драматизм военной поэзии?

Почему во многих стихотворениях звучат оптимистические настроения?

Почему патриотизм поэты считают главной чертой настоящего человека?

III. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.
Интервью как жанр публицистики


Объяснение термина интервью.


IV. Чтение (по ролям) и обсуждение интервью с Ю. Г. Разумовским:

— К какому виду интервью можно отнести интервью с Юрием Разумовским? Обоснуйте своё мнение.

— Почему фронтовик любит стихи о войне по-разному?

— Почему стихи и песни о войне названы «оперативным оружием»?

— Какую оценку даёт Разумовский стихам Твардовского о войне?

Как вы понимаете смысл эпиграфа к главе учебника «Час мужества»?

— Почему в годы войны стихи писались не только о сражениях?

— Почему Разумовский в своих стихах обращается к молодым?

V. Прослушивание песни В. Высоцкого «На братских могилах»
(cм. текст ниже).

Какие чувства фронтовиков выражает эта песня, хотя Высоцкий не был на войне?

VI. Ритмы и образы военной лирики. Стихотворения в актёрском исполнении

Групповая практическая работа.


Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведении.

Группа 1. «Жди меня» К. Симонова (cм. текст ниже).

Прочитайте стихотворение выразительно.

Каковы его главная мысль и основное настроение?

Какие образы показались вам самыми выразительными?

Какими средствами они созданы?

Какую роль играют повторы и анафоры?

Прослушайте песню на эти стихи. Какие эмоциональные акценты добавляют к стихам музыка М. Блантера и исполнение Э. Хиля?

Группа 2. «Мужество» А. А. Ахматовой (cм. текст ниже)/

Прочитайте стихотворение выразительно.

Каковы его главная мысль и основное настроение?

Почему главной ценностью в годы войны А. А. Ахматова считает «русскую речь», «великое русское слово»?

Объясните смысл метафор что нынче лежит на весах, час мужества пробил на наших часах, и внукам дадим и от плена спасём.

Какова роль в тексте эпитетов, повторов и анафор?

Прокомментируйте смысл последнего стиха.

Прослушайте стихотворение в актёрском исполнении и ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 3. «Москвичи» Е. Винокурова (cм. текст ниже).

Прочитайте стихотворение выразительно.

Каковы его главная мысль и основное настроение?

Какова роль кольцевой композиции, эпитетов, повторов и анафор?

*Каково поэтическое пространство текста?

Прослушайте стихотворение в актёрском исполнении и песню на эти стихи.

Ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VII. Чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю: никакой моей вины...» (cм. текст ниже).

Как понять его финальную строчку?

VIII. Решение кроссвордов и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Чем помогала людям на фронте и в тылу военная поэзия и проза?

Какие чувства вызывает военная поэзия у современных читателей?

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение о войне и сделать его письменный анализ.

Составить вопросы для интервью с участником Великой Отечественной войны или для интервью о военной поэзии со своими друзьями и родственниками.

Прочитать рассказ Ф. Абрамова «О чём плачут лошади».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания к теме «Произведения о Великой Отечественной войне» из практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Подготовить сообщение о Ф. А. Абрамове с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Подготовка литературного вечера, посвящённого произведениям о Великой Отечественной войне.

Следующие уроки: Ф.А.Абрамов. "О чём плачут лошади" >>>



ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА...
Дмитрий Сухарев


Вспомните, ребята, поколение людей
В кепках довоенного покроя.
Нас они любили,
За руку водили,
С ними мы скандалили порою.

И когда над ними грянул смертный гром,
Нам судьба иное начертала —
Нам, непризывному,
Нам, неприписному
Воинству окрестного квартала.

Сирые метели след позамели,
Все календари пооблетели,
Годы нашей жизни как составы пролетели —
Как же мы давно осиротели!

Вспомните, ребята,
Вспомните, ребята, —
Разве это выразить словами,
Как они стояли
У военкомата
С бритыми навечно головами.

Вспомним их сегодня всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро, кроме нас, уже не будет никого,
Кто вместе с ними слышал первую тревогу.

И когда над ними грянул смертный гром
Трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки
Ярости и муки,
Чтоб хотя бы музыка воскресла.

Вспомните, ребята,
Вспомните, ребята, —
Это только мы видали с вами,
Как они шагали
От военкомата
С бритыми навечно головами.
1977 (вернуться к уроку)


ЗИНКА
Юлия Друнина


1. Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.
(вернуться)


СТЕЛЮТСЯ ЧЁРНЫЕ ТУЧИ...
А. Сурков


Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня - крылатая птица -
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
22 июня 1941 (вернуться)


БАЛЛАДА О КРАСНОАРМЕЙЦЕ ДЁМИНЕ
Александр Прокофьев


Земля дорогая в пепле, в золе,
Горячий июльский зной.
Фашистские танки идут по земле,
По нашей земле родной.

Но встали мы грозно на их пути,
Вкопались в землю до плеч,
Чтоб им не пройти, чтоб им не уйти,
Чтоб их, ненавистных, сжечь!

Мы любим отчизну, с ней смерть победим,
Кто мыслит не так — умрет!
И здесь против танка один на один
Дёмин, боец, встает.

Но рано он встал. Мгновенье одно
Ему б подождать еще,
Коль пуле врага лететь дано, —
И вот она бьет в плечо.

Хочу, чтоб понятно было всем,
И стих не хочу тянуть.
Пятнадцать метров, десять, семь
Осталось танку рвануть!

И счет на секунды ведется. Не лгу,
Тут песню бы надо сложить
О том, как крикнул Дёмин врагу:
«Не жить тебе, гад, не жить!»

Что завоевано, мы не сдадим,
Об этом знает любой.
И вновь против танка один на один,
Превозмогая боль,

Дёмин стоит, и кровь течет,
И ненависть бьет ключом.
Бутылка с горючим летит в броню
И танк предает огню.

За то, что плечо пробил, гори!
За то, что ты враг, умри!
1941, Ленинградский фронт (вернуться)


МАШИНИСТ
И.П.Уткин


Стук колёс и ветра свист,
Мчится поезд — дым по пояс;
Бледен русский машинист,
Он ведёт немецкий поезд.

Кровь стучит в его висках,
Мыслей спутался порядок;
В длинном поезде войска
И снаряды… и снаряды!

И шумит родная рожь,
И вопят поля и пустошь:
«Неужели довезёшь?
Не допустишь… не допустишь!»

Водокачек кирпичи,
Каждый дом и каждый кустик —
Всё вокруг него кричит:
«Не допустишь, не допустишь!»

За спиной наган врага,
За спиною смерть… так что же!
Жизнь, конечно, дорога,
Но ведь честь ещё дороже.

Ветер шепчет: «Погляди,
Высунься в окно по пояс:
Путь закрыт, и впереди
На пути с горючим поезд».

Он с пути не сводит глаз.
Семафор, должно быть, скоро.
Вот зажёгся и погас
Глаз кровавый семафора.

Сердце сжалось у него —
Боль последняя, немая.
Немец смотрит на него,
Ничего не понимая.

Но уж поздно понимать!
Стрелки застучали мелко.
«Родина, — он шепчет, — мать…» —
И проскакивает стрелку.

Взрыва гром и ветра свист…
Ночь встаёт в огне по пояс;
Гибнет русский машинист,
Гибнет с ним немецкий поезд!
1941 (вернуться)


НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ
В.Высоцкий


На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
1965 (вернуться)


ЖДИ МЕНЯ
К.Симонов


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941

(вернуться к уроку)



МУЖЕСТВО
А.А.Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
1942 (вернуться к уроку)



МОСКВИЧИ
Е.Винокуров


В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой. (вернуться к уроку)



Я ЗНАЮ, НИКАКОЙ МОЕЙ ВИНЫ...
А.Т.Твардовский


Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
1966 (вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Анна Ахматова в квартире Иды Наппельбаум. Ленинград. 1945. – эта фотография имеет точную дату – 28 сентября 1945 года.
Дата стоит под стихотворением, записанным рукой Ахматовой в альбом И.М.Басалаеву, мужу И.М.Наппельбаум. В этот день она посетила их в квартире на улице Рубинштейна.
Иннокентий Басалаев, родом из Узбекистана, был сотрудником редакций журналов «Звезда» и «Ленинград». С ним Ахматова вспоминала о Ташкенте, откуда недавно вернулась из эвакуации. Ида Наппельбаум предложила Анне Андреевне сняться: «Ахматова охотно встала у книжной полки, и я старинным аппаратом сделала ее снимок на фоне книжного ряда».
Тогда же она написала в альбом, в котором Басалаев собирал автографы, первый вариант стихотворения «Не знала б, как цветет айва…» и поставила дату: 28 сентября 1945 г. Ленинград. (вернуться)

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика