Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ века. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
Портрет Ф. И. Тютчева
работы С. Ф. Александровского, 1876.
 
Портрет А. Фета работы К. К. Гампельна, нач. 1850-х гг. (с фотографии, хранящейся в Литературном музее ИРЛИ)
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 1. Стихотворении и поэмы 1839-1863 г. - СПб.: Академический проект, 2002.
 
 
 
 
Песни на слова
русских поэтов ХХ века.

Урок литературы в 7 классе
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ
 
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ
ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (ОБЗОР)

9 класс[1]


Урок 99. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ века

Урок 100. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХХ века


УРОК 99
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 6

Основное содержание урока.

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий мысли, переживания, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса. Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен и романсов. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление отзыва о песне или романсе.

I. Романсы и песни как синтетический жанр,
посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека

Прослушивание романса О. Фельцмана
на слова стихотворения И. Кохановского «Возвращение романса» в исполнении М. Магомаева.

II. Вступительная беседа:

— Какой музыкально-поэтический жанр только что прозвучал?
— Что такое романс? Какие определения этого жанра даются в словарях (толковом, литературоведческом, музыкальном)?
— Какие романсы вы знаете и чем они вам нравятся?


III. Основные положения лекции учителя
о происхождении и развитии романса
[2]:

1. Романс — это «музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением». В его основе лежит поэтический текст. Композитор, положивший стихи на музыку, привносит в него личные, субъективные интонации. Новые оттенки в понимании стихов и музыки рождаются, когда романс исполняется. И голос певца, и инструментальное сопровождение вносят в произведение свой колорит.

2. Слово романс имеет латинские корни, испанское romance означает по-романски, то есть по-испански. В Россию слово романс пришло в середине XVIII века. Так называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку, хотя необязательно французом. Романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался российской песней.

3. Интересно, что в конце XVIII — начале XIX века не к стихам создавалась музыка, а на всем известные музыкальные образцы слагались тексты. Это были песни для дворянской интеллигенции, городского мещанства, крестьян. В них пелось о счастье и несчастье человека, о муках и «усладах» любви, об изменах и ревности, о жестокой страсти. Человеческие переживания воспринимались серьёзно, без тени иронии и снисхождения.

4. В первой половине XIX века «российская песня» трансформируется в народно-бытовой романс. Его особенностью была имитация фольклорных народных песен (на стихи А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова и др.). Из них в романс пришли параллелизмы, сравнения, риторические обращения, синонимические пары (грусть — печаль), минорный лад, напевность. Причина долгой жизни народного романса — его всеобщность. Люди разных социальных групп переживали в нём чужую судьбу как свою собственную.

5. Из русской песни с роковым сюжетом, стремительным действием, драматической символикой и трагической развязкой возникает новая ветвь романса — романс-баллада. Признаки литературной баллады — событийность, элементы фольклора, исторические реалии — сочетаются с музыкальным языком. Повествовательные интонации баллады передаёт речитативная вокальная партия, а драматизм ситуации — экспрессивный, бурный аккомпанемент. Романс-баллада в середине XIX века немного теряет свой «роковой» характер, приобретая черты элегии.

6. На русской почве романсами становились и переводные тексты, например стихотворение А. С. Пушкина «Пью за здравие Мери…», имеющее первоисточником стихи англичанина Бэрри Корнуэлла, «Горные вершины…» М. Ю. Лермонтова, названные им «Из Гёте», стихотворение Ивана Козлова «Вечерний звон», являющееся переводом из Томаса Мура и положенное на музыку А. А. Алябьевым. Иноязычные источники романсов забылись, а сами романсы воспринимаются как живые факты русской культуры.

7. Самый распространённый жанр русского романса — романс-элегия. Стихи А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, ставшие романсами, имеют черты элегии: грустные интонации, поэтизация прошлого, слёзы об ушедшей молодости и первой любви.

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника
«Романс и песня».

V. Составление таблицы «Жанровые черты романса»
:
ТАБЛИЦА
«Жанровые черты романса»
Романс
  Примеры  
Романс пишется на литературный текст, созданный поэтом
        
Романс обычно лишён рефрена
        
Романс использует напевный, мелодический стих
        
Содержание романса — счастливая или несчастная любовь
        
Вначале романсы носили салонный характер, но постепенно стали проще, проникли в среду разночинцев и простого люда
        
Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и судьбе людей, унося их в мир вечных ценностей
        
Разновидности жанра романса: усадебный, городской, мещанский (или жестокий), цыганский и др.
        


VI. О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Вопросы 1—4 из раздела учебника «Проверьте себя».

VII. Основные темы и мотивы русского романса.
Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполнении

Групповая работа.
Прослушивание и анализ романсов:


Группа 1. А. С. Пушкин. «Певец».
Группа 2. Е. А. Баратынский. «Разуверение».
Группа 3. М. Ю. Лермонтов. «Отчего».
Группа 4. Ф. И. Тютчев. «К. Б.» (см. фонохрестоматию). Исп. И.С.Козловский (06:12). Запись 10.12.50 г.
Группа 5. А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу…». Комп. П.Чайковский, исп. С.Лемешев (03:09)
Группа 6. А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…» (см. фонохрестоматию).

Примерный план анализа романса:

1. Первое впечатление о романсе.
2. Сведения об авторе слов, его эпохе и истории создания стихотворения.
3. Ключевые образы, тема и главная мысль текста, динамика чувств, особенности сюжета.
4. Отражение в тексте образа времени, конфликт настоящего и прошлого.
5. Лексика, синтаксис, стиховые особенности, поэтические интонации и романсово-элегический характер стихотворения.
6. Сведения о композиторе, его времени и истории создания романса.
7. Разновидность романса и характеристика его основных признаков.
8. Музыкальная сторона романса, чувства лирического я, выраженные в музыке.
9. Оценка артистической манеры исполнителя романса и инструментального сопровождения.
10. Итоги наблюдений о романсе, оценка его места в русской культуре.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Вопросы 1—2 из разделов учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Вопросы 3—4 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Можно ли утверждать, что музыка, которая делает стихотворение романсом, продлевает жизнь поэтического текста, ограждает его от забвения?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему жанр романса — это заметная страница в истории русской лирики и музыкально-поэтической культуры?

Домашнее задание

Проанализировать письменно текст одного из романсов на стихи русских поэтов XIX века и составить к нему музыковедческий комментарий.

Индивидуальные задания.

Составить вопросы для интервью о романсе и выполнить задание 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Подготовить сообщения об истории создания романсов XX века (см. следующий урок), авторах стихов, композиторах и исполнителях с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповые задания.

Подготовиться к конкурсу на лучшее исполнение песен на стихи поэтов XX века, составить викторину на знание песен, их авторов и исполнителей.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Литературно-музыкальная композиция «Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX вв.» и её постановка на школьной сцене.

Следующий урок: Урок 100. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХХ века >>>


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. См. Русский романс / Слово к читателю И. С. Козловского; Сост., вступ. ст. и коммент. В. Рабиновича. — М., 1987. (вернуться)

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика