1. «Рассвет» – впервые: сб. «Дикая порфира». 1912. (
вернуться)
____________
Михаил Александрович Зенкевич родился в Саратовской губернии в семье преподавателя. Окончил юридический
факультет Петербургского университета.
Первые стихи опубликовал в 1906 г. С начала 1910-х годов имя Зенкевича связано с «Цехом поэтов» и акмеизмом, где он занял своеобразное место.
Печатался в «Аполлоне», «Гиперборее», других изданиях.
В 1912 г. в Петербурге вышел первый сборник Зенкевича «Дикая порфира» (в заглавии слова Баратынского из стихотворения «Последняя смерть» (1827) – образ
природы, торжествующей на оставленной человеком земле). Главная тема сборника – вселенная и люди, от картин земной праистории («Ящеры», «Махайродусы»)
до мрачной «футурологии» – прорицаний грядущей космической катастрофы, когда земля отомстит обезобразившему ее человеку, сметет его потоком лавы
и вернется в «хор солнц» («Земля»); в «Свершении» – предвидение застывающей земли, где льды сползают к тропикам, где остались лишь низшие организмы.
Присущие акмеистской поэзии мотивы «адамизма» предстали у Зенкевича заостренно: не «первозданное», а «первобытное» с его мощью и конечной правотой.
В намеренной физиологичности образов, их антиэстетизме (люди роятся на земле, «как в падали бациллы разложенья», метафора человеческого удела –
«мясные ряды» с их «скользкой» грязью и кровью) автор «Дикой порфиры» соприкасался с начинавшими тогда футуристами.
Смысл первой книги Зенкевича был понят немногими. Гумилев назвал поэта «вольным охотником», приверженным в отличие от символистов «земле».
Брюсов отметил «попытку вовлечь в область поэзии темы научные».
Глубже проник в мир молодого поэта Вяч. Иванов: «Пафос Зенкевича вовсе не научный пафос... Зенкевич пленился материей, и ей ужаснулся. Этот
восторг и ужас заставляют его своеобычно, ново... развертывать перед нами – в научном смысле сомнительные — картины геологические и палеонтологические».
Вторая книга Зенкевича («Четырнадцать стихотворений». Пг., 1918) не стала в отличие от первой литературным событием, хотя в ней усилилась экспрессия
стиха и наметились новые темы: мощь индустриализма («Грядущий Аполлон»), зло войны («Проводы солнца»), Сибирь как прообраз Евразии и «народовластий семья».
В 1920–1930-е годы Зенкевич издал несколько сборников стихов и поэм, обращенных к современности. В дальнейшем печатал преимущественно переводы из
западноевропейской поэзии.
Источник: Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917. Антология. – М.: Наука, 1993.