Жизнь и творчество Т. С. Элиота. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Томас Стернз Элиот. Фото 1898 г. (в возрасте 10 лет)
 
 
 
 
 
 
ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ
(1888-1965)

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 97
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Т. С. Элиот. Судьба, личность, творчество.
Проблема маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Т. С. Элиота; показать своеобразие современной зарубежной литературы с точки зрения истории и литературы на примере стихотворения Т. С. Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»; раскрыть особенности отражения темы маленького человека в современной зарубежной литературе; проанализировать средства выразительности, с помощью которых создан образ маленького человека в данном стихотворении; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: портрет Т. С. Элиота, тексты стихотворений, иллюстративный и раздаточный материалы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве американо-английского поэта Т. С. Элиота; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с мировой культурой; раскрывают особенности отражения темы маленького человека в современной зарубежной литературе на примере стихотворения Т. С. Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах; высказывают своё мнение о поэтических взглядах Т. С. Элиота.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Томас Стернз Элиот — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. Его творчество по сей день является одной из неоспоримых поэтических вершин не только англоязычной, но и всемирной литературы XX в.

Со времён Первой мировой войны до пятидесятых годов он был единоличным властителем современной модернистской литературы. Название его знаменитых поэм «Бесплодная земля» (1922) и «Полые люди» (1925) стали нарицательными при любом написании «портрета столетия». Элиот как бы наново переложил на язык столетия английскую драму XVII в., французских символистов, Данте, невероятно обогатив этот язык. Его стихи, пьесы и критические статьи оказали существенное влияние на мировую культуру XX в.

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем присущая его творчеству сложность не была целью, она являлась скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал. В 1948 г. Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе. Давайте приоткроем завесу тайны этого неординарного поэта.

 


ІV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Т. С. Элиота

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют конспект.

Комментарий.
С творчеством Т. С. Элиота учащиеся до 11-го класса не встречались. Именно поэтому нужно детально познакомить учащихся с жизнью и творчеством этого поэта — нобелевского лауреата. В связи с этим в плане-конспекте урока предлагается составить конспект жизни и творчества Т. С. Элиота.

Предполагаемая запись

Англо-американский поэт Томас Стернз Элиот родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе (штат Миссури) в зажиточной и респектабельной семье промышленника. Семейные традиции Элиотов, строгое воспитание, постоянная привычка к самоанализу и к соотнесению своих действий с чётким нравственным идеалом оказали большое влияние на будущего поэта. Ему с детства внушали чувство уважения к памяти его деда-проповедника, из чувства долга покинувшего родной Бостон и отправившегося на запад, в Сент-Луис, где он основал столь важные, облечённые символическим значением для всей общины места, как церковь и колледж. Твёрдые пуританские принципы Новой Англии, верность своему долгу определяли жизнь Т. С. Элиота в течение многих лет.

В 1910 г. Элиот окончил Гарвардский университет, потом учился в Сорбонне, в Оксфорде, дальше в Германии, после 1914 г.— в Англии. С 1917-го по 1919 г.— работал заместителем редактора журнала «Эгоист».

Поэтический дебют Т. С. Элиота состоялся в 1915 г. Это была «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», которая стала заметной вехой в поэзии. Герой — деградировавший Гамлет XX в., который так и не смог создать свою песню любви…

Поэма «Геронтион» (1920) — рассказ о старике, который никакой, неопределенный, аморфный, он «потерял зрение, нюх, слух, вкус и тактильные ощущения». Суть произведения — вырождение культуры под натиском цивилизации.

В 1922 г. Т. С. Элиот опубликовал поэму «Бесплодная земля», доминирующими настроениями которой были меланхолия, одиночество и растерянность.

Следующая поэма «Полые люди» (1925) завершает тему двух предыдущих. Цитата «очертание без формы, тень без оттенка — парализованная сила, жест без движения» — взгляд Т. С. Элиота на человека, который поэтизирует смерть.

Жизнь — это процесс умирания. Для Элиота спасение от этого — в религии. Он повернулся к англо-католицизму и принял английское гражданство. В поэме «Пепельная среда» (1930) он изобразил свои терзания во время этого перехода.

В 1930-е гг. Т. С. Элиот написал поэтические драмы для религиозных спектаклей «Камень» (1934) и «Убийство в соборе» (1935), а в 1950-х — пьесы о современной жизни «Воссоединение семьи» (1939), «Вечерний коктейль» (1950), «Личный секретарь» (1954) и «Пожилой государственный деятель» (1959), которые имели значительно меньший успех.

Но главной в творчестве Т. С. Элиота была поэзия. Поэма «Пепельная среда» (1930) — о человеке, который разочаровался в земном и обращается к Богу. «В моём начале мой конец»,— Т. С. Элиот делает вывод, что жизнь возможна лишь настолько, насколько она ведёт к Богу через смерть…

Нобелевскую премию Т. С. Элиоту присудили в 1948 г. за «выдающийся новаторский взнос в современную поэзию». На вручении было сказано, что у Элиота есть «особая способность врезаться в сознание нашего поколения будто алмазом». Сам Элиот назвал премию «билетом на собственные похороны». Стихотворений он больше не писал, лишь пьесы.

Лауреат виднейших премий, почётный доктор 16 университетов, награждённый наивысшими орденами (в частности, Франции — Почётного легиона и Англии — «За заслуги»), глубинный аналитик людской морали и психологии.

Умер Т. С. Элиот 4 января 1965 года в Англии. В 1993 г. на средства Валери Элиот, вдовы Томаса, была учреждена Премия Элиота. Это одна из самых крупных поэтических премий в мире — её денежная часть составляет 15 тысяч фунтов стерлингов (24 тысячи долларов).

 


2. Объяснение учителя:
особенности поэтического мира Т. С. Элиота


— Элиот начинал в русле европейского авангарда, обновляя форму и веря в то, что только небывалая форма способна передать чувство небывалой действительности. В зрелые годы стал убеждённым сторонником культурной традиции, понимаемой им как спасение в мире наступившего хаоса.

Стихи Т. С. Элиота холодны; они призваны передать внеличные чувства людей. В отличие от романтиков и реалистов, он в своих стихах не высвобождал эмоции, а бежал от них. Основная тема поэзии Элиота — скорбь, переживание убожества мира и человека, неизбежность возмездия за растрату жизни.

Поэзия Т. С. Элиота носит философский характер и отличается большой художественной силой. Неясность и запутанность содержания Элиот стремится передать в строгой, упорядоченной форме, однако его ассоциативный стих не способствовал проникновению в туманный смысл произведения. Значительность поэтического наследия Элиота в том, что поэт сумел передать скорбь о гибели человечности в современном буржуазном мире. Сквозь консервативное содержание и модернистскую форму пробиваются подчас искренние ноты недовольства бесплодной буржуазной цивилизацией и протеста против буржуазности массовой культуры.

Творчество Элиота и есть переосмысление философии, истории, культуры, содержания сознания. Как считал он сам, появление нового произведения искусства влияет как на все будущие, так и на прошлые творения.

На русском языке стихи Т. С. Элиота впервые появились в переводах М. А. Зенкевича и И. А. Кашкина, выпустившими в 1939 г. антологию «Поэты Америки. XX век». В своих работах они старались не столько представить переводимого ими автора целиком, сколько заботились о качестве переводов, многие из которых и по сей день представляют значительный интерес. И, тем не менее, в государстве, подвергавшем опале собственных гениев, Элиот прижиться не мог. О нём упорно умалчивали, считая его творчество инакомыслием, не вписывающимся в тоталитарное искусство.

На русский язык стихи Т. С. Элиота переводили также С. Я. Маршак, А. Я. Сергеев.

3. «Практикум начинающего литературоведа»:
аналитическая работа с текстом стихотворения
Т. С. Элиота «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»

(в мини-группах)

Комментарий.
По ходу выступления представителей мини-групп учитель комментирует, корректирует их ответы.

Карточка
План анализа стихотворения


• Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом?
• Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
• Есть ли в стихотворении конфликт? (Для определения конфликта найдите слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, ключевые слова среди них.)
• В какой строфе можно выделить кульминацию? Развязку?
• Какова роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берётся за перо)?
• Какова роль последней строки? Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение?
• Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
• Категория пространства (реального и астрального).
• Каковы особенности композиции стихотворения?
• Определите жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада).
• Определите значение художественных средств в стихотворении.
• Можно ли определить литературное направление, к которому принадлежит стихотворение? Аргументируйте своё мнение.
• Если есть необходимость, обратитесь к истории создания стихотворения и его значению в творчестве поэта.

Выразительное чтение.

Презентация результатов работы

 


4. Обобщение учителя

— Итак, в 1915 г. Томас Элиот опубликовал стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Это стихотворение передаёт ощущение тревоги и отчаяния, которое носилось в предвоенном воздухе.

В сложном переплетении мотивов Элиот создаёт свой вариант жизни современного человека, не способного пропеть любовную песнь и влачащего бессмысленное существование, устремлённое к смерти.

В стихотворении иронически изображаются претензии жалкого человека на искреннее чувство. Ироническая точка зрения раскрывается в пародийном использовании мотивов из Данте, Шекспира, Донна, Браунинга, Теннисона.

Стихотворение представляет собой «поток сознания» лирического героя. Альфред Пруфрок осознаёт, что его переживания смешны. Внутренний монолог героя стал выражением его неспособности не только по-настоящему полюбить, но и предпринять какие-либо решительные действия или душевные усилия. «Неужто я дерзну? / С чего же я начну?» — несколько раз повторяет герой (пер. Я. Э. Пробштейна) и приходит к унылому заключению: «Нет, я не Гамлет, этому не быть…».

Шекспировский герой с его постоянной раздвоенностью и рефлексией оказывается для современного человека слишком энергичным и решительным. «Любовная песнь…» содержит множество аллюзий и цитат — иногда явных, а иногда скрытых. Стихотворение заканчивается мрачным выводом о бесполезности мечты, о неизбежности гибели…

Стихотворение больше похоже на «Поддельную песнь любви» «маленького человека»… Вся эта по-современному обычная история построена как мифологическое событие, поставлена в один ряд с героями Библии и произведений Шекспира.

Благодаря «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока» Элиот стал знаменитым, однако его жизнь не стала от этого легче…

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• К какому литературному направлению принадлежал Т. С. Элиот?
• Какая тема была центральной в раннем творчестве Т. С. Элиота?
• Как называется журнал, который Т. С. Элиот издавал в течение 37 лет?
• В каком году Т. С. Элиоту была присуждена Нобелевская премия в области литературы?

2. Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию»

У ч и т е л ь.
Вашему вниманию предлагаются несколько цитат-афоризмов Т. С. Элиота. Внимательно прочитайте их. Согласны ли вы с мнением поэта или можете опровергнуть его? Займите позицию, аргументируйте её!

Запись на доске

• «Только неверующих шокирует богохульство; богохульство — признак веры».
• «Бóльшая часть издателей — неудавшиеся писатели, как и бóльшая часть писателей».
• «Для чего мы живём, если не стараемся облегчить жизнь друг другу?»
• «Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать».
• «Есть лишь два типа писателей. Одни, более популярные, говорят с читателем; вторые, менее удачливые,— с самими собой».
• «Не знаю, бывают ли совсем безвредные книги, но не сомневаюсь: есть книги настолько бессмысленные, что причинить вред они просто не в состоянии».
• «Задача поэта — не искать новые эмоции, а по-новому использовать старые».
• «Великая поэзия должна быть и искусством, и забавой одновременно».
• «Создание произведения искусства — это взаимопроникновение личности автора и личности его героя».

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание драмы Э. Ионеско «Носорог».

2. Опережающее задание (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Э. Ионеско.

Следующие уроки: Урок № 99. Э. Ионеско: жизнь, творчество. «Носорог» как «драма абсурда» >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика