Жизнь и творчество Э. Ионеско. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Эжен Ионеско.
Фото 1985 г. Венеция
 
 
 
 
 
ЭЖЕН ИОНЕСКО
(1909-1994)

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 99
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Э. Ионеско: жизнь, творчество.
«От разумного до безумного — один шаг…»:
«Носорог» как «драма абсурда»

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством французского драматурга Э. Ионеско; дать понятие о «драме абсурда»; раскрыть символический смысл сюжета драмы «Носорог»; прокомментировать ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них; воспитывать стремление к сохранению индивидуальности; обогатить духовно-нравственный опыт и расширить эстетический кругозор учащихся
Оборудование: портрет Э. Ионеско, текст драмы «Носорог».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают основные этапы жизни и творчества Э. Ионеско, содержание изучаемой драмы; определяют понятие «драма абсурда»; объясняют значение завязки действия; комментируют ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них; формулируют проблемы, поставленные драматургом.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Французский писатель Эжен Ионеско — известнейший драматург второй половины XX в., один из ярчайших представителей театрального течения абсурдизма. Драматические произведения Эжена Ионеско наполнены абстрактными образами, в большинстве своём воплощающими в себе идею неприятия тоталитаризма и угнетения личности.

Несмотря на явную своеобразность и оригинальность образов, персонажей, идей и сюжетных линий, сам Ионеско заявлял, что его пьесы совершенно реальны. Реальны в такой же степени, как абсурдна жизнь, в этих пьесах изображённая. Этот авторский подход убедительно показывает нам, насколько философичны взгляды Эжена. В числе самых известных произведений Эжена Ионеско — пьесы «Лысая певица», «Носорог», «Бескорыстный убийца», «Воздушный пешеход», «Бред вдвоем», «Жажда и голод», «Человек с чемоданами».

Авторству Ионеско также принадлежит множество рассказов, эссе, воспоминаний, статей об искусстве. Многие из пьес Эжена Ионеско с трудом поддаются трактовке и могут с одинаковым успехом рассматриваться с совершенно разных точек зрения. Тем не менее, каждое драматическое произведение Ионеско посвящено жизни как таковой, её сложности, полноте и многообразию. И сегодня на уроке вы убедитесь в этом.

 


ІV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско (1909–1994) вошёл в историю мировой литературы как ярчайший и теоретик, и практик «театра абсурда».

Термин «театр абсурда» ввёл Мартин Эсслин в 1962 г., желая дать название драматургии с алогичным бессмысленным сюжетом, представляющей зрителю совмещение несовместимого. Многие литературоведы XX в. видели истоки жанра в авангардистских литературных и философских направлениях, в частности в дадаизме. Главными основами дадаизма были пропаганда бессистемности и отрицание каких бы то ни было эстетических идеалов. Театр абсурда как раз и стал новой, разрушающей театральные каноны силой, не признававшей никаких авторитетов. Театр абсурда бросал вызов не только культурным традициям, но и в какой-то степени политическому и социальному строю.

События любой пьесы абсурда далеки от реальности и не стремятся к ней приблизиться. Невероятное и невообразимое может проявляться как в персонажах, так и в окружающих предметах и происходящих явлениях. Место и время действия в таких драматических произведениях, как правило, довольно сложно определить, тем более, что очерёдность и логика происходящего может не соблюдаться. Логики нет ни в поступках персонажей, ни в их словах. Авторами-абсурдистами создаются нелепые фантастические картины, поражающие, пугающие, а иногда и веселящие своим вопиющим несообразием. Иррациональность — вот к чему стремится театр абсурда.

Эжен Ионеско считал термин «театр абсурда» не слишком подходящим. В своём выступлении, известном под названием «Есть ли будущее у театра абсурда?», он предлагал другой — «театр насмешки». В нём, по мнению драматурга, нарушены все психологические и физические законы, а персонажи — просто паяцы. Большинство классических произведений Ионеско считал не менее абсурдными, чем образцы новой драматургии, к которым принадлежали его пьесы. Ведь реализм в театре условен и субъективен, так как в любом случае является плодом фантазии и творческого акта писателя.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Э. Ионеско

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Э. Ионеско.

 


3. «Читая — размышляем…»: аналитическая беседа

• Что подтолкнуло драматурга к созданию пьесы «Носорог»?
• Какие другие толкования может иметь сюжет «оносорожения»?
• Коротко перескажите сюжет этой пьесы-драмы (по цепочке).
• В чём же заключаются смысл массового «оносорожения» в произведении и сопротивление главного героя? Что скрывает в себе метафора Ионеско?
• Как проблема человеческого своеобразия связана с идеей пьесы?
• Прокомментируйте ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них.
• Кто же, по мнению Ионеско, имеет шанс сохранить человеческое лицо?
• О чём свидетельствует тот факт, что Беранже не стал носорогом?
• Как сюжет и композиция пьесы накладывают отпечаток на её абсурдный характер?

4. Составление сопоставительной таблицы
(или характеристики)
«Противопоставление внешнего и внутреннего миров Беранже и Жана»

(работа в парах)

Предполагаемая запись в тетрадях

Претенциозен и уверен в своём праве поучать других, давить на них грубой массой своего превосходства — в достижении карьерных успехов, внешнем облике, материальном достатке — чиновник Жан. На первый взгляд, Жан — это олицетворение всех добродетелей, олицетворение респектабельности и общественного признания. Тем не менее всё это — способ быть как все, иметь уважение общества, живя по правилам. Он не признаёт других людей и мыслей, и эта нетерпимость не даёт ему видеть других, ощущать ещё кого-то.

Носителем индивидуального начала выступает в пьесе Беранже, с образом которого связаны попытки автора найти героя, способного противостоять злу. Хотя Беранже и служит в конторе, он отнюдь не является частью поглощающей личность Системы. Он снедаем сомнениями, его тяготит одиночество, но и общество тоже пугает. При всех своих человеческих слабостях, которые ярко проступают уже в первом действии во время встречи с «правильным», соблюдающим приличия Жаном, Беранже привлекает своей искренностью, непосредственностью в проявлении чувств, тогда как Жан, претендующий на просвещённость, добропорядочность, на самом деле носит маску.

Можно говорить об индивидуализме героя, вызывающем симпатии автора, но «индивидуалист» Беранже чувствует свою ответственность за Жана, за любимую девушку Дэзи и по мере сил пытается противостоять их превращению в носорогов; главное же — его тревожит судьба человечества, он хочет «спасти мир», что особенно ярко проявляется в его последнем диалоге с Дэзи. В то же время он не уверен в себе, порой он даже жалеет, что не может стать носорогом. Вот эту внутреннюю органичность героя, неспособность по своей внутренней природе, человеческой неповторимости превратиться в тупую, разрушительную силу особенно хочется подчеркнуть.

Своеобразие личностного начала, говорит своей пьесой Ионеско, становится для человека большим испытанием, даже драмой, но как раз тот, кто не умеет «влиться в стадо», способен этому стаду противостоять. Вот почему именно Беранже берёт в руки винтовку, чтобы сражаться с носорогами.

Однако позиция автора сложна. Вложенный в уста героя вызов: «Я останусь человеком до конца», «Я не капитулирую» не может не вызвать восхищения. Но можно ли спасти мир, опираясь только на своё одинокое «я»? Вполне вероятно, что этого вопроса автор и не ставит, акцент он делает на другом — не на проблеме борьбы, а на угрозе «оносорожения» общества, которое легко поддаётся любой идеологической обработке, как выразился сам Ионеско,— «коллективным истериям и эпидемиям». Толкование таким эпидемиям можно дать самое широкое. В то же время есть свидетельства, что автор имел в виду и самое страшное и отвратительное явление двадцатого века — нацизм.

 


5. «Умники и умницы»:
сопоставительная работа (в группах)


• Сопоставьте метафоры превращения человека в насекомое (Ф. Кафка «Превращение») и массовое превращение людей в носорогов (Э. Ионеско «Носорог»). Что общего вы наблюдаете в произведениях Ф. Кафки и Э. Ионеско?

Предполагаемые ответы

В драматических и прозаических произведениях Эжена Ионеско литературные исследователи находят черты, некоторым образом перекликающиеся с творчеством Франца Кафки. Сопоставление сходных мотивов производилось отечественными литературоведами неоднократно. Ионеско во многом подражает австрийскому драматургу, пронося через все произведение сходные с ним взгляды на жизнь и её явления.

Оба писателя — и Кафка, и Ионеско — смотрят на мир как на нечто хаотичное, но в своей хаотичности обнаруживающее чёткую логику. Сюжетные линии произведений Кафки, при всей своей запутанности, парадоксальности и многогранности, обнаруживают в себе упорядоченность и логичность, но логичность порой противоречивую и антиномичную. Точно таким же образом сотворены абсурдные ситуации, в которых живут и действуют герои произведений Эжена Ионеско.

Произведения Кафки по своей символике и образности очень сложны для трактовки. И, как говорил Альбер Камю, символ довольно часто неподвластен уму творца и порой управляет им. И австрийский, и французский писатели создавали произведения, поражающие свое многоплановостью. Огромное количество возможностей для понимания, которое предоставляет многообразность художественного текста, говорит о бесспорном ярчайшем таланте авторов.

В языковых концепциях Франца Кафки и Эжена Ионеско, напротив, наблюдаются различия. Язык письма Кафки сжат и лаконичен. Писатель использует минимум выразительных словесных средств, виртуозно играя при этом с образами и символами. Ионеско, наоборот, играет со словом. Но на фоне абсурдности бытия словесные средства и языковые шутки часто оказываются совершенно скудными.

Несмотря на явные элементы сходства в произведениях Кафки и Ионеско, французский драматург не является продолжателем традиций австрийского писателя и его преемником. Творчество обоих авторов, не взирая на перечисленные нами сходства, глубоко уникально и своеобразно, но весьма характерно для всего течения абсурдизма.

6. «Учимся грамотно дискутировать»:
мини-дискуссия


• Как вы думаете, что имел в виду Э. Ионеско, когда утверждал: «Театр абсурда будет жить всегда!»? Согласны ли вы с его прогнозом?

7. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстрацией к пьесе «Носорог»

(Размещена на доске или в виде раздаточного материала.)



• Рассмотрите иллюстрацию художника В. Б. Меджибовского к пьесе Э. Ионеско «Носорог». Как вы думаете, прав ли художник в своём буквальном понимании образа «маленького человека»? Аргументируйте своё мнение.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Поясните, как вы поняли суть «театра абсурда».
• Почему абсурд становится одной из центральных категорий многих произведений послевоенной литературы?
• Раскройте наиболее кричащие противоречия жизни, которые прозвучали в пьесе-драме «Носорог».

2. Заключительное слово учителя

— Говорят, нет такого сатирика, который не создал бы своего города Глупова. Город Ионеско — город падения перед пагубной модой и грубой силой. Носороги появляются сначала как пугающее явление, но затем становятся явлением массовым. Один за другим, а затем и группами, люди превращаются в животных — кто-то неосознанно, кто-то — по надуманным убеждениям, а большинство — просто чтобы не отставать от других.

В конце концов пагубность превращается в моду, и главный герой остаётся один, потеряв даже самых близких людей, которые предпочитают «красоту» носорогов. Оставшись наедине с собой, он чувствует уже и на себе влияние общих убеждений. Ему начинает казаться, что он смотрелся бы лучше, будь у него тоже рог или стань его кожа чуть зеленее. И всё-таки он остаётся человеком — чтобы продолжать бороться одному.

Известный французский драматург Эжен Ионеско не имел цели воссоздавать действительность. Произведения этого драматурга похожи на головоломку, так как ситуации, характеры и диалоги его пьес напоминают ассоциации и образы скорее сна, чем реальности. Но с помощью абсурда автор передаёт печаль из-за потери идеалов, что и делает его пьесы гуманистическими.

Драма Э. Ионеско «Носорог» — одна из интереснейших пьес не только своего времени. Написанная в 1959 г., она отобразила существенные особенности развития человеческого общества (вне границ времени и пространства). В самом деле, в «Носороге» разыгрывается драма одиночества личности, индивидуального сознания в столкновении с общественным механизмом. Ионеско утверждает, что идея имеет цену и смысл, пока она не пленила сознание многих, так как тогда она становится идеологией. А это уже опасно.

Таким образом, средствами театра абсурда Эжен Ионеско предупреждает человечество об угрозе обезличивания и тоталитаризма. И в этом скрытый смысл пьесы «Носорог». Ионеско считал, что театр — это зрелище, где человек смотрит на самого себя. Это ряд состояний и ситуаций с нарастающей смысловой нагрузкой. Цель театра — показать человеку его самого, чтобы освободить от страха перед обществом, перед государством, перед окружением.

Итак, от событий своего времени Ионеско делает шаг к обобщению общеэтического характера. Сквозь видимый абсурд событий, описанных в «Носороге», просвечивают важные философские идеи: смысл бытия, способность человека противостоять злу, сохранять себя как личность.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Люди и носороги — взаимовлияние, взаимопроникновение или противостояние, неприятие?».

2. Прочитать повесть-притчу Э. М. Хемингуэя «Старик и море».

3. Опережающие задания (2–5 учащихся).
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Э. М. Хемингуэя.
Подготовить сообщение о сюжете, идейно-художественных особенностях романов Э. М. Хемингуэя «Фиеста» и «Прощай, оружие!».

Следующие уроки: Урок № 100. Э. Миллер Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика