Творчество Б. Л. Пастернака. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
Б. Л. Пастернак.
15 июня 1948 г.
Фотография Л. В. Горнунга
 
 
 
 
 
 
 
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890–1960)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 78. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Урок № 79. Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики

Урок № 80. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие романа

Урок № 81. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе


УРОК № 78
Тема.
Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество.
Основные темы и мотивы лирики

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; дать понятие об основных темах и мотивах лирики поэта; развивать умение анализировать поэтическое произведение; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: учебник, портрет Б. Л. Пастернака, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, музыкальный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя
(Звучит музыкальный отрывок К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», «Разговор ветра с морем».)

— В феврале 2010 г. мир отмечал 120-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака — выдающегося поэта XX в. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это “тайнопись”, “иносказание”, “шифр”». Давайте же отправимся в путешествие по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»!

Приедается всё,
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
И годы проходят
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
B белую пряность акаций,
Может, ты-то их,
Море,
И сводишь, и сводишь на нет.

Сказанное поэтом о морской стихии напрямую соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов — абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг. Что же и кто в первую очередь повлияли на формирование творческого мировоззрения поэта?

ІV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя (мини-лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 г. В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах».

Известность к Пастернаку пришла после Октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя — жизнь» (1922). В 1923 г. он пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создаёт образ Ленина. В 1920-е гг. написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. В годы войны им созданы патриотические стихи, составившие цикл «Стихи о войне». Новый этап его творчества — 1950-е гг. (цикл «Стихи из романа», «Когда разгуляется»).

Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX в., в эстетике импрессионизма. Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слёзы восторга и внутренний трепет — постоянные спутники его монологов. Восклицательные предложения, восторженные междометия, «страсти разряды» создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюблённого в природу поэта. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуются огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей.

Философская насыщенность содержания — одна из характерных черт поэзии Б. Л. Пастернака. Он понимал поэзию как отображение жизни творческой личности. Безусловное требование настоящей поэзии — свобода творца. Такое понимание сути поэзии и назначения поэта и определили основные темы и мотивы творчества Пастернака: человек и бытие, человек и история, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и любовь и т. п. Как истинный художник, Пастернак видит мир и человека в нём в сложной взаимосвязи, поэтому в пределах одного стихотворения часто переплетаются разные мотивы. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное молодым Пастернаком, как нельзя лучше отражает это свойство его поэзии: изображение природы, мотив вечной борьбы соединяются с импрессионистическим мотивом преображения впечатления в творчество:

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Обновление природы способствует обновлению души, рождает творческий порыв. Философское осмысление сущности творческого процесса — одна из главных тем творчества Б. Л. Пастернака. С годами эта тема приобретёт трагическое звучание:

О, если б знал, что так бывает,
Когда решался на дебют,
Что строчки с кровью убивают,
Нахлынут горлом и убьют.

Философского осмысления потребовала от Пастернака и тема свободы творчества и личности. Этому посвящены почти все стихи к роману «Доктор Живаго». В этой связи очень показательно стихотворение «Гамлет». Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии У. Шекспира, «Фауст» И. В. Гёте.

 


3. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«На ранних поездах»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Вступительное слово учителя

— Летом 1936 г. Пастернак поселился на даче в подмосковном посёлке Переделкино.[2] Этот дом и стал для него вскоре тем, о чём он мечтал всю жизнь.

Пережитый им здесь творческий подъём отразился в цикле лирических стихотворений начала 1941 г.[3], по словам самого поэта, «написанных по-настоящему». Позднее Пастернак не раз именно с этими стихами связывал резкий перелом в своём поэтическом творчестве, ознаменовавший выход к естественности и простоте, на необходимости которых он настаивал в написанных ранее стихотворениях.

Ахматова, навестившая поэта в Переделкине в августе 1940 г., полагала, что преодолеть мучительную творческую паузу, которую так тяжело переживал он в 1930-е гг., помогла Пастернаку встреча с природой: «Природа всю жизнь была его единственной и полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия — Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его».

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Раскройте смысл названия стихотворения, в котором раскрывается его основная идея.
• С помощью каких образных средств выражено в стихотворении ощущение кровного родства поэта с живущими рядом с ним людьми?
• Что привлекает поэта в этих людях? Что позволяет ему разглядеть в них черты облика России?
• Выделите конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город. Какова их роль в раскрытии основной мысли стихотворения?

Г) «Умники и умницы»:
сопоставительная работа на основе
литературоведческих текстов (в парах)


• Сопоставьте два мнения о стихотворении Б. Л. Пастернака. Кто из критиков, по вашему мнению, более прав? Обратившись к тексту, приведите аргументы в пользу своего выбора или сформулируйте свою собственную позицию по этому вопросу.

Карточка

• Поэт говорит о том чувстве, которое взволновало его, когда он очутился в вагоне, доверху набитом «простыми людьми», «слобожанами». Чувство это называлось в старину умилением. Некрасов, испытывая светлую радость при встрече с деревенскими детьми, изображает прилив этой радости так: «Я замер: коснулось души умиленье…»
О таком же радостном умилении говорит и Борис Пастернак, очутившись в милой его сердцу народной стихии. Своё чувство к народу он назвал обожаньем и тут же признался, что у него это чувство — врождённое. Любовь такого большого накала, такая страстная, что её всю жизнь приходилось «превозмогать» и таить, наконец-то вырвалась наружу в этих беглых, торопливых словах, сказанных как бы мимоходом — застенчивым шёпотом. (К. И. Чуковский)

• Восторженность, влюблённость в глазах Бориса Пастернака, едущего «на ранних поездах» в Москву из Переделкина. «Обожанье», «боготворя» — разве это не та же канонизация, возведение в чин святости? Младенческая ослеплённость. Иначе как он мог увидеть столько достоинства в людях зимы 1940/41 года… поэт смотрит не глазами историка, а глазами ребёнка, которому открылось чудо. (Г. М. Кружков)

 


4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения
«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

Б) Аналитическая беседа

• Какова тема этого стихотворения?
• Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно?
• Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план (лирический герой или действие, состояние)?
• Какой образ становится символом своеобразного творческого возрождения лирического героя в стихотворении?
• Принцип, лежащий в основании его ранней поэзии, сам Пастернак определил словами «материальная выразительность», «объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение живописность». Как обнаруживают себя в стихотворении эти свойства его поэзии? Выделите детали, создающие ощущение динамичности нарисованной здесь картины.
• Почему чем «случайней» «слагаются стихи», тем они «вернее»? Какой смысл вложен в это утверждение?
• Охарактеризуйте эмоциональный строй стихов, остановившись на деталях, передающих крайнюю степень душевной напряжённости. Объясните, чем она вызвана.

В) «Под сенью дружных муз…»

• Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели». (Репродукция картины размещена на доске.) Какие впечатления вызывает картина А. К. Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Б. Л. Пастернака?

Г) Обобщение учителя

— Итак, в картине февраля вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Мир природы перекликается с внутренним миром человека.

Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б. Л. Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности: «В стихотворении Б. Л. Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга».

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя


— Через восприятие жизни во всей её полноте, радости и страданиях, противоречиях и трагедиях человек приходит к осознанию самых важных ценностей: жизни, свободы, любви, творчества. Как поэт-философ Б. Л. Пастернак тяготеет к вечным темам, его поэзия поражает глубиной философского понимания жизни. Природа и творчество, любовь и смерть, красота и трагедия — всё это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия.

2. Выразительное чтение учителем наизусть
стихотворения «После дождя»
(Звучит музыка Ф. Шопена.)

— Обратите внимание, что у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Каждый по-своему чувствует, понимает поэта. Правильно ли это? Наверное, ответ на этот вопрос можно найти в словах М. И. Цветаевой, звучавших сегодня на уроке.

Закончить урок мне хочется стихотворением «О, знал бы я, что так бывает…» (1931), в котором Пастернак высказал своё отношение к поэзии как искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта и тем более не словоблудие, а судьба, «строчки с кровью»…

3. Выразительное чтение наизусть учителем
стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»

(Звучит Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39 Ф. Шопена или финал Четвёртой сонаты А. Н. Скрябина — по выбору учителя.)

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Природа, мир, тайник вселенной!” (Человек и природа в лирике Б. Л. Пастернака)».

2. Опережающие задания (2 учащихся).
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Б. Л. Пастернака «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво».

Следующие уроки: Урок № 79. Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. С 1936 года Пастернак проводил на переделкинской даче почти все время, бывая в Москве лишь «когда необходимо» («На ранних поездах»).
Сначала ему дали огромный шестикомнатный дом с холлом и верандой, на тенистом участке, где ничего не росло. Рядом жил Пильняк, напротив — Тренев: Пильняк — чуть ли не единственный московский друг Пастернака, Тренев — старый драматург, человек безобидный и порядочный. В тридцать восьмом возьмут Пильняка, и Пастернак захочет переехать — он не мог жить рядом с домом, постоянно напоминавшим ему о судьбе друга.
После смерти Малышкина (этот умер сам, большое по тем временам везение) Пастернаку и его жене достался дом, в котором теперь музей,— так называемая «дача № 3», небольшая, уютная, на просторном и светлом участке.
«Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, это именно то, что даже и со стороны, при наблюдении у других, настраивало поэтически. Такие, течением какой-нибудь реки растянутые по всему горизонту отлогости (в березовом лесу) с садами и деревянными домами с мезонинами в шведско-тирольском коттеджеподобном вкусе, замеченные на закате, в путешествии, откуда-нибудь из окна вагона, заставляли надолго высовываться до пояса, заглядываясь назад на это, овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселенье. И вдруг жизнь так повернулась, что на ее склоне я сам погрузился в тот, виденный из большой дали мягкий, многоговорящий колорит».
Ему казалось, что это склон жизни, — письмо адресовано отцу, написано в тридцать девятом, 15 июля, после переезда на новую дачу. В письмах этой поры ноты прощания с жизнью отчетливы и умиротворенно-печальны. Но ему предстояло прожить еще двадцать лет — лучших и главных. (вернуться)

3. Эти стихотворения вошли в книгу стихов «На ранних поездах», изданную впервые в июле 1943 года в Москве (в издательстве «Советский писатель») и составленную из четырех циклов:
«Летние записки» («Путевые записки», лето 1936 года),
«Художник» (зима 1936 года),
«Переделкино» («Год в Переделкине», начало 1941 года),
«Стихи о войне» («Военные месяцы», конец 1941 года).
В октябре 1936 г. цикл «Из летних записок» был напечатан в «Новом мире». (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет Б. Л. Пастернака,
выполненный его отцом Л. Пастернаком, 1924 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика