Русская литература на современном этапе. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Юрий Буйда, май 2011 г.
 
С. Е. Каледин
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
РУССКОЙ, МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI вв.

Русская литература на современном этапе

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 96
Тема.
«Разгадать грядущее стремясь…»:
русская литература на современном этапе.
Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций
в современной русской литературе

Цель:
ознакомить учащихся с наиболее значительными явлениями современной литературы; дать целостное представление о современной литературе от периода «оттепели» до «постсоветского» периода; сформировать представление учащихся об основных направлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры; совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Оборудование: учебник, таблица, портреты и произведения русских писателей конца XX — начала XXI вв.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о наиболее значительных явлениях современной литературы; имеют целостное представление о современной литературе от периода «оттепели» до «постсоветского» периода, об основных направлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры; принимают участие в обсуждении; составляют конспект по теме урока; готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа «Аукцион знаний»
• Какую литературу можно считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Понятие «современная литература» для многих сейчас ассоциируется не с «Серебряным веком» и даже не с «деревенской прозой» 1970-х гг., а с живым сегодняшним литературным процессом. О том, что литература жива и будет жить, свидетельствует несколько фактов:
во-первых, это литературные премии, большие и маленькие, известные, типа Букеровской, и только появившиеся на свет, например, имени пушкинского Ивана Петровича Белкина, премии, помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться — вдумчивым читателям.
Во-вторых, невероятная активность книгоиздания. Теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства. Часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа — в журнале, что создаёт здоровую конкуренцию.
В-третьих, литературные ярмарки. Ежегодные ярмарки интеллектуальной литературы становятся настоящим событием; встречи с писателями, круглые столы и дискуссии стимулируют авторов — писать, а читателей — читать.
В-четвёртых, литературный Интернет: растущее количество электронных библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель — и читатель, и писатель, и критик, где нет «высоких инстанций» и авторитетов, а есть только любовь к слову и тексту, свидетельствует о пришествии нового литературного поколения.

Современная литература должна отражать нашу реальную, нами переживаемую действительность. Большинство критиков и литературоведов предлагают считать началом современной русской литературы 1991 г., который помимо глобальных социальных перемен ознаменовался расколом Союза писателей. В 1990-х гг. к основоположникам отечественного нового литературного мира — мира модернизма и постмодернизма Венедикту Ерофееву, Саше Соколову, Иосифу Бродскому — присоединились такие значимые, вполне состоявшиеся авторы, как Виктор Ерофеев, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин и др. Писатели «перестроечной эпохи» своим творчеством легализовали новую эстетику литературы.

 


ІV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Перемены, произошедшие в конце XX — начале XXI вв., нашли своё закономерное отображение и в различных видах искусства. В русской литературе этого периода изменились не только её динамика и формы существования, но и значение её для человека и общества.

Литературные произведения переставали быть учебником жизни, переосмысливалось и устоявшееся предназначение писателя как «инженера человеческих душ». В печати появлялось всё больше произведений, ранее не доступных обычному читателю. Увидели свет собрания сочинений Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, печатали книги Василия Гроссмана и Владимира Набокова, с 1990-х гг. стала выходить пятитомная антология «Литература русского зарубежья», издавали произведения известных мыслителей XX в. (Николая Бердяева, Василия Розанова, Сергея Булгакова и других).

Публикации этих художественных произведений, закрытых архивных материалов, научных исследований расширяли представление читателей о событиях исторического прошлого. С исчезновением цензурных запретов стали возможными многие интересные культурные проекты. В Москве был создан научно-культурный центр по сохранению и изучению истории и современной жизни русского зарубежья — Дом русского зарубежья, которому в 2009 г. присвоено имя одного из его основателей — А. И. Солженицына.

Каковы же основные тенденции и общие закономерности российской литературы последнего десятилетия? Русская литература продолжает развиваться, основные её направления — постмодернизм, реализм (во всех его разновидностях), модернизм и неосентиментализм.

Постмодернизм, пришедший из подполья в легальную литературу во второй половине 1980-х гг. под именем «другая литература», сегодня продолжает активно развиваться. Основатели российского постмодернизма — это поэты Д. А. Пригов, Л. С. Рубинштейн, Т. Ю. Кибиров, И. Ф. Жданов, А. В. Еременко и др., прозаики В. В. Ерофеев, В. Г. Сорокин. Сегодня В. А. Пьецух, В. С. Нарбикова, Саша Соколов, Е. И. Попов, Вик. Ерофеев, В. О. Пелевин — известные писатели, активные участники современного литературного процесса. Всех этих поэтов и писателей объединяет близость к постмодернизму, проявленная в разной мере, но определяющая характер творчества. Но и в восьмидесятые, и в девяностые годы творчество большинства из них неоднозначно и целиком к постмодернизму не сводилось.

Современный модернизм уходит своими корнями в литературу «Серебряного века». Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное» и «бездарное». Современный модернистский текст восходит к русскоязычному творчеству Владимира Набокова, тогда как постмодернистский, несомненно, к произведениям Даниила Хармса.

Роман Татьяны Толстой «Кысь», получивший премию «Триумф» за 2001 г., соединил в себе черты интеллектуальной и массовой литературы и стал событием художественной жизни России. Роман-антиутопия, роман-пародия, история о жизни страны, что некогда была Россией, а теперь поселение, отброшенное Взрывом почти в каменный век.

Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях, первая из них — неокритический реализм. Своими корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX в., с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Современный натурализм, возродившийся в конце 80-х гг. XX в., связан прежде всего с именем Сергея Каледина («Смиренное кладбище», «Стройбат»). Среди новой критической прозы 2001–2002 гг. — повесть Романа Сенчина «Минус», изображающая в традициях «натуральной школы» беспросветную жизнь маленького сибирского городка, «армейская» повесть Олега Павлова «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней», повесть о заброшенной деревне Александра Титова с показательным названием: «Жизнь, которой не было».

Пафос текстов, условно относимых к неокритическому реализму, пессимистичен. Неверие в высокое предназначение человека, выбор в качестве героя существа с ограниченным, суженным сознанием — всё это предопределяет и основные закономерности стиля — тяжесть, лаконизм и нарочитую безыскусность слога.

Вторая, ныне немногочисленная, разновидность реализма — онтологический, или метафизический реализм, расцвет которого пришёлся на 70-е гг. XX в. российской литературы. «Деревенская проза» В. И. Белова, В. Г. Распутина и др. стала школой онтологического реализма для группы сегодняшних молодых писателей. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следующему: в человеческой жизни существует высокий, но потаённый смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собственное место под солнцем.

Третья разновидность реалистического крыла русской литературы — это постреализм. Термин, предложенный учёным и критиков Марком Липовецким, был введён, чтобы обозначить художественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. Постреализм открыт постмодернистской поэтике, и, подобно сегодняшним модернистам, писатели М. В. Бутов, И. Н. Полянская, Н. М. Кононов, Ю. В. Буйда, М. П. Шишкин используют также эстетические приемы постмодернизма.

Таким образом, реализм как литературное направление в эпоху постмодернизма претерпевает значительные изменения. Современные писатели-реалисты свободно используют в своих произведениях приёмы литературы модернизма и постмодернизма: заимствования из классической литературы, символику, элементы «потока сознания». Как видим, в современной русской литературе параллельно сосуществуют постмодернистские тенденции и новые проявления реализма.

Следующее направление в российской литературе последних лет — это неосентиментализм, о появлении которого заявляют практически все известные критики. В основе этой художественной тенденции лежат традиции сентиментализма XVIII в. Идеал, выдвигаемый Н. М. Карамзиным в «Бедной Лизе»,— человек чувствительный. Осознание ценности простых чувств частного, «маленького», негероического человека — стало необычайно актуальным в сегодняшней литературе. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии — Тимура Кибирова, в прозе — большую часть произведений женской прозы. Показательно, что лауреатом Букеровской премии 2001 г. стала Людмила Улицкая с неосентименталистским романом «Казус Кукоцкого».

 


2. Выполнение интерактивного упражнения
«Мозговой штурм»

(работа в группах)

• Обычно не учитывается разница между литературой элитарной и массовой, поэтому в одном ряду оказываются А. И. Солженицын и Александра Маринина, В. П. Астафьев и Дарья Донцова. Как сориентироваться в море ярких обложек многочисленных книжных магазинов, как отличить настоящую литературу от проявлений массовой культуры?

Перед вами таблица основных различий массовой и элитарной литератур. Попытайтесь разделить названных авторов на две группы.

Карточка
Отличительные черты
Массовая литература
Элитарная литература
Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.)
Художественный эксперимент
Размытая авторская позиция или её отсутствие
Ярко выраженная авторская позиция
Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства
Уникальная авторская идея
Обращение к человеческим инстинктам, желаниям
Обращение к традиционным нравственным ценностям


Комментарий.
Задание может вызвать затруднения. Не всегда такое деление корректно: по-видимому, массовая литература нужна не в меньшей степени, чем интеллектуальная — у неё свои функции, свои задачи. На книжной ярмарке интеллектуальной литературы non/fi ction в Москве большинство посетителей высказывалось против деления литературы на интеллектуальную и массовую, о чём нельзя забывать, говоря о современном литературном процессе, в то же время, глядя на обилие пёстрых обложек, необходимо помнить, что не только книгами для чтения в метро жива современная литература.

3. Постановка и решение проблемного вопроса

• Учитывая исторические контексты начала и конца века, сравните прогноз А. А. Блока в отношении появления нового типа человека с современной реальностью. Выразите собственную точку зрения. Карточка

Я утверждаю, наконец, что исход борьбы решён и что движение гуманной цивилизации сменилось новым движением, которое также родилось из духа музыки; теперь оно представляет из себя бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации; однако в этом движении уже намечена новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения уже не этический, не политический, не гуманный человек, а человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество.
(А. А. Блок. Из статьи «Крушение гуманизма», 1919)

4. «Проба пера»:
устная творческая работа


• Если бы вам предложили написать художественное произведение о своём времени, какой жанр вы бы избрали, о чём писали бы?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Что такое «литературный процесс»? Каковы особенности социокультурной ситуации 1990-х гг.?

• В чём суть полемики о современном литературном процессе?

• Какие новые проблемы исследуются в современной русской литературе? Почему в ней так часто встречаются мотивы неверия и разочарования?

• Какие основные направления выделяются в прозе последнего десятилетия литературоведческой наукой? Коротко охарактеризуйте их принципиальные различия.

VI. Домашнее задание

1. Написать рецензию на одно из прочитанных современных произведений (по желанию учащихся).

2. Опережающее задание (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Дж. Б. Шоу.

3. Знать содержание пьесы Дж. Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Следующие уроки: Урок № 97. Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика