Осмысление темы войны в творчестве А. Т. Твардовского. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
А. Т. Твардовский. Фото
Источник: А. Т. Твардовский. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. — М.: Худ. лит., 1976
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 76. А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины

Урок № 77. А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений


УРОК № 77
Тема.
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны.
Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений

Цель:
ознакомить учащихся с поэзией А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне; раскрыть воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения, выразительного чтения, умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; формировать гражданско-патриотические качества личности учащихся на примере общественной деятельности А. Т. Твардовского.
Оборудование: учебник, портрет А. Т. Твардовского, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам солдат в Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах.

Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный.
С. Я. Маршак


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса


• Почему последняя поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти» пришла к читателю только через 18 лет после её создания? Как вы думаете, можно ли назвать её поэтическим завещанием поэта? Аргументируйте свою точку зрения.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии, стала Великая Отечественная война. О чём бы поэт ни писал в послевоенное время, он всё соотносил с войной; о чём бы ни думал, помнил «тех, моих ребят».

Творчество военного периода — а оно составляло третью часть всего написанного им за 45 лет жизни в литературе — было подчинено стремлению помочь воюющему народу. Твардовский воспринимает войну не только как всенародное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом.

Во время бед и потрясений народные писатели и поэты всегда остро ощущали свою кровную связь с народом. Свыше тысячи из них ушли на фронт. Более 500 поэтов и писателей награждены орденами и медалями, около 300 не вернулись с войны. Ежедневный писательский труд во имя Победы тоже был подвигом. Сквозь грохот войны был слышен и голос Твардовского, потому что говорящий и пишущий, по словам поэта А. А. Суркова, стояли «близко у сердца воюющего человека». Мысли о прошедшей войне не оставляли Твардовского до конца жизни.

В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжёлые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы.

 


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Несмотря на то что А. Т. Твардовский был признан властью, его творчество в определённой степени выпадало из рамок официальной литературы. Будучи далёким от её искусственной патетики и агитационной шумихи, в своей лирике поэт стремился освещать трагическую правду народной жизни. Под этим углом, в частности, он осмыслял тему Великой Отечественной войны в послевоенных произведениях. Поэт подчёркивал, что в послевоенные годы его душу переполняло вынесенное из фронтовой жизни чувство, которое можно было бы определить как «вечный долг живых перед теми, кто отдал жизнь за общее дело, невозможность забвения и не иссякающее ощущение как бы своего присутствия в них, а их — в себе».

Слова С. Я. Маршака, взятые эпиграфом к нашему уроку, раскрывают ключевую тему в творчестве Александра Твардовского — тему Памяти: «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «22 июня 1941 года», «Жестокая память», «Лежат они, глухие и немые…», «Я знаю, никакой моей вины…».

Лирика Твардовского о войне — это не только бесценная память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей современности, настойчивая борьба за мир на земле, отражение героики наших дней, напоминание о долге человека перед обществом.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Я убит подо Ржевом…»

А) Вступительное слово учителя


— Одним из лучших произведений, написанных по следам кровавых событий, является стихотворение «Я убит подо Ржевом…» (1945–1946). Написано оно в форме страстного монолога убитого «в безымянном болоте» бойца, который обращается ко всем оставшимся в живых.

Твардовский вспоминал о своей поездке осенью 1942 г. под Ржев: «Впечатления этой поездки были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце. Бои шли тяжёлые, потери были очень большие, боеприпасов было в обрез — их подвозили вьючными лошадьми». В той же заметке Твардовский упоминает небольшой эпизод в московском трамвае. Молодой лейтенант с измученным нервным лицом говорил: «Я из-под Ржева». Это значило: оттуда, где очень тяжело, где очень большие потери, откуда трудно вернуться живым.

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Какова история создания стихотворения?
• Почему поэт говорит об убитом именно «подо Ржевом», «в безымянном болоте»?
• Какую роль в стихотворении играет упоминание, что после гибели солдата не осталось никакого следа?
• Что хотел бы знать павший воин, в чём состоит его «отрада одна»?
• К чему обязывает живых память о погибших товарищах?
• Как вы понимаете слова: «Лишь тогда б на войне ваше счастье безмерное вы постигли вполне»?
• Найдите в стихотворении строки, в которых звучит тема памяти. Как вы считаете, почему важно беречь память о погибших на войне?

Г) Обобщение учителя

— Голос убитого подо Ржевом — это не упрёк живым, ибо на войне, перед лицом смерти, все были равны, каждый мог «шагом дальше упасть». Павшие воины хотели бы воскреснуть на миг, чтобы узнать об исходе боя, о судьбе Родины, которую они защищали ценой своей жизни:

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.

Мечта воскреснуть в день Победы приобретает в стихотворении и другой смысл.

Воины-победители испытали бы полное счастье, если бы с ними были товарищи, если бы не было незабываемых потерь, так омрачающих радостный праздник Победы. В этом ощущении неполноты счастья ещё более заметно даёт о себе знать «глухая память боли».

Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано от первого лица, от лица убитого солдата. К такому условному приёму не раз обращались поэты. А главное — стихотворение, написанное от лица убитого, правдиво передаёт чувства фронтовиков, потерявших дорогих товарищей, напоминает о нравственном долге живых перед памятью погибших. «Форма первого лица в «“Я убит подо Ржевом…”,— писал Твардовский,— показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших “ради жизни на земле”». Стихотворение воспринимается и как завещание мёртвых, и как реквием по убитым, и как клятва живых на верность Отчизне.

 


3. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«В тот день, когда окончилась война…»

А) Вступительное слово учителя


— Стихотворение «В тот день, когда окончилась война…» удивительно точно раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.

В небольшом по объёму стихотворении вместилась целая гамма чувств — признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины невиноватого. Так сложилась судьба: у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну…

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Как нужно понимать выражение: «Нас эти залпы с ними разлучили»?
• Как объясняет Твардовский нашу память о погибших на войне?
• В чём видит поэт свой долг перед павшими товарищами?
• Определите главную мысль стихотворения.
• Каким настроением оно проникнуто, на какие мысли наталкивает читателя?

Г) Сопоставительная работа
(в парах, по вариантам)

1-й вариант.
Что вы находите общего в стихотворениях «Я убит подо Ржевом…» и «В тот день, когда окончилась война…»? Аргументируйте своё мнение.

2-й вариант.
Сравните стихотворения «Я убит подо Ржевом…» и «В тот день, когда окончилась война…», покажите, как ритмика и язык каждого из них соответствуют содержанию.

Презентация результатов работы

Д) Обобщение учителя


— «Я убит подо Ржевом…» перекликается с другим стихотворением о павших «воинах-братьях» — «В тот день, когда окончилась война…». А. Т. Твардовский отмечает в нём новый оттенок в чувствах живых фронтовиков. С окончанием войны их миновала смерть в бою, и этим они навсегда отделились от погибших товарищей.

Поэт делает важный вывод и для себя как для поэта. Павшие в бою — его читатели, это те, для кого он писал, кому старался своим словом облегчить тяготы фронтовой жизни. И они навсегда остались для поэта «своими» — и те, кто вернулся с войны, и те, кто пал на поле боя. Перед погибшими — особая ответственность: ведь они безгласны, бессловесны. Тяжёлым камнем на совести поэта лежал бы молчаливый укор мёртвых товарищей. Живые — те, кто «судьбой своей смущены»,— чувствуют себя в вечном долгу перед «всеми, что погибли на войне». Так связывает Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»

А) Вступительное слово учителя


— Это стихотворение занимает в лирике А. Т. Твардовского особое место, оно как бы подводит итог пройденному пути и относится к тому незабываемому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная Победа завоёвана и ты, живой, будешь строителем нового мира. Повторив первую строку стихотворения, вынеся её в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента — кончилась война! Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность.

Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Что бы вы сказали об авторе этих строк?
• Как бы вы о нём прежде всего подумали — как о военном, о писателе или просто о человеке?
• Определите главную мысль стихотворения.
• Одинаковое ли содержание вкладывает поэт в местоимение первого лица в этом стихотворении и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…»? Что кроме войны объединяет эти стихотворения?
• Нужно ли возвращаться к военной теме после стольких мирных лет?

Г) Обобщение учителя

— Писатель Г. Я. Бакланов в своих воспоминаниях о Твардовском заметил: «Это “всё же” не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он мог так за всех сказать».

«Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия?.. И, конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безумия и что она была тяжёлой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близкого к ощущению собственной вины: “…но всё же, всё же, всё же…”»,— писал прозаик Б. А. Можаев.

 


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Итак, чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Т. Твардовского. «Я жив, я пришёл с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня»,— писал поэт. Эти обязательства составляют пафос и написанного после «Я убит подо Ржевом…» стихотворения — «В тот день, когда окончилась война…», и многих других, вплоть до последних строчек «Из записной книжки»: «Я знаю, никакой моей вины…»

В нескольких стихотворениях А. Т. Твардовский повторяет, варьирует этот основной мотив: «вечное обязательство живых перед павшими». Но это не простое однообразное повторение одной и той же мысли. В каждом стихотворении она раскрывается по-своему, дополняется новыми оттенками. Это предупреждение поджигателям войны (в том числе и холодной), напоминание сыну погибшего воина, уважение к матери и вдове павшего, завещание живым беречь Отчизну, ответственность поэта за своё творчество.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем:
«Мотивы памяти и покаяния в лирике А. Т. Твардовского»,
«“Я жил, я был — за всё на свете я отвечаю головой…” (по лирике А. Т. Твардовского)».

2. Опережающие задания (4 учащихся).
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака,
выразительное чтение наизусть стихотворений Б. Л. Пастернака «На ранних поездах», «Февраль…».

Следующие уроки: Урок № 78. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
И. С. Конев (крайний слева), командующий 19-й армией, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев
и другие на командном пункте. 1941 г., осень.
Источник фото: Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества:
(материалы к биографии) / Сост. Н. Т. Кузнецова. –
М.: Галерия, 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. Т. Твардовский.
Фото, 1945 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика