Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. В. Вампилов.
Фото
 
 
 
 
 
ГОРОДСКАЯ ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ
(1937 – 1972)

1 ЧАС


Уроки литературы в 11 классе[1]
 



УРОК № 92
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Темы и проблемы современной русской драматургии.
Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Цель:
ознакомить учащихся с темами и идеями современной русской драматургии; познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. В. Вампилова; показать значение драматургии А. В. Вампилова для русской литературы; рассмотреть художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Утиная охота»; совершенствовать и развивать навыки анализа прозаического текста, творческого чтения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, тексты произведений, портретный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о темах и проблемах современной русской драматургии; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов пьесы с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Драма — это не только самый древний, но и самый традиционный род литературы.

Исследователи считают, что драма изменчива: в каждый исторический период она несёт в себе определённый дух времени, его нравственный нерв, изображает на сцене так называемое реальное время, имитирует «грамматическое настоящее», разворачивающееся в будущее. Законы рода, его теория, воспринятые со времён Аристотеля, уже не соответствуют новым процессам современной драматургии.

Дар драматического писателя — из самых редких в литературном ремесле.

Форма драмы ставит немало условий. Надо иметь особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутьё, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да ещё необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы актёр не переминался праздно на подмостках,— иначе заскучает зрительный зал. И мало ли ещё что надо! Но главное, чтобы пьеса дышала жизнью — подлинной, узнаваемой.

Всеми этими дарами милостью Божьей был награждён замечательный драматург Александр Валентинович Вампилов, автор пьес «Старший сын» (1970), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и других.

ІV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция-обзор)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Понятие «современная драматургия» очень ёмкое и в хронологическом, и в эстетическом плане:
реалистическая психологическая драма — А. А. Арбузов, В. С. Розов, А. М. Володин, А. В. Вампилов;
драматургия «новой волны» — Л. С. Петрушевская, А. М. Галин, А. Н. Казанцев;
постперестроечная «новая драма» — Н. В. Коляда, М. Ю. Угаров, М. И. Арбатова, А. Шипенко.

Современную драматургию характеризует жанровое и стилевое многообразие. В 1960–1990-е гг. отчётливо усилились публицистическое и философское начала, что отразилось в жанрово-стилистической структуре пьес. Так, во многих «политических» и «производственных» пьесах основу составляет диалог-диспут. Это пьесы-споры, апеллирующие к активности зрителей. Для них характерна конфликтная острота, сшибка противоположных сил и мнений.

Именно в публицистической драме мы чаще встречаемся с героями активной жизненной позиции, героями-борцами, пусть не всегда побеждающими, с открытыми финалами, побуждающими зрителя к активной работе мысли, тревожащими гражданскую совесть («Диктатура совести» М. Ф. Шатрова, «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана).

Тяготение современного искусства к философскому осмыслению проблем века усилило интерес к жанру интеллектуальной драмы, пьесы-притчи. Условные приёмы в современной философской пьесе многообразны. Это, например, «обработка» заимствованных книжных и легендарных сюжетов («Дом, который построил Свифт» Г. И. Горина, «Не бросай огонь, Прометей!» Мустая Карима, «Мать Иисуса» А. М. Володина, «Седьмой подвиг Геракла» М. М. Рощина); исторические ретроспекции («Лунин, или Смерть Жака», «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского, «Царская охота» Л. Г. Зорина). Подобные формы позволяют ставить проблемы вечные, к которым причастны и наши современники: Добро и Зло, Жизнь и Смерть, Война и Мир, предназначение человека в этом мире.

Ведущая тема современной драматургии — человек и общество. Современность в лицах отображает творчество драматургов-реалистов. Можно сослаться на такие произведения, как «Конкурс» А. М. Галина, «Французские страсти на подмосковной даче» Л. Н. Розумовской, «Пробное интервью на тему свободы» М. И. Арбатовой и немало других. Наибольший интерес среди представителей реалистической драмы сумела вызвать в 1990-е гг. Мария Арбатова благодаря новой для русской литературы феминистской проблематике.

В постперестроечное время особенно активно идёт обновление театрального и драматургического языка. Можно говорить о современных авангардистских тенденциях, о постмодернизме, об альтернативном, «другом» искусстве, линия которого была оборвана ещё в 1920-е гг. и которое много десятилетий пребывало в подполье.

Первое, что бросается в глаза в пьесах современных авторов,— отсутствие масштабных событий. Среда обитания современных героев — преимущественно бытовая, заземлённая, «среди своих», вне морального поединка с положительным героем.

Сегодня в драматургию пришло новое поколение, «новая волна». Группа молодых современных драматургов, которая уже определилась (Н. В. Коляда, М. И. Арбатова, М. Ю. Угаров, А. Ф. Железцов, Е. А. Грёмина и др.), по мнению театроведов, выражает новое мироощущение. Пьесы молодых авторов заставляют испытывать боль от «неприятности достоверности», но в то же время после «шоковой терапии», «чёрного реализма» перестроечной драматургии эти молодые не столько клеймят обстоятельства, уродующие человека, сколько всматриваются в страдания этого человека, заставляя его думать «на краю» о возможностях выживания, распрямления.

Значительное место в современной драматургии занимают также римейки — новые, осовремененные версии известных произведений. Драматурги обращаются к У. Шекспиру, о чём свидетельствуют «Гамлет. Версия» Бориса Акунина, «Гамлет. Нулевое действие» Л. С. Петрушевской, «Чума на оба ваши дома» Г. И. Горина. Из русских авторов обращаются к А. С. Пушкину («Драй, зибен, асс, или Пиковая дама» Н. В. Коляды), Н. В. Гоголю («Старосветская любовь» Н. В. Коляды), Ф. М. Достоевскому, А. П. Чехову («Чайка. Версия» Бориса Акунина).

 


2. Вводно-ориентировочная беседа:
погружение в тему урока


• Что такое драма? Какие виды драмы вам известны?
• Почему трудно читать драматические произведения? Что лежит в их основе?
• Докажите, что пьеса «Утиная охота» — драма, передав сюжет этого произведения.
• Более 30 лет не утихают споры об «Утиной охоте». Что же, по вашему мнению, составляет главный предмет спора?

3. Слушание сообщений — обзоров новинок
из журналов «Драматург», «Театр», «Современная драматургия»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

• Какие современные пьесы сегодня печатают в журналах?
• По каким произведениям сегодня ставят спектакли?
• Каковы проблемы современной драматургии?

4. Аналитическая работа
с текстом пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота»

(см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Вступительное слово учителя
о жизни и творчестве А. В. Вампилова


— Двадцатилетний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого, опубликованного в 1958 г. рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка. Он почти доплыл. Но сердце остановилось за несколько метров до берега.

«Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души»,— с горечью и болью писал В. Г. Распутин.

Как драматург Вампилов начал с одноактных пьес-шуток: «Ангел» (впоследствии — «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), «Дом окнами в поле» (1964) и др. К 1972 г. написаны все основные пьесы, создавшие театр Вампилова: «Ярмарка» (1964; позднее переименованная чиновниками от культуры в «Прощание в июне»), «Старший сын», «Утиная охота» (обе — 1967); «История с метранпажем» (1968) объединена с ранней шуткой «Двадцать минут с ангелом» в трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты» (1970); «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Не завершён водевиль «Несравненный Наконечников» (1972).

Вампилов привёл в драматургию странного героя, героя крайностей, слабого и сильного одновременно, знакомого незнакомца, открыл почти забытый в советской драматургии, но традиционный для русской классической литературы характер духовного скитальца, человека с расколотым сознанием, страдающую личность, кающегося грешника.

Вампилов реабилитировал в драматургии забытые жанры — водевиль и фарс («Двадцать минут с ангелом», «Несравненный Наконечников»); жанры высокой сатиры — трагифарс и трагикомедию («История с метранпажем», «Старший сын»); вернул отечественной драме её катарсический смысл («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»). В его пьесах конфликт между добром и злом освобождён от сугубо бытовой прямолинейности, очищен от демагогической фальши.

 


Б) Аналитическая работа (в группах)

Задание.
Прокомментируйте основные эпизоды из жизни Зилова:

• 1-я группа — связанные с друзьями;
• 2-я группа — связанные с работой;
• 3-я группа — связанные с семьёй.

Презентация результатов работы

Комментарий.
По ходу выступления представителей групп учитель комментирует, корректирует их ответы.

В) Обобщающая аналитическая беседа

• Итак, мы попадаем в провинциальный город, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Какие они? Насколько интеллигентны, по нашим представлениям?
• Устраивает ли Зилова его круг общения? Смешно или грустно читателю от картины, нарисованной драматургом?
• Как вы думаете, какой картиной знаменитого художника можно проиллюстрировать отношения Зилова с родителями?
• В каких ещё произведениях, известных вам, затрагивается эта тема?
• Для чего понадобился драматургу приём воспоминаний главным героем о своей прежней жизни?
• В чём, по вашему мнению, трагедия героя? Почему он потерпел поражение во всех сферах жизни?
• В чём смысл названия пьесы «Утиная охота»?

Г) Обобщение учителя

— Преображение Зилова вряд ли возможно. В центральном образе пьесы «Утиная охота» — Зилове — запечатлены явления, вероятно, уже не зависящие от самого Зилова, но явления большей частью опасные и трудноискоренимые.

Назвав их «зиловщиной», Валентин Распутин высказал предположение: «… может быть, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых её распознал и показал». «Драма “Утиная охота”,— считает А. С. Демидова,— принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателя… Зилова нельзя называть мелким ничтожным человеком».

Пьесы А. В. Вампилова — это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряжённый сюжет, мастерство диалогов — всё это может быть отнесено ко всем его произведениям.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

«Под сенью дружных муз…»: сообщение учителя

(Сопровождается показом кинофрагментов или фотопрезентации.)

— Александр Вампилов — любимый драматург Олега Павловича Табакова. Благодаря этой любви во МХАТе вот уже несколько сезонов подряд ставится программная пьеса иркутского самородка «Утиная охота» (режиссёр-постановщик — Александр Марин). Главное приобретение мхатовского спектакля и театральной Москвы в целом — это Константин Хабенский в роли лишнего человека Зилова. Зилов в исполнении Константина Хабенского — нервный и экспрессивный, саркастичный и развязный, нежный и грубый, запутавшийся в женщинах и разочаровавшийся в друзьях, в чём-то автобиографический персонаж.

Во всяком случае, он явно не из уже далёких 1970-х, хотя все реалии пьесы — получение квартиры, липовые статьи о модернизации какого-то мифического завода, кафе «Незабудка», наконец,— указывают именно на это застойное время. Несмотря на сохранение внешней атрибутики эпохи, спектакль не представляет — с улыбкой умиления или праведным разочарованием — дела минувших дней. История необразцового советского гражданина, которого тошнит от собственной вроде бы благополучной жизни, смотрится как вполне современная. И в первую очередь благодаря молодым актёрам.

• Согласны ли вы с такой трактовкой пьесы Олегом Табаковым?


VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться с лирикой башкирского поэта Мустая Карима.

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Придумать сюжет для современного драматического произведения, пригласить актёров на исполнение ролей и нарисовать афишу.

3. Опережающие задания. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Мустая Карима (настоящее имя — Мустафа Сафич Каримов).

Следующие уроки: Урок № 93. Из мировой литературы народов России. «Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима >>>


 
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика