Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет Ф. И. Тютчева
работы С. Ф. Александровского. 1876
 
Портрет А. Н. Плещеева
работы Н. А. Ярошенко, 1888. Харьковский художественный музей
 
Портрет И. С. Никитина.
Литография П. Ф. Бореля, 1862.
 
И. И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Государственная Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
 
 
 
РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
 
3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 56. Образы природы в русской поэзии. Образы весны и лета

Урок 57. Образы осени и зимы

Урок 58. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Урок развития речи


УРОК 56
Образы природы в русской поэзии. Образ весны и лета.

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды».
А. Н. Плещеев. «Весна».
И. С. Никитин. «Утро».
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

I. Артикуляционная разминка

II. Образы природы в русской поэзии
Игра в ассоциации


Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент.
Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.

— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа, что мы первым делом вспоминаем?

— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?

Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времен года вызывают сходные мысли, воспоминания.

Прочитаем статью учебника
из раздела «Русские поэты XIX века о Родине,
родной природе и о себе»
(с. 289—290).

— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь.

1. «В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».
2. «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»

Очень важно, чтобы работа над стихотворениями сопровождалась музыкой. Для этого можно использовать альбом «Времена года» П. И. Чайковского.

III. Образ весны.
Ф. И. Тютчев.
«Зима недаром злится...», «Весенние воды».
А. Н. Плещеев. «Весна»


Подготовленные ученики читают стихотворения о весне.

— Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?

Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится...» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» более задумчивое, нежное.

Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.

— Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?
Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный.

Рассмотрим репродукции картин,
данные в учебнике
(с. 291, 293), и спросим:

— Каким стихотворениям более соответствуют эти картины?
Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:

А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Стихотворение Ф. И. Тютчева подходит к картине И. Левитана «Март»:

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения

Выберем из трех одно стихотворение, которое больше всего понравилось детям, и подробно разберем его, отрабатывая одновременно его выразительное чтение.

Например,
стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

— Как вы воспринимаете ритм стихотворения?
— Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нем способ рифмовки?
— Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
— Выпишите эпитеты.
— Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов — в третьей?

Выразительно читаем стихотворение. Возможно коллективное чтение.

IV. Образ лета.
И. С. Никитин. «Утро».
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Чтение и анализ стихотворений


Чтение предыдущих стихотворений некоторые ученики готовили дома; отдельные стихотворения детям представлял учитель.

Сейчас перед нами тексты, которые пока никому из детей не знакомы. Предложим им, как говорят музыканты, «читать с листа», т. е. сразу уловить ритм, интонацию и правильно произнести слова без подготовки.

И. С. Никитин. «Утро»

Попросим одного ученика прочитать стихотворение «Утро» и будем следить, как меняется ритм и интонация по мере углубления в содержание. Затем еще раз прочитаем текст стихотворения выразительно.

Пятиклассники еще не изучали размеры стиха, но можно обратить их внимание на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса):

Звез-ды мерк-нут и гас-нут. В ог-не об-ла-ка.
Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.

Сразу можно отметить метафору: «В огне облака», — т. е. алый свет зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.

— Что хочет нам передать поэт: описание утра, свои впечатления от летнего утра, впечатления людей, действия людей? Поясните свой ответ.

Заметим: первые восемь строк — описательные, вторая часть стихотворения — повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра). Вторая часть выделена графически — отступом (с опозданием на строку).

— Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина? Что мы чувствуем?
Ответы могут быть такими: в стихотворении И. С. Никитина «Утро» мы спокойно любуемся красотой тихого утра, а затем вместе с автором и героями стихотворения (рыбаками, пахарем) приветствуем солнце.

— Удалось ли передать это настроение чтецу?
— На что похоже это произведение?
Дети почувствуют близость стихотворения к народной песне. Но есть особенности, которые отличают текст от фольклора, например не постоянные, а авторские эпитеты.

— Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.
Белый пар (т. е. туман; эпитет является частью метафоры), по зеркальной воде, алый свет, чуткий камыш, тропинка росистая, роса серебристая.

В стихотворении встречаются повторы слов, характерные для фольклора: морщит-рябит, горит-разгорается. Обратим внимание на простонародную форму возвратных глаголов: скрылися, пробудилися.

— Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд» (с. 293)? Расскажите о картине строками стихотворения.

О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так:

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.

При желании (если есть время и возможность) можно описать картину «Заросший пруд», но учитель должен помнить о недостаточном качестве репродукции, которое не дает полного впечатления от пейзажа (так, например, в тени, на скамье, сидит молодая женщина, которая на репродукции только угадывается).

Закончим анализ выразительным чтением произведения, в котором с помощью интонаций, логических ударений и пауз должно отразиться более глубокое понимание проанализированного текста.

Ф. И. Тютчев.
«Как весел грохот летних бурь...»


Также «с листа» можно прочитать и стихотворение Ф. И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...», контрастное по настроению и ритму стихотворению И. С. Никитина «Утро». Строки упругого четырехстопного ямба, богатые аллитерацией, насыщенные выразительными глаголами и эпитетами, завораживают своей стремительностью.

— В начальной школе вы уже учили одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое по ритму и настроению очень похоже на только что прочитанное. Что это за стихотворение?

Если детям трудно вспомнить, подскажем:
— В нем тоже говорится о грозе, но только не летней, а весенней.

Важно, чтобы дети ощутили родство интонации и ритма в строках «Люблю грозу в начале мая...» и «Как весел грохот летних бурь...».

— В одной строфе у Тютчева восемь строк. Какой тип рифмовки в этих восьмистишиях?
Дети обнаружат редко встречающуюся кольцевую (опоясывающую) рифмовку.

Если позволяет время, прокомментируем
некоторые сложные для учеников фрагменты,

поставив перед ними задачу:
— Вам надо постараться в уме, мысленно представить себе, нарисовать картины, которые описывает поэт. Будто вы прямо сейчас видите перед глазами то, о чем он говорит.
«Как весел грохот летних бурь...»: летняя буря — это не просто гроза, но обязательно сильный ветер, иногда даже смерч, перемена температуры воздуха, ливень.

— Видели ли вы в жизни такое явление природы, которое можно было бы назвать летней бурей? Почему грохот летних бурь для Тютчева весел?
«...Когда, взметая прах летучий...»: прах в этом тексте означает мелкая пыль. Обычно перед сильной грозой стоит сухая жаркая погода, и ветер, предшествующий грозе, поднимает, взметает на дорогах сухую пыль. Деепричастие взметая очень выразительно благодаря приставке вз-, которая означает поднятие чего-то вверх: мы представляем ветер как огромную метлу, которая внезапным взмахом поднимает вверх пыль с дороги.
«...Гроза, нахлынувшая тучей...»: слова, образованные от глагола хлынуть, мы обычно употребляем, когда говорим о дожде, о воде: вода хлынула, дождь хлынул. Этот глагол обозначает сильный и внезапный поток. Выражение Тютчева означает, что гроза началась тем, что на небо нахлынула туча, т. е. неожиданно заполнила весь небосклон. Туча уподобляется внезапно хлынувшей воде, и это дает нам возможность представить, как быстро это произошло.
«...Смутит небесную лазурь...»: в наше время мы употребляем глагол смутить в переносном значении: привести в смущение, т. е. заставить кого-то ощутить неудобство, смятение. У Тютчева этот глагол употребляется в первозданном значении: сделать мутным, темным.

— Вслушайтесь в две фразы, значение которых практически одинаково: «Гроза сделает голубое небо мутным, темным» и «Гроза... // Смутит небесную лазурь...». Какая из них вам кажется более выразительной? Почему?
«...И опрометчиво-безумно // Вдруг на дубраву набежит...»: наречие опрометчиво означает «необдуманно, слишком поспешно», но в данном контексте это наречие, на наш взгляд, лишено значения необдуманно в его прямом смысле, оно ближе к наречию опрометью — «очень быстро, поспешно». Наречие безумно подчеркивает полную власть стихийных природных сил, отсутствие разумного, рационального начала. В целом два этих слова, поставленных рядом: опрометчиво-безумно, усиливают значение друг друга, передавая скорость происходящего и его стихийность.

Выразительность и роль в звукописи существительного дубрава дети почувствуют, если попытаются заменить его другими словами, обозначающими лес: роща, бор, березняк, сосняк, осинник, ельник.

«...И вся дубрава задрожит // Широколиственно и шумно!..»

— Какие звуки работают в этих двух строках? Какое ощущение они создают?
«Дубрава задрожит» — впечатление мощи, напористого движения.
«Задрожит широколиственно и шумно» — шипящие и свистящие создают ощущение шума листвы.

— Слышали ли вы раньше наречие широколиственно! От какого прилагательного оно образовано? Что означает это прилагательное?
Наречие широколиственно — авторский неологизм Тютчева — образовано от прилагательного широколиственный (широколиственные породы деревьев: дуб, клен, бук, граб). Тютчевский неологизм звучит великолепно: он помогает показать широту и силу природного явления, охватывающего все на земле. Именно мощь дубравы под стать мощи и широте летней бури как стихийного действа.

— Найдите в первой строфе границы предложений.
Ученики заметят, что все восемь строк составляют одно восклицательное предложение, соответственно, и читать его надо словно на одном дыхании, мажорно, подводя к восклицательному знаку.

Предложим детям полностью прочитать первую строфу вслух, вкладывая в звучание стихов свое восприятие и понимание текста. Попросим их несколько утрировать звукопись для большего выразительного эффекта (и для запоминания самого явления аллитерации).

Затем переходим ко второй строфе.

«Как под незримою пятой, // Лесные гнутся исполины...»: пята — попросту пятка, но пятка огромного существа, которое вдруг наступило на дубраву; выражению под пятой будет синонимично выражение под гнетом. Лесными исполинами названы дубы, которые по праву считаются самыми могучими деревьями русских лесов.

«...Тревожно ропщут их вершины, // Как совещаясь меж собой...»: в этих строках наиболее выразителен глагол ропщут (неопределенная форма — роптать). Роптать — ропотом выражать недовольство, обиду. Ропот — недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме. Глагол ропщут принадлежит к высокому стилю, звучит торжественно, дети могут сказать — по-старинному.

— С помощью каких звуков поэт передает пробившееся вдруг сквозь первое веселье ощущение тревоги?
Дети заметят шипящие и аффрикату [щ] в их жестком сочетании с другими твердыми согласными.

«...И сквозь внезапную тревогу // Немолчно слышен птичий свист...»
— Какое впечатление вызывает обилие свистящих и два фрикативных [ч] в этих двух строках?

— Почему предыдущую строку от этих двух отделяет тире? Как в пятой и шестой строках строфы меняется настроение?
— Почему сквозь внезапную тревогу «слышен птичий свист»?

«...И кой-где первый желтый лист, // Крутясь, слетает на дорогу...»:
— Почему стихотворение заканчивается многоточием? Какое настроение, какие мысли вызывает упоминание о первом желтом листе?
— Может ли лист слетать на дорогу крутясь при сильных порывах ветра?
Если поэт пишет, что лист летит крутясь, значит, ветер ненадолго стих: так бывает перед самым началом ливня.

— Опишите картины, которые вы представляете себе, читая вторую строфу.
— Описывает ли Тютчев сам ливень?
Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали.

Читаем вторую строфу, передавая в чтении свое понимание текста.

— Как отличается вторая строфа от первой по настроению и по характеру чтения?
— Что объединяет обе строфы?
— Повторение каких звуков мы слышим, читая все стихотворение? Что они передают?
Грохот грома, первый шум ветра в листве; шум ветра усиливается, свищут птицы, временное затишье.

Дети читают все стихотворение, акцентируя звукопись.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете.

Подобрать репродукцию картины или фотографию к выбранному стихотворению.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И. З. Сурикова «Зима».



УРОК 57
Образы осени и зимы в русской поэзии.

Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».
А. Н. Майков. «Ласточки».
И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне».
И. З. Суриков. «Зима»

I. Проверка домашнего задания

После артикуляционной разминки
ученики читают наизусть стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии, которые они подобрали дома.

Если учитель не задавал индивидуального задания подготовить выразительное чтение стихотворения об осени или зиме, то организация работы может быть такой:
пока дети отвечают наизусть выбранные ими стихотворения,
несколько учеников самостоятельно готовятся рассказать стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И. З. Сурикова «Зима».

II. Образ осени.
Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».
А. Н. Майков. «Ласточки»


— Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?

Если атмосфера в классе доверительная, добрая, может получиться очень интересный разговор.

После этого обратимся к учебнику:

— Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.

Подготовленные ученики читают оба стихотворения. После прослушивания учитель задает вопросы, выясняя восприятие:

— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас? — Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?

Коллективно оценим выступления учеников.

Подробный разбор тютчевского «Есть в осени первоначальной...» дан в тексте следующего урока — урока развития речи.

На этом уроке можно двум-трем неподготовленным ученикам предложить вслух прочитать «Ласточек» А. Н. Майкова: стихотворение динамично по сюжету и хорошо понятно детям.

III. Образ зимы.
И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне».
И. З. Суриков. «Зима»


Ученики читают стихотворения, обсуждают впечатления, описывают, как они представляют образ зимы.

Можно обратиться
к картине Л. Каменева «Зимняя дорога»
.

Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака — может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.

Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь. Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.

Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге.

Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.

— Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога» (с. 296).

К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

При описании можно вспомнить и строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Обсуждая стихотворения, стараясь зрительно представить картины, описанные поэтами, не забываем отмечать эпитеты, ритм и способы рифмовки.

Если останется время, посвятим его выразительному чтению выученных стихов на оценку.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».



УРОК 58
Образы русской природы в поэзии.
Рифма, ритм.
Анализ стихотворения

Урок развития речи

I. Артикуляционная разминка

II. Восстановление деформированного текста

Повторим теоретические понятия:


— Что такое ритм, рифма?

Работу по восстановлению деформированного текста можно организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки.

Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам, записать их и прочитать выразительно.

Текст для работы

Можно предложить ученикам
стихотворение И. С. Никитина «Тихо ночь ложится...»,

пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трех групп, а затем «собрать» стихотворение и прочитать его целиком.

И. С. Никитин

* * *
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;

Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Сонный лес стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое
Беззаботно спит. <...>

III. Анализ одного из стихотворений
(по выбору учителя и учащихся)

Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса.

Задача работы не в том, чтобы дать детям готовый анализ, а в том, чтобы показать им на практике основные приемы работы с поэтическим текстом, научить их ставить вопросы, наблюдать за словом и делать выводы.

Для анализа возьмем стихотворение
Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»
.

Слово учителя


Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.

22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.

«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...»

Эвристическая беседа

Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы,
основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.

— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.

— Какие эпитеты употребляет поэт?
Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».

Предложим детям найти метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).

Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.

— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)
И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов)
На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

IV. Проверка домашнего задания

В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Домашнее задание

Для тех, кто не ответил стихотворение: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

Следующие уроки: Урок 59. Рассказ И. А. Бунина «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
И. И. Левитан. Март. 1895.
Холст, масло. 60 × 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
В. Д. Поленов. Заросший пруд. 1879.
Холст, масло. 80 × 124,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика