ОГЭ. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Пушкин А.С.
 
Портрет А. С. Пушкина
работы Кипренского О. А., 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
 
Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
 
      А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» показал читателю дворянина эпохи, которая не давала возможности раскрыться людям незаурядным, не оставляла им возможности найти применение свои талантам. Образ Онегина послужил основанием для создания целой плеяды «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появляются образы Печорина («Герой нашего времени» Лермонтова), Рудина («Рудин» И. С. Тургенева), Обломова («Обломов» И. А. Гончаров). Образом Онегина Пушкин наметил основные социальные и человеческие черты характеров, не реализовавшихся в современную им эпоху.
      Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Но он скучает там, где люди обычные ведут праздный образ жизни и ни о чём не задумываются. От скуки пытается изменить жизнь крестьян в деревне. Его тяготит жизнь рядом с обывателями-помещиками, ему неинтересны разговоры «о псарне, о своей родне».
      Образ жизни Онегина, его воспитание делают героя неспособным к упорному труду — в этом причина его раздвоенности и скуки. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Герой Пушкина не верит в возможность счастья. Страдая от бесконечной скуки, он, в сущности, не задумывается над смыслом человеческого существования. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле.
      Пушкин оставляет своему герою возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.


Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Задания 5.1–5.5 (часть 2)
Часть 2 экзаменационной работы содержит пять тем сочинений (5.1–5.5), требующих развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 150 слов, аргументируя свои суждения и ссылаясь на текст художественного произведения; максимальный балл – 16.
Темы 5.1–5.5 формулируются по творчеству тех писателей, чьи произведения не были включены в часть 1, что обеспечивает более широкий охват элементов проверяемого содержания. В сочинении по поэзии экзаменуемый должен проанализировать не менее двух произведений.
 

1. В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
2. В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
3. Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
4. В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
5. Что сближает и что различает автора и его героя  в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
6. Каким предстаёт образ автора в лирических отступлениях? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин)
7. Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
8. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
9. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?
10. Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)
11. Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
12. Почему А.С.Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? (По роману в стихах «Евгений Онегин».)
13. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
14. Что привлекает Татьяну в Онегине? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
15. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
16. Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?




Задания 3.1–3.2 (часть 1)
Часть 1 экзаменационной работы включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения. Предлагается выбрать одно из заданий: 1.1 или 1.2 (задание 1.1 направлено в первую очередь на анализ содержания приведённого фрагмента; задание 1.2 – на анализ элементов формы; максимальный балл – 4).
Также предлагается выбрать одно из заданий: 2.1 или 2.2, которые относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения. Задание 2.1/2.2 требует анализа выбранного фрагмента в указанном направлении и не предполагает целостного анализа этого фрагмента или сопоставления его с приведённым фрагментом (максимальный балл – 5).
Второй комплекс заданий отнесён к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Экзаменуемым предлагается выбрать одно из заданий к приведённому тексту: 3.1 или 3.2 (максимальный балл – 4). Требуется провести анализ произведения с точки зрения его содержания или формы.
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Рекомендуемый примерный объём ответа на задания 1.1/1.2; 3.1/3.2; 2.1/2.2 составляет 3–5 предложений, на задание 4 – 5–8 предложений.
 
Как в данном фрагменте проявились представления Пушкина о поэте и поэзии?
Что придает гибели Ленского особенный драматизм?
Как можно объяснить обилие эпитетов в первой строфе приведенного фрагмента?
Почему автор предлагает два варианта возможной судьбы героя?


XXXVI
Друзья мои, вам жаль поэта:
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив еще для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!

XXXVII
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

XXXVIII. XXXIX
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)


Задания 1.1–1.2 и 2.1–2.2 (часть 1)
Какие эпитеты являются ключевыми для характеристики Ленского и почему?
Как в описании внешности и натуры Владимира Ленского проявляется авторское отношение к герою?
Выберите другой фрагмент романа, в котором изображён Ленский. Докажите, опираясь на анализ выбранного фрагмента, что ему присуще романтическое видение мира.
Выберите другой фрагмент романа, в котором используются метафоры. Какую роль метафоры играют в выбранном фрагменте?


VI

В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

VII

От хладного разврата света
Еще увянуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев.
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой,
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал.

VIII

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья;
Что их бессмертная семья
Неотразимыми лучами,
Когда-нибудь, нас озарит
И мир блаженством одарит.

IX

Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.
Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гете
Их поэтическим огнем
Душа воспламенилась в нем.
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил;
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты.

Х

Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Задание 4 (часть 1)
Задание 4 предполагает сопоставление исходного текста с другим произведением, текст которого также приведён в экзаменационной работе (максимальный балл – 8).
Как описание возможной «обыденной» судьбы Ленского соотносится с авторским размышлением из 6 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

    Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку, придумывая: нельзя ли отделить от нее еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще останется много чистого пробела.
    И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» – но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.

По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Задания 5.1–5.5 (часть 2)

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?
Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» решается проблема чести и долга?
Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Каковы важнейшие черты личности Савельича? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»?
Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?
Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?


По поэме А.С.Пушкина «Цыганы»
Задания 5.1–5.5 (часть 2)

1. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы»)
2. Каково значение образа старого цыгана в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»?
3. Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? (По поэме А.С. Пушкина «Цыганы».)
4. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».


*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика