Какую роль в жизни обитателей ночлежки сыграл странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне».) ЕГЭ по литературе
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 

Список произведений,
необходимых при подготовке
к   ЕГЭ  по литературе

 
 

В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»? (задание 9)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алексей Максимович Горький
(1868 – 1936)
Какую роль в жизни обитателей ночлежки сыграл странник Лука?
(По пьесе М. Горького «На дне».)
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году в сложный для России период. Автор имел свой взгляд на всё происходящее в стране, и, конечно, его волновали острые социальные вопросы, которые поставлены в этом произведении. Поэтому жанр пьесы определяется как социально-философская драма, в которой изображается не только жизнь людей, искалеченных общественным строем, но и идёт спор о путях к человеческому счастью.
Все события пьесы разворачиваются в городской ночлежке, похожей на тюрьму или пещеру. Об этом мы узнаём из первой же ремарки к драме. Обитатели костылёвской (имя владельца – Михаил Костылёв) ночлежки – люди, находящиеся на дне жизни. Каждый герой имеет историю, которая привела его на это «дно». Перед нами предстают Барон, вспоминающий о былых временах, когда он был богат и что-то значил в этом мире. Настя – проститутка, мечтающая о настоящей любви. Васька Пепел – потомственный вор. Актёр, который потому и Актёр, что забыл своё настоящее имя от пьянства. У каждого из них есть свои мечты, для осуществления которых они, однако, ничего не делают. Эти люди потеряли надежду и веру в себя, но с появлением странника Луки с ними происходят изменения.
Лука – персонаж очень неоднозначный. Долгое время бытовало мнение, что Лука – лжец, который даёт ночлежникам лишь пустые надежды, а сам покидает их в самый драматичный момент. Но есть и другая точка зрения: если внимательнее присмотреться к этому персонажу, то начинаешь осознавать, что он даёт людям веру в себя, даёт толчок для изменений. Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья. Поэтому ночлежники должны были двигаться дальше самостоятельно, без помощи и поддержки Луки. И я согласна с этой (второй) точкой зрения.
Надо сказать, что иногда Лука прибегает к спасительной лжи. Так, например, он утешал умирающую Анну, заботился о ней. Как никто другой, он подарил ей в последние дни жизни покой, и оттого ей не так страшно было умирать. Но разве это плохо – поддержать человека в трудный момент?
Пеплу странник советует вовремя уехать в Сибирь. Один раз он уберёг его от тюрьмы, но в другой раз его может не быть рядом, и что тогда… Лука понимает, что Пепел любит Наташу и готов поддерживать её. Он советует Наташе присмотреться к Пеплу, увидеть в нём хорошее и пойти за ним.
Лука поддерживает Настю. Единственный, он не смеётся над её выдуманной любовью, а готов ей поверить. И ещё просит других верить ей.
Что касается Актёра, то и в него Лука вселил надежду. Он первый заговорил с Актёром о его профессии, так что Актёр попытался вспомнить своё любимое стихотворение и главное – своё имя. Лука не врал ему о клиниках, где лечат пьяниц. Просто Актёру не хватило силы воли и веры в себя. Он сам сдался, отказался от своей мечты, поэтому однозначно винить в его смерти Луку нельзя. Ведь старик не может действовать за других, действовать должны были сами ночлежники.
На протяжении всей пьесы мы задаёмся вопросом: так что такое правда? Правда Луки – это вера: «Во что веришь, то и есть». И действительно, «правда» - понятие относительное. Нельзя точно сказать, что это такое, ведь у каждого человека она своя. Вот, например, для Сатина – это гордый человек: ««Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека…». По моему мнению, образ Луки, безусловно, играет большую роль в пьесе «На дне». Благодаря этому персонажу раскрываются во всей полноте все герои драмы М.Горького. Кроме того, именно этот персонаж помогает автору поставить и решить философскую проблему произведения – вопрос о том, что нужно человеку: правда или утешительная ложь.
Комментарий к сочинению:
В работе в основном выполнены все требования, предъявляемые к сочинению.
По критерию «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» эксперты оценили работу 2 баллами. Выпускник строит ответ, опираясь на авторскую позицию, формулирует свою точку зрения, не подменяет анализ пересказом текста.
Экзаменуемый продемонстрировал теоретико-литературные знания, в том числе раскрыл смысл термина «социально-философская драма» (по критерию К2 – 2 балла), обнаружил знание текста пьесы М. Горького: привёл цитаты с комментариями к ним, для доказательства суждений обратился к краткому пересказу содержания (по критерию К3 – 3 балла).
Данная работа подтверждает мысль о том, что знание текста произведения положительно отражается и на её построении: все части сочинения логически связаны между собой, нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли в них нет. Оценка по критерию К4 – 3 балла.
Речевое оформление также оценено 3 баллами (незначительные речевые погрешности не повлияли на качество работы в целом).


Задания 17.1–17.3 (часть 2)
Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов
(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Оценка выполнения заданий 17.1–17.3 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.
По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Открытый Банк заданий. ЕГЭ. 11 класс. Литература
По пьесе А.М.Горького "На дне"
Задания 17.1–17.3 (часть 2)

1. В чём заключается своеобразие финального звучания пьесы М. Горького «На дне»?
2. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?
3. В чём сложность и неоднозначность трактовок образа Луки? (По пьесе М. Горького «На дне»)
4. В чём сходство и различие женских судеб в пьесе М. Горького «На дне»?
5. Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда?
6. Какую роль в жизни обитателей ночлежки сыграл странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне».)
7. Почему мечта ночлежников подняться «со дна» для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М. Горького «На дне».)
8. Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)
9. Торжествует ли «правда» Бубнова в финале пьесы М. Горького «На дне»?
10. Удалось ли, на ваш взгляд, М. Горькому ответить на вопрос, что лучше – истина или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне».)
11. Что предопределило трагизм финала драмы М. Горького «На дне»?

По рассказу А.М.Горького «Старуха Изергиль»
Задания 17.1–17.3 (часть 2)

1. В чём проявилось своеобразие героев и проблематики ранней прозы М. Горького? (По рассказу «Старуха Изергиль»)
2. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)


Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).
Задания 8 и 9 (часть 1)
Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
 
Задания 8 и 9 (часть 1) по фрагменту драматического произведения
8. Как данная сцена характеризует хозяев ночлежки – Костылевых?
9. Что сближает пьесу «На дне» с произведениями отечественной классики, поднимающими проблему «дна» в человеческих взаимоотношениях? (Укажите названия произведений и обоснуйте свой выбор.)


Василиса (ближе наклоняясь к нему). Вася! давай поможем друг другу...
Пепел. Как это?
Василиса (тихо, сильно). Сестра... тебе нравится, я знаю...
Пепел. За то ты и бьешь ее зверски! Смотри, Васка! Ее – не тронь...
Василиса. Погоди! Не горячись! Можно все сделать тихо, по-хорошему... Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам... целковых... триста! Больше соберу – больше дам...
Пепел (отодвигаясь). Постой... как это? За что?
Василиса. Освободи меня... от мужа! Сними с меня петлю эту...
Пепел (тихо свистит). Вон что-о! Ого-го! Это – ты ловко придумала... мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама...
Василиса. Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам... через товарищей! Да если и сам, кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут... уедешь куда-нибудь... меня навек освободишь... и что сестры около меня не будет – это хорошо для нее. Видеть мне ее – трудно... злоблюсь я на нее за тебя... и сдержаться не могу... мучаю девку, бью ее... так – бью... что сама плачу от жалости к ней... А – бью. И – буду бить!
Пепел. Зверь! Хвастаешься зверством своим?
Василиса. Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася... Ты два раза из-за мужа моего в тюрьме сидел... из-за его жадности... Он в меня, как клоп, впился... четыре года сосет! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он – яд...
Пепел. Хитро ты плетешь...
Василиса. В речах моих – все ясно... Только глупый не поймет, чего я хочу...
Костылев осторожно входит и крадется вперед.
Пепел (Василисе). Ну... иди!
Василиса. Подумай! (Видит мужа.) Ты – что? За мной?
Пепел вскакивает и дико смотрит на Костылева.
Костылев. Это я... я! А вы тут... одни? А-а... Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами и громко визжит.) Васка... поганая! Нищая... шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости, господи... опять ты меня, Василиса, во грех ввела... Я тебя ищу везде... (Взвизгивая.) Спать пора! Масла в лампады забыла налить... у, ты! Нищая... свинья... (Дрожащими руками машет на нее.)
Василиса медленно идет к двери в сени, оглядываясь на Пепла.
Пепел (Костылеву). Ты! Уйди... пошел!..
Костылев (кричит). Я – хозяин! Сам пошел, да! Вор...
Пепел (глухо). Уйди, Мишка...
Костылев. Не смей! Я тут... я тебя...
Пепел хватает его за шиворот и встряхивает. На печи раздается громкая возня и воющее позевыванье. Пепел выпускает Костылева, старик с криком бежит в сени.
(М. Горький, «На дне».)

Задание 9 (часть 1) по фрагменту прозаического произведения
9. В чем, по вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
– Веди ты нас! – сказали они.
Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
– Вы сказали: "Веди!" – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. <…>
– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери.<…>
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям <…>
М. Горький «Старуха Изергиль»





*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика