Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
Портрет А.Н.Бенуа работы художника К.А.Сомова, 1895
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Художники-иллюстраторы
Александр Николаевич Бенуа
(1870-1960)
Жизнь и творчество

Бенуа Александр Николаевич – живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Он родился в Петербурге 3 мая 1870 года в семье разносторонне одаренных художников. Отец художника, Николай Леонтьевич, – академик архитектуры. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где Александр Бенуа учился с 1885 по 1890 год, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с С.П. Дягилевым стали организаторами группы "Мир искусства" и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. "Мир искусства" раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных,

Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии", изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. "Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", – говорил Бенуа.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве А. Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать А. Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

А. Бенуа был также известным театральным, деятелем. Он начал работать с К. С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление "Свадьбы Фигаро", поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России.

Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины, – всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни.

Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С.П. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907–1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г." В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.

Петрова О.Ф.

Источник: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Л-д.: Аврора. 1971 г.


 
Иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме "Медный всадник"
на сайте "К уроку литературы"  >>>
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 

Санкт-Петербург    © 2013-2017     Недорезова  М.,  Недорезова  Е.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz